Студопедия — Мензуральная нотация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мензуральная нотация






В 13-16 веках стала широко применяться мензуральная нотация (от лат. mensura - мера; буквально - размеренная нотация). Данная система фиксации музыкальных звуков ещё ближе приблизила нотную графику к современному виду. С помощью мензуральной нотации можно было уже записывать не только направление движения, как в невменной, не только высоту звуков, как в хоральной нотации, но и относительную длительность звуков. Одновременная запись высоты и длительности звуков стала необходима в связи с развитием полифонической (т.е. многоголосной) музыки, причём с различными ритмическими рисунками в разных голосах.

Длительности нот в мензуральной нотации фиксировались с помощью особого вида нотных головок (см. рис. 3.1).

 

НАЗВАНИЕ НОТА ПАУЗА
Duplex longa
Longa
Brevis
Semibrevis
3.1 Ноты мензуральной нотации

 

Самая длинная нота называлась Duplex longa (двойная длинная), за ней следовала нота короче - Longa (длинная), затем по убывающей шла Brevis (короткая) и завершала список длительностей Semibrevis (полукороткая). Паузы назывались тем же именем, что и соответствующие по длительности ноты, но имели другую графическую форму.

К выше перечисленным длительностям в 14 веке добавились ещё более мелкие длительности - minima (самая малая) и semiminima (полуминима) (см. рис. 3.2.).

minima semiminima
Рис. 3.2

 

Влияние мензурального способа обозначения длительностей можно найти и в современной нотной графике. Стоит к примеру вспомнить, что современые " целая" и " половиная" длительности отличаются от " четвертной" и " восьмой" не только штилями (т.е. вертикальными чертами, исходящими из головок нот), но и видом головки - незаполненой или заполненной. У " целой" ноты головка незаполненная и вообще без штиля, " половинная" так же белая, но уже со штилем; все более мелкие длительности в современной нотной графике изображаются с заполненной (т.н. " чёрной") головкой и обязательным наличием штиля (подробнее о современном обозначении длительностей нот см. в части " Современное нотное письмо").

Главной единицей счёта в мензуральной нотации поначалу (в период ars antiqua) считалась longa. В зависимости от знака мензуры, помещавшегося в начале строки (а при смене мензуры - и в середине), основная нота могла быть трёхдольной, т.е. равная трём brevis, её называли совершенной (longa perfecta), и двухдольной (равная двум brevis), её считали несовершенной (longa imperfecta).

Забегая вперёд, отметим, что понятие совершенного трёхдольного деления (perfecta) и несовершенного двухдольного (imperfecta) в середине 14 века стали распространятся и на соотношения Brevis и Semibrevis, двухдольными всегда оставались только ноты duplex longa (позднее maxima) и minima.

Каждая мензура имела своё название. Мензура longa имела название modus, мензура brevis - tempus, мензура semibrevis - prolatio. В дальнейшем, в связи с введением в полифоническую музыку более мелких длительностей, за единицу счёта приняли ноту brevis, тождественную современной " целой". В начале строки стали ставить tempus perfectum (деление на три semibrevis) или tempus imperfectum (деление на два semibrevis) (см. рис. 3.3).

 

tempus perfectum tempus imperfectum
Рис. 3.3

 

Последняя мензура tempus imperfectum используется до сих пор и служит альтернативой обозначения размера 4/4.

В 14 веке единицей счёта в мензуральной нотации стала нота semibrevis. Разновидности этой мензуры обозначались как prolatio major (perfecta) (деление на 3-и minima) и prolatio minor (imperfecta) (деление на 2-а minima). В итого, получился следующий список мензур (см. рис. 3.4):

 

НАЗВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
brevis и semibrevis - трёхдольные
brevis – трёхдольный, semibrevis - двухдольный
brevis – двухдольный, semibrevis - трёхдольный
Рис. 3.4

 

а) brevis и semibrevis - трёхдольные (tempus perfectum, prolatio major), соответствущие современным размерам 9/4, 9/8;

б) brevis - трёхдольный, semibrevis - двухдольный (tempus perfectum, prolatio minor), соответствущие современным размерам 3/4, 3/8;

в) brevis - двухдольный, semibrevis - трёхдольный (tempus imperfectum, prolatio major) соответствущие современным размерам 6/4, 6/8;

г) brevis - двухдольный, semibrevis - двухдольный (tempus imperfectum, prolatio minor) соответствущие современным размерам 2/4, 4/4).

В связи с тем, что обозначение длительностей нот в мензуральной нотации было несовершенным, со временем появились различные правила для обеспечения записи всевозможных ритмических рисунков.

Стоит отметить, что на следующих этапах развития нотой графики термин " мензура" стал равнозначным термину " такт" (такт - отрезок музыкального произведения, начинающийся с сильного метрического акцента). Само слово " мензура" в переводе со многих европейских языков означает " такт". По латыни это слово пишется как " mensura", по итальянски " misura", по французски " mesure", а в английском языке для обозначения такта, кроме слова " bar" применяют термин " measure".

В 16-ом же веке, когда понятие " tactus" только появилось, он соответствовал semibrevis. В зависимости от придаваемых длительности пропорций (т.е. уменьшения или увеличения), существовали разновидности:

а) tactus alla semibreve (нормальная величина);

б) tactus alla breve (в этом случае brevis равнялась обычной длительности semibrevis, понятие alla breve используется и в наши дни);

в) alla minima (увеличение длительности semibrevis в 2-а раза).

Подобные метаморфозы с длительностями происходили потому, что на тот исторический момент длительности имели практически абсолютное временнό е значение, и чтобы изменить скорость движения, приходилось использовать подобные ухищрения.

Наряду с использованием мензур, музыкантами Средневековья постоянно делались попытки создания более лёгкой и удобной системы нотной записи. Одна из подобных реформ была проведена в связи с общеевропейским переходом от письма на пергаменте – к использованию бумаги. В период с конца 15 – начала 16 веков заполненные (" черные") ноты были заменены незаполненными (" белыми"). Особенно интенсивно этот процесс проходил в столице католичества – Италии. Так как практически все профессиональные музыканты в то время служили под патронатом католической церкви, то реформа, благословлённая высшими церковными иерархами, довольно быстро завершилась, и к началу 16 века система нотных знаков уже выглядела по новому (см. рис. 3.5).

 

НАЗВАНИЕ НОТА ПАУЗА
Maxima
Longa
Brevis
Semibrevis
Minima
Semiminima
Fusa
Semifusa
Рис. 3.5

 

Всё более приближаясь к современной системе нотной записи, новая система постепенно лишилась белых нот в обозначении мелких длительностей и из черно-белой пары остались только заполненные графические знаки semiminima, fusa и semifusa. Применяемая в 15 веке лишь изредка округлая форма нот, в 16 веке перешла в нотопечать, благодаря чему и утвердилась окончательно. Ближе к концу 16 века от мензуральной нотации отказались, так как стали применять единственное соотношение между соседними длительностями - 1 к 2-м. Так произошёл переход от мензуральной ритмики к современной тактовой.

В 17-м веке такт стал основной единицей метра, но при этом он перестал быть как раньше определённой временнό й мерой. " Semibrevis" приравнивается к " целой" ноте, т.е. становится практически самой продолжительной (из наиболее распространённых) длительностью. Увеличение размера такта (т.е. его " растягивание" во времени) или его уменьшение (" съёживание") становится возможным благодаря появлению понятия " темп" (скорость музыкального движения). Такт обычно делится на сильную, относительно сильную (при количестве долей в такте большем чем 2-а) и слабую доли. Доли приблизительно равны мензуральным тактам, и в большинстве случаев обозначаются как четверти от " целой", таким образом становится ясно, что " четвертные" ноты примерно равны мензуральной длительности " semiminima".

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1886. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия