Студопедия — СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРА БЫТИЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КУЛЬТУРЫ






1.

Первый принцип системного мышления — рассматривать изучаемый объект не изолированным, не выделенным " крупным планом" и выключенным из среды, в которой он реально существует, функционирует и развивается, а именно в этом. средовом контексте, то есть в целостной системе, подсисте­мой (или элементом) которой наш объект является. В про­тивном случае любое определение этого объекта будет произ­вольным, постулативным, оно окажется только деклариро­ванным, но не выведенным.

Применительно к решаемой нами задаче это означает, что нужно начать с определения той системы, к которой принад­лежит культура, дабы понять ее, культуры, сущность, назна­чение, формы существования в их детерминированности дан­ным системным целым.

Такой системой (или метасистемой, если сама культура рассматривается как система) является бытие — во всей полноте, всеохватности этого исходного философского поня­тия. Ибо даже история осмысления культуры — начиная с античной оппозиции " натура/культура" и кончая противопо­ставлением в философии XX в. наук о природе и наук о культуре — показывает, что мы имеем тут дело не с каким-то частным явлением человеческой жизни, т. е. говорим о " культуре" не в том обыденном смысле, в каком понятие это фигурирует в выражениях " Дворец культуры", " Парк куль­туры и отдыха", " Институт культуры", " Министерство куль­туры" и т. п., а в самом широком, собственно философском смысле, в котором культура по масштабу своему оказывается сопоставимой и с человеком, и с обществом, и с природой — основными формами бытия.

Но в таком случае возникает следующий вопрос — почему данные явления суть основные формы бытия и на каком основании мы причисляем к ним культуру?

Первой формой бытия является, несомненно, природа. Учитывая, что в понятие " природа" философ и представители конкретных наук вкладывают разные смыслы, уточню, что речь идет о природе как непосредственной, стихийно сложив­шейся форме существования материи, охватывающей неор­ганические и органические ее структуры; природа есть, сле­довательно, наличное бытие материи, реальность ее кок- кретного существования.

На определенной ступени исторического развития приро­ды в силу ряда процессов, достаточно хорошо освещенных наукой и не нуждающихся в дополнительном освещении в данной книге, возникает вторая форма бытия — общество людей. Приходится употребить тут слово " людей", так как в последнее время появление новой научной дисциплины, на­звавшей себя социобиологией, привело к распространению понятия " общество" и на совместную жизнь животных. Од­нако такое употребление термина некорректно — оно стирает качественное различие между коллективной жизнью живот­ных и совместной жизнью людей при том, что генетическая связь этих двух форм коллективности несомненна (подобное перенесение на биологический уровень понятия, характери­зующего социальный уровень бытия, равнозначно тому, как если бы мы назвали животного " человеком"); диалектику связей и различия этих форм коллективности точнее выра­зили бы понятия " сообщества животных" и " человеческое общество" (или, используя образную форму А. де Сент-Экзюпери " Земля людей" — " общество людей"). Суть этого различия состоит ведь в том, что в обществе бытие переходит от естественной, спонтанной формы существования биологи­ческой системы к иному типу функционирования и развития, который определяется тем, что общественные отношения не детерминированы биологически и потому не транслируются генетически; это приводит к тому, что структура общества не задана человечеству, как задана она каждому виду живот­ных, оставаясь неизменной на протяжении всей истории его существования, а исторически изменчива, обусловленная ме­няющимся характером практического отношения людей к природе, формами и организацией производства, а затем и сознанием людей, идеологическими установками.

Но если общество есть внебиологический способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сам человек, синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественные закономерности, яв­ляющийся тем самым воплощенным единством природы и общества, должен быть признан носителем особой — тре­тьей — формы бытия, не сводимой ни к биологической, ни к социальной его формам.

Не так давно у нас было распространено представление, будто использованная К. Марксом в " Тезисах о Л. Фейербахе" и полемическая по отношению к пониманию последним человека формула: " совокупность всех общественных отно­шений" означает, что ее автор отождествлял " человека" и " общество". Между тем, в подобном отождествлении грешен не Маркс, а вульгаризаторы его учения — сам он в написан­ных одновременно с " Тезисами..." " Экономически-философ­ских рукописях 1844 года" прямо говорил о человеке как об " общественном животном", как о существе, в котором слива­ются воедино природа и общество; но и в самих " Тезисах..." он отнюдь не сводил бытие человека к воплощению общест­венных отношений, так как данное определение характери­зовало только " сущность человека", а не целостное его бытие, которое есть единство сущности и существования (о чем и было отчетливо сказано в упомянутых рукописях); кроме того, российских комментаторов Маркса вводил в заблужде­ние весьма неточный перевод данного тезиса (на что я уже обращал внимание в книге " Человеческая деятельность"):

французское слово " ансамбль", использованное здесь автором для обозначения целостной связи, системного единства тех общественных отношений, которые оказываются интериоризированными в сущности человека, было переведено в собра­нии сочинений классика, и тем самым признано единственно верным, словами " совокупность всех", хотя Маркс не мог и помыслить о таком абсурде, как проникновение внутрь чело­века — в его сущность — " всех" общественных отношений (очевидно ведь, что такие основополагающие общественные отношения, как экономические, политические и юридичес­кие, не могут стать внутренними, сущностными качествами человека — они характеризуют лишь внешние для него и, разумеется, существенно влияющие на него условия его существования).

В конечном счете, в наши дни взгляды Маркса, как и Фейербаха и других классиков философской мысли, имеют для нас исторический интерес, собственная же точка зрения современного философа должна покоиться на тех данных, которые предоставляет ему современный уровень научной

мысли, а он позволяет заключить: биологические и социаль­ные качества органически связаны и в сущности, и в суще­ствовании человека, что ведет к образованию синтетических по происхождению системных его свойств, т. е. не сводимых ни к дарованным человеку природой, ни к привнесенным в него обществом, — таковы простейшие и вместе с тем осно­вополагающие его способности ходить, есть, любить, мыс­лить. Поскольку же человек связывает в одно неделимое целое природу и общество, он становится центральным " зве­ном" в цепи основных форм бытия; это его положение отчет­ливо видно по схематическому обозначению данной онтоло­гической системы (см. схему 2):

Ставя человека в онтологический и логический категори­альный ряд " природа—общество—человек", нужно иметь в виду не только синтетический характер среднего звена этой цепи, но и его модальные особенности по сравнению с первыми двумя ее звеньями. Речь идет о том, что если понятие " природа" обозначает весь материальный мир в его конкретном существовании, а понятие " общество" — и соци­альную систему как таковую, и ее конкретные пространст­венно-временные модификации (первобытное общество, фео­дальное общество, светское общество и т. п.), то " человек" — это обозначение и рода (человеческий род — Homo sapiens), и социально-исторического, и расово-этнического типа (античный человек, белый человек и т. д.), и индивидуально­го бытия отдельного человека (Ивана Ивановича Иванова или Ильи Ильича Обломова). В человеческом бытии проис­ходит то, что Ф. Шлейермахер некогда назвал " индивидуализацией" — превращение общего (родового) не только в особенное, но и в индивидуально-уникальное, единственное в своем роде, неповторимое. Мы увидим, какое значение это имеет для понимания культуры, пока же лишь отмечу это важнейшее свойство человеческого бытия и поставлю во­прос — а как возможно такое гармоническое соединение в человеке природного и социального, в сущности их взаимное отождествление?

Возможность эта объясняется тем, что человек есть жи­вотное, способом существования которого является продук­тивная деятельность, а не спонтанная жизненная актив­ность. Одно из существеннейших отличий человеческой дея­тельности от жизнедеятельности животных в том и состоит, что последняя обращена только на удовлетворение их виталь-ных потребностей, тогда как первая призвана решить, наряду с данной задачей, и другую — заменить атрофированный у человека генетический механизм передачи от поколения к поколению и от вида к индивиду всех поведенческих про­грамм новым механизмом — механизмом " социального нас­ледования";. Для этого необходимо " опредмечивание" (Гегель) накапливаемого человечеством опыта, позволявшее сохра­нять в объектированном и отторгнутом от самого человека — и потому не исчезающем с его смертью — виде добываемые им знания, ценности и умения. Так биологическое существо­вание становилось одновременно социальным, благодаря не­известному природе виду активности — человеческой дея­тельности. В результате деятельность человека породила новую — четвертую — форму бытия — культуру.

Резюмируя сказанное, можно развить предыдущую исход­ную схему, дабы сделать наглядным место культуры в систе­ме бытия (см. схему З):

Разумеется, данная схема, как всякая пространственная модель непространственных отношений, не может рассмат­риваться как абсолютно точное их отражение (тем более, что графически изображаемая модель ограничена двухмернос­тью листа бумаги), и все же она полезна своим относитель­ным изоморфизмом моделируемой реальной системе.

В философском анализе культура предстает перед нами, следовательно, как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, охватывая:

а) качества самого человека как субъекта деятельнос­ти — качества сверхприродные, т. е. такие, которые, опира­ясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления индивида (по закону " онтогенез повторяет филогенез", который действует не только на уров­не физиологическом);

б) те способы, деятельности, которые не врождены чело­веку, — ни виду, ни индивиду, но которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение, благодаря обучению, образованию, воспитанию;

в) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — в которых опредмечиваются процессы деятельности, которые становятся " второй природой", твори­мой из материала " первой", подлинной природы для того, чтобы удовлетворять сверхприродные, специфически челове­ческие потребности и служить передатчиком этого человечес­кого начала другим людям; эта предметность культуры ока­зывается инобытием человека, ибо она отделяется от него и приобретает самостоятельное существование: создатели ору­дий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства умирают, а их творения сохраняют­ся и живут века и тысячелетия, подчас причудливо изменяя свои функции по сравнению с тем, что было задумано их создателями (скажем, идолы, иконы, культовые предметы стали жить как музейные произведения художественного смысла);

г) вторичные способы, деятельности, служащие уже не опредмечиванию, а распредмечиванию тех человеческих ка­честв, которые хранятся в предметном бытии культуры; К. Маркс со свойственной ему любовью к образным выраже­ниям мысли говорил, что в труде процесс " угасает в продук­те"; применяя этот образ к функционированию культуры, мы могли бы сказать, что в культурном предмете процесс его создания " угасает" для того, чтобы вновь " зажечься" в новой деятельности, извлекающей из него заключенное в нем чело­веческое содержание;

д) вновь человек, вторая роль которого в культуре обуслов­ливается тем, что в процессе распредмечивания он растет, меняется, обогащается, развивается, короче — становится продуктом культуры; поскольку же одним из формируемых культурой качеств является потребность в совершенствова­нии собственной деятельности (незнаемая животными, у ко­торых генетически транслируются инстинкты, управляющие стереотипизированными действиями, повторяющимися из поколения в поколение), постольку человек, творимый куль­турой, становится и ее творцом;

е) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением участвующих в них людей как особым аспектом человеческой деятельности и, соответственно, феноменом культуры; предваряя последующий анализ, хотел бы сразу же отметить, опираясь на выводы, полученные мной в ре­зультате специального исследования этого явления в книге " Мир общения", с одной стороны, неправомерность широко распространенного у нас отождествления " общения" и " ком­муникации", проистекающего из чисто формального понима­ния их как способа связи человека с человеком, а с другой столь же неосновательное противопоставление " общения" и " деятельности", основанное на сведении последней только к " предметной деятельности"; общение людей является, как и предметная деятельность, формой деятельного — целена­правленного, свободно избираемого, а не транслируемого генетически, практического и духовного — способа реализа­ции потребности человека в человеке как субъекта в субъ­екте и тем самым отличается от коммуникации как способа передачи субъектом объекту (преемнику, получателю, адре­сату) определенной информации.

Так замыкается " круг культуры" — ее движение от чело­века к человеку, опосредованное созидаемой им предметнос­тью (см. схему 4).

Если же развернуть эту схему в исторической плоскости, круг превращается в спираль, ибо каждое новое поколение людей находится на более высокой деятельностной ступени, чем предыдущее, — оно освоило переданное ей культурное наследие и умножило традиционное тем, что само изобрело (см. схему 5). Образ спирали, используемый обычно для иллюстрации идеи прогресса, непосредственно относится к культуре. Следует, разумеется, учитывать, что история знает и временные отступления, провалы, разрушения наследия,

отказы от традиций и неприятие новаторства (история, как говорил Н. Чернышевский, " не тротуар Невского проспек­та"), и все же раньше или позже побеждает движение " вперед и ввысь", ибо таково условие выживания человечества. Поэ­тому о прогрессе можно говорить лишь в диалектическом сопряжении его с противоположным качеством развития — регрессом, и в разных областях культуры соотношение про­гресса и регресса разное — скажем, в развитии науки и искусства, в истории техники и нравственности. Более того, поскольку прогресс и регресс — категории, имеющие аксиологическое значение, во многих случаях то, что одни люди, социальные группы, идеологи считают прогрессом, другие расценивают как регресс (скажем, значение реформ Петра I славянофилами и западниками или значение Октябрьской революции в современных дискуссиях историков, социоло­гов, публицистов). Однако при всей относительности и дис­куссионности конкретного определения прогрессивности того или иного исторического процесса безусловным остается то, что принципиально отличает бытие культуры от существова­ния природы: стабильности поведения каждого вида живот­ных, повторяющегося из поколения в поколение в силу генетической передачи поведенческих программ и оставляю­щего лишь крайне узкий спектр возможностей онтогенети­ческой, прижизненной для индивида коррекции этой про­граммы средствами научения, игры, собственным жизнен­ным опытом; история человечества есть постоянное измене­ние, расширение, обогащение способов и средств дея­тельности. Отсюда — имманентность культуре такого дея­тельного качества, как творчество, — силы, обусловливаю­щей ее постоянное обновление и рождающей диалектическое отношение " традиция/инновация" как закон существования культуры.

Из сказанного следует, что нужно присоединиться к тем философам, которые утверждают, что культура производна от деятельности человека. Но при этом приходится возра­зить теоретикам (в том числе и самому себе в некоторых былых работах), которые отождествляют культуру с каким-то одним аспектом деятельности, — с ее продуктом, или способом, или творческим потенциалом, или духовной энер­гией, или ценностным регулятором, или семиотическими средствами, или качественным уровнем, или качествами человека как субъекта деятельности... Эти расхождения трактовок, характеризующие всю историю культурологичес­кой мысли, начиная как будто с противоположности подхо­дов к пониманию культуры у Дж. Вико, И. Канта и И. Гердера, и дошедшую до поразительного по разбросу " плюрализ­ма" позиций современных мыслителей (который был показан во введении), объясняются, как видим, именно тем, что сама деятельность человека берется здесь частично, односторон­не, а не как целостная система, не как процесс, начинаю­щийся в человеке и в нем завершающийся, чтобы вновь начаться на новом витке спирали, — и так до бесконечности, но способный осуществляться лишь постольку, поскольку

человечество изобрело способность опредмечивать свои внут­ренние качества, материализовывать духовное, дабы вновь и вновь его дематериализовывать, извлекая духовное содержа­ние из материальных предметов (артефактов), и " присваи­вать" его каждым осуществляющим эти акты распредмечивания человеком.

Уже в этом кратком общем онтологическом эскизе можно увидеть, как системное представление о человеческой дея­тельности открывает философии путь к целостному видению культуры..

Понятие " культура" и вошло в философский обиход в XVIII в., перестав быть словом бытовой речи, именно потому, что появилась потребность в интегративном определении того, что и как делает человек и как это на нем отражается. Это не мешает, разумеется, говорить о разных конкретных проявлениях культуры — о культуре нравственной и физи­ческой, о культуре производства и управления, о материаль­ной и духовной культуре, но за всеми этими проявлениями стоит нечто, объединяющее их и придающее им человеческий смысл, отличающий деятельность людей от поведения жи­вотного; это общее, единое, целостное и есть культурное качество. Его структура является, следовательно, взаимосвя­зью трех модальностей культурного " субстрата": человечес­кой модальности, в которой культура выступает перед нашим взором как совокупность ненаследуемых качеств человека (и человечества, и нации, и личности), качеств, проявляю­щихся и в предметной его деятельности, и в общении; про­цессу алъно-деятельностной модальности, в которой культу­ра предстает как способ деятельности человека, ее " техноло­гия"; предметной модальности, в которой культура является инобытием человека, охватывающим все многообразие его творений — материальных, духовных и художественных, образующих " вторую природу" или " человеческий мир", или " ноосферу". Схематически это можно обозначить так (см. схему 6).

Таким образом, трехчленная структурная декомпозиция бытия: " природа—общество—человек" при необходимости приводит нас к выявлению культуры как преображения человеком природы по законам общества. Это значит, что " культура" близка к содержанию понятий " человек" и " об­щество", вместе с ними противостоя " природе" — и потому, что триединая система " общество—человек—культура" обра­зует миниатюрную нишу в бескрайнем пространстве приро­ды, и потому, что три подсистемы данной системы не " сла







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 663. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия