Студопедия — Может ли стать герменевтика всеобщей методологией?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Может ли стать герменевтика всеобщей методологией?






 

Возникновение герменевтики как ведущего философского
течения последней четверти XX в. связано с проявлением разочарования во всех прежних философских учениях на Западе и стало выражением кризиса доверия к этим учениям.

Как самостоятельное философское течение философская герменевтика оформилось после выхода в свет фундаментального труда профессора Гейдельбергского университета Ганса Георга Гадамера (1900) «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики».

Сам по себе термин «герменевтика» и соответствующее ему основное понятие возникли в глубокой древности. Как известно,
в древнегреческой мифологии Гермес почитался изобретателем языка и письменности и выступал вестником воли богов. Поскольку эта воля выражалась оракулами в лапидарной форме, то она нуждалась в разъяснении и истолковании, то есть за образным слоем изречения, послания должен быть выявлен подлинный его смысл.
В этом своем качестве герменевтика и стала означать искусство истолкования, обеспечивающего правильное понимание полученного свыше известия.

В более позднее время в христианской теологии она выступала как искусство и метод толкования Священного писания, которые были необходимы из-за наличия в нем множества иносказаний, неясных мест и просто противоречий.

В Новое время герменевтика уже понимается как искусство толкования и критики светских литературных и исторических
текстов.

Конституированию в самостоятельную научную дисциплину и использованию ее как метода герменевтика обязана немецким философам: Фридриху Шлейермахеру (1768–1834) и Вильгельму Дильтею (1833–1911). Так, Ф. Шлейермахер видел цель герменевтического понимания в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором. С точки зрения В. Дильтея, герменевтика должна раскрыть объективный дух целой культуры, неповторимую структуру внутренних ценностей эпохи. Для этого необходимо войти в ту культурно-историческую атмосферу, в которой творил создатель текста, и постараться как можно точнее воспроизвести ее в переживании и вообще в сознании исследователя, т.е. исследователь должен переместиться в «чужую субъективность».

В XX в. герменевтика пережила еще одно существенное изменение – она превращается во всеобщую методологию. В отличие от своих предшественников, требующих максимальной актуализации субъективного начала личности исследователя, который должен заново оживить в себе историческое прошлое, воплотившееся в текстах и предметах культуры, Г. Гадамер считал такую актуализацию лишь помехой для исторического понимания, так как отсечение всех актуальных связей с историческими явлениями позволяет выявить его подлинную ценность.

Следовательно, для Г. Гадамера текст превращается как бы в окончательную объективную реальность и оказывается объективно самостоятельным как в отношении автора, так и его среды, эпохи, потому что задача герменевтического исследования усматривается теперь не в выявлении мыслившихся в свое время подтекстов, а в понимании смыслов текстов, памятников или каких-либо событий культурной жизни, ибо только смысл раскрывает человеческое значение всех явлений, их обязательную отнесенность к человеку и обществу. Но основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», которое задается традицией, т.е. человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Поскольку ситуация интерпретатора исторически обусловлена и в социальном, и в культурном, и в идеологическом отношениях, то можно сказать, что интерпретация всегда осуществляется в рамках традиций, порвать с которыми в принципе невозможно. Именно поэтому интерпретатор всегда подходит к тексту с предпониманием. Предварительное понимание можно исправить, скорректировать, но полностью освободиться от него нельзя, ибо это необходимая предпосылка всякого понимания. Носителем или выразителем понимания выступает язык. Языковая традиция, в которую включен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу. В результате язык, а не говорящий индивид, является субъектом речи. История же в связи с этим, подобно произведению искусства, есть своего рода «игра языка», воплощенная в тексте, в памятниках культуры.

Таким образом, предметом познания для герменевтики выступает уже не столько сам текст, сколько человеческий культурный мир, воплощенный в языке. Этот мир имеет всецело исторический характер в силу того, что он вовлечен в поток исторического времени и не может существовать без человека. Современная культура лишь в незначительной мере создана нашими современниками.
В целом же она является продуктом нескольких тысячелетий культурного развития человечества и запечатлена в исторических текстах, литературных и художественных памятниках, подлежащих истолкованию и пониманию. Герменевтика, по Г. Гадамеру, и есть философия, ибо никакой другой области, помимо человеческого общения и культуры у философии нет.

Центральным методологическим принципом является «герменевтический круг», суть которого заключается в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

Иными словами, понимание текста как «объективированного бытия» творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «объективаций жизни». В философии науки «герменевтический круг» понимается как взаимообусловленность теории и факта. Эта взаимообусловленность такова, что факты, из которых строится теория, всегда концептуально «нагружены», их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать и подтвердить.

Герменевтике Г. Гадамер приписывает чрезвычайно широкую, универсальную функцию, затрагивающую и политику. «Философская герменевтика – отмечает он, – видит свою задачу в открытии герменевтического измерения в его полном объеме, показывая его фундаментальное значение для всего понимания мира и, таким образом, для всех различных форм, в которых это понимание себя выявляет: от межчеловеческой коммуникации до манипулирования обществом; от личного опыта индивида в обществе до путей, на которых он сталкивается с обществом; от традиции, слагающейся из религии и права, искусства и философии, до революционного сознания, которое разрушает традицию посредством эмансипацирующей рефлексии». (Цит.: Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983. С. 186).

Таким образом, анализ проблематики, связанной с выявлением сущности науки, научного знания, языка науки, позволил увидеть, что в своем развитии это направление прошло от «чистого сциентизма», ориентировавшего философию преимущественно не естественно-научные, математические, формально-логические и лингвистические модели, к гуманитарной направленности, которая воплотилась в современной философской герменевтике. Постановка вопроса о преодолении «тирании слов», препятствующей разрешению социальных конфликтов в позитивистской традиции, приводит к необходимости выявления природы этой «тирании». В результате усиливается интерес к социально-гуманистической проблематике, которая по мысли французского социального антрополога Клода Леви-Строса (р. 1908), будет в центре внимания философии XXI века.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия