Студопедия — Принцип автоматической охраны. Рассмотренный в § 3.5 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принцип автоматической охраны. Рассмотренный в § 3.5 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав






 

Рассмотренный в § 3.5 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права.

Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, например регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений).

Следует особо подчеркнуть, что смежные права могут возникнуть автоматически только в том случае, если выполнены обязательные условия возникновения смежных прав (см. § 6.6), т.е. если не нарушены условия охраноспособности объектов.

В неявном виде принцип автоматической охраны смежных прав признается Римской конвенцией, хотя в ней нет даже термина " смежные права" *(211). С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны признан для двух видов объектов смежных прав - для исполнений и для фонограмм*(212). В ст. 20 этого Договора установлено, что " обладание правами и осуществление прав, предусмотренных настоящим Договором, не связаны с соблюдением каких-либо формальностей" *(213).

Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного имущественного права считается лицо, указанное на товаре - объекте смежных прав. На международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.

В соответствии с Римской конвенцией, исполнителем или производителем фонограммы признается лицо, указанное в качестве обладателя прав на фонограмме. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное на фонограмме, считается исполнителем или производителем фонограммы, если в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное. Возможны случаи, когда иные лица (в том числе и подлинный исполнитель или производитель фонограммы) могут претендовать на имущественные права в отношении той или иной фонограммы. Тогда только суд, рассмотрев существо дела и соответствующие доказательства, может принять решение в отношении принадлежности имущественного права.

Подобно обладателям имущественного авторского права, исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из трех элементов:

латинская буква " Р" в окружности;

имя или наименование обладателя исключительного права;

год первого опубликования фонограммы.

Символ " Р", использующийся для оповещения об имущественных правах, происходит от первых букв английских слов " performer" (исполнитель) и " phonogram producer" (производитель фонограмм).

Наличие или отсутствие знака оповещения о правах не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования фонограммы.

Возможность оповещения об имущественных правах впервые установлена в ст. 11 Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций*(214), и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм. Эта же норма повторена в ст. 5 Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм.

Знак конвенционной охраны предназначен для учета законодательства тех стран, в которых для возникновения смежных прав исполнителей и производителей фонограмм необходимо выполнение формальностей. В других случаях и в других странах использование знака конвенционной охраны не является необходимым.

Хотя Римская конвенция содержит нормы имущественных прав не только для исполнителей, производителей фонограмм, но и для вещательных организаций, однако какого-либо конвенционного знака охраны для передач вещательных организаций не предложено. Положение не удивительное, поскольку Конвенция не содержала даже определения передачи вещания, тем более было бы странным размещение знака конвенционной охраны на записях таких передач.

Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется в ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам установлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена*(215). В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав. Другими словами, наличие информации об управлении правами не является условием возникновения прав. Это обстоятельство особо отмечено в согласованных заявлениях в отношении ст. 19 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, в соответствии с которыми страны не должны использовать эти статьи для введения каких-либо формальностей как устанавливающих возникновение прав.

Введение информации об управлении правами в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам лишь подтвердило давно сложившуюся практику оповещения о правах и о правообладателях любых объектов смежных прав. Любые исполнения, фонограммы, передачи вещательных организаций, базы данных обычно содержат сведения об этих объектах, лицах, которые принимали участие в создании этих объектов, правах тех или иных лиц и т.д. Новым в договоре является то, что в нем предусмотрена правовая защита информации об управлении правами. В соответствии со ст. 12(1) и ст. 19(1) каждая страна обязана предусмотреть эффективные средства для защиты информации об управлении правами от ее изменения и устранения, а также распространения объектов с измененной или удаленной информацией.

 







Дата добавления: 2014-10-29; просмотров: 906. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия