Право на запись исполнений и передач вещания
Право на запись исполнений. Римская конвенция, Соглашение ТРИПС и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам наделили исполнителей правом на запись исполнений. Причем это право предоставлено только в отношении незаписанных исполнений, т.е. так называемых " живых" исполнений, а не исполнений " под фанеру". Оговорка о праве на запись незаписанных исполнений сделана только для того, чтобы показать, что право на запись записанных исполнений представляет собой иное имущественное право - право на воспроизведение записанного исполнения. В соответствии со ст. 7(b) Римской конвенции исполнителям предоставлено право предотвращать осуществление без их согласия записи исполнения, которое ранее не было записано. Соглашение ТРИПС в ст. 14(1) предоставило исполнителям возможность предотвращать запись не записанных на фонограммы исполнений. В ст. 6 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам говорится о записи любых незаписанных исполнений, т.е. не только о записи на фонограммы. В подготовительных материалах Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (декабрь 1996 г.) прямо сказано, что охрана охватывает все виды исполнений. В соответствии со ст. 32 (" Дополнительные средства толкования") Венской конвенции о праве международных договоров это положение должно применяться к ст. 6 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Кроме того, поскольку при принятии этого Договора никаких согласованных заявлений к ст. 6 не было принято, то в действительности право на незаписанные исполнения распространяется на любые виды исполнений. Таким образом, право на запись исполнений может быть определено следующим образом. Право на запись исполнений - это исключительное имущественное право исполнителя разрешать запись незаписанных исполнений. Право на запись незаписанного исполнения включено в законодательство стран с переходной экономикой и большинства других стран в основном в унифицированном виде. Большинство исполнений не являются индивидуальными и осуществляются коллективами исполнителей как самостоятельно, так и при выполнении служебных обязанностей или служебных заданий тех или иных учреждений или организаций культуры - театров, филармоний, иных сценических площадок. Очень многие исполнения являются служебными, и права на запись исполнений принадлежат не исполнителям, а иным лицам - руководителям коллективов исполнителей, театров, филармоний и т.д. Право на запись исполнений означает, что никто не имеет права записывать исполнение без разрешения лиц, которым принадлежит исключительное имущественное право на исполнения. Поэтому любая запись исполнения, в том числе " любительская", считается неправомерной. Несмотря на это, " бутлегерство" {bootlegging), т.е. нелегальная запись исполнений, особенно аудиовизуальных, получило широкое распространение. В некоторых странах " бутлегерство" считается уголовным преступлением. Право на запись передач. На международном уровне вещательным организациям предоставлено право на запись передач иными лицами. Однако это право в Римской конвенции и Соглашении ТРИПС сформулировано по-разному. В соответствии со ст. 13 Римской конвенции вещательным организациям предоставлено " право разрешать или запрещать" записи передач, тогда как Соглашение ТРИПС в ст. 14(3) признало только " право запрещать" записи передач. Смысл этих прав различен, причем " право разрешать" является более строгим, чем " право запрещать". При признании " права запрещать" любые лица могут записывать передачи, если вещательная организация не запретила это. Другими словами, Соглашение ТРИПС признало один из лозунгов перестройки в Советском Союзе - " разрешено все то, что не запрещено". Такой подход позволяет нарушать закон во всех случаях, когда то или иное запрещение не было специально сделано. При применении " права разрешать" положение иное, поскольку никто не имеет права выполнять какие-либо действия без разрешения лиц, которым принадлежат имущественные права. Поэтому никто не имеет права записывать передачи вещательных организаций, если они не разрешены ими, т.е. действует принцип " запрещено все то, что не разрешено" - обратный лозунгу " перестройки". В странах с переходной экономикой в отношении записи передач вещательных организаций используется " право разрешать". Итак, право на запись передач вещательных организаций может быть определено следующим образом. Право на запись передач вещательных организаций - это исключительное имущественное право этих организаций разрешать запись любых своих передач. Любая запись передач вещательной организации без ее разрешения нарушает законодательство об авторском праве и смежных правах. Право записи передач является очень важным правом вещательных организаций. Дело в том, что записи передач могут использоваться для многих целей, в основном коммерческих, например, для ретрансляции передач - эфирных, спутниковых, кабельных. Записи передач используются и в веб-вещании (web-casting), т.е. для размещения записей передач в компьютерных сетях с предоставлением к ним доступа пользователям. Эта новая форма вещания через Интернет получает все большее распространение. Обычно веб-вещание осуществляет сама организация вещания, но распространены случаи несанкционированного размещения записей передач иными лицами, что является правонарушением. Следует обратить внимание на проблему записи программ вещательных организаций физическими лицами для личных и некоммерческих целей. Такие записи законодательно не запрещаются, возможно, потому, что их невозможно установить. Кроме того, бытовая записывающая аппаратура позволяет записывать выбранные передачи " по таймеру", т.е. магнитофон или иное записывающее устройство, например с жестким диском, может записать выбранную передачу без участия пользователя, который в это время может быть занят иным делом. Наличие на рынке таких устройств подтверждает, что для удобства пользователей запись вещательных передач в некоммерческих целях в большинстве стран допускается. Возможно, положение изменится с распространением цифрового телевизионного вещания высокой четкости.
|