Студопедия — IV рівень
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

IV рівень






Завдання 186-200 носять найбільш складний та творчий характер. Ознайомившись з фрагментами творів видатних культурологів, необхідно відповісти на запропоновані проблемні питання, що передбачає досконале знання першоджерел до тем курсу та вміння їх інтерпретувати. Крім того, частина з наведених тестових завдань потребує заповнення запропонованих таблиць, здійснення порівняння та систематизації матеріалу в межах відповідної культурологічної проблематики.

186. Ознайомившись з наведеними висловлюваннями видатних культурологів, визначте відповідну епоху, суттєві риси якої вони відображають:

1. Античність; а) «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная часть развилась намного сильнее, чем духовная» (А. Швейцер).
  б) «Культурные, идеологические, экзистен-циальные помыслы людей были устремлены к небесам» (Гофф Ле Ж.).
2. Середньовіччя. в) «Уверовав в свободу как в высшую ценность, они выбрали социально-политический строй, названый ими демократией» (Ф. Кессиди).
  г) «Первый ключ к пониманию нового общества – это идея быстротечности, вторым таким ключом является новизна» (О. Тоффлер).
3. Новітня епоха. д) «Город становится носителем нового мироотношения и, соответственно, отношения к проблеме времени» (А. Гуревич).

187. «Ось мировой истории следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирова­ние человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным, что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось ми­ровой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в исто­рии. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем. Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная бес­помощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Все это происходило посредством рефлексии. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел ко­нец. Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человечество в целом совершает скачок».

 

Карл Теодор Ясперс (1883-1969) – один з найбільш відомих західних мислителів. У своїй творчості значну увагу приділяє місцю та призначенню людині у світі. У післявоєнні роки виходять одна з його основних робіт - «Истоки истории и ее цель» (1948). В уривку з цієї роботи, що пропонується Вашій увазі, К.Ясперс прагне, зокрема, розкрити передумови виникнення філософії як особливої форми світоглядної орієнтації людини і вперше вводить в науковий обіг поняття «осьовий час».

Проаналізуйте, як змінюється світосприйняття людини в «осьову епоху». Як Ви вважаєте, чому К.Ясперс обрав для характеристики переходу від міфологічного мислення до раціонального осягнення світу такий метафоричний вислів як «осьова епоха»?

188. «Каждая нация отличается только ей одной присущим сочетанием и соотношением темпераментов, типов мышления и мировосприя­тия… Во всей истории человечества, пожалуй, не было народа, более про­никнутого агональным (состязательным, соревновательным, полемическим) духом во имя стяжания славы, чем древние греки. Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколе­ний была одним из ярких проявлений их острого чувства " скоротечно­сти" человеческой жизни и неуемного желания преодолеть смерть. Славное имя было нетленным, непреходящим: ценное (точнее, бесценное) само по себе, оно не покупается и не продается; славное имя превосходит любую материальную награду. Современному человеку, с его установкой на практическое исполь­зование достигнутых знаний, крайне трудно понять древнего грека, ценившего знание ради знания, истину ради истины. Свойственные древним грекам дух соперничества и стремление к славе, требовавшие огромного напряжения духовных и физических сил, способствовали достижению многих выдающихся ре­зультатов в различных областях жизни и культуры»

Цей фрагмент належить видатному спеціалісту з античної культури Ф.Х. Кессіді (1920-2009). В одній із своїх основних праць «От мифа к логосу» він розробив концепцію переходу давньогрецької думки від міфологічного до раціонального мислення.

Проаналізувавши наведений уривок, визначте основні риси ментальності давніх греків і їх вплив на культурні досягнення цього народу. Чому античну культуру вважають фундаментом європейської цивілізації? Обґрунтуйте свою відповідь.

189. «В средние века церковь держала социальное время под своим контролем, в результате чего достигалось полное подчинение человека господствовавшей общественной идеологической системе. Время индивида не являлось его индивидуальным временем, принадлежало не ему, а высшей силе. Господство церковного времени могло длиться до тех пор, пока оно соответствовало медленному размеренному ритму жизни феодального общества. Человек, живший в условиях зарождавшейся городской цивилизации, уже в большей степени был под­чинен порядку, созданному им самим, чем природным ритмам. Время становится мерою труда. Уже не перезвон церков­ных колоколов, зовущих к молитве, а бой башенных часов ратуши регламентирует жизнь секуляризирующихся горо­жан. Время приобретает большую ценность, превра­щаясь в существенный фактор производства. Город стал хозяином собственного времени, оно вышло из-под контроля церкви. Но именно в городе человек перестает быть хозяином времени, время устанавливает свою тиранию, которой вынуждены подчиниться люди».

 

Арон Яковлевич Гуревич (1924-2006) — видатний історик, культуролог. Основна сфера його досліджень – історія та теорія середньовічної європейської культури та зміни ментальності, що відбуваються протягом довгого періоду її розвитку, зокрема проблеми культурної детермінації сприйняття часу.

Прочитавши наведений фрагмент, розкрийте соціально-економічне підґрунтя зміни ставлення до часу в міському соціальному середовищі. Як Ви вважаєте, чи поширюється “тиранія часу”, яку відчула людина вже в епоху пізнього Середньовіччя, на сучасність? Якщо так, то в чому це виявляється?

190. «В средневеко­вой мысли каждый материальный предмет рассматривался как изо­бражение чего-то ему соответствовавшего в сфере более высокого и, таким образом, становившегося его символом. Мышление символами занимало большое место не только в теологии, в литературе и в искусстве средневекового Запада, но и во всем его ментальном оснащении… Средневековая символика начиналась, на уровне слов. Назвать вещь - уже значило ее объяснить. Средневековая этимология расцвела как фундаментальная наука. Понимание есть знание и овладение веща­ми, реальностями. Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов - деревья в лесу символов. У камней и цветов символический смысл совмещался с их бла­готворными или пагубными свойствами… Средневековая символика нашла исключительно широкое поле для применения в богатой христианской литургии, а еще раньше в самом строении религиозной архитектуры. Особое место среди важнейших форм средневековой символики занимала символика чисел: структурируя мысль, она стала одним из главенствующих принципов в архитектуре. Красоту выводили из пропорциональности, из гармонии, отсюда и превосходство музыки, основанной на науке чисел».

 

Ле Гофф Жак (нар. у 1924 р.) - французький історик та культуролог, основною проблематикою його творчості було вивчення культурної свідомості повсякденної людини і змін, що відбувались в ментальності протягом довгого періоду Середньовіччя. Основні його твори: «Цивілізація середньовічного Заходу». «С небес на землю: Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе ХІІ-ХІІІ веков”.

Як Ви вважаєте, чому саме символізм є суттєвою характеристикою ментальності середньовічної людини і в яких сферах духовного життя епохи Середньовіччя, за Ле Гофом, найбільш яскраво проявлявся символічний характер мислення?

191. « Установил наконец лучший творец, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: " Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах устано­вленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты мо­жешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божествен­ные". О, высшая щедрость бога-отца! О, высшее и восхититель­ное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!»

 

Джованні Піко дела Мірандола (1463-1494) – італійський мислитель епохи Відродження, представник раннього гуманізму. У 1486 р. 23-річний філософ склав 900 тез з діалектики, моралі, фізики, математики для публічного обговорення на диспуті в Римі, до якого були запрошені вчені всієї Європи. Його промова, котра отримала пізніше назву «Промова про гідність людини», нагадувала скоріше гуманістичний маніфест, аніж вступне слово до диспуту і була присвячена головним чином особливому місцю і призначенню людини у світобудові.

Проаналізуйте, які ціннісно-світоглядні пріоритети епохи Відродження знайшли своє відображення в роботі Піко делла Мірандоли «Промова про гідність людини» і порівняйте їх з ментальними засадами людини епохи Середньовіччя.

 

192. «Средневековый образ мира и обусловленный им на­строй человека и культуры начинают разрушаться в XIV в. Этот процесс продолжается в течение XV и XVI веков, а в XVII веке принимает определенные очертания новая картина мира. Чтобы понять, как это происходит, обра­тимся снова к разным сферам человеческой жизни и творчес­кой деятельности. Разумеется, и здесь, как и при описании сред­невековой картины мира, мы не имеем права рассматривать одну из этих сфер как «причину», а остальные выводить из нее. Речь идет о таком целом, в котором каждый элемент поддерживает и определяет все остальные: иначе говоря, о чело­веческом бытии, о чувствовании, понимании и видении бытия.

Начать лучше всего с возникновения науки нового времени. Для средневекового человека наука означает прежде всего осмысление того, что дано ему в авто­ритетных источниках как истина. Уже со второй половины XIV в., окончательно - в XV в. положение меняется. Стремление к познанию заставляет че­ловека обратиться к непосредственной действительности ве­щей.Человек обращается к природе, и возникает эксперимент и ра­циональная теория нового времени.Поворачивается к общественной жизни: появляются новые учения о государстве и праве.На­ука высвобождается как автономная область культуры из су­ществовавшего до тех пор единства жизни и деятельности, определяемого религией, и утверждается самостоятельно.

Возникает капиталистическая система хозяйства, в кото­рой каждый вправе иметь столько, сколько сумеет приобрес­ти, не нарушая действующих правовых норм. Развивается еще одна автономная область куль­туры — хозяйство, живущее по своим собственным законам.

Одновременно складывается характерное для нового време­ни сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. Все эти перемены вызывают у человека двойственное ощу­щение. С одной стороны, — свобода движения и личной деятель­ности. Появляется самовластный, отважный человек-творец, движимый врожденным разумом, ведомый «фортуной», по­лучающий в награду славу. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, даже угрозы. Человек получает простор для движения, но становится бездомным, у человека нет больше ни своего символического места, ни не­посредственно надежного убежища».

 

Гвардіні Романо (1885-1968) - німецький католицький філософ і теолог. У своїх роботах він шукав відповіді на питання про сутність культури, про моральні і життєві цінності людини і необхідність вдосконалення її внутрішнього світу.

Ознайомившись з фрагментом однієї з основних робіт Р.Гвардіні «Конец Нового времени», проаналізуйте основні риси картини світу, що формуються в епоху Нового часу та основні характеристики, притаманні світовідчуттю і світорозумінню людини цієї епохи. Особливу увагу зверніть на думку Гвардіні, що людина стає «бездомною», втрачаючи свою вкоріненість у бутті. Як Ви вважаєте, чи притаманні певні моменти такого сприйняття світу, ефемерності буття людині сучасної епохи? Аргументуйте свою відповідь.

193. «Наша культура переживает тяжелый кризис. Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Равновесие ее на­рушено. Восторгаясь успехами науки и практики, мы, – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не при­знаем значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответству­ющего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится на­встречу катастрофе… Материальные достижения – это еще не культура, они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества. Стремление к прогрессу во всех областях и направлениях человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое способно побудить человека к действию во имя культу­ры. Не подлежит никакому сомне­нию. что мы утратили необходимые для культуры этические принци­пы. Этика заключается в том, что я испытываю побуждение выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой. В этом и состоит основной принцип нравственного. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет».

 

Наведений фрагмент з роботи «Культура и этика» належить видатному німецько-французькому мислителю-гуманісту, доктору філософії та теології, медицини, лауреату Нобелівської премії (1952) Альберту Швейцеру (1875-1965). Він є автором оригінальної концепції - “етики благоговіння перед життям”, згідно якій моральні принципи поширюються на всі сфери життя, включаючи природу. Саме етика розглядалась А.Швейцером як душа культури і як основний засіб подолання духовної кризи, притаманної техногенній цивілізації. Життя А.Швейцера, безкорисливе служіння ідеалу стали переконливим підтвердженням його етичних поглядів.

Ознайомившись із запропонованим уривком, дайте відповідь: в чому полягає глибока криза сучасної культури і які шляхи її подолання пропонує А.Швейцер? Спробуйте порівняти його погляди на співвідношення матеріального і духовного начал в культурі і на шляхи виходу з духовної кризи з точкою зору інших культурологів - Е.Фромма, П.Сорокіна, Й.Хейзінги.

 

194. «Происходящее ныне, судя по всему, – нечто более масштаб­ное, глубокое и значительное, чем промышленная революция. Многие социальные процессы ускоряются, причем стремительно, с головокружительной быстротой. Ускорение внешнее преобразуется в ускорение внутреннее. Для того чтобы избежать шока от столкновения с будущим, человек должен стать несравненно более приспособленным и пластичным, чем когда-либо. Ускорение темпов жизни рождает ощущение эфемерности. Эфемерность – это новое качество «скоротечности» повседневной жиз­ни, ощущение мимолетности и непостоянства всего, сегодня бо­лее глубокое и острое, чем когда-либо раньше. В прошлом идеалом были прочность и долговечность. Теперь господствует принцип – «ис­пользовал - выбросил». Происходит неизбежная эфемеризация отношений человека с вещами. С приближением к супериндивидуализму отношения людей друг с другом также приобретают все более временный характер. В сущности, мы распространяем принцип «использовал - выбро­сил» на человека. Если первый ключ к пониманию нового общества – это идея быстротечности, эфемерности, то вторым таким ключом является новизна. Будущее предстанет перед нами как нескончаемая верени­ца диковинных происшествий, сенсационных открытий, невероят­ных конфликтов и сногсшибательных новых дилемм. Выпустив на свободу силы новизны, мы толкаем людей в объятия необычайного, непредсказуемого. Третий фактор исторического кризиса адаптации – разнообра­зие. Гря­дет время, когда выбор обернется избытком выбора, а свобода – отрицанием свободы».

 

Елвін Тоффлер (нар. 1928) – американський соціолог, публіцист і футуролог у своїх працях аналізує розвиток сучасної цивілізації і попереджає про нові складності, соціальні конфлікти і глобальні проблеми, які очікують людство. Тоффлер – один з авторів концепції інформаційного суспільства. В наведеному нижче уривку з одного з найбільш відомого його твору – «Футурошок» він блискуче характеризує новий стан прискореного розвитку суспільства, який породжує проблеми адаптації людини до швидкоплинних змін.

Проаналізуйте наведений уривок і визначте основні чинники історичної «кризи адаптації», а також причини відчуття нестабільності та ефемерності в житті сучасної людини. Чи відчуваєте Ви особисто дискомфорт і невизначеність в результаті стрімкого прискорення суспільних змін?

195. «На протяжении моей жизни ход человеческой истории решительно и внезапно переменился. Суть этих измене­ний в том, что за какие-нибудь несколько десятилетий завершился продолжавшийся много тысяч лет период медленного развития человечества и наступила новая динамичная эра. Впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо принимать во внимание, размышляя о судьбах человечества. Этот фактор – огромное и всевозрастающее материальное могущество самого человека. Однако развитие это в высшей степени сомнительно и неоднозначно, ибо оно может послужить на благо человеку только при разумном и сдержанном к нему отношении, при безрассудном же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа. Поднятая человеком грозная волна, если ее не приоста­новить, неминуемо настигнет и его самого. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовле­кая себя в порочный круг роста, которому не видно конца. Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи чело­века лежат в комплексном воздействии всех названных выше изме­нений, а их своеобразным символом стала современная техника. Техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле. Технические новшества радикально изменили нашу повседневную жизнь. Гигантский мир, созданный человеком, не только ошеломлял нас. но порою производил пугаю­щее впечатление. Эта глобальная человеческая империя располагает в сущности, всем необходимым для того, чтобы затмить все предыдущие циви­лизации. И в то же время вполне возможно, что ее ждет трагический конец».

Печчеї Ауреліо (1908-1984) – видатний італійський економіст, відомий бізнесмен та організатор науки. У 1968 році він за власною ініціативою засновує Римський клуб, завдання якого - вирішення нагальних соціальних проблем сучасного світу, прагнення прогнозувати майбутнє світової цивілізації. Найбільш відома робота А.Печчеї – «Людські якості» (1977), уривок з якої наведено нижче.

Ознайомившись з фрагментом роботи А.Печчеї, охарактеризуйте кардинальні зміни, що відбуваються в сучасний період поступу людства; визначте, в чому суперечливий характер розвитку техніки. Спробуйте знайти спільні мотиви в оцінці сучасної епохи в поглядах А.Печчеї та О.Тофлера.

 

196. «С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа в свою очередь, в неведомой ранее степени подчинит себе человека. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.

Технику либо прославляли, либо взирали на нее с ужасом. В первоначальном энтузиазме был заключен тот смысл, который сохранился до наших дней и являет собой идею формирования окружающей среды, реализованной творческой способностью человека, который, подобно Богу, открыл вечные идеи творения и осуществил их в виде второй природы. Этой точке зрения противостоит другая: развитие техники ведет не к освобождению от власти природы посредством господства над ней, а к разрушению, и не только природы, но и человека. Не знающее преград уничтожение всего живого ведет в конечном итоге к тотальному уничтожению. Есть и третья, отличная от двух охарактеризованных здесь крайних точек зрения. Согласно этой точке зрения, техника нейтральная. Сама по себе она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло. В ней самой отсутствует какая бы то ни было идея, будь то идея завершения, будь то инфернальная идея разрушения. То и другое коренится в человеке, и только это придает технике смысл.

В данный момент характерно уже то, что в Европе почти исчез прометеевский восторг перед техникой. Широта технических возможностей не должна вводить нас в заблуждение по поводу границ техники. Границы ее заключены в не подчиняющихся нашему господству предпосылках всех технических осуществлений. Техника – средство, которое должно направляться определенным образом. Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло».

 

Карл Теодор Ясперс (1883-1969) – один з найбільш відомих західних мислителів. В своїй праці «Истоки истории и ее цель» він розглядає широкий спектр проблем, серед них – роль сучасної техніки в суспільному житті. Основні положення його концепції викладені в наведеному вище фрагменті.

Вам необхідно проаналізувати, які радикальні зміни вносить техніка в життя людини і суспільства ХХ століття. Аргументуйте, яка з трьох точок зору щодо ролі техніки є для Вас найбільш переконливою. Пригадайте, які з відомих культурологів ХХ століття висловлювали схожі погляди на суперечливий характер техніки і у зв’язку з цим - на можливості і межі її застосування.

 

197. Заповніть таблицю:

«Порівняльна характеристика античної та середньовічної культур»

Основні риси культурного етапу Античність Середньовіччя
хронологічні рамки та основні періоди      
основні поняття та категорії, що розкривають зміст культури відповідної історичної епохи      
ідеал людини в культурі (пріоритетні ціннісно-світоглядні орієнтації)    
  основні види мистецтва        

 

198. Заповніть таблицю:







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия