Студопедия — Индийская культура в контексте восточных культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Индийская культура в контексте восточных культур






 

В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:

 

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полуденном

Далекой Индиичудес...

 

Действительно, страной чудес выглядела Индия в глазах тех, кто посещал ее во все времена. Например, русский путешественник Афанасий Никитин (? —1474/1475) писал: “Дворец его (правителя.— А. Б.) весьма чудесный, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды разные” [308, с. 97]. И далее: “В Пету же пристань немалая, и в нем все дервиши живут индийские. Родятся в нем камни драгоценные: рубин, яхонт и другие драгоценные камни” [там же, с. 104].

Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90—21 до н. э.), автор 40 книг по всемирной истории, с восхищением описывал природу Индии: “Много в Индии больших гор, поросших всевозможными приносящими плоды деревьями, много широких равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек... Изобилует Индия и разнообразными животными — как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм....Люди там... сведущи в искусствах, быть может, оттого, что дышат они чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду. Земля их, изобилующая взращенными человеком плодами, заключает в себе и много рудоносных жил разных металлов: есть в ней много серебра, золота, немало меди и железа, а также олово и другие металлы, необходимые для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения” [313, с. 83].

Удивительно в Индии многое, в том числе становление и особенности ее культуры. Долгое время наука считала, что культура Индии возникла гораздо позже, чем в Египте или Двуречье. В 1922 году в долине реки Инд археологи открыли древние города Мохенджо-Даро и Хараппа, свидетельствовавшие о высоком развитии цивилизации уже в период существования культуры в этих регионах. Здесь были найдены двух-трехэтажные кирпичные здания, амбары для хранения зерна, бассейны, сооружения, вероятно, бывшие храмами, бронзовые изделия, женские статуэтки, более 1000 печатей с надписями, глиняная чернильница, что говорит о развитой письменности. Города были, видимо, столицами и торговыми центрами, которые поддерживали связи не только внутри страны, но и с Египтом и Двуречьем, где были найдены индийские вещи — печати, бусы, раковины. Жители древних городов знали различные злаки и овощи, разводили коз, быков, буйволов, кур, изготовляли медные и бронзовые изделия.

Однако от древней культуры осталось так мало, что этот период остается “тайной за семью печатями” — ведь письменность древней культуры до сих пор не расшифрована. До сих пор неизвестно, откуда появились на этих территориях жившие там народы, по каким причинам пришла в упадок их культура и исчезла с лица земли. Некоторые исследователи отмечают близость индийской пракультуры к шумерской, основываясь на сходстве отдельных мифологических сюжетов, использовании одинаковых материалов — кирпича и бронзы, однако между ними имеются существенные различия: иная письменность, иные верования, иные особенности градостроительства. “...В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике... В этом смысле... Индия уникальна и не идет ни в какое сравнение ни с ближневосточно-средиземноморским миром, ни с китайско-дальневосточным, для реконструкции цивилизации и истории которых есть гигантская... основа” [52, т. 1, с. 151, 152].

Таким образом, древнейшая Хараппская культура (по названию города, где были найдены ее следы) на территории Индии расцвела и погибла к XVIII веку до н. э., не оставив после себя ничего, что могло бы лечь в основание новой уникальной культуры.

В чем же заключается ее уникальность? Прежде всего в том, что культура Месопотамии, Египта, Китая образована племенами, обживавшими свои территории с древнейших времен — палеолита и неолита, а в Индии — индоевропейскими племенами, пришедшими, по одним данным, с берегов Черного и Каспийского морей, по другим — из Малой Азии и Закавказья. Часть этих племен мигрировала на Балканы, часть — в Среднюю Азию, на территорию теперешнего Ирана и в Индию. Эти племена именуются ариями (или арьями) и разделяются на иранских ариев и индоариев (" арий" — “благородный”, начальный слог “ир” в обозначении иранских племен и “ар” созвучны). До сих пор мало изучен вопрос о том, откуда и каким путем пришли индоарии, поселившиеся в долине другой реки — Ганга. Однако известно, что они были знакомы с металлами, использовали плуг, вносили удобрения при земледелии, знали способы строительства ирригационных сооружений, владели ремеслами. Их язык, письменность, верования составили ту основу, на которой сложилась индийская культура и существует до наших дней [52, т. 1, с. 155].

Другая специфическая черта индийской культуры — особое значение в ней религии, мифологии и всей духовной сферы деятельности, в отличие от других культур, где определяющим началом могут выступать природные условия (Египет, Месопотамия), особенности политического устройства (Китай) или другие стороны действительности. Ведущее место в обществе всегда занимали жрецы, а значит, и всевозможные культы, жертвоприношения, традиции самосовершенствования, идеи греховности и очищения человека перед лицом вечности. Проблемы жизни и смерти, единства человека с природой, бытия и небытия пронизывали жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Индия подарила миру древнейшую книгу гимнов божествам (всего 1028) и религиозно-философских текстов, один из значительных памятников древнеиндийской литературы, или вед — Ригведу, оформившуюся уже в X веке до н. э. и породившую огромное количество комментариев, толкований и различных трактатов. В этой связи при рассмотрении культуры Индии часто употребляется термин “психотропная культура”, отражающий особое внимание к человеку, его духовному миру, стремлениям и деяниям и последующему воздаянию за них. “История и политические события в рамках этой системы были лишь бледным и малозначащим фоном, оттенявшим главное и самое существенное для индийцев — их санкционированный религиозными нормами и духовной культурой образ жизни, включая социальную структуру, социально-семейные связи и прежде всего твердо фиксированные и веками сохранявшиеся практически в неизменном или малоизменявшемся состоянии мировоззренческие ориентиры” [там же, с. 156].

Расселение индоариев шло волнами, некоторые из мигрирующих племен, например хетты, осели на других территориях Ближнего Востока. В свою очередь индоарии вытесняли местные племена аборигенов, имевших более темную кожу.

Как знать, не их ли потомки ведут до сих пор кочевой образ жизни в цыганских таборах. Во всяком случае, считается, что цыгане — выходцы из Индии, их движение оттуда датируется 1 тысячелетием до н. э. В южной части Индии живут дравиды, отличающиеся низким ростом, приплюснутым носом, темной кожей, их предками были оттесненные и смешавшиеся с ариями древние жители. Культура дравидов не только восприняла влияние ариев, но и сама наложила отпечаток на культуру пришельцев.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 863. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия