Студопедия — Занятие 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории






Целью занятия является ознакомление с приемами работы учителей-новаторов, освоение конкретных умений этой работы. На занятии полез­но проанализировать и обсудить листы с опорными сигналами, приготов­ленные к этому занятию.

План:

1. Идея кодирования знаний и ее применение в обучении истории.

2. Использование иконических моделей.

3. Основы методических систем В.Ф. Шаталова и С.Д. Шевченко.

4. Работа учителя и учащихся с конспектами опорных сигналов.

Литература

Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. — 1991. — № 7. Мирошниченко Н.П. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1989. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991.


1. Идея кодирования знаний появляется в 60-е гг. В 1968 г. появившиеся учебники физики в Венгрии в конце каждого раз­дела имели схемы, отражающие содержание учебного материа­ла. В 1971 г. в учебниках Франции появился «вид доски», кото­рый следовало воссоздать учителю при объяснении. В 1965 г. в ГДР вышло методическое пособие по истории, в котором каж­дая тема давалась в виде условных символов, письменных пояс­нений, зрительных образов.

2. Иконические модели — это схемы или рисунки, обозначаю­щие основные понятия или явления учебного материала. Процесс создания моделей по методике А. Литвинова заключается в сле­дующем:

 

—одновременное объяснение и рисование учителя на доске, а учеников в своих тетрадях;

—повторное объяснение учителя по записям на доске;

—работа учеников дома по конспекту и учебнику;

—на следующем уроке ответ учеников у доски с помощью кон­спекта.

3. Методическая система В.Ф. Шаталова включает в себя: раз­
вернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материала
по плакату с опорными сигналами; изучение опорных сигналов каж­
дым учеником по раздаточному материалу; работа с учебником и
листом с опорными сигналами дома; письменное воспроизведение
опорных сигналов на следующем уроке; ответы по опорным сигна­
лам; постоянное повторение и углубление ранее изученного.

Опорные сигналы — это основные элементы методики В.Ф. Ша­талова. Представляют они собой наглядную схему, это единицы информации, подлежащие усвоению. В этой схеме закодирова­но основное содержание подлежащих усвоению знаний. Опор­ными сигналами могут быть ключевые слова, чертежи, буквы. В каждом листе с опорными сигналами отражен один или не­сколько параграфов.

4. На уроках С.Д. Шевченко устный опрос проводят по очереди
сами ученики; следующим этапом работы является самооценка ка­
ждого ученика по подготовленному дома материалу и выставление
самооценки; затем попарный опрос и выставление оценки друг дру­
гу; письменный опрос по воспроизведению опорных сигналов; объ­
яснение нового материала; повторное изложение нового материала
по опорным сигналам. Выработка умений планируется в пределах
урока, темы, раздела, учебного года в целом.

Задание: изучите конспекты с опорными сигналами, разработан­ные Н.П. Мирошниченко. За текстовым разъяснением обращайтесь к указанной в списке литературы статье.




Опорный конспект № 1

Опорный конспект № 2






Опорный конспект № 3

Опорный конспект № 4




Опорный конспект № 5

Опорный конспект № 6



Перспективное задание:

Опираясь на приведенную литературу, разработайте листы с опорными сигналами по одной из тем курса истории. Вот вариант студенческой работы такого характера на тему «Искусство Древне­го Египта». Три блока конспекта соответствуют трем вопросам пла­на урока: 1. Пирамиды — первое из чудес света; 2. Храмы — «жили­ща богов»; 3. Гробница фараона Тутанхамона.


 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1076. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия