Студопедия — Отраслевая структура культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отраслевая структура культуры






Характеристика продуктов, удовлетворяющих потребность в культурной, художественной деятельности, позволяет определить область их производства, область экономической деятельности по созданию продуктов культуры.

Экономическая сторона человеческой деятельности определяется тем, что ее различные виды осуществляются в рамках системы общественного разделения труда, 1 а продукты поступают в потребление посредством обмена. Обособление видов экономической деятельности в этой системе выражается в образовании отраслей – ветвей системы общественного разделения труда, структурных элементов экономики.

Отрасль экономики – это совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности.

Вид экономической деятельности – процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

Хотя отрасль отражает объективное состояние общественного разделения труда, установление границ отраслей для целей макроэкономического анализа и статистического учета на практике значительно затруднено. Это связано с тем, что экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (производителя продукции) достаточно разнообразна и часто происходит в направлении производства нескольких видов продуктов. В период постиндустриального общества диверсификация – процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции – становится необходимым элементом стратегии развития организации. В условиях появления и роста числа различного рода комплексов, комбинатов, конгломератов и объединений определение отраслей, установление их границ на практике редко бывает четким и всегда в чем-то произвольно.

При отнесении субъектов хозяйствования к видам экономической деятельности, при установлении функциональных границ отрасли различают:

– основную деятельность, вносящую наибольший вклад в создание добавленной стоимости или приносящую преобладающую долю валового выпуска продукции (товаров или услуг);

– подсобную деятельность – к ней относятся виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей;

– вспомогательную деятельность, осуществляемую для поддержки главных видов деятельности организации, т.е. деятельность по обслуживанию основной (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонт и т.д.).

Группировка производителей в отрасли осуществляется по основной деятельности. При этом не учитываются различия в форме собственности (частная, государственная, муниципальная), юридическом статусе (юридическое лицо, физическое лицо) и характере деятельности (рыночная, нерыночная).

Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности классификационных признаков:

– характер основной производимой продукции;

– вид ее использования (назначение);

– организация и технология производства;

– вид сырья, материалов.

В соответствии с этим можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

– продукция отрасли – культурное благо – предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и направлена на эстетическое развитие потребителя;

– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. Это интеллектуальная деятельность, обладающая чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;

– преобладающая экономическая форма продукции – услуга;

– основные факторы, определяющие цену продукции – уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению, наоборот, время – фактор роста ее цены;

– технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполагает систематического характера и не основано на административном воздействии;

– продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, поэтому производство имеет характер единичного или мелкосерийного;

– предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам, – высокими;

– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства (техника, оборудование) в большинстве секторов культуры играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

– в организации производства значительна роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.

Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры, состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

I подотрасль – «искусство» – объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников – фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при классификации органами статистики их включали в легкую промышленность (ОКОНХ1 до 2003 г.) или иные разделы, не связанные с культурой (ОКВЭД2 после 2003 г.).

II подотрасль – «культурное просвещение» – область сохранения, распространения, применения созданных в подотрасли «искусство» художественных форм, – включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.

Однако в научной и учебной литературе и в статистике отраслевые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли в зависимости от выбранного признака включают то одну, то другую совокупность производителей, поэтому границы отрасли, в частности отрасли культуры получают различные очертания. Так, нередко в отрасль культуры, помимо организаций культурного просвещения и искусства, включают организации телевидения, радиовещания и печати.

Культурные продукты – художественные программы, книги, фильмы и т.п. – занимают значительное место в деятельности таких диверсифицированных организаций как теле- и радиокомпании, редакции газет, журналов, издательств, а также в деятельности Интернета. Как и организации культуры, они являются средствами организации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства – машинизация труда, технология основана на применении техники, значительны масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в области книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернета1 целесообразно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики – «средства массовой информации (СМИ)» – и не включать в состав других отраслей.

Используя для классификации признак технологического единства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу1, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадиовещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для названных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна.

Для целей государственного статистического наблюдения Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ) использует общероссийские классификаторы – таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признаками (видом экономической деятельности, формой собственности, организационно-правовой формой и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор – ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. взамен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (см. Приложение 2). В этом подразделе производители объединены на основе двух признаков – преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство2 производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры:

«Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;

«Деятельность в области искусства», в том числе деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;

«Деятельность концертных и театральных залов»;

«Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включающая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

«Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

«Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;

«Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;

«Деятельность по организации азартных игр» и др.

В то же время декоративно-прикладное искусство, включая народные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабатывающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования одежды, обуви, предметов интерьера и деятельность художников-оформителей, а также деятельность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе №92 она перемешана со спортивной, информационной деятельностью и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о её масштабах.

Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино- и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления, департаменты и отделы культуры).

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на:

– управленческие;

– производственные;

– образовательные;

– научно-методические;

– снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей1, однако технологические связи объединяют их с организациями культуры. Так, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями; библиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу1 культуры – совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий; это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями, основанными на договорных отношениях.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 710. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия