Студопедия — И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕРЕВНЮ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕРЕВНЮ






 

1. ИЗ «КУТЮМ БОВЭЗИ» БОМАНУАРА

§ 1452. <...> Есть много состояний серважа. Ибо одни из сервов так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имею

т [над ними] право жизни и смерти, могут держать их в заклю­чении по своей воле – за вину или без вины – и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С други­ми обращаются более человечно, ибо при их жизни сень­оры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их серваж. И когда они уми­рают или женятся на свободных женщинах, все их иму­щество – движимое и недвижимое – переходит к сеньо­рам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [серв] умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, и дети серва ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинно­сти носят у сервов Бовэзи название «мертвой руки» и «брачного». О других видах серважа в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.

§ 1457. Наши обычаи более мягки по отно­шению к сервам, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих сервов, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо, при условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору «брачное» [формарьяж], за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий жи­тель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его серв поселился в таком месте, он может получить его обратно, если за­явит на него в течение одного года и одного дня притязание, как на своего серва. <...> Множество сервов, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получило свободу.

 

2. ИЗ «КУТЮМ БОВЭЗИ» БОМАНУАРА

XIV. § 467. Мы называем вилланским держанием та­кое, которое держат от сеньора за чинш, ренту или шампар, ибо с держания феодального ни одного из этих пла­тежей нести не должно.

 

 

3. ИЗ «ПОЭМЫ О ВЕРСОНСКИХ ВИЛЛАНАХ»

Середина XIII в.

Снова несу я свою жалобу святому Михаилу – вест­нику небесного царя – на всех версонских вилланов и особо на виллана Осбера, предателя, который хочет обез­долить святого Михаила.

Вилланы должны возить камень – без споров и со­противления. В нем что ни день, то нужда. И на печах и на мельницах. Вилланы постоянно повинны службой. Строится ли дом – они должны подавать каменщикам камень и цемент. Все это делает каждый виллан, кроме Осбера Пенеля, который придумал скверное новшество: вилланы выбрали его своим вожаком и сделали его ходатаем, чтобы обобрать сеньора. Не устроили ли они того с рядом других знат­ных? Да, они это проделывают постоянно.

Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на бар­ский двор.

Затем должны они чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз. Такую работу де­лает виллан.

Но вот наступает август, а с ним новая работа (ее-то им только недоставало!). Они обязаны барщиной, и ее не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, соби­рать и связывать его в снопы, складывать скирдами сре­ди поля и отвозить немедленно к амбарам. Если их земли подлежат шампару, то никогда не свезти им с полей сво­их снопов: идут они искать сборщика и приводят его; если виллан погрешит против установленного счета, то сборщик пристыдит его и наложит большой штраф, буде он ему чего недодал. И вот на­гружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть ни единого снопа, везет к амбару общего шампара. Его же собственный урожай остается под дождем и ветром, и виллан тоскует о своем хлебе, который лежит на поле, где терпит всяческий ущерб! И вот подъезжает он к ам­бару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге. Привязывает он своих лошадей, но им не дадут ни крошки корму; а если увидит его меряльщик, то он также сумеет огорчить виллана, требуя с него вина. Немало приходиться платить тому, над кем висят три или четыре приказчика: один принимает, другой разгружает, третий ведет к меряльщи­ку – бедняку же одни слезы! Сдав хлеб, виллан, нако­нец, уходит.

А потом подходит время ярмарки «на лугу» и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилуч­ших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже! А сверх того, надо приложить по денье[155] за каждого поросенка из оставшихся. Все это должен платить виллан. Затем наступает день святого Дионисия. Тут вилланы хватаются за голову - ведь им надо вно­сить ценз, и они в страхе<...>

Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил тринадцатой доли с цены. Затем они опять повинны барщиной. Когда они распахали зем­лю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепешку к «вотчинному» андрееву дню, что бывает за три недели до рождества. Она предназначается для господского стола. К рождеству надо сдавать кур <...>

Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньо­рии, то сеньор получает пошлину - «кюлаж»<...>

На пасху вилланы опять повинны барщиной. Когда вилланы вспашут землю, идут они в амбар за зерном, сеют и боронят. Каждый обрабатывает один акр под яч­мень. После этого надо ехать в кузницу подковывать ло­шадей, потому что пора отправляться за дровами в лес. Богатое вознаграждение получает за это виллан – по два денье в день! Затем следует повозная повинность, ведь ежегодно они возили хлеб в Домжан. Вилланы еще облагаются одним картье пшеницы. Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора. Если виллан не рассчитался с мельником, как ему полагается, то мельник возьмет свое на зерне, отмеряя его такой мерою, что возместит свой помол; лопаткой загребет себе муки так, что полной мерой останется едва половина, и еще прихватит горсточ­ку. Но вот виллан получил свою часть и спешит идти домой. Но тут наступает самое худшее – виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и ис­правно платит свой форнаж[156], приносит лепешку и под­могу, но пекарша ворчит, а пекарь недоволен и бранится, говоря, что он не получил, сколь­ко ему полагается. Он клянется, что печь будет истоплена плохо и что не придется есть хоро­шего хлеба – он будет непропеченным.

Сир, да будет вам известно, что нет под небом более подлого народа, чем версонские вилланы, - это мы твердо знаем. Поэму эту написал Эсту Легоз и многими сло­вами подкрепил правду высказанного.

 

4. ПОВИННОСТИ ВИЛЛАНА

Из грамоты 1263 г.

<...> Означенный дом с садом и [прочими] принадлежно­стями обещался он<...> от своего имени и от имени наслед­ников и преемников своих держать на вилланском праве, согласно обычаям и кутюмам той местности, и нести [за то] чинш<...> барщину, платежи, тальи и прочее, что следует по праву<...> и что за названный дом и сад доселе плати­лось<...>

 

5. ВВЕДЕНИЕ СБОРА ЗА ПОКРОВИТЕЛЬСТВО

Грамота 1173 г.

Я, Тибо, граф Блуа<...> извещаю, что каноники св. Авита Орлеанского, явившись передо мною, жаловались на утеснения, чинимые злыми людьми селению их, именуемому Сериз, каковое [селение] от предков моих они в дар получили. И дабы утеснения эти с божиею и моею помощью прекратить, определили они мне [взи­мать] со свободных поселенцев означенного селения<...> сбор за покровительство, именно в праздник св. Ремигия, по 2 секстария овса с каждой гостизы<...> Я же по любви к богу<...> и за разрешение<...> мне сбора за покровительство селение и свободных поселенцев его взял под свою защи­ту и охрану принял, с обязательством<...> защищать и охра­нять их против кого бы то ни было.

 

6. СБОР ЗА ОХРАНУ

Грамота 1185 г.

Аббат, по совету монахов своих, передал<...> Фулько охрану означенных селений. За охрану взимать Фулько и наследнику его с каждого впрягаемого в плуг живот­ного, будет ли то бык, корова, осел или лошадь, по 12 де­нариев<...> ежегодно; если же запряженному в плуг живот­ному будет дан в припряжку козел, считать его за быка<...> С крестьянина, обрабатывающего землю лопатой, взи­мать по 10 денариев, если нет у него упряжного живот­ного<...> И да будет ведомо, что тот, кто будет нести озна­ченную охрану, ничего сверх положенного с оных селений ни просьбами, ни силою взимать не должен<...>







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия