Студопедия — Расцвет и разрушение метафизики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Расцвет и разрушение метафизики






Вследствие этого метафизика нового времени будет развиваться в двух проти­воположных направлениях. С одной сторо­ны, метафизика попытается утвердить себя одновременно в качестве продолжения и обоснования научного знания. Такова судьба метафизики в картезианстве, где она примет форму совершенно рациональной теологии, весьма подозрительной с точки зрения веры. С другой стороны, сохранится сознание проблематичности всякой попыт­ки придать метафизике статус научного знания. Оно дает простор для развития тен­денции, противоположной вышеупомяну­той, но также заложенной уже в томизме: тенденции осуждения науки и критики науч­ного разума с позиций высшего озарения верой. Очевидность успехов и прогресса на­учного знания ниспровергнет эту послед­нюю точку зрения и приведет, напротив, к радикальной критике всякой попытки воз­выситься над собственно научным взгля­дом. В философии XVII и XVIII веков рас­цвет метафизики как рациональной фило­софской дисциплины вскоре сменится ее радикальным разрушением в критической мысли.

а) Картезианская метафизика

Главная цель Декарта — обосновать на­уки. Это намерение приводит, в отношении статуса метафизики, к противоречивым следствиям. С одной стороны, время, кото­рое Декарт уделяет интеллектуальным за­нятиям, по большей части отдано наукам. Что касается " начал метафизики", то Де­карт убежден, что " очень вредно часто за­нимать свой ум размышлениями над ни­ми" 1. С другой стороны, обосновать науки не значит просто посвятить себя их раз­витию, но прежде всего дать им начала, на основании которых они смогут развиваться с полной уверенностью. С этой стороны хоть " раз в жизни совершенно необходимо хорошо понять принципы метафизики", и не только потому, что они " дают нам

1 Декарт Р. Елизавете, 28 июня 1643 г. // Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 494.


познание Бога и нашей души" 2, но и пото­му, что они тем самым содержат основания познания.

С этой точки зрения картезианские оп­ределения философии вообще и метафизи­ки в частности остаются в полном согласии с аристотелевской традицией. В самом де­ле, философия предстает в них как поиск мудрости, которая означает здесь не искус­ство жить благоразумно, но полноту и вер­шину знания. Это совершенство знания мо­жет быть достигнуто только в той дисцип­лине, которую Декарт называет " метафизикой", или " первой философией", и которую он определяет как знание " пер­вопричин", или " первоначал":

Слово философия обозначает занятие муд­ростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохране­нию здоровья, а также открытиям во всех искусствах (arts). А чтобы оно стало тако­вым, оно необходимо должно быть выве­дено из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть им (а это и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, име­нуемых первоначалами3.

В своем языке, как и в своей сути, картези­анское определение метафизики обнаружи­вает свою зависимость — через схоластику — от анализа Аристотеля.

В не меньшем согласии с традицией на­ходится определение содержания и метода метафизики. Что касается содержания, то Декарт определяет его суть как " объясне­ние главных атрибутов Бога, нематериаль­ности нашей души, а равно и всех осталь­ных ясных и простых понятий, какими мы обладаем" 4. Картезианская метафизика есть, таким образом, прежде всего, в соот­ветствии с обычным определением, иду­щим от аристотелевской школы, наука о Боге и идеях, то есть вообще о нематери­альном и сверхчувственном. Что же касает­ся метода, то он совпадает с тем, который еще Платон предлагал для абсолютного

2 Там же.

3 Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора к французскому переводчику " Перво­начал философии", уместное здесь как предисло­вие // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 301.

" Там же. С. 309.


 

 


знания: дедукция следствий из начал. " Перво­начала философии" предлагают, таким обра­зом, основы всякого возможного знания. Они составляют первые элементы цепи дедукций

— столь обширной, что Декарт не берется довести ее до конца в своей книге и даже вообще не надеется завершить ее в одиночку. Но он по крайней мере не сомневается в том, что когда-нибудь можно будет из этих начал " открыть великое множество истин" и, " по­степенно переходя от одной к другой, со временем прийти к полному познанию всей философии и к высшей степени мудрости" 1. Таким образом, Декарт претендует на то, чтобы вывести " самым ясным образом" начала " вещей телесных, т. е. физических" на основании начал, относящимся к вещам " нематериальным, т. е. метафизическим" 2. В том, что касается отношений метафизики и науки, картезианство выражает новую сте­пень уверенности — уверенность в том, что дедукция позволяет извлечь из метафизики начала других наук и, следовательно, окон­чательно обосновать при помощи метафи­зики достоверность научного знания. " Та­ким образом, вся философия подобна дере­ву, корни которого — метафизика" 3, а ветви

— различные науки. Научная достоверность укоренена в метафизике или, точнее говоря, в теологии. Отсюда следует, что атеист, по сути дела, не может быть геометром, так как он может самое большее устанавливать по­ложения внутри своей науки, но не может быть совершенно уверен в началах, которы­ми обоснованы эти положения:

...Соображение, что атеист способен ясно познавать равенство трех углов треуголь­ника двум прямым, я не отвергаю; я ут­верждаю лишь, что это его познание не есть истинная наука, ибо никакое позна­ние, допускающее сомнения, не может именоваться подобным образом. А по­скольку предполагается, что человек этот — атеист, он никоим образом не может быть уверен, что не обманывается в тех самых вещах, кои представляются ему очевиднейшими...4

'Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора... // Соч. Т. 1. С. 311.

2 Там же. С. 306.

3 Там же. С. 309.

4 Декарт Р. Возражения некоторых ученых мужей против изложенных выше " Размышле­ний" с ответами автора. Ответ на Вторые воз­ражения // Соч. Т. 2. С. 113.


В самом деле, начала математики гаран­тированы самое большее своей очевиднос­тью. Но требуется прежде, чтобы метафи­зика установила, что очевидность есть при­знак истины.

Декарт вводит, таким образом, опреде­ление философии, которое будет очень широко принято его современниками и про­должателями, как учеными, так и филосо­фами. Философия предстает здесь состоя­щей из комплекса наук, постольку посколь­ку их достоверность обосновывается и гарантируется достоверностью метафизи­ки, то есть теологии. Эта концепция, разу­меется, чужда ученым и философам — со­временникам Декарта, которые развивают научное знание, избрав экспериментальный критерий и не заботясь о трансцендентном обосновании. Но точка зрения Декарта про­тивостоит также схоластике и аристотелев­ской школе. Правда, Декарт сохранил тра­диционное определение метафизики в его самом общем виде, но он внутренне изме­нил его смысл и объем. Верно и то, что Декарт в большом долгу у схоластики: именно схоластическую философию изучал он в Коллеж де ля Флеш, и когда он уезжал из Франции в Голландию, то среди немно­гих книг, захваченных им с собой, были Библия и " Сумма теологии" 5. Однако его философский замысел радикально отлича­ется от того, что делал томизм. Декарт обращается к " людям, и только людям", то есть его философия не прибегает к помощи сверхъестественного света, и высшее благо, к которому она стремится, не есть мисти­ческое спасение, но мудрость, достижимая с помощью естественного разума:

А такое высшее благо, как показывает даже и помимо света веры один природный разум, есть не что иное, как познание исти­ны по ее первопричинам, т. е. мудрость; занятие последнею и есть философия6.

Было большой смелостью утверждать, что человеческий разум может завершить мета­физику и дать прочное основание наукам, не прибегая к помощи свыше. Но это вы­ступление против томизма является одно­временно радикальным отходом от аристо-

5 Descartes R. Lettre ä Mersenne du 25 decembre 1639.

6 Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора... // Соч. Т. 1. С. 303.


 

 


телевской традиции. Чтобы сделать необ­ходимым обращение за помощью к Откро­вению, томизм сумел извлечь пользу из трудностей, тупиков и противоречий мета­физики Аристотеля. Для Аристотеля мета­физика — вершина знания, но знание мо­жет приблизиться к ней, двигаясь на ощупь и неуверенно. Аристотелевские определе­ния метафизики предлагают скорее про­грамму исследований, чем набор установ­ленных истин. Для Декарта же метафизика никоим образом не вершина и конечный пункт знания, но ее " корень", из которого науки вырастают и раскрываются во всей их достоверности.

Картезианство уверено, что достигло в метафизике абсолютного и непоколе­бимого основания, открыв истину, столь абсолютно достоверную, что она гаран­тирована от всякого опровержения и со­мнения. Действительно, мы можем отвер­гнуть все в мире, что вызывает у нас хоть малейшее сомнение, но " мы не мо­жем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем" 1. " Я мыслю, я существую" — вот что является для всякой мысли совершенно необходимой истиной:

Таким образом, после более чем тщатель­ного взвешивания всех " за" и " против" я должен в конце концов выдвинуть следу­ющую посылку: всякий раз, как я произно­шу слова Я есть, я существую или вос­принимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным2.

Эта истина есть, таким образом, заключе­ние, " первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в хо­де философствования" 3. То, что мы называ­ем " душой или способностью мыслить" со­ставляет " первое основоположение" 4 мета­физики.

Разумеется, открытие принципа " Я мыс­лю" было сделано не впервые: сходное мес­то есть в книге " О Граде Божьем" Августи-


на5. Но у Августина это открытие играет далеко не столь важную роль, как в мета­физике Декарта:

Я очень обязан Вам за то, что Вы преду­предили меня о месте у св. Августина, к которому мое Я мыслю, следовательно, я существую имеет некоторое отношение; я познакомился с этим местом сегодня в нашей городской библиотеке и нахожу, что он действительно пользуется этим по­ложением для доказательства достовер­ности нашего бытия и затем для того, чтобы показать, что в нас есть некий образ Троицы, поскольку мы существуем, знаем, что существуем, и, наконец, мы любим это бытие и это имеющееся у нас знание; од­нако я пользуюсь тем же положением, чтобы дать понять, что именно я, мыс­лящий, — нематериальная субстанция, не содержащая в себе ничего телесного'.

В этом вопросе свидетельство Паскаля до­полняет сказанное Декартом, подтверждая всю оригинальность Декартова подхода, несмотря на совпадение некоторых форму­лировок:

Я хотел бы предложить людям бесприст­растным оценить... " Я мыслю, следова­тельно, я существую" — и решить, есть ли это одно и то же для Декарта и святого Августина, сказавшего это раньше Декар­та за тысячу двести лет. Поистине, я далек от мысли не признавать в Декарте под­линного автора этой мудрости, хотя бы он и почерпнул ее у этого великого святого, ибо знаю, что одно дело — написать ка­кое-нибудь слово наугад, без длительных и обширных о нем размышлений, и другое — извлечь из него изумительную цепь за­ключений, доказывающих различие при­роды материальной и духовной и послу­живших незыблемым и возвышенным ос­нованием всей физики, к чему и стремился Декарт7.

Если необходимо, чтобы начала метафизи­ки были " столь ясны и самоочевидны, что­бы при внимательном рассмотрении чело­веческий ум не мог усомниться в их истин­ности" 8, следует найти на роль первоначала не такое положение, которое заявляет о се­бе своей неожиданной новизной, но истину


1 Декарт Р. Первоначала философии. I. § 7 // Соч. Т. 1. С. 316.

2 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. Второе размышление // Соч. Т. 2. С. 21—22.

3 Декарт Р. Первоначала философии. I. § 7 // Соч. Т. 1. С. 316.

" Там же. Письмо автора... С. 306.


5 См.: Augustin. Cite de Dieu. XL, 26.

6 Декарт Р. А. Кольвию, 14 ноября 1640 г. // Соч. Т. 1.С. 608—609.

''Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 456—457.

8 Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора... // Соч. Т. 1. С. 301—302.


 

 


такую ясную, такую очевидную, чтобы кто угодно мог открыть ее сам:

Вещь эта, а именно что мы существуем, раз мы сомневаемся, — настолько сама по себе простая и естественно выводимая, что она может принадлежать перу чело­века'.

Истинная заслуга Декарта, как он сам ее понимал, состоит не только в том, что он ясно высказал " я мыслю, значит я сущест­вую", но главным образом в том, что он сделал этот принцип первоначалом мета­физики:

Хотя все эти истины, принятые мною за начала, всегда были всем известны, од­нако, насколько я знаю, до сих пор не было никого, кто принял бы их за перво­начала философии, т. е. кто понял бы, что из них можно вывести знание обо всем существующем в мире2.

Устанавливая " я мыслю" в качестве пер­вой истины, Декарт полностью изменил традиционное значение метафизики. Разу­меется, она остается знанием о бытии, как таковом, однако теперь бытие схвачено в определенности мысли. Бытие, которое известно метафизике, есть отныне бытие мысли. Еще точнее, оно есть бытие мыс­лящего субъекта. Со времен Аристотеля под " субъектом" понималось то, к чему приложимо разнообразие предикатов. В картезианстве же бытие высказывается прежде всего о " я". В " я мыслю, следова­тельно, я существую" бытие " я" высказано как существование, но одновременно и как сущность, потому что, высказав " я сущест­вую", Декарт спрашивает, " сколь долго я существую? " 3. Строго говоря, " столько, сколько мыслю", следовательно, " я — вещь мыслящая" 4, что и определяет сущ­ность я. Отныне " субъект" означает по сути это самое " я", сущность которого составляет мысль, а " существование" оз­начает прежде всего существование того же самого " я" — мое собственное существова­ние, насколько я непосредственно сознаю его во всех формах мысли.

1 Декарт Р. А. Кольвию, 14 ноября 1640 г. // Соч. Т. 1. С. 609.

2 Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора... // Соч. Т. 1. С. 307.

3 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Второе размышление // Соч. Т. 2. С. 23.

4 Там же.


В данном отношении конструктивная сила картезианства изменила даже привыч­ки языка. А в этом, между прочим, состоит один из решающих критериев мощи и ори­гинальности философской системы, и надо согласиться с Гегелем в том, что Декарт — подлинный основатель философии ново­го времени, мыслитель, который открыл ей ту область, в которой она отныне будет действовать. В самом деле, новое определе­ние смысла терминов " субъект" и " сущест­вование" таит в себе все богатство будущих возможностей новоевропейской филосо­фии, вплоть до таких ее последних опреде­лений, как познание субъективности и эк­зистенции. Впрочем, само картезианство движется в ином направлении: оно понима­ет метафизику вполне традиционно — как здание из дедукций. В этой перспективе бы­тие мысли есть первоначало метафизики, поскольку из него можно вывести другие начала, в частности существование Бога как источника и гаранта всякой истины. Из метафизических же начал вытекают начала физики:

Существование этой способности [мыс­лить] я принял за первое основоположе­ние, из которого вывел наиболее ясное следствие, именно что существует Бог — творец всего существующего в мире; а так как он есть источник всех истин, то он не создал нашего разума по природе таким, чтобы последний мог обманывать­ся в суждениях о вещах, воспринятых им яснейшим и отчетливейшим образом. В этом все мои первоначала, которыми я пользуюсь по отношению к нематери­альным, т. е. метафизическим, вещам. Из этих принципов я вывожу самым ясным образом начала вещей телесных, т. е. фи­зических: именно что существуют тела, протяженные в длину, ширину и глубину, имеющие различные фигуры и различным образом движущиеся5.

Таким образом, порядок вопросов " мате­риальных объектов" 6 есть продолжение по­рядка вопросов метафизики, так что до­стоверность наук есть лишь продолжение и следствие достоверности начал метафи­зики.

5 Декарт Р. Первоначала философии. Пись­мо автора... // Соч. Т. 1. С. 306.

6 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Ответ на Вторые возражения // Соч. Т. 2. С. 108.


 

 


Достоверность метафизики является, следовательно, высшей по отношению к до­стоверности науки. В самом деле, наука может касаться лишь " заключений" 1, то есть науки дедуктивных выводов из начал. Но как раз в том случае, если метафизика — только познание начал знания, она не может быть наукой. Такова причина, по которой " знание первых принципов обычно не именуется у диалектиков наукой" 2. Здесь слышен отголосок одной из трудностей фи­лософии Аристотеля: как определить ста­тус " науки о началах", если сама наука определена как осуществление доказатель­ства и дедукции? Аристотель пытался ре­шить эту проблему, то пробуя доказывать начала, то определяя постижение начал как " мысль", то противопоставляя дедукции, извлекающей следствия из начал, индук­цию, восходящую к началам от частных истин. Превратив существование мысли в первоначало, Декарт получает возмож­ность объединить эти различные решения, к тому же добавив им ясности, которой недостает Аристотелю:

Коль скоро мы поняли, что мы — вещи мыслящие, это становится первичным по­нятием, не требующим для себя никакого предварительного силлогизма; и когда кто-то говорит: " Я мыслю, следователь­но, я есмь, или существую", он вовсе не выводит свое существование из мыслен­ного силлогизма, но как бы признает это положение — в качестве само собой разу­меющегося — вследствие простого умо­зрения. Это становится ясным из того, что, если бы он выводил данную мысль из силлогизма, ему прежде должна была бы быть известна большая посылка. Все то, что мыслит, есть, или существует; на самом же деле, он познаёт эту посылку скорее из собственного опыта, свидетель­ствующего, что, если бы он не существо­вал, он бы не мог мыслить. Уж такова природа нашего ума, что общие положе­ния он образует на основе познания част­ностей3.

" Я мыслю, следовательно, я существую" может считаться доказательством, ибо су­ществование выведено здесь из мысли. Од­нако форма, в которой сделано это заклю-

1 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Ответ на Вторые возражения // Соч. Т. 2. С. 113.

2 Там же. 3Там же.


чение, не есть форма рассуждения в соб­ственном смысле слова. Рассуждение опре­деляется наличием промежуточных ступе­ней, которые проходит мысль, достигая ис­комого положения. Однако в " я мыслю, следовательно, я существую" заключение от мысли к бытию произведено без проме­жуточного звена. Связь здесь тем более замечательна, что обычно оба термина мыслятся по отдельности и чуть ли не в оп­позиции друг другу. Как бы то ни было, заключение " я существую" взято не из рас­суждения: в противном случае требовалось бы вывести его через среднюю посылку " я мыслю" из общей посылки " все, что мыс­лит, существует". Но ведь совершенно оче­видно, что такое общее положение будет скорее результатом непосредственного схватывания в нас связи бытия и мысли. Следовательно, первоначало метафизики, хотя и является в каком-то отношении предметом доказательства, не зависит от дедукции. Оно непосредственно постигнуто методом, который можно назвать индук­тивным, так как он схватывает в частном случае общую истину. Индукции, произве­денные от частных случаев, суть, как прави­ло, эмпирические обобщения, поспешные и плохо обоснованные. Извлечь из частной интуиции законным путем абсолютно пер­вую истину — в этом состоит привилегия той познающей силы (а именно метафизи­ческой), которую Декарт именует " духом", а Аристотель называл " мыслью" (в самом точном и возвышенном значении термина). Снабдив метафизику первоначалом в ви­де бытия мысли, Декарт дал ей сразу и ме­тод, и содержание, и оправдание. В самом деле, постижение первоначала осуществле­но способом, отличным от научного. Оно произведено непосредственно, а не в посту­пательном движении рассуждения, оно ин­дуктивно, а не дедуктивно. Обе эти харак­теристики, казалось, могли бы поставить достоверность метафизики ниже истиннос­ти науки, которая основана на проверке и доказательстве, целиком опосредованном и целиком дедуктивном. Но принцип " я мыслю, следовательно, я существую" со­держит внутри самого себя акт собствен­ного оправдания и представляет собой при-мер истины интуитивной и индуктивной, но тем не менее полностью способной обосно-


 


 

 


вать самое себя. Конечно, Парменид уже высказал идею о тождестве мысли и бытия:

...мыслить и быть одно и то же1.

Но Парменид представлял мысль в опреде­ленности бытия — мыслить вне бытия ка­залось ему невозможным:

Ибо без сущего, о котором она высказана, тебе не найти мышления2.

Разумеется, принцип противоречия показы­вает, что невозможно мыслить вне тождес­тва бытия самому себе. Но аристотелевское опровержение онтологии Парменида пока­зывает также и то, что в пустой самотож­дественности бытия мысль загоняет себя в тупик. Картезианский же обратный путь, путь схватывания бытия в определенности мысли, предлагает взамен истину, способ­ную непрестанно порождать саму себя, и тем самым высвобождает мысль из он­тологических тупиков.

Но если принцип " я мыслю, следова­тельно, я существую" является одновремен­но и интуитивным и индуктивным, сама метафизика остается для картезианства системой истин, дедуцированных друг из друга. Невозможно напрямик перейти от " я мыслю" к установлению наук, и в частно­сти физики; прежде надлежит пройти об­ходным путем через доказательство сущес­твования Бога. Только из наличия Бога как совершенного существа — а из его совер­шенства следует, что Бог не может быть обманщиком, — можно заключить об ис­тинности простых, ясно и четко представ­ляемых идей, которые лежат в основании наук. Картезианская метафизика последо­вательно движется сначала индуктивным, затем дедуктивным путем. Она не преодо­лела двойственности метода, которая, еще со времен платоновского противопоставле­ния восходящего и нисходящего пути, свой­ственна абсолютной науке. Таким образом, картезианская метафизика ставит проблему перехода от одного метода к другому; точ­нее, это проблема двойного перехода — от существования мысли к существованию Бо­га и от существования Бога к достовернос­ти наук.

1 Парменид. В 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 287.

2 Там же. В 8 35—36 DK. С. 291.


Существование Бога доказывается у Де­карта тремя разными способами. При этом два первых доказательства представлены в форме рассуждения. Первое рассуждение таково: коль скоро мы имеем в себе идею высшего совершенства, эта идея не может быть вызвана ничем, кроме самого высше­го совершенства. Это умозаключение пред­полагает общую посылку, которую Декарт принимает за аксиому: идея " у меня не может быть" какой-либо " идеи... если она не привнесена в меня какой-то причиной, в коей, по меньшей мере, содержится столь­ко же реальности, сколько" 3 ее имеет пред­ставляемая мною идея. Если принять эту аксиому и если согласиться с тем, что мы имеем в себе идею высшего совершенства, позволительно сделать умозаключение к существованию этого высшего совершен­ства. Второе доказательство — тоже рас­суждение, так как оно выводит существова­ние Бога из того факта, что " мы, обладаю­щие идеей Бога, существуем" 4.

Для успеха этого доказательства следует допустить, что труднее создать субстанцию, чем создать ее атрибуты, и что, следователь­но, если бы я мог создать себя сам, я " обла­дал бы силой, дарующей мне недостающие совершенства... Эти последние являются все­го лишь атрибутами субстанции, я же — суб­станция" 5, откуда следует, что я создан и со­храняем кем-то другим, кто, имея власть творить, имеет власть и наделить себя всеми совершенствами, " если бы их ему не доста­вало"; " и, таким образом, он — Бог" 6.

В третьем доказательстве существова­ние Бога выводится " из созерцания боже­ ственной природы " 7. Это доказательство можно представить в форме рассуждения, так как оно есть вывод. Правильнее, од­нако, сказать, что " тем, кто свободен от предрассудков, вывод... должен быть ясен сам собой" 8, так как оно есть плод " прос­того представления" природы Бога, без промежуточных ступеней и непосредствен-

3 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Третье размышление // Соч. Т. 2. С. 35.

" Там же. Ответ на Вторые возражения. С. 132.

'Там же. С. 132—133.

6 Там же. С. 133.

7 Там же. С. 132.

8 Там же.


 

 


но, таким образом, что можно узнать, что Бог есть, " без всякого рассуждения". Для этого достаточно представить, какое раз­личие в отношении к существованию име­ется между природой или сущностью Бога и всеми другими сущностями:

В идее или понятии любой вещи содер­жится существование, ибо мы можем по­нимать вещи лишь в виде модуса их бы­тия; а именно, потенциальное или случай­ное существование содержится в понятии ограниченной вещи, необходимое и совер­шенное — в понятии наисовершеннейшего Бытия1.

Мы в состоянии мыслить только в оп­ределенности бытия: думать о чем-то — значит думать о чем-то таком, что есть. Когда геометр рассуждает о треуголь­нике, этот треугольник есть, поскольку он его мыслит и он не может его мыслить иначе как существующим. Однако тре­угольник как геометрическая фигура не существует в природе: он — сущее, но рассудочное сущее. Что справедливо для математического сущего, то справедливо и для сущего воображаемого, например Химеры2. Существование, неотделимое от любого мыслимого предмета, не прибав­ляет этому предмету никакого реального определения: оно обозначает только воз­можное существование, которое может отвечать или не отвечать какому-либо ре­альному существованию. Напротив, бес­конечная сущность Бога означает беско­нечное совершенство, у которого сущес­твование не может отсутствовать (так как существование — большее совершенство, чем небытие). Сущность Бога, таким об­разом, подразумевает его существование, как сущность треугольника подразумевает, что три его угла равны двум прямым. В этом смысле можно сказать, что су­ществование Бога необходимо, так как оно выводится из его сущности, в то время как ни для какой другой вещи связь сущ­ности с существованием не может быть доказана. Для одного только Бога суще­ствование есть свойство необходимое и по­тому доказанное.

1 Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Ответ на Вторые возражения // Соч. Т. 2. С. 131.

2 См. там же. Третье размышление. С. 31.


Различие между божественной сущнос­тью и сущностью чего угодно другого мо­жет быть выражено на языке теологии: " Бог есть его Бытие":

Говоря, что Бог есть его Бытие, я восполь­зовался обычным выражением богосло­вов, под которым следует понимать, что к сущности Бога принадлежит то, что он существует. Этого нельзя сказать о тре­угольнике, сущность которого может быть полностью понята даже в том слу­чае, если предположить, что в целом свете не существует ни одного треугольника3.

Но этой традиционно схоластической форму­лировке Декарт придает такой смысл, какой сам томизм ему не придавал. Простое пред­ставление сущности Бога влечет за собой, согласно Декарту, уверенность в существова­нии Бога. Но если согласиться, что " бытие Бога познается лишь из созерцания божест­венной природы" 4, если согласиться, что в этом познании, как и в " я мыслю, следова­тельно, я существую", вывод получен без доказательства или без рассуждения5, при­дется констатировать существенное отличие данного доказательства от других доказа­тельств бытия Божия. Вот почему в " Раз­мышлениях о первой философии" только что приведенная аргументация появляется лишь в Пятом размышлении, тогда как доказа­тельства, полученные при помощи рассужде­ния, изложены в Третьем. Дело в том, что только " некоторые" могут таким вот спосо­бом — " без доказательств" — познать то, что большинство понимает лишь после дол­гих речей и рассуждений6. Труднее постичь существование Бога в его сущности непо­средственно, чем следовать процедуре дока­зательств через ряд промежуточных положе­ний, поддающихся детализованному изложе­нию. Если, таким образом, " Размышления о первой философии" следуют естественному ходу познания: от того, что познается нами проще всего, к тому, что труднее всего познать, они как раз и должны начать с до­казательств через рассуждение. Доказатель­ство, которое развертывает необходимую

3 Descartes R. Lettre ä Hyperaspistes, aoü t 1641. § 13.

" Декарт Р. Размышления о первой филосо­фии... Ответ на Вторые возражения // Соч. Т. 2. С. 132.

5 См. там же.

6 См. там же. С. 126.


 

 


последовательность истин (как у Декарта в ответах на Вторые возражения), должно, напротив, начинаться с непосредственного постижения существования Бога в его сущ­ности. Это постижение по-настоящему непо­средственно только в себе самом, а в реаль­ном развертывании познания оно лишь ре­зультат, так как требует предварительного приучения к некоторым способам рассужде­ния. По всей видимости, эта аргументация обращена к математикам. Ведь, по словам Декарта, схватывание существования Бога в его сущности по крайней мере " так же достоверно", как " математические истины". Так, задержавшись " мыслью на созерцании сущности самого совершенного бытия":

[Читатели] ·— без всякой суеты — позна­ют, что Бог существует; и эта истина для них будет само собой разумеющейся, как и та, что двойка — это четное число, а тройка — нечетное, и т. д.'

По сути же, достоверность существования Бога превосходит достоверность математи­ческих истин: именно она обосновывает ма­тематические истины, поскольку она есть уверенность в существовании совершенного Бога, который правдив и не может хотеть, чтобы мы ошибались в вещах, которые мы представляем ясно и отчетливо. Рассужде­ния доказывают существование Бога из по­ложений, принятых в силу их очевидности: они, таким образом, не более достоверны, чем математические доказательства. Ко­нечно, они, в свою очередь, убеждают нас в том, что очевидность есть критерий ис­тины, так как они доказывают существова­ние правдивого Бога. Однако здесь образу­ется крут, из которого вырывается, благо­даря своему непосредственному характеру, прямое схватывание существования Бога в его сущности.

Картезианская метафизика выдвигает, таким образом, два фундаментальных на­чала, постижение которых носит непосред­ственный, или интуитивный, характер. Оба состоят в схватывании некоего сущего (в смысле отдельного существования) и име­ют, следовательно, онтологический харак­тер. При этом, однако, бытие в них есть

1 Декаргг* ''. Размышления о первой филосо­фии... От.ι на Вторые возражения // Соч. Т. 2. С. 12"


результат умозаключения: бытие " я" выве­дено из мысли, а бытие Бога — из высшего совершенства. Нельзя, стало быть, истол­ковывать картезианство как онтологию, так как бытие в нем схвачено в определен­ности того, что его обосновывает — прин­ципа " я мыслю" или божественного совер­шенства. Но именно двойственность осно­ваний ставит в картезианстве проблему перехода от одного начала к другому. В са­мом деле, с одной стороны, существование Бога выводится при помощи рассуждения из присутствия в нашей душе идеи совер­шенства; с другой — оно непосредственно извлекается из этой самой идеи. Непосред­ственное заключение от сущности Бога к его существованию, именно в силу своей непосредственности, больше соответствует природе начала, чем положение, установ­ленное в результате длительного рассуж­дения. Зато доказательства через рассуж­дение, в силу того что они используют принцип причинности, более понятно уста­навливают связь между существованием " я" и существованием Бога, так как умоза­ключение ведется от " я" или от того, что есть в этом " я", к Богу, так же как заключа­ют от следствия к его необходимой и дос­таточной причине. Если, стало быть, суще­ствование Бога непосредственно выводится из его сущности, оно представляет собой первую истину, которая оказывается прос­то рядоположенной с принципом " я мыс­лю". Если же существование Бога выводит­ся из " я мыслю", связь начал становится яснее, но существование Бога утрачивает качество абсолютно первой истины.

Как бы то ни было, существование Бога выводится из его идеи. Трудность в том, чтобы понять, как происходит переход от " я мыслю" к идее Бога. Ответ, в ясной форме предложенный Декартом, состоит в следующем: нам " приходила в голову такая мысль" 2. Здесь нет ничего, кроме кон­статации факта: " Разумеется, нет также ни­чего удивительного в том, что Бог, созда­вая меня, вложил в меня эту идею — дабы она была во мне как бы печатью его искус­ства" 3. Но если в этом нет ничего невоз­можного, то нет и ничего необходимого.

2 Там же. Третье размышление. С. 30. 3Там же. С. 43.


 

 


Свободное решение Бога, создающего свое творение, не то чтобы совсем уж необъяс­нимо: но можно ведь представить себе, что оно могло быть иным. " Остается предпо­ложить... подобно тому как у меня есть врожденная идея меня самого", так и идея Бога " у меня врожденная" 1.

Что касается перехода от начал метафи­зики к началам физики, то и тут картезиан­ская мысль идет тем же путем. Начала физики присутствуют " в нас", в виде ясных и отчетливых идей, которые в картезиан­ской школе традиционно обозначаются как " врожденные идеи". Под таковыми следует понимать идеи, которые естественным об­разом присутствуют в нашей душе, потому что они вложены в нее от рождения, то есть от ее сотворения Богом. Эти идеи обеспече­ны своим божественным происхождением, так что " порядок физических вопросов" 2 начинается с метафизических принципов су­ществования Бога и врожденных идей:

Порядок, которого я здесь придерживал­ся, таков: во-первых, я старался вообще найти начала, или первопричины, всего, что существует и может существовать в мире, рассматривая для этой цели толь­ко Бога, сотворившего его, и выводя их только из неких ростков тех истин, кото­рые от природы заложены в наших душах. После этого я рассмотрел, каковы первые и наиболее простые следствия, которые можно вывести из этих причин; и мне кажется, что таким путем я нашел небеса, звезды, Землю и даже воду, воздух, огонь, минералы на Земле и другие вещи, явля­ющиеся самыми обычными и простыми, а потому и более доступными познанию3.

Такое представление наверняка может воз­будить некоторые подозрения. Можно, на­пример, резонно усомниться в том, что именно в себе Декарт " нашел небеса, звез­







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 695. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия