Студопедия — Соединение простых чувств
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соединение простых чувств






<,..> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в одно целое. Так, одновременные звуки объединяются в созвучие, одновременные световые впечатления — или в одно предметное представление, или же, по крайней мере, в известное число пространственно связанных друг с другом пред­ставлений объектов. Но осязательное и зрительное впечатление, видимый предмет и услышанный звук все-таки могут существовать в нашем соз­нании сравнительно самостоятельно друг от друга. <...> Они связывают­ся, в конце концов, друг с другом в единое целое только потому, что каж­дое из них обыкновенно сопровождается чувственным тоном известной


Вундт В. [Психология душевных волнений] 75

степени: это подчиняет их вышеуказанному принципу соединения эмо­циональных элементов.

Мы будем называть этот принцип принципом единства эмоцио­нального состояния. Согласно с ним нет в сознании двух одновременных представлений, хотя самых диспаратных и независимых друг от друга, эмоциональные элементы которых не объединялись бы в одно равнодей­ствующее чувство. Нетрудно видеть, что этот принцип единства эмоцио­нального состояния непосредственным образом связан с одним основ­ным свойством чувств, — с тем именно, что все чувства, каково бы ни было их происхождение, в каком бы отношении ни стояли связанные с ними представления, всегда принадлежат к одной и той же эмоциональ­ной непрерывности. <...>

Далее, психологическое наблюдение показывает нам, что все про­стые чувства, объединяющиеся согласно принципу единства, взаимно мо­дифицируют друг друга и что все они модифицируются общей равнодей­ствующей: при этом самым характерным является то обстоятельство, что отдельные простые чувства в общем или совсем перестают разли­чаться как отдельные составные части сознания и только вносят свою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или, по край­ней мере, отступают на задний план по сравнению с совокупным впечат­лением. <...>

Назовем единую равнодействующую всех имеющихся в данный мо­мент эмоциональных действий цельным чувством, а отдельные чувства, входящие в состав его как части, — частичными чувствами. Пользуясь этими терминами, можно определить особенности структуры чувства так: простые чувства, являющиеся всегда конечными элементами подобных со­единений, не объединяются в последние непосредственно; некоторое число простых чувств соединяется, прежде всего, в ближайшее частичное чувство, на которое по отношению к составляющим его чувствам можно смотреть как на относительно цельное чувство; только это последнее уже является в свою очередь одним из компонентов окончательного, настоящего цельного чувства. Общее понятие слияния чувств основано, следовательно, на том факте, что простые чувства образуют известную упорядоченную градацию соединений: сначала они соединяются в частичные чувства первого поряд­ка, эти, в свою очередь, в чувства второго порядка и в случае очень развитой сложности состава чувства, например, при высших эстетических чувствах, сюда может примыкать еще неопределенный ряд дальнейших порядков. <...> Ближайшими частичными чувствами при аккорде ceg являются чув­ства, сопровождающие созвучия се, eg и eg, а в эти последние входят в свою очередь три чувства, сопровождающие звуки с, е и g — уже чувства прос­тые. <...>

Если мы будем наблюдать эти изменения цельных чувств при по­мощи вариации входящих в них частичных чувств различного порядка, то обнаружатся, прежде всего, два принципа эмоциональных слияний.


76 Тема 2. Становление предмета психологии \

<...> Принцип градации элементов состоит в том, что каждое сложное цельное чувство содержит в себе одно какое-нибудь господствующее час­тичное чувство, придающее ему основной его характер; остальные частич­ные чувства только более или менее видоизменяют последний. Принцип ценности целого заключается в том, что цельное никогда не является только суммой частичных чувств, на которые его можно разложить. В нем всегда прибавляется еще особая, специфическая, хотя по своим ка­чествам и сообусловленная в существенном частичными чувствами, эмо­циональная ценность. Последняя и является собственно тем, что придает самому цельному чувству его своеобразность. Вместе с тем только из это­го принципа эмоциональных равнодействующих и объясняется то мощ­ное повышение чувств, которое может проявиться при их сложении. По­этому его можно назвать также и принципом усиления ценности чувств при их сложении. <...>

Каждое отдельное простое чувство обладает еще ассоциативными свя­зями, и последние во многих отношениях определяют общую связь эмоцио­нальной жизни. В общей совокупности душевной жизни играют значитель­ную роль главным образом два вида таких эмоциональных ассоциаций. Ассоциации одного вида сводятся к соединению единичного чувства с ре­продуктивными элементами, связанными с какими-нибудь сложными представлениями, в ассоциациях второго вида соединяются сами по себе диспаратные ощущения благодаря родственности их чувственных тонов.

Благодаря ассоциации, например, зеленый цвет напоминает о зелени леса и луга, звон колокола или звук органа веет представлением о выходе в церковь и о богослужении. Благодаря этим ассоциациям, к чистому ощу­щению как бы пристает что-то из чувственного тона, сопровождающего со­ответственные сложные представления. <...>

Далее, во многих отношениях важное ассоциативное усиление чувств может возникать и благодаря непосредственному родству самих чувственных тонов различных ощущений. <...> Например, нам кажется, что низкие тона соответствуют темным цветам и черному, высокие тона — светлым цветам и белому. Резкий звук, например, звук трубы и цвета из возбуждающего ряда — желтый и светло-красный — соответствуют друг другу, точно так же, как глухой тембр соответствует спокойному си­нему цвету. Подобные же сравнения между низшими и высшими внеш­ними чувствами делаем мы и тогда, когда различаем теплый и холодный цвет9 или говорим: «резкий звук» и «насыщенный цвет» и т.д. Все по­добные аналоги, вероятно, основываются исключительно на родстве про­стых чувств, лежащих в основе их. Если рассматривать низкий тон как чистое ощущение, вряд ли он имеет какую-нибудь связь с темным цветом, но обоим им присущ одинаковый серьезный чувственный тон; это сход­ство мы переносим и на самые ощущения, которые представляются нам тоже родственными друг с другом. <...>


Вундт В. [Психология душевных волнений] 77

Общие свойства







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия