Студопедия — Феноменов восприятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феноменов восприятия






Все феномены восприятия могут быть сгруппированы в шесть боль­ших классов. Классы эти и их иллюстрации могут показаться довольно элементарными читателю, уже знакомому с ними. Тем не менее, их обзор существенен для получения четкого представления о задачах, стоящих пе­ред различными теориями восприятия.

Представим себе, что мы смотрим на различные диски, круги и дру­гие простые объекты в меняющихся условиях. Хотя для удобства наши примеры будут взяты из области зрения, все рассмотренные ниже фено­мены могут быть легко проиллюстрированы и в других сенсорных мо­дальностях.

1. Небольшой бумажный диск показывается на белом фоне. Мы констатируем, что он видится красным. Нам предъявляется второй диск, и он выглядит синим. Представленные в непосредственном опыте опреде­ленные «качества» — в зрении мы называем их тонами или цветами — являются одним из наиболее очевидных аспектов того, как выглядят ве­щи. Музыкальный тон, запах розы, вкус, боль, переживания давления, те­пла или холода составляют другие хорошо знакомые примеры. Далее мы замечаем, что качества характеризуются различными «количествами» или измерениями. В зрении, например, качества имеют пространственную протяженность: каждое из них как бы охватывает определенную область пространства. По отношению к качеству мы имеем также переживания «интенсивности» или «силы». Один серый диск выглядит ярче или тем­нее другого, один красный цвет кажется более насыщенным, нежели дру­гой; один из тонов может быть громче или тише другого и т.д. Пережи­вание качества, кроме того, длится во времени. Сенсорные качества и их количественные измерения составляют, следовательно, один общий аспект

36 Зак. 2652


562 Тема 7. Человек как субъект познания

того, какими мы видим вещи1. Конечно, эти качества и измерения часто модифицируются условиями среды, в которой они наблюдаются, например фоном или освещенностью. Кроме того, они могут различным образом взаимодействовать друг с другом, но сущность качества никогда не объяс­няется полностью этими взаимодействиями. Хотя наши образы воспри­ятия более сложны, чем эти простые качества или сенсорные модально­сти, последние всегда в них присутствуют.

В классификации и терминологии, относящихся к этой области, су­ществуют определенные трудности. Подходя к этому вопросу с точки зре­ния чистого сознания, Титченер рассматривал ощущения как элементы сознания, а качества — интенсивность, протяженность, длительность и яс­ность — как атрибуты (или измерения) ощущений. Такая схема неудов­летворительна, поскольку кроме этих пяти атрибутов не существует ни­чего другого, придающего смысл слову «ощущение». Отделенное от них ощущение превращается в чистую абстракцию. Практика рассмотрения таких фиктивных «ощущений» в качестве элементов или строительных блоков сознания представляет мозаичную теорию непосредственного опы­та, против которой так энергично выступали гештальтпсихологи. Пра­вильней, быть может, считать не ощущения, а непосредственное пережи­вание качества основным фактом нашего осознания мира. Качество, как мы видим, уникально. Оно отличимо от сенсорных измерений, с которы­ми, тем не менее, всегда тесно связано. Оно входит в такие измерения, как длительность, интенсивность, протяженность и т.п., но никогда не может быть сведено целиком ни к этим, ни к каким-либо другим измерениям. Конечно, качество исчезнет, если интенсивность, протяженность или дли­тельность свести к нулю. Но то же самое Произойдет со всякими объек­тами, даже с теми, которые относятся к миру, регистрируемому физически­ми методами.

Но существует ли измерение в самом качестве? Упорядочены ли са­ми качества в непрерывный континуум едва различимых ступенек?

Некоторым психологам казалось, что & то именно так. Например, гра­дации цвета описываются в виде непрерывного ряда, расположенного во­круг основания цветового конуса. Звуковые тоны музыкальной шкалы рас­полагаются в последовательную серию чрезвычайно малых различий. Эти соображения, вероятно, и привели ранних Н[нтроспекционистов к объявле­нию качеств атрибутами или измерениями абстрактных конструкций — ощущений. По-видимому, здесь имеется некоторая путаница. Основные цвета в действительности не образуют континуума. Каждый уникален и расположен на расстоянии от всех других подобно углам цветового тре­угольника. То, что лежит между основными цветами, может быть названо

1 Хелсон насчитал не менее восемнадцати возможных направлений вариаций непо­средственного восприятия цвета (см. Helson H. Perception. Ch. 8 // Helson H. (ed.). Theoretical foundations of psychology. N. Y., 1951).


Оллпорт Ф. Феномены восприятия 563

континуумом промежуточных качеств (сине-зеленые, оранжевые, пурпур­ные и т.д.). Каждое из этих качеств в различной степени похоже на основ­ные компоненты, но каждое может быть также определено как первичное качество. Существует множество промежуточных серий, переходов, смесей качеств в различных количествах или пропорциях. Каждая из этих смесей, правда, обычно воспринимается как неразложимое «целое», однако часто удается выделить первичные компоненты, составляющие их. В них присут­ствуют как целостность, так и составленность, хотя в восприятии не может быть представлено и то и другое одновременно и с одинаковой ясностью. Игнорировать или пренебрегать элементарными или первичными качества­ми, ради какой-то частной теории или метода интроспекции — значит за­крывать глаза на факты, имеющие место в повседневном опыте.

2. Наш второй класс феноменов восприятия резко отличается от пер­вого. Хотя, подобно феноменам первого класса, они представляют собой не­посредственный опыт, возникающий от действия объектов среды, феномены этого класса кажутся еще в меньшей степени детерминированными стиму­ляцией и в большей степени — процессами организма. Они ярко демонст­рируют влияние одного перцептивного явления на другое, которое часто приводит к оптическим или каким-либо другим иллюзиям. Они связаны в основном с конфигурационными качествами воспринимаемых вещей — их формой, контуром, группировкой и т.п. Глядя на окружность, начерчен­ную чернилами на белом картоне, мы замечаем, что ее кажущиеся размеры меняются при помещении ее между двумя параллельными линиями или линиями, образующими угол. Она может показаться трансформированной в часть спирали, если ее контур заштриховать отрезками прямой с перемен­ным наклоном, или вследствие специфических свойств фона. Квадрат, по­ставленный на один из своих углов, кажется вовсе не похожим (ромбовид­ным) на такой же квадрат, верхняя и нижняя стороны которого находятся в горизонтальном положении. Взглянув снова на окружность, но без пере­секающих ее линий или других окружностей, мы заметим, что она заклю­чает область, которая «отделена» от фона, и что линия окружности или ее контур кажется принадлежащим кругу, но не круглому отверстию в фоне. Мы видим, что круг кажется определенной «фигурой», отчетливо выступаю­щей из фона, и что остальная часть картона кажется простирающейся за ним как менее ясный фон.

Фигура и фон — непременные аспекты восприятия. В каждой сен­сорной модальности мир предоставляется нам состоящим из фигур, распо­ложенных на некотором фоне. Существует большое числа правил, опреде­ляющих, какая часть будет фигурой и какая фоном. Если некоторая часть изображения может быть, как фигурой, так и фоном, то наблюдается смена выступающих и отступающих полей при каждом переходе от восприятия одного сочетания фигуры и фона к другому, противоположному.

Элементы фигур, точки и т.п. кажутся «идущими вместе» или раз­деляются на группы в зависимости от условий. Если две фигуры соеди-


564 ■ Тема 7. Человек как субъект познания

нены, то они могут казаться образующими единую большую фигуру или распадаться на две фигуры в соответствии с особенностями их организа­ции. Фигура, которая сама по себе проста и отчетлива, часто трудно вос­принимается, если она составляет часть большого, прочно связанного це­лого. Части, будучи соединены друг с другом, образуют совершенно особые целые. Часть, включенная в целое, кажется другой, чем при отдельном восприятии. Подобные эффекты организации и образования целого име­ют место и в слуховой модальности. Если мы слышим серию регулярных ударов равной интенсивности, то на них накладывается субъективный ритм, содержащий более сильные и более слабые удары.

Две световые точки, поочередно зажигаемые на небольшом расстоя­нии друг от друга и с определенным временным интервалом, будут казать­ся непрерывно движущейся одной точкой. Если окружность, на которую мы смотрим, разорвана или образована последовательностью точек, она, тем не менее, будет воспринята как замкнутая фигура. Можно показать, что ме­жду частями единого «целого» существуют отношения, которые выходят за пределы этих отдельных частей. Так что, если части меняются с соблюде­нием некоторых пропорций, то их отношения (целостность) все еще оста­ются узнаваемыми. Этот факт демонстрируется транспозицией мелодии — переносом ее из одной тональности в другую (качество формы). То же име­ет место в экспериментах, где с помощью пищевого подкрепления обучали цыплят реагировать достаточно четко на более темный из двух серых цве­тов. Затем, когда серый, на который была выработана реакция, объединял­ся в пару с новым, еще более темным цветом, цыплята начинали охотно вы­бирать этот последний вместо того, на который они ранее были обучены реагировать.

Приведенные факты показывают, что в восприятии имеет место взаимодействие внутри целостностей: каждая часть оказывает некоторое влияние на другие. Ничто никогда не изолировано. «Целостный» харак­тер формируется ансамблем, он не может быть обнаружен в частях при их раздельном восприятии.

Итак, это наш второй большой класс аспектов восприятия. Как мы увидим, они представляют некоторую абстракцию, так как для их выде­ления приходится игнорировать многое из более очевидного содержания наших чувственных данных о вещах. Они скорее относятся к форме пер­цептивного опыта, нежели к его содержанию. Феномены этого класса ши­роко известны как фигурационные или конфигурационные аспекты вос­приятия.

3. Предположим теперь, что нам предъявляется круглый диск сна­чала во фронтальной плоскости, где он, конечно, кажется круглым, а за­тем в наклонной плоскости, так что его проекция на сетчатке приобрета­ет эллиптическую форму. Все же мы склонны и при этих условиях видеть диск круглым, а не эллиптическим. Правда, мы видим его не абсолютно круглым, а воспринимаем скорее некий компромиссный вариант формы,


ОллпортФ, Феномены восприятия 565

более близкий к кругу, нежели к эллипсу. Это феномен константности восприятия. Он обеспечивает нам постоянство свойств всего видимого и, таким образом, позволяет узнавать и идентифицировать объекты, когда они воспринимаются под различными углами или в различных положе­ниях. Этот же феномен обнаруживается при восприятии величины на раз­личных расстояниях, а также цвета и яркости при различных условиях освещения. Признаки, поступающие от объектов и их окружения, нераз­рывно связаны с эффектом константности восприятия. Эти признаки, по-видимому, «используются» в соответствии с прошлым опытом, и по боль­шей части они обеспечивают нам весьма правильное восприятие.

4. Четвертый класс феноменов появляется в условиях задачи абсо­
лютной оценки отдельных стимулов упорядоченного ряда. Эта ситуация
отличается от оценки, например, яркости или громкости стимула относи­
тельно объективного стандарта. Факты, с которыми мы в данном случае
сталкиваемся, касаются скорее вопроса о том, что мы называем «ярким»
или «тусклым», «легким» или «тяжелым», «громким» или «тихим» и т.п.

Предположим, например, что нам показывается несколько круглых дисков равной величины, один за другим. Они предъявляются в форме световых пятен, проецируемых на экран, и существенно различаются ме­жду собой по яркости. Мы должны решить в отношении каждого диска, считаем ли мы его «ярким», «тусклым» или «средним».

Хотя у нас нет эталона для оценки, после предъявления серии стиму­лов, вероятно, определится степень яркости, которая выглядит для наблюда­теля нейтральной: выше нее диски кажутся яркими, ниже — тусклыми. Другими словами, человек сам строит субъективные шкалы оценок. Мы бу­дем называть этот феномен системой отсчета в восприятии свойств.

5. Перейдем теперь к универсальному аспекту восприятия, который
кажется слишком очевидным, чтобы на нем специально останавливать­
ся. Он совершенно отличен от любого другого, уже описанного нами, но
связан с каждым из них. Хотя это и не обязательно, давайте подойдем к
вопросу с рассмотрения условий подпороговых воздействий.

Предположим, мы смотрим на некоторый объект с целью опознать его в условиях очень короткой экспозиции или при освещенности, недос­таточной для его узнавания. Будем от пробы к пробе постепенно удли­нять время экспозиции или увеличивать освещенность. Сначала мы уви­дим какое-то красное пятно округлой формы, но опознать объект еще не сможем. Экспозиция или освещенность увеличится, и мы вновь сделаем попытку опознать объект. Может последовать целая серия безуспешных попыток или ошибочных восприятий — вдруг мы узнаем объект сразу: это — яблоко. Это — не красный диск, не свекла, не круглый красный мяч, а яблоко. Мы не ошибаемся, так как объект имеет много характерных признаков. Мы не можем сказать, что это только цветовые впечатления; это также не одна только конфигурация. Хотя объект обладает опреде­ленной фактурой, организацией частей, непрерывностью контура и воспри-


566 Тема 7. Человек как субъект познания

нимается как фигура на фоне, он представляется как нечто большее, не­жели каждое из этих свойств. Он подчиняется закону константности ве­личины и цвета, и легко может быть создана система отсчета для «яблок», устанавливающая, кажется ли предъявленный объект большим или ма­леньким яблоком. Однако совершенно очевидно, что ни одно из перечис­ленных свойств не описывает его полностью.

Эта характеристика восприятия столь универсальна и характерна, что трудно найти в описании видения вещей что-либо более значимое. Ве­щи и события предстают перед нами не просто как качества, свойства или формы, но именно как вещи и события. Реальный предметный характер восприятия (назовем его так, подразумевая слово «предмет» в очень ши­роком смысле) — фундаментальное его свойство. Быть может, примеча­тельней всего, что в этом свойстве представлено «значение». Значение — это не только то, что связано с конфигурацией или целостностью объекта или с его величиной, яркостью и т.п. Это также и опыт в отношении дан­ного объекта. Поскольку события также включены в наше широкое оп­ределение «предмета», то мы можем распространить эту характеристику на значения конкретных ситуаций и действий.

6. В первых трех категориях — в сенсорных качествах и измерениях, в свойствах конфигурации и константности — мы описывали свойства вос­приятия, общие всем людям. В четвертой и пятой категориях также были отмечены черты, вероятно присущие всем людям, имеющим нормальный опыт. Мы переходим теперь к свойству восприятия, которое связано с ин­дивидуальными различиями, а также с различными состояниями одного ин­дивида.

Давно уже известно, что специфические установки наблюдателя или отношения, существующие длительно или только что возникшие, влияют на выбор объектов, которые воспринимаются, а также на степень готовности к их восприятию. Феноменально это выражается в большей ясности или жи­вости восприятия данных объектов. Описываемое свойство восприятия тес­но связано с конкретным, предметным характером стимулов; именно в тех случаях, когда мы принимаем во внимание конкретный характер или зна­чение объекта, мы часто обнаруживаем связь между ним и состоянием, в котором находится испытуемый. Этот феномен более отчетливо проявля­ется по отношению к объектам, которые мы ищем, или к неопределенным ситуациям, которые мы готовы осмыслить в определенном плане.

Если, например, мы смотрим не на бессмысленные окружности или цветные диски, а ищем потерянную нами дорогую брошь, наше пере­живание потери, соединяясь с установкой найти именно данный предмет (которая включает представление того, «как он выглядит»), сильно спо­собствует поиску и может сократить его время. Перцептивные установ­ки или состояния готовности, вызванные потребностями, одновременно и типичны и важны. Эмоциональные состояния также могут определять перцептивную готовность или способ восприятия определенных объектов.


Оллпорт Ф. Феномены восприятия 567

Как часто надгробная плита ночью на кладбище принималась за при­зрак. Способ восприятия неопределенных или двусмысленных ситуаций может до некоторой степени определяться индивидуальными особенно­стями наблюдателя — факт, используемый £ тестах Роршаха для диагно­стики личности.

Итак, для полноты нашего списка мы должны добавить шестое свой­ство восприятия, которое будем называть эффектом доминирующей уста­новки или состояния. Не следует упускать #з вида, что установка неред­ко может быть следствием не сильной мотивации, эмоциональной или личностной установки, а гораздо менее драматичных факторов, таких, как частота или привычность появления объекта в опыте наблюдателя. Описанные эффекты обычно относятся к избирательности восприятия, поскольку в них речь идет о том, какие объекты из окружения будут вос­приняты, а какие нет.

Приведенное описание основных феноменов восприятия, хотя оно в высшей степени сжато и оставляет без внимания физиологический аспект, является достаточно полным для нашей цели.

Итак, вопрос: «Какими мы видим вещи?» — позволяет выделить шесть аспектов восприятия: сенсорные качества и измерения, конфигура­цию, константность, систему отсчета, предметный характер и эффект до­минирующей установки или состояния. Все эти аспекты восприятия со­ставляют факты, которые должна включить в свой состав каждая теория восприятия, претендующая на полноту.


Р.Грегори

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ФИГУРЫ. РИСОВАНИЕ НА ПЛОСКОСТИ1







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 855. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия