Студопедия — Глава третья 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 11 страница






Классическим примером базового поселка может служить посе­лок шаваптов.

Сходные сезонные передвижения отмечалнсь и у высших охотни­ков-рыболовов-собирателей. Например, прибрежные эскимосы зимой охотились па тюленей и жили в крупных общинных поселках, со­стоявших из прочных полуземлянок. Зато летом община распадалась на мелкие группы, которые уходили во внутренние районы, где жи­ли в легких хижинах из шкур и занимались сухопутной охотой.

Распространение прочных наземных домов, как правило, означа­ло еще большую степень оседлости, возникновение круглогодичных поселков. В этом случае по крайней мере часть общины (женщины, дети, старики) жила в поселке постоянно в течение всего года, хотя взрослые мужчины могли надолго уходить на охоту и т. д. Иногда, правда, и в этих условиях люди продолжали жить в землянках, как это отмечалось у чжурчжэней. Только начиная с этого этапа можно говорить об окончательном сложении земледельческого образа жпз-пи, невозможного в предшествовавший период, когда эффект земле­делия был весьма невысок из-за малой урожайности ранних видов культурных растений, небольших размеров огородов и примитивной земледельческой техники. Последнее заставляло людей надолго по­кидать поселки и заниматься различными видами присваивающего хозяйства. При этом они оставляли поля без надзора, и те довольно часто подвергались опустошительным набегам диких животных, птиц и насекомых, что еще больше понижало продуктивность при­митивного земледелия. Только в условиях прочной оседлости людям удалось организовать надлежащую охрану посевов.

Изменение формы жилища от круглой к прямоугольной тоже свидетельствовало о возрастании оседлости, так как квадратные и прямоугольные дома лучше соответствовали длительному обитанию на одном месте, позволяя со временем расширять площадь жилища за счет пристроек при росте населения. А это в свою очередь по-


330___________________________ Глава четвертая

рождало третью из указанных выше тенденций — переход от одно­камерных домов к многокамерным.

Правда, в отдельных случаях (онеолптттческие поселки Закав­казья, жилища неолита и энеолита в Северном Средиземноморье, постройки некоторых современных пародов Африки и т. д.) на осед-лоземледельческих поселениях сохранялись круглые дома. Интерес­но, что в таких случаях хозяйственные постройки иногда получали прямоугольную форму (неолит Северпой Сирии, энеолит Закавказья и т. д.). По-видимому, в отношении их функциональность оказывала более сильное воздействие, чем этническая традиция. Кроме того, па форму хозяйственных построек оказывали влияние прежде всего хо­зяйственные потребности, а па форму жилых домов — социальные факторы, которые, как известно, отличались большим консерва­тизмом.

Прямоугольные постройки имели перед круглыми и то преиму­щество, что они были более приспособлены для расширения не толь­ко по горизонтали, но и по вертикали. Не случайно многоэтажные дома за редкими исключениями имеют прямоугольную форму. Древ­нейшие двухэтажные дома известны в Юго-западном Иране в IX (VIII) тыс. до п. э. в Гапдж Дарехе и в Иордании в VIIT (VII) тыс. до н. э. в Бейде.

Связь между переходом от круглых к прямоугольным домам с развитием земледельческой оседлости прослеживается по этногра­фическим материалам у горных папуасов Новой Гвинеи. У наиболее отсталых этнических групп восточных областей и мужские, и жен­ские дома имеют круглую форму. Зато в более развитых централь­ных районах круглыми остаются лишь те постройки, которые имеют важное социальное, ритуальное значение (мужские и церемониаль­ные дома). В этих местах жилища женщин и детей чаще всего строятся в форме прямоугольника со скругленными углами. На фор­му дома влияет и наличие свиней, для которых либо в самом доме, либо в пристройке к нему устраиваются стойла. Однако у дани, ко­торые строят специальные прямоугольные свинарники, и мужские, и женские дома остаются круглыми.

У мелких групп папуасов предгорий, где мужские и церемони­альные дома неизвестны, в полном распоряжении мужчин находится один из отсеков жилого дома..И именно здесь распространены пря­моугольные многокомнатные жилища, где одна из комнат является табу для женщин и служит исключительно для организуемых муж-чипами ритуалов.

Если у большинства ранних земледельцев жилые дома имели не­большие размеры и являлись местом обитания либо женщин с деть­ми, либо небольших родственных групп, то в некоторых районах встречались и крупные общинные дома. Это было характерно, на-пример, для многих групп индейцев Южной Америки, обитавших к северу от Амазонки. Там повсюду встречались крупные круглые жилища или долга со скругленными углами диаметром до 20 м и


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ. ОПЩИНЛ___________________ 331

площадью до 300 кв. м. В нжх располагались целые общипы, дости­гавшие 100 человек и более. Внутри такие дома разделялись на от­секи-сегменты, в которых жплп отдельные семейные пары. Еще в доколониальный период эти дома кое-где начали приобретать под-прямоугольную форму. В прошлом длинные общинные дома, разде­ленные тта семейные отсеки, были широко известны у сеноев Ма-лаккского п-ова.

Крупные многокамерные прямоугольные общинные дома, извест­ные этнографам у ипдейцев-нуэбло, возникли, как было показано выше, в ходе развития земледельческой оседлости. В раннеземле­дельческий период им предшествовали землянки, а потом — назем­ные однокомнатные жилища.

Облик раннеземледельческих поселков отличался большим раз­нообразием даже в пределах довольно узких регионов. Например, в центральных горах Новой Гвинеи отмечалось расселение хуторами, причем в каждом хуторе насчитывалось не более 10 домов. А к во­стоку встречались компактные поселки по 10—50 домов, нередко окруженные частоколом. Причиной существования компактных по­селков специалисты иногда называют военную угрозу. Она действи­тельно представлялась более существенной в восточных горах, чем в центральных, где социальная организация была более развитой и имелись механизмы, смягчавшие военную опасность. Кроме того, в ряде случаев с прекращением войн в восточных районах кое-где на месте компактных поселков также возникла хуторская система расселения222. Напротив, необычно крупные для Новой Гвинеи по­селки по несколько сотен жителей существовали именно в тех при-брежпых районах, где в наибольшей степени были развиты войны и каннибализм. Правда, эти районы были необычайно богаты и пи­щевыми ресурсами — рыбой и саго. Та же закономерность наблю­далась у куаним па в Африке. В прошлом в интересах безопасности они селились более компактно и имели даже поселки, обнесенные частоколом, а теперь с прекращением войн живут хуторами223. Вме­сте с тем хутора были известны некоторым ранним земледельцам Африки и в условиях продолжающихся войн. Так, логоли и многие другие бантускне пароды Восточной Африки жили хуторами, не­смотря на постоянные войны. Это объяснялось интересами земледе­лия, для развития которого именно хуторская система давала наибо­лее благоприятные возможности. Она облегчала земледельческий труд, сводя к минимуму издержки, связанные с ежедневными пере­ходами из поселка па поле и обратно, а также создавала наиболее эффективную охрану полей.

Таким образом, па систему раннеземледельческого расселения влияли два основных фактора, приводившие к прямо противополож­ным результатам. Развитие военного дела и социальных отношений стимулировало создание компактных поселков, а развитие земледе­лия требовало хуторской системы расселения. Выход из этой дилем­мы люди часто находили в компромиссном решении. Во многих


332___________________________ Глава четвертая

районах Новой Гвинеи, помимо базовых поселков, имелись отдель­ные дома у полей, где периодически жили женщины, занимавшиеся здесь земледелием и разведением свиней. У некоторых групп энга в центральных горах даже отмечалась тенденция, по которой муж­чины жили в базовых поселках — местах церемоний и ритуалов, а женщины — в отдельных домах у огородов 224. У тонга Юго-Восточ­ной Африки поселки также большую часть года оставались необи­таемыми, так как их население предпочитало жить в легких хижи­нах у полей, что позволяло заниматься земледелием с максималь­ным эффектом 22°.

До недавнего времени отдельные авторы преувеличивали связь между передвижением населения с места па место и подвижными формами земледелия, в том числе подсечно-огневым. На самом деле связь эта оказывается не такой жесткой, как казалось до сих пор, и смену места поселения следует рассматривать как относительно независимую переменную по отношению к системе земледелия226. С одной стороны, люди могли поколениями обитать на одном месте, пепользуя для земледелия участки, примыкавшие со всех сторон к поселению, по очереди. G другой стороны, они меняли место посе­ления не только из-за истощения почв, но также и из-за трудностей прополки, в случаях частых болезней или смертей кого-либо из об­щинников, в целях строительства нового более прочного дома, при сокращения ресурсов окружающей дикой природы и т. д. Все это хорошо прослеживается по этнографическим материалам Амазонии и ряда других районов. Повсюду люди стремились, чтобы поля рас­полагались не далее 2—3 км от дома.

Внутренняя структура поселка ранних земледельцев почти по­всюду определялась строгим делением на мужскую и женскую сфе­ры, отражавшим принципы противопоставления родичей чужакам. Поселок довольно часто имел в плане круглую форму. По его пери­метру располагались дома, где жили женщины с детьми (женская сфера), а в центре находилась церемониальная площадка (мужская сфера). Правда, у добуанцев при внешне той же структуре посел­ка располагавшиеся на его периферии жилые дома рассматривались как семейная сфера, а центральная площадка, где помещался родовой могильник, считалась доменом рода. За исключением других анало­гичных случаев, центральная площадка обычно служила для соору­жения мужского дома, где спали холостяки или же вообще все муж­чины и подростки, где мужчины устраивали собрания и церемонии и принимали гостей. Впрочем, в отдельных случаях (у некоторых народов же в Бразилии, у куаним па в Африке и т. д.) мужских до­мов не было и мужчины ночевали либо в женских домах, либо в лесу, либо в старых заброшенных постройках. У некоторых групп предгорных папуасов, не имевших специальных мужских домов, мужской сферой, как уже указывалось, считался один из отсеков жилого дома.


_________________ ПОЗДНЕЛЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА____________________ 333

Разделение места обитания общины на мужскую и женскую сферы наблюдалось еще у низших охотников и собирателей. И у них юноши нередко ночевали в особых хижинах. Однако из-за бродячего образа жизни, общего более низкого уровня развития культуры здесь этим хижинам не придавалось того значения, как мужским до­мам в более оседлых и более развитых обществах. Только там можно говорить о возникновении института мужских домов в полном смыс­ле этого слова как средоточия социально-ритуальной жизни общины.

Особая ситуация встречалась у добуанцев, где мальчики-подрост­ки, не имея права спать в доме родителей, искали ночлег где-либо в другом месте: чаще — у девушек соседних поселков, реже — в хи­жинах вдовцов или разведенных мужчин. Вообще у добуанцев наблюдался своеобразный порядок: в поселке не было не только специального мужского дома, по и сколько-нибудь четко отграничен­ной мужской сферы. Таким образом, у них весь поселок принадле­жал материнско-родовому подразделению, и мужчины-свойственники чувствовали себя в нем весьма неуютно, хотя и жили в отдельных домах вместе со своими семьями.

Со временем, как это видно на примере наиболее развитых цент­ральных групп папуасов Новой Гвинеи, социальная роль мужских домов несколько понизилась, и основные церемонии и ритуалы на­чали устраивать в особых общинных домах.

В северных районах Южной Америки, где были распространены крупные общинные дома, мужские дома отсутствовали, но и там су­ществовало деление на мужскую и женскую сферы. Так, у кубео церемониальная площадка, располагавшаяся перед входом в дом, считалась доменом мужчин, а площадка для готовки пищи позади дома связывалась с женщинами.

Помимо жилых и общественных домов в поселках ранних земле­дельцев в разных регионах мира можно было встретить платформы для сушки зерна, амбары, сооружения для каких-либо особых работ, загоны для скота и т. д.

К сожалению, наши знания об одежде эпохи неолита остаются весьма скудными. Судя по петроглифам и росписям Чатал Гуюка (Анатолия), Сахары, Кобыстана. (Азербайджан), Зараут Камара (Узбекистан), Индии и др., обыденная одежда в теплых краях была проста и часто сводилась к набедренным повязкам, юбочкам или передникам. О том же свидетельствуют глиняные фигурки-догу из Японии и ранние статуэтки Мезоамерики. Аналогичные выводы можно сделать и по этнографическим материалам: в ряде случаев (например, в некоторых районах Новой Гвинеи) единственным ви­дом мужской одежды служил фаллокрипт, а местами (в Амазонии) мужчины носили набедренные повязки, а женщины оставались пол­ностью обнаженными. Иногда одежда варьировалась в зависимости от сезона: паюте носили зимой плащи из шкур, маленькие плетеные шапочки и мокасины, а летом ходили обнаженными. В Зараут Ка-


334 ____ Глава четвертая

маре на древних рисунках также видны люди, одетые в плащи или накидки.

На неолитических росписях и статуэтках, как правило, представ­лена одежда из шкур животных. Это связано с ритуальным харак­тером изображений, чаще всего посвященных охотничьей символике. Многочисленный ткацкий инвентарь и рано окультуренные лен и хлопчатник свидетельствуют о столь же древнем использовании рас­тительных материалов. Впрочем, они лишь постепенно прнходота на смену шкурам. Одежды некоторых рыболовов отличались особым своеобразием: в Приамурье и на Сахалине плащи, передники, сум­ки, обувь и пр. изготовляли из рыбьих шкур. В высоких широтах люди нуждались в более теплой одежде, и там ее изготовляли из оленьих, тюленьих или медвежьих шкур мехом внутрь. Например, эскимосская одежда состояла из глухой кухлянки с капюшоном, штанов, меховых чулок и сапог.

Гораздо большей пышностью отличалась церемониальная одежда, включавшая ожерелья, браслеты, повязки и другие украшения из раковин, клыков животных и перьев птиц, а также своеобразные головные уборы. Широко применялась окраска тела, а также та­туировка. В состав ритуальной одежды во многих местах входили специальные маски, хорошо известные не только по этнографиче­ским данным, по и по глиняным статуэткам и росписям Чатал Гуюка, Сахары, древних культур Северного Китая и Японии, Мезо- америки и пр. Местами в магических целях практиковалась дефор­мация тела: натуфийцы Палестины удаляли резцы, люди культуры дземон Японии также подпиливали или вырывали зубы.

Руководители общин иногда выделялись особыми одеяниями. По-видимому, именно такой персонаж изображен на росписи в Ин-итинеп в Сахаре.

Костюм, украшения, окраска, татуировка и деформация тела — все это имело многообразные культурные функции: определяло роль человека в обществе, указывало на его экономическое положе­ние, подчеркивало половые признаки, играло магико-религиозпуго роль, свидетельствовало об этнической принадлежности и пр. Та­ким образом, сам внешний вид человека уже в неолите содержал значительную информацию 227.

7. Хозяйство высших охотников, рыболовов и собирателей как эквивалент производящего хозяйства и его экономические пределы

Как было показано выше, в разных районах мира переход к про­изводящему хозяйству происходил в разных условиях. В одних случаях (некоторые области Передней Азии, перуанское побережье и пр.) оседлость предшествовала ему, в других она сама являлась


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 335

следствием его длительного развития (Мезоамерика, Лиды, Юго-Восточная Азия и пр.). В одних случаях производящее хозяйство довольно скоро начало давать значительные излишки и появился избыточный продукт (Передняя Азия), в других — оно долго игра­ло роль второстепенного уклада в рамках прежнего присваивающего хозяйства (Мезоамерика, восточные районы США и т. д.). Это за­висело и от урожайности отдельных культур, и от техники их вы­ращивания, и от общей природной и социальной обстановки. Нако­нец, в одних случаях еще в условиях присваивающего хозяйства возникла относительно высокая плотность населения и появились относительно крупные социальные группы, в других — в условиях раннего производящего хозяйства социальная организация во мно­гом сохраняла прежний характер.

Иначе говоря, по сам по себе переход к производящему хозяйству обусловил общественный прогресс, а общий рост эффективности хо-зяйства в целом, связанный с подъемом уровня развития произво­дительных сил. Поэтому в социальном плане становление высоко­продуктивного собирательского и рыболовческого хозяйства, а тем более морского промысла имело до определенного предела идентич­ные последствия, как и развитие производящего хозяйства.

Об этом говорят многочисленные данные, например, из Повой Гвинеи, где у самых различных по хозяйственной ориентации групп наблюдались разительные сходства в социальной структуре и где одни из наиболее развитых в социальном плане обществ были пред­ставлены прибрежными собирателями саго. То же самое этнографы отмечали у рыболовов и собирателей Калифорнии, у некоторых ры-боловов-алгонкинов, у рыболовов-нивхов, у рыболовов и охотников на морского зверя — коряков и эскимосов и т. д. Аналогичные слу­чаи можно, по-видимому, выявить и по приведенным выше архео­логическим данным. Это прежде всего рыболовы и охотники па морского зверя на перуанском побережье до появления там маиса, а также многочисленные рыболовческие группы Северной, Западной и Восточной Европы, Сибири, Китая, Африки и т. д.

Все же развитое присваивающее хозяйство в своей эволюции бы­ло в гораздо большей мере сковано особенностями окружающей природной среды, чем производящее хозяйство, и за редкими исклю­чениями, пе давало таких возможностей по искусственному увели­чению пищевой продукции. Поэтому культуры высших охотников, рыболовов и собирателей были привязаны к довольно определенным природным ареалам, тогда как производящее хозяйство проявляло тенденцию к широкой экспансии. Кроме того, постоянно увеличи­вая продукцию, получаемую с единицы площади, производящее хозяйство допускало в исторической перспективе гораздо более вы­сокую плотность населения, чем присваивающее, а тем самым от­крывало более широкие возможности для социального развития.

Правда, этот тезис требует пекоторых оговорок. Во-первых, этя преимущества производящего хозяйства реально проявились только


330 Глава четвертая

в предклассовую и раннеклассовую эпохи. В раннеземледельческий период они были еще мало заметны. Во-вторых, не все направления производящего хозяйства могли дать указанный эффект. Так, коче­вое скотоводство, подобно развитому присваивающему хозяйству, было неспособно создать материальную основу для развития выше уровня предклассового или в крайнем случае раннеклассовых об­щественных структур.

Таким образом, некоторые ранние формы земледелня и скотовод­ства и развитое присваивающее хозяйство создавали во многом сход­ные материальные условия для социальной эволюции, что и отрази­лось в сходных типах социальной организации. В то же время име­лись и такие формы производящего хозяйства, которые в течение долгого времени обусловливали сохранение в социальной организа­ции многих черт, присущих отсталым охотникам и собирателям. В первом случае речь идет прежде всего об оседлости и относитель­но высокой плотности населения, во втором — о сохранении бродя­чего образа жизни и мелких раннеродовых общин. Первое отмеча­лось в древности в таких, например, районах, как Передняя Азия п перуанское побережье, а второе — в горах Мезоамернки, Андах и Юго-Восточной Азии. Об особенностях второго пути свидетельству­ют и этнографические материалы о переходе к земледелию у пиг­меев и бушменов Африки, пуианов и аэта в Юго-Восточной Азии и т. д.

Впрочем, имелся один фактор, который существенно влиял на со­циальную структуру и социальные отношения в ранних земледель­ческих и скотоводческих группах независимо от конкретной формы производящего хозяйства и тем самым противопоставлял их всем без исключения группам с присваивающим хозяйством. Ведь даже у са­мых специализированных групп охотников, рыболовов и собирателей земля и дикие животные выступали в качестве естественного, данно­го самой природой фактора производства. Напротив, по словам К. Маркса, даже у самых отсталых земледельцев и скотоводов, если только речь не идет о первичной доместикации или расчистке дев­ственных участков, земля, растения и скот являлись уже не только предметом, но и продуктом человеческого труда 228.

В этих условиях с переходом к производящему хозяйству изме­нился сам характер труда. Последний, во-первых, стал более регу­лярным и размеренным, что связано с характером сезонного хозяй­ственного цикла, основанного на разведении культурных растений и домашних животных, а во-вторых, отличался большей степенью кооперации и требовал поэтому более постоянных рабочих групп (для расчистки огородов и обработки почвы, строительства прими­тивных дренажных и оросительных сооружений, возведения домов и пр.).

Более регулярный характер трудовых затрат, связанных с одними и теми же ресурсами, и возрастание временного разрыва


_________________ ПОЗДНЕП ЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА________________ 337

между моментом приложения труда и его результатом, что типично именно для производящего хозяйства, существенным образом по­влияли на прежние общественные отношения.

8. Общественное разделение труда

В неолитических обществах, как и раньше, внутриобщинное раз­деление труда имело прежде всего половозрастной характер. Однако с изменением качества ряда работ, с появлением новых видов дея­тельности, с ростом их трудоемкости организация труда и соотно­шение в нем различных половозрастных категорий постепенно мо­дифицировались.

Важнейшим новым видом работ в условиях производящего хозяй­ства стало земледелие. Сразу же следует оговориться, что его связь исключительно с женским трудом до недавнего времени сильно пре­увеличивалась. А между тем утверждение о безусловном преоблада­нии в нем женского труда служило некоторым авторам основой для заявлений о господствующем положении женщин у ранних земле­дельцев и об универсальности у них на этой базе материнского ро­да. Не говоря уже об отсутствии жесткой связи между типом со­циальной организации и характером разделения труда, тезис о гла­венстве женщин в раннем земледелии нуждается в уточнении. По­всюду земледельческий трудовой цикл был основан па половом раз­делении труда между мужчинами и женщинами, хотя соотношение полов в нем в разных группах было различным. Везде на мужчин возлагались прежде всего наиболее трудоемкие работы, к которым относились расчистка полей из-под деревьев, кустарников и травы, их поджог п подготовка почвы для посева. Отдельным индивидам ото было не под силу, и поэтому для таких работ обычно создава­лась рабочая группа, состоявшая чаще всего из членов данной об­щины, по иногда в нее включались некоторые мужчины из соседних общий. Все они, как правило, были в той или иной степени связаны родством. Эти рабочие группы были иногда довольно многочислен­ными. У дани Новой Гвинеи они достигали, например, 15 человек. Ясно, что без такого рода помощи мужчин в подготовке участков для дальнейших работ «женское» земледелие было бы невозможным.

Во многих обществах участие мужчин в земледелии заключалось не только в этом. У многих групп папуасов, например, мужчины часто обносили участки заборами, у маринг они помогали женам в прополке, у кума и в некоторых других горных обществах Новой Гвинеи они рыли дренажные канавы и устраивали грядки. Магиче­ские действия, призванные гарантировать высокий урожай, произ­водились здесь также мужчинами. У трумап и куикуру Амазонии роль мужчин в земледелии была еще выше, а участие женщин сво­дилось там главным образом к сбору и обработке урожая. У куаним па (удуков) Африки женщины были вообще исключены из земле­дельческого процесса.


333___________________________ Глава четвертая

В некоторых обществах Новой Гвинеи половое разделение труда в земледелии принимало и другую форму. Женщины там выращи­вали обычно основные пищевые культуры, а в сфере компетенции мужчин находились растения престижно-социального значения. На­пример, у абелям разведением ямса могли заниматься только муж­чины. Ямс служил символом мужского достоинства, и выращивание его длинной разновидности велось специально для устройства важ­ных церемоний. У кума мужчины выращивали фруктовые, орехо­плодные и масличные культуры, а также бананы, сахарный трост­ник и ряд других растений 229.

Напротив, в раннем скотоводстве, вопреки распространенному еще недавно мнению, большую роль играли женщины. Именно они ухаживали за свиньями в большинстве папуасских групп на Новой Гвинее, и по-видимому, с ними надо вообще связывать процесс доместикации животных. Однако с совершенствованием методов контроля над скотом надзор за ним постепенно перешел к подрост­кам и юношам, что широко известно в Африке и некоторых районах Азии. Кое-где со временем ролт, пастухов начали исполнять взрос­лые мужчины, иногда богачи, а иногда и те, кто имел в обществе приниженное положение. II то, и другое встречалось па Новой Гви­нее 230.

В некоторых случаях совершенствование технических навыков и знаний приводило к зарождению специализации в земледелии и скотоводстве. Так, у абелям родственники мужчины, прославивше­гося умением выращивать ямс, поручали ему следить за их посад­ками. А в горах Повой Гвинеи люди аналогичным образом отдавали свиней на выпас наиболее искусным свиноводам.

В других видах хозяйственной деятельности (в охоте, рыболов­стве, собирательстве) в неолитическую гшоху не произошло прин­ципиальных изменений: охота и рыболовство оставались в основном делом мужчин, а собирательство — женщин, хотя и мужчины спо­радически принимали в нем участие. Все же и здесь порой наблю­дались зачатки специализации. Например, несмотря на безусловное убеждение пиароа Венесуэлы в том. что все мужчины должны снаб­жать общптту мясом, на деле регулярной охотой занимались лишь некоторые мужчины, тогда как другие не охотились вовсе.

Как уже отмечалось, в земледельческий период возросло значе­ние коллективных ритуальных охот. Они широко известны и у па­пуасов Новой Гвинеи, и у индейцев Амазонии, где их организовы­вали силами одной или даже нескольких общий. Иногда такой же характер имело рыболовство, как это отмечалось у кубео Бразилии. У йекуана (макиритаре) Венесуэлы в охоте и рыболовстве наряду с мужчинами участвовали женщины231.

Половое разделение труда в других сферах деятельности своди­лось к тому, что женщины готовили пищу, воспитывали маленьких детей, собирали хворост, носили воду, а мужчины изготовляли ос­новные орудия труда, оружие, лодки и различные ритуальные пред-


ПОЗДНЕПЕРВО].ЫТНАЯ ОБЩИ НА

меты. Почти везде раннее гончарство являлось делом женщин, но из этого правила имелись и исключения. Например, у яноама гру­бую керамику изготовляли мужчины, причем они же и использова­ли ее для праздничных блюд. У ваиваи функцией мужчин было окрашивание сосудов, сделанных женщинами232. Ткачество в неко­торых обществах считалось мужским занятием (у гуахпбо), в дру-гих — женским (ваиваи) 233. Плетение корзин, циновок и других вещей почти повсюду осуществлялось мужчинами, но у куаним па (удуков) н тонга Африки оно вменялось в обязанности женщинам.

В неолите важные изменения наступили в характере и органи­зации домостроительства. Если легкие временные хижины прежних эпох без труда создавались женщинами, то более основательные неолитические жилища требовали гораздо более существенных тру­довых затрат и их, как правило, возводили мужчины. На долю жен­щин в ряде районов приходилось лишь покрытие крыши листьями, прутьями и травой.

В раннеземледельческих обществах сколько-нибудь выраженная ремесленная специализация.еще отсутствовала, хотя здесь и встре­чались мастера, превосходившие других общинников искусством в некоторых сферах деятельности. За редкими исключениями, их на­выки не наследовались, и они не были освобождены от участия в производство продуктов питания. У папуасов чимбу и медлпа та­кие специалисты занимались 'изготовлением церемониальных камен­ных топоров, у арапеш и абелям — высокопрестижным художествен­ным творчеством, у кума — производством особых поясов и бараба­нов. У абелям и кума выделялись мастера по строительству куль­товых зданий, причем у кума это ремесло наследовалось. У дани и экаги (капауку) также имелись специалисты в разных сферах дея­тельности, однако они не обладали какими-либо особыми знаниями, не известными другим общитшпкам. У баруйя восточных гор Новой Гвинеи некоторые операции по добыче соли были доступны лишь небольшому числу посвященных.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 546. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия