Студопедия — Глава четвертая 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая 14 страница






Образцы пластической идеограммы дает скульптура догопов. Ва­риации некоторых форм (в частности, канага) колеблются между художественным образом и знаком. На примере трансформации этой формы можно видеть, как в процессе эволюции художественный образ достигает того порога, за которым он переходит в новое качество. Именно такие, до предела сжатые, почти абстрактные формы типич­ны для последней фазы доклассового искусства. Показательно, что эта фаза совпадает с концом предписьменного периода и появлением первых местных систем письма. Показательно также, что па этом этапе художественного развития различные способы аккумуляции и передачи информации складываются естественно, вне связи с евро­пейским влиянием, в процессе эволюции изобразительных форм. «Негры, — пишет Ж.-П. Лебёф, — используют для передачи идей графические изобразительные средства, которые образуют одну из упорядоченных систем связи и сообщения и являются зачатками соб­ственно письменности» 80.

Уяснение закономерностей стилистической эволюции полезно не только для адекватного восприятия доклассового изобразительного искусства, но и иных аспектов традищюнной культуры, поскольку па этой стадии художественный процесс существует как нерасторжи­мое единство. Как показывает стилистический анализ, все без ис­ключения элементы этой недифференцированной системы, включая и те. чьей фундаментальной функцией является стабилизация, под­вержены трансформации. Эволюция одних элементов системы неиз­бежно связана с трансформацией других. Причем трудно решить, что здесь первично: кристаллизация мифологических представлений, их развитие от конкретного (действительный умерший вождь племе­ни и т. п.) к отвлеченному, архитипическому (культурный герой, первопредок и т. п.) или постепенная стилизация изображения того же предка, сворачивание художественной формы, ее эволюция от конкретного к абстрактному. Но каково бы ни было это соотношение, очевидно, что в искусстве первобытного цикла устойчивые услов­ные идеографические формы повсеместно являются продуктом эво­люции.


526 Глава шестая

В заключение отметим некоторые важнейшие особенности худо­жественного процесса. Анализ первобытного искусства показывает, что ранней стадии соответствует относительно однородная художест­венная структура: в пещерном и наскальном искусстве региональные, этнические, индивидуальные особенности размыты, зато стадиаль­ная общность прослеживается повсеместно.

В более позднем этнографически фиксируемом искусстве уже-четко вычленено не только стадиальное, по и этническое начало. Именно оно определяет специфику локальных художественных сти­лей, региональные особенности. В отличие от папойкуменного палео­литического изобразительного искусства это более позднее искусство наряду с другими сферами культуры выполняет этнодифференци-руюгцую функцию.

4. Религия, мифология

и первобытный синкретизм

Посмотрим теперь, каким способом сочетались рациональные зна­ния человека первобытного общества и рациональные приемы его мышления с теми суеверными, фантастическими представлениями о мире, которые обычно отмечаются у всех отсталых народов. И ка­кое место занимали и занимают эти фантастические представления в общей структуре общественного сознания людей первобытной эпо­хи? Об этом, впрочем, отчасти уже говорилось.

Конечно, неправы те ученые (этнографы, психологи, религиове­ды), которые склонны, как мы уже видели, рассматривать сознание людей доклассового общества как вместилище нелепых и сумасброд­ных идей, как богатую коллекцию суеверных представлений об окру­жающем мире и о самом человеке. А ведь именно такие представле­ния чаще всего и привлекали внимание полевых этнографов, они тща­тельно записывались и подробно публиковались. Сводить все содер­жание сознания отсталых народов к таким фантастическим представ­лениям — значит давать явно однобокую, а потому неверную харак­теристику духовного мира этих народов. Наша задача — правильно понкть соотношение реалистических и суеверных представлений в сознании человека доклассовой эпохи.

Как уже говорилось выше, французские социологи школы Дюрк-гейма — Леви-Брюля впервые попытались теоретически разграни­чить две сферы человеческого сознания: сферу индивидуальных: представлений и сферу коллективных представлений — и усматри­вали принципиально разные источники у тех и у других: индиви­дуальные представления рождаются из собственного опыта челове­ка н они, по крайней мере в принщтие, адекватны объективной дей­ствительности и подчиняются правилам нашей общеобязательной ло­гики; коллективные же представления не связаны с личным опытом человека, напротив, они как бы навязаны человеку окружающей его общественной средой, а потому они не подчинены нашей логике, а


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 527

следуют совсем особым «дологическим» законам мышления. Такую форму придал этой концепции Леви-Брюль.

Невпопад критиковали эту концепцию и самого Левп-Брюля те авторы, которые приписывали этому французскому мыслителю вели-кодержавно-колониалистскую тенденцию очернить мышление отста­лых пародов, представить их безмозглыми дураками и противопо­ставить умным п логически мыслящим европейцам81. Леви-Брюль этим грехом не грешен. Как уже говорилось, он неоднократно огова­ривался в своих книгах, что исследует не вообще строй мышления отсталых народов, а только сферу действия «коллективных представ­лений», наряду с которыми в сознании представителей любого народа есть и другие, вполне реалистические представления. Он, правда, счи­тал (и в этом, видимо, был прав), что в «низших обществах», т. е. па ранних ступенях исторического развития, эти коллективные пред­ставления играли более заметную роль, чем, скажем, в европейском обществе.

Действительная ошибка ученых школы Дюркгейма — Леви-Брюля состояла в другом. Она состояла, во-первых, в том, что, видя источ­ник формирования коллективных представлений в обществе, в об­щественных силах, принудительно действующих на индивида, Дюрк­гейм и его последователи понимали само общество чисто идеалисти­чески, не как реально действующий трудовой коллектив, а как си­стему психических связей; поэтому сама система коллективных пред­ставлений опирается у них фактически на самое себя, т. е. иначе говоря, висит в воздухе. Вторая же ошибка Дюркгейма и его учени­ков состояла в том, что они резко противопоставляли это самое об­щество как особую реальность всему окружающему материальному миру, природе. Человеческое общество есть часть той яге материаль­ной природы; самое же главное в том, что отношение человека к ок­ружающему его материальному миру ни в коем случае не есть отно­шение индивида-одиночки, находящегося глаз на глаз с мертвой при­родой: это отношение всегда социально опосредовано; строго говоря, не отдельный индивид противостоит природе, а человеческий кол­лектив — орда, род, племя включены в нее.

Из этой принципиальной ошибки Дюркгейма вытекала и одно­сторонность и пекоторай упрощенность объяснения им происхожде­ния религии. Дюркгейм правильно видел в религии явление общест­венного сознания, а потому и искал социальные корни религии. Но он ошибался, когда резко отмежевывал социальные силы, давящие на человека и тем самым порождающие в нем религиозное чувство, от тех природных сил, которые тоже давят на человека (при том, как уже говорилось, на общественного человека) и которые, как это уже a priori можно ожидать, тоже способны порождать религиозные представления.

При всем остроумии, при всей меткости дюркгеймовского объяс­нения корней религиозных верований и обрядов (он это делал на примере австралийских тотемических верований) мы все же видим,


528 Глава шестая

что совершенно невозможно свести все религиозно-магические пред­ставления к чисто «содиоморфической» модели, вывести их из чисто общественных сил, отстраняя напрочь действие природных сил. Ведь это значило бы представлять себе первобытного человека как суще­ство, совершенно не зависящее от стихийных сил природы, не испы­тывающее на себе их воздействия.

На самом деле при всей изощренности своей промысловой техни­ки, при всей точности и проверепности своих знаний о повадках зве­рей, первобытный охотник очень часто терпел полную неудачу в своих стараниях промыслить дичь, а это означало для него нередко голод и всякие лишения. При всем своем трудолюбии, при всех своих знаниях свойств почвы, сортов растений, примет погоды первобыт­ный земледелец нередко терпел неурожай, за которым шла та же голодовка. Очень часто убеждался первобытный человек, что его сил, его умения, его знаний, его настойчивости не хватает для достиже­ния желаемой цели — не умереть с голоду, сохранить жизнь себе, семье, общине.

Очень хорошо выразил это Л. Я. Штернберг, добросовестный и вдумчивый исследователь, много лет живший среди гиляков и дру­гих народов Приамурья. В своей борьбе за существование, писал он, человек прежде всего «применяет свои собственные силы. Наряду с грубой физической силой он применяет свое великолепное орудие — свой интеллект, свои изобретения — орудия... Его основной метод борьбы за существование — это метод техники, изобретения. Но вот оказывается, что все его гениальные изобретения недостаточны для борьбы с природой. При всем своем искусстве в одном случае он на­правляет стрелу в животное даже в самую плохую погоду и убивает его, а в другом случае при самых благоприятных условиях делает промах, стреляет и не попадает. В одном случае он может наловить рыбы в один день столько, что ее хватит надолго, а в другом случае могут пройти целые месяцы, и он не поймает ни одной рыбы... Мало того, в борьбе за существование бывают явления еще худшего по­рядка: болезни, смерть... В подобных случаях человек бессилен. Но он не хочет покориться, и так же, как он делает открытия в области техники, он делает открытия и в той области, где он совершенно бес­силен в борьбе за существование. Вот тут-то и начинается область религии» 82.

Бессилие и беспомощность первобытного человека, и именно бес­помощность в жизненно важном деле поддержания своего существо­вания, — вот подлинный корень древнейших религиозно-магических, т. е. суеверных и фантастических представлений. Это бессилие вы­нуждало человека хвататься за самые, казалось бы, неразумные и нецелесообразные средства, чтобы добиться результата, не дающегося в руки при помощи привычных и разумных, проверенных опытом средств.

Иными словами, в религиозно-магических обрядах п соответ­ствующих им верованиях первобытный человек стремился как бы


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 529

восполнить свои недостаточные силы, недостаточное умение и зна­ние 83.

Было бы грубой ошибкой полагать, что обе сферы сознания чело­века первобытной эпохи (как и более поздних эпох), реалистическая и фантастическая, разделены непроницаемой стеной; ошибочно было бы рассматривать их как два параллельных потока, не смешиваю­щихся и не пересекающихся друг с другом. Напротив, с самого нача­ла существовали, видимо, весьма тесные и сложные связи между реалистическим познанием природы, опирающимся на трудовой опыт-людей, и превратными, фантастическими представлениями о ней, расходящимися с непосредственным опытом, по в конечном счете ис­ходящими из него же.

В самом деле. Изучая ранние формы религии на живых этногра­фических примерах, мы многократно наталкиваемся на факты, когда очень трудно судить о том, с реальными или с фантастическими пред­ставлениями мы имеем дело. И если с фантастическими, то состав­ляют ли они предмет религиозных верований или всего-на-всего фольклорные образы? Или о том, рациональный или магический (либо шарлатанский) прием употребляется людьми для достижения какой-то практической цели? Приведем лишь несколько примеров.

Вероятно, у всех пародов земного шара существуют поверья о жи­вотных. Поверья эти чрезвычайно разнообразны, но их можно сгруп­пировать в несколько главных категорий.

1) Вполне реальным животным приписываются необычайные я
таинственные свойства. Например, способность предвещать своим
поведением будущее. Собака воет — «к покойнику» или «к пожару»,
«к войне»; перебежавшая дорогу кошка предвещает неприятность;
карканье ворона — к беде, к смерти: кукованье кукушки означает,
«сколько лет осталось человеку жить»; бегство мышей и тараканов
из жилья — предвестие пожара, и пр. Некоторым домашним живот­
ным ■ — козлу, собаке, петуху — приписывается способность отгонять
«нечистую силу». Из многочисленных поверий о медведе вспомним
суеверное мнение, что медведь — это превращенный человек, что
медведь может похитить женщину и сожительствовать с ней. Паук
приносит счастье, но в то же время убить паука — сделать доброе
дело. Нашествие саранчи — божья кара. И т. д. и т. п. Эти и многие
другие поверья отмечались у народов многих стран.

Самое интересное здесь то, что многие, если не все, подобные суеверные представления основаны на тех или иных вполне реальных свойствах животных, и зачастую нелегко различить, где здесь суе­верие, а где меткое наблюдение над повадками животных. Пение петуха предвещает наступление утра, конец ночной тьмы, ночных страхов — но ведь это и есть изгнание «нечистой силы»! Собака, преданная своему тяжелобольному хозяину, действительно может чувствовать тревогу семьи и выражать воем свое беспокойство.

2) Из среды животных выделяются отдельные особи, наделяемые
сверхъестественными качествами. Помимо простых волков есть вол-


530 Глава шестая

ки-оборотни или белый волк, царь волков. В Индии верят в особых тигров-оборотней, в Африке — в таких же леопардов, в Южной Аме­рике — в ягуаров. В Индии бытуют поверья о царе обезьян, о царе змей п пр. Вероятно, в основе этих поверий тоже лежат факты: есть особо сильные, хищные, неуловимые особи среди волков, медведей, тигров — что же мудреного, если им приписываются таинственные, необычные свойства!

3) У отсталых народов нередко отмечались верования о мифи­
ческих предках-животных, видимо, тотемического происхождения.
Они оказываются иногда великими демиургами, или культурными
героями. Таковы в мифологии североамериканских индейцев Вели­
кий Заяц, Великий Койот, Великий Ворон и др. Подобная мифоло­
гизация образов животных, в остальном вполне реальных, есть еще
один мостик, соединяющий мир реалистических представлений чело­
века и мир его фантазии.

4) В поверьях многих пародов разных частей света фигурируют
образы животных либо явно фантастических, либо таких, о которых
это предстоит еще выяснить. Таковы разные драконы, грифоны, са­
ламандры, чудовищные водяные змеи, гигантские черепахи и пр.
Здесь опять не всегда ]ясно, где кончается знание реальной местной
фауны и где начинается мир сказочных зверей.

К подобным поверьям близко примыкают широко распространен­ные поверья о «диких людях», обитающих где-то неподалеку или живших прежде. Это разные «чучуна», «челюгдеи» и пр. в Сибири, «чуды» в Северном Приуралье, «алмасты», «каптары», «гульбиява-ны» и др. на Кавказе и в Средней Азии, «йети» в Гималаях. Наука до сих пор окончательно но раскрыла корней этих поверий и не смогла решительно ответить на вопрос, основаны ли хотя бы неко­торые из них на реальном факте соседства людей с какими-то релик­товыми гомипоидами — «снежными людьми» 84.

Как в области поверий, так и в области практических действий можно указать множество примеров того, как сфера разумных и це­лесообразных действий переплетается со сферой магических, кол­довских актов. Об этом в этнографической литературе писалось не­однократно.

Так, приемы лечебной магии теснейшим образом связаны с на­родной медициной и в простейших своих формах от пее неотделимы. Насылание «порчи» (вредоносная магия, ведовство) не всегда можно отграничить от причинения вполне материального вреда врагу: через опаивание ядовитым зельем, нанесение раны «заговоренным» копь­ем и пр. Любовная магия в своих элементарных проявлениях сво­дится к полуинстинктивным приемам ухаживания. Военная магия выражается нередко в действиях, явная цель которых — поднять боевой дух воинов, напугать врага устрашающей раскраской тела, воинственной пляской с дикими криками и пр. В промысловой (охот-ничье-рыболовческой, земледельческой) магии зачастую хорошо видны ее как бы «технологические» корни: окуривание охотничьих


______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 53!

снастей, рыболовных сетей, отбивающее у них «человеческий» запах, меры предосторожности и запреты во время промысла.

Чем примитивнее, чем элементарнее магические приемы, чем ар­хаичнее верования, тем более отчетливо видна тесная связь тех и других с целесообразными, основанными на стихийном трудовом опы­те действиями и с опирающимися на тот же опыт реальными зна­ниями. Вот-почему, говоря о соотношении—историческом и психо­логическом — реалистических и фантастических черт в общественном сознании первобытной эпохи, мы, хотя и стараемся разграничить их одни от других, но не можем даже и пытаться оторвать их друг от друга. Корни реалистического познания и корни суеверных (рели­гиозно-магических) представлений первобытного человека — в конеч­ном счете одни и те же: это трудовая практика, материальная произ­водственная деятельность, реальные человеческие отношения. Но они отражаются в сознании двояко: адекватно, реалистически — и прев­ратно, фантастически. Второй вид отражения есть «восполнение» первого в той сфере человеческой деятельности, где положительный опыт еще не дает человеку подлинной власти над природой, не дает уверенности в своих силах и где он притом слишком подавлен царя­щей над ним природной и общественной стихией.

Все сказанное приводит к выводу о господстве нерасчлененности, недифференцированное™, синкретизма в строе общественного созна­ния первобытной эпохи. Этот синкретизм, делающий трудным, а то и невозможным, разграничение черт позитивного познания окружаю­щего мира и элементов оторвавшейся от этого познания фантазии, присутствует, как мы видели, зачастую и в сознании людей гораздо более поздних эпох; но тем с большим основанием можем мы пред­полагать репштельное преобладание этого нерасчлененного сознания на ранних стадиях развития человечества.

Здесь необходимо, одпако, предостеречь от двух ошибочных взгля­дов, которые связаны с неправильным пониманием отмеченного только что явления: одни авторы склонны, основываясь на факте не-дифференцированности первобытного общественного сознания, объ­являть его целиком «мистическим», «магическим», «религиозным»г «космическим» и т. п.; другие, напротив, не видя в первобытном со­знании ничего, кроме сочетания правильных и неправильных пред­ставлений, не находят в нем вообще места для идеи сверхъестествен­ного, а потому отрицают возможность существования какой бы то ни было религии в первобытную эпоху, считая религию явлением, при­сущим лишь классовому общественному строю.

Первую из этих ошибок совершали многие, особенно со времени появления работ Леви-Брюля, который и сам порой сбивался, как уже-говорилось выше, на понимание характера мышления первобытных людей как сплошь мистического. Этого же взгляда держались и не­которые последователи Леви-Брюля и люди, так или иначе испытав­шие на себе его влияние (например, Н. Я. Марр с его теорией «кос­мического мировоззрения»). В числе недавних ярких примеров—•


532 Глава шестая

голландский этнограф-миссионер П. Темпельс, за долгие годы своей деятельности среди бемба и балуба (в Конго) пришедший к мысли о том, что мировоззрение и вся жизнь народов банту подчинена «ме­тафизической системе», вере в вездесущие «силы»85; или видный французский этнограф-африканист М. Гриоль, рассматривавший весь быт п культуру африканских народов как сексуально-мифологиче­скую символику86.

Однако уже первые критики Леви-Брюля указывали на ошибоч­ность подобных взглядов и на необоснованность некоторых выска­зываний этого ученого. Так, еще О. Лсруа в своем обстоятельном критическом разборе трудов Леви-Брюля убедительно показал, что взгляд на первобытного человека как на некоего мечтателя-мистика или колдуна не подтверждается фактами, что представители даже са­мых отсталых народов ведут себя в повседневной жизни как вполне разумные люди; что, например, охотники-австралийцы, бушмены и др. проявляют свое изумительное охотничье искусство отнюдь не в применении магических обрядов и заклинаний, а в изощренном ма­стерстве изготовления и употребления промыслового оружия, в вир­туозном умении выслеживать и подстерегать дичь и что в этом охот­ничьем мастерстве «коллективные представления не играют никакой роли» 87. Да это и понятно, ибо иначе эти народы вообще не могли бы сохранить свое существование. На самом деле, говорит Лоруа, в уме и в поведении «нецивилизованных» людей можно найти и суе­верные черты, и вполне разумные действия — так же как и то и дру­гое обнаруживается в быту «цивилизованных» народов. Ошибаться могут и те и другие, но ошибки эти вовсе не свидетельствуют о ка­кой-то «мистичности» в складе ума первобытного человека.

Накопившаяся с тех пор богатая этнографическая литература все более подтверждает, что на каком бы низком или высоком уровне исторического развития ни стояли люди, они действуют, пока нахо­дятся в привычной обыденной обстановке, так, как это диктуется обстановкой, умея поддерживать равновесие со своей экологической средой. Иное дело — в моменты нарушения рутины, при наступлении непредвиденных, необычных событий, особенно в моменты грозной опасности, голодовки, болезней, стихийных или иных бедствий. Сбив­шаяся с привычной, повседневной тропы мысль, подстегнутая эмо­циями страха, тревоги, растерянности, вполне могла и должна была пойти по пути создания фантастических обрядов, и даже привыч­ные, разумные действия приобретали искаженное направление и на­чинали осмысляться как некие колдовские акты.

Другая, противоположная ошибка состоит в стирании всяких принципиальных граней между реалистическими и фантастическими представлениями первобытного человека о мире. Первобытный чело-век-де не знал разницы между «сверхъестественным» и «естествен­ным», он не мог знать законов природы, а потому сознание его не вмещало идеи о чем-то, нарушающем эти законы; для первобытного человека все было одинаково «естественным»: и вполне натураль-


______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 533

ный тигр, и тигр.-оборотень, и огнедышаший дракон, и молния, и бог-громовик, ее посылающий. Подобные мысли, высказывавшиеся еще Левп-Брюлем88 и Дюркгеймом 89, встречаются порой и в повой науч­ной литературе90. Сторонники этого взгляда делают из него такой вывод: говоря о сознании первобытных людей, мы можем различать в нем правильные и ошибочные представления, но не можем разгра­ничивать сферы «естественного» и «сверхъестественного», а значит, здесь еще нет места для того, что мы называем религией.

В таких рассуждениях есть доля истины. Она заключается в том, что разграничивать в первобытном сознании сферу ««сверхъестест­венного» и «естественного» и отмежевывать «религиозные» идеи от «нерелигиозных» по чисто познавательному признаку нельзя. Это разграничение проходит не в гносеологической, а в аффективной сфе­ре психики, оно задевает не область ума, а область чувства. «Сверхъ­естественное» для первобытного сознания — это не то, что нарушает «естественные» законы природы, ибо этого последнего понятия в первобытном сознании еще нет (тут вполне правы сторонники упо­мянутого взгляда). «Сверхъестественное» — это то, что нарушает рутину повседневной жизни, врывается в привычную последова­тельность явлений, это нечто неожиданное, необычное и, что всего важнее, нечто опасное, угрожающее жизни или благополучию людей. Человек своими привычными средствами, своим вековым стихийным опытом справляется с повседневными трудностями бытия; но когда нависает нежданная опасность, грозит или уже началось бедствие, эпидемия, голодовка, засуха, землетрясение, привычные средства отказывают, вековой опыт бессилен, нужны экстраординарные меры. И вот но преимуществу тогда пускаются в ход магические действия, заклинания, молитвенные обращения к духам предков, к богам, при­несение жертв, в самых угрожающих случаях — даже человеческих умилостивительных жертв. Вот где область «сверхъестественного»! Итак, из синкретизма первобытного общественного сознания нельзя выводить ни абсолютного доминирования «мистики» в этом сознании, пи, наоборот, полного отсутствия в нем представлений о «сверхъестественном».

В св(язи с только что сказанным нам осталось осветить еще один вопрос: о месте мифологии в первобытном общественном сознании. Об этом предмете существует обширная литература. Немало есть и теоретических исследований — этнографических, литературоведче­ских, религиоведческих, философских — о сущности мифологии как формы устного народного творчества, о мифологии как первобытном мировоззрении. И тем не менее в оценке сущности и происхождении мифологии, в оценке ее роли в развитии человеческой культуры ос­тается много неясного. По этим вопросам существуют самые разно­образные, даже противоположные мнения.

Больше всего разногласий вызывает вопрос об отношении мифа к религии. Подавляющее большинство исследователей, особенно прежних, связывает мифологию с религией самым тесным образом.


534 Глава шестая

Старая «мифологическая» школа Гримма-Мюллера видела в мифо­логии древнейшую религию и источник всякой религии. По взгляду Э. Тайлора, мифология построена из тех же анимистических пред-ставлепий, которые лежат в основе всей религии. В. М. Вундт рас­сматривал мифологические представления как нечто предшествую­щее собственно религии, тогда как П. Эренрейх считал, что даже са­мые сложные религии корнями своими восходят к первобытному мифологическому мировоззрению. Многие авторы-марксисты тоже-смотрели на мифологию как на непременную составную часть религии.

Однако с конца XIX в. наметилась и тенденция отделить миф от религии, даже противопоставить одно другому. Ф. Джевонс понимал мифологию в отличие от религии как первобытную философию и художественный вымысел91, С. Рейнак — как простое собрание рас­сказов, Э. Лэнг — как некую постороннюю струю, примешивающую­ся к религии и загрязняющую ее потоком «магии, обмана и скан­дальных легенд» 92. Глава «венской школы» этнографии В. Шмидт настойчиво и неутомимо доказывал, что мифология («солярная», «лунарная» и пр.) составляет лишь сравнительно позднее наслоение в религии, затемняющее «возвышенный образ небесного бога», пер­воначально лишенный всяких мифологических черт.

Если ученые сторонники религии старались, таким образом, от­межевать мифологию от религии, чтобы очистить и обелить послед­нюю, то некоторые исследователи-атеисты разграничивали одно от другого как раз с противоположной точки зрения: они видели в ми­фологии свободный порыв творческой фантазии, опережающий и предвосхищающий развитие техники и науки, а в религии, напро­тив, ■ — тяжелый груз, сковывающий человека, подчиняющий его тайным силам. Так смотрели на соотношение мифологии и религии М. Горький93, венгерский исследователь И. Тренчени-Вальдап-фель 94.

Остаются неясными в науке до сих пор и вопросы о соотношении мифологии с другими видами народной фантазии, народного твор­чества: миф и сказка, миф и героический эпос, миф и легенда. По этим вопросам тоже существуют весьма различные мнения94а. Ми­фологическая (натурмифологическая) школа сводила чуть ли не все виды народного творчества к древним мифам: и сказку, и историче­скую легенду, и даже народную обрядность сторонники этой школы рассматривали как деградировавший солярный или астральный миф. Напротив, последователи «антропологической» школы (Г. Спенсер и др.) самую мифологию передко сводили к историческим событиям и историческим личностям.

Чем бы ни были вызваны такие резкие расхождения в понимании сущности и исторической роли мифологии — сложностью ли самого' явления или субъективными факторами, связанными с оценкой всего того, что касается религии, во всяком случае полезпо сделать по­пытку разобраться в существе вопроса без предвзятой точки зрения.


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 53_5

Нередко определяют мифы как рассказы, в которых дается объ­яснение природным или иным явлениям окружающей человека дей­ствительности путем их олицетворения. Это определение, хотя и близкое к истине, однако слишком узко и при том упрощено: серь­езные исследователи (Малиновский, Леви-Брюль, А. Ф. Лосев и др.) не раз предостерегали против приписывания первобытному человеку склонности к постановке чисто отвлеченных вопросов о причинах природных или иных явлений95. Впрочем, и попытка А. Йенсена противопоставить «этиологические» мифы «истинным» мифам96 представляется искусственной и неубедительной.

И все же, чтобы получить первое приближение к пониманию сущности мифа —■ в отличие от сказки, героического эпоса и пр. — лучше всего исходить именно из объяснительной, этиологической функции мифа. Это наиболее бросающаяся в глаза черта всякого мифа, хотя черта, еще недостаточная для полного понимания его сущности и происхождения. Элементарные мифы, объясняющие про­исхождение, например, животных и их различных особенностей или небесных тел, или рек, гор и т. п. географических явлений, или, наконец, разных социальных институтов и обычаев, хорошо известны не только у самых отсталых народов, как австралийцы, папуасы, бушмены и др., по и у более развитых, включая греков античной эпохи и современные народы Европы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия