Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА № 7





ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИКЕ

 

7.1.Творческий характер педагогической деятельности,

педагогическое мастерство.

В литературе широко обсуждается вопрос о том, какие признаки личности позволяют считать ее творческой. К ним относят: 1) способность замечать и формулировать альтернативы; 2) подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; 3) умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; 4) способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; 5) отказ от категорических суждений, деления на белое и черное; 6) готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности: 1) легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном; 2) способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации; 3) способность к оценочным суждения и критичность мышления (умение выбирать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); 4) готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний. упорядоченность и динамичность знаний); 5) также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасывании несущественного.

Виды творчества преподавателя (учителя) можно связать с указанными выше блоками профессиональной компетентности.

В педагогической деятельности это будет диагностическое и методическое творчество (поиск и нахождение новых способов изучения учащихся, применение и создание новых диагностических приемов; новые сочетания методов обучения).

В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.).

В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Говоря об учителе (педагоге), что он работает творчески, целесообразно определить и уровень этого творчества. Психологи выделяют следующие уровни педагогического творчества, мастерства:

Первый уровень – это уровень элементарного взаимодействия с классом.

Второй уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

Третий уровень – эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками.

Самый высокий уровень творчества педагога характеризуется его полной самостоятельностью.

Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество связаны, но не тождественны. Возможны разные их отношения, например: устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого преподавателя).

Следует знать, что педагог никогда не творит наедине сам с собой, а всегда в соавторстве с учениками.

Известны следующие варианты сотворчества педагога с учащимися:

- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог-«премьер»);

- педагог соотносит свой творческий процесс с деятельностью класс, управляет общим творческим процессом (педагог- «дирижер»);

- педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог «зеркало);

- педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог- «режиссер»).

Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.

Мастерство означает хорошее знание педагогом своего учебного предмета, достижение стабильных высоких результатов в обучении, главным образом в знаниях учащихся. Каждый педагог при желании и настойчивости может стать мастером своего дела. Мастерство учителя прямо не связано со стажем его работы в учебном заведении.

Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

1. Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способ решения уже известны и описаны, но педагог их открывает для себя). Здесь педагог осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из совокупности возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач ученика в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый педагог в своей работе.

2. Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых оригинальных отдельных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественных педагогический опыт.

Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д.Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

1) варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.);

2) привлечение интереса учащихся с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.);

3) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части;

4) искусное применение положительных и отрицательных подкреплений;

5) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера;

6) постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материла;

7) использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

 

7.2. Возможности развития творческого мышления в процессе

обучения и воспитания

 

Парадоксально, но всякое новое знание является не только поставщиком новой информации для творческой активности, но и (при определенных условиях) «убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или осуществлять определенную деятельность, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не будет «изобретать велосипед». Главное здесь – как было получено это знание: творчески воссоздано, переоткрыто учеником или осталось для него чем-то чужеродным, формальным, т.е. несклонно глубоки построенные на его основе личностные смыслы.

Поэтому перед педагогами стоит двойственная задача – дать знания и в то же время не убить творческий потенциал. Перечислим существующие для этого в настоящее время рекомендации:

- не подавлять интуицию ученика. В то же время часто встречаются педагогические ситуации, когда ученик, высказывающий догадку или предположение, получает порицание за то, что не может их логически обосновать;

- формировать у учащегося веру в себя, уверенность в своих силах. Исключение из этого правила допустимо только для учащихся с патологически завышенной самооценкой на уровне акцентуации характера;

- создавать в процессе обучения максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех и т.д.);

- стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственность за принятые решения;

- поощрять в максимально допустимых пределах склонность к рискованному поведению - исследования показывают (Петровский), что склонность к риску является фундаментальной чертой творческого человека;

- не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства. Для этого хорошо служат задачи, в которых каждый должен думать сам, а не подстраиваться под мнение большинства;

- не подавлять склонность к фантазированию, особенно на начальных этапах обучения, отделять ситуации фантазирования от злонамеренной лжи;

- формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их;

- чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать; при этом повышаются показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления;

- шире применять проблемные методы обучения (знания, полученные таким путем, меньше тормозят творчество, чем знания, полученные традиционными способами);

- совместная с преподавателем исследовательская деятельность, когда ответ не знает ни педагог, ни ученик. Это возможно в случае не учебной, а реальной научной или производственной задачи. Здесь существенно изменяется система мотивов к обучению, на первый план выходя мотивы самореализации, соревнования, социальные и т.д. (Ляудис);

- поощрять стремление учащегося быть самим собой, слушать свое «Я» - то есть не декларативно, а реально уважать ученика.

Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 7

1. Что такое педагогическое творчество?

2. Какими признаками характеризуется педагог – творческая личность?

3. Какие стороны педагогической деятельности охватывает педагогическое творчество.

4. Что такое педагогическое мастерство и педагогическое новаторство?

5. Каковы уровни творчества в педагогической деятельности.

6. Каковы компоненты педагогического мастерства?

7 Что такое интенсификация учебного процесса, что достигается в процессе интенсификации, основные факторы интенсификации?

8. Какова связь интенсификации учебного процесса с мастерством и творчеством преподавателя?






Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 179. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.084 сек.) русская версия | украинская версия