Студопедия — Основные выводы. 1. История развития человеческого сознания, как показывает специальный палео- психологический анализ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные выводы. 1. История развития человеческого сознания, как показывает специальный палео- психологический анализ






1. История развития человеческого сознания, как показывает специальный палео-
психологический анализ, есть история вынужденного приспособления животных
предков человека к постоянно ухудшавшимся условиям физического существо­
вания. Особую роль в этом сыграли ледниковые периоды, принуждавшие к за­
креплению эффективных навыков. Для того чтобы выжить, приходилось услож­
нять и совершенствовать деятельность. Разделение труда и дифференциация
деятельности стали основой расчленения первоначально массовой (стадной) пси­
хики первобытных людей. Так, преодолевая психологию масс, начало развивать­
ся индивидуальное сознание. Особая роль в этом процессе принадлежала речи.
Общение как говорение и внутренняя речь как основа мышления выполняли две
важнейших функции. С одной стороны, речь соединяла в общность (суггестивная
функция речи). С другой же стороны, речь индивидуализировала сознание, посте­
пенно высвобождая его от власти массы (контрсуггестивная функция). В диалек­
тической борьбе этих начал шло развитие сознания и становление человека-ин­
дивида, в котором периодическое освобождение от психологии масс вновь сменя­
лось деиндивидуализацией и массовизацией человека. «Борьба» эта идет до сих
пор, причем в силу неравномерности развития разных стран и народов все они
переживают разные ее стадии. С психологической точки зрения, эта «борьба»
означает динамику смены преобладания суггестивных или контрсуггестивных ме­
ханизмов, которые на разных этапах в большей или меньшей степени подчиняют
себе поведение человека.

2. Первобытный человек существовал исключительно как человек массы. Весь даль­
нейший путь его развития шел по пути развития человека-индивида. Но рост по­
требностей и необходимость совершенствовать деятельность порождали все но­
вые формы производства, требовавшие не индивидуальных, а массовых усилий.
Это порождало «сбои» в развитии, определяло его задержки и отставание, порож­
дало неравномерность психического развития в самых разных масштабах. Пото­
му и возникала элита, что индивидуализация сознания была доступна не всем.
Однако постепенно, от рабовладения через феодализм к капитализму, правящий
класс разрастался. Совершенствование деятельности, рост ее эффективности при­
вели к тому, что индивидуальное сознание стало доступным не только высшему,
но и «среднему» классу. Тем не менее развитие индивидуального сознания имеет
свои темпы и свои «скоростные ограничения». Их нарушение в попытке забежать
вперед часто оборачивалось массовыми мятежами, бунтами и революциями —
с социально-психологической точки зрения, регрессом к власти психологии масс.

3. Перспективы развития человека стратегически, безусловно, связаны с дальней­
шей индивидуализацией его сознания и деятельности. Новые технологии, связан-


112 Часть 1. Массы

ные с с информационной революцией, с компьютеризацией деятельности, демон­стрируют именно такие возможности. Однако нельзя сказать, что массовая пси­хология — это пройденный и уже как бы отброшенный этап психического разви­тия человечества. Социально-психологическая эволюция продолжается в поисках равновесия, баланса между индивидуальной и массовой психологией. Поэтому нам только предстоит поиск гармоничного сочетания индивидуального и массо­вого начал в сознании каждого отдельного человека. Соответственно, в социаль­но-психологическом измерении, нас ждут всплески массовизации как реакция на индивидуализацию и, наоборот, всплески индивидуализма как ответ на подчас из­лишнюю массовизацию. «Восстания масс» будут сменяться «толпами одиноких», и наоборот.


__________________________________________________________ Глава 1.6

«Русская душа»







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 452. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.025 сек.) русская версия | украинская версия