Студопедия — Киевской Руси
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Киевской Руси






Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства?

Во-первых, феодальная собственность на землю.Это было коренным отличием от западноевропейских и ряда других стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала мала в двух формах:

а) вотчины — земля крупного феодала, боярина, ко­торая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений;

б) поместья — земля, которую князь жаловал своим дру-жинникам в условное владение за службу. Пра­во владения землей имело место лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась.

Во-вторых, совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двухпольной и трехпольной систем земледелия. Это, в свою очередь, позволило увеличить площадь земельных уго­дий и их производительность.

В-третьих, быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. На основе лето­писей историки подсчитали, что в IX —X вв. на Руси насчитывалось 24 города, в XI в. — 64, в XII в. — 135,

Глава I

 

а к XIII в. — уже 224. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Гра-дарикой — страной городов. О раз­мерах городов свидетельству-ют описания Киева, сде­ланные немецким летописцем в X в. Он отмечал нали­чие в городе 400 церквей и 8 больших торговых площа­дей, а также 100 тыс. жителей.

В-четвертых, углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, раз­витие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, тор-говли между различными обла­стями Киевской Руси и ее самой со многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандина-вией. Крупней­шим торговым партнером Руси была Византия.

Установление частной формы собственности на землю при-вело к созданию четкой социальной струк­туры общества и поло-жило начало формированию крепостной зависимости крестьян.

На вершине социальной пирамиды находился ве­ликий киев-ский князь. Он являлся крупнейшим соб­ственником земли, осу-ществлял сбор дани с подвласт­ных племенных князей и других земельных собствен­ников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение. С.М. Соловьев писал, что ежегодно в ноябре русские князья выезжали из Киева со своей дружиной и ехали в земли подвластных им славянских племен, где собирали дань, вершили судебные дела и решали другие вопросы.

Следующую ступень занимали крупные земельные собствен-ники - бояре и местные князья. Они платили дань великому киевс-кому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и при-надлежащих им земель.Та­кое же место занимало и высшее духо-венство.

Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали по­винности.

Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину.

В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян - общин­ников. Однако по мере установления частной собствен-

 

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

ности на землю возрастала зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом осуществлялось экономическое принуждение крестьян.

Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая вторая существовала на Руси в двух формах барщины и натурального оброка.

а) Барщина — это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Широко распространилась в Европейской России во второй половине XVI — мерной половине XIX в. После отмены крепостного Права в 1861 г. сохранилась для временно обязан­ных крестьян как издольщина. Юридически отме­нена в 1882г., фактически существовала до Октябрьской революции 1917 г. в виде отработок.

б) Натуральный оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк отменен 19 февраля 1861 г., денежный-сохранялся для временно обязанных крестьян до 1883 г.

В Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:

а) закуп -крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);

б) рядович — крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд — договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;

в) изгой — крестьянин, потерявший связь с общиной и нанимающийся к феодалу;

г) пущенник — раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в каба­лу к феодалу;

д) холоп — человек, который находился в основном в составе дворовых людей феодалов и был факти­чески на положении раба.

 

Глава I

 

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограничен-ный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть.

Важным элементом политической системы Древ­нерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников — бояр. Местную власть осуществляли племенные кня­зья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.

Завершение складывания государственной структу­ры и раз-витие феодальных отношений сделали необхо­димой модифи-кацию русского права. Свод законов Ки­евской Руси именовался «Русская Правда». В XI в. про­исходит складывание так называе-мой «Краткой редакции» «Русской Правды». Она состояла из двух ос­новных частей — «Древнейшей Правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского граж-данского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.

 

Основные периоды истории Киевской Руси

 

Историки выделяют три основных периода разви­тия Киевской Руси:

— начальный период— вторая половина IX —конец Хв.;

— период расцвета — конец X —середина XI в.;

— период упадка и начало феодальной раздроблен­ности — середина XI —начало XII в.

Главным содержанием первого периода является объединение славянских земель вокруг Киева и даль­нейшее развитие феодаль-ных политических и эконо­мических отношений.

Первые правители Киевской Руси-Олег(882-912), Игорь (913-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972)-настойчиво расширяли свои владения, 40 подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей,

 

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

кривичей, вятичей.Сначала зависимость этих племен появляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом ценно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместни-ков.

Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников — варягов, неизменно добивались успеха.

Помимо укрепления государства у первых киевских Рюри-ковичей были еще две взаимосвязанные боль­шие заботы: тор-говля с Византией и борьба со степны­ми кочевниками — хазара-ми, печенегами, а с середины XI в. — половцами.

Сын Игоря и Ольги Святослав прославился похо­дами на Ду-найскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом, разром которого Святославом в 964 г. привел к образованию на Таманском полуострове русских поселе­нии, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти каганата волжско-Камских болгар, которые сформировали после этого свое государство. Внутрен-няя политика Святослава пила направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объедине­ния восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега -в древ­лянской земле, а Владимира - в Новгороде.Н.М. Ка­рамзин оценил этот шаг Святослава как «пример несчастный, бывший виною всех бедствий России».

Второй период истории Древнерусского государ­ства — период расцвета. После смерти Святослава в течение 8 лет идет борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980— 1058), убивший своего брата Ярополка. Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.

 

Глава I

В отличие от своих предшественников, которые, по меткому выражению К. Маркса, смотрели на Россию лишь как на стоянку, от которой надо двигаться даль­ше, Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в на­правлении его феодализации. Экономика этого пери­ода определяется дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поме­стного землевладения и совершенствования земледе­лия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Змиевы валы).

Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных сла­вян было много богов: Сварог — бог неба и огня, Яри­ло — бог солнца, Перун — бог грома и молнии, Белее — покровитель скота.

В 988 г. Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие сла­вяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру.Постепенно славяне привыкли к христианской рели-гии, хотя мно­гие языческие верования сохранились и влились в христианство.Не стало грозного Перуна.Но его чер­тами народ наделил святого Илью, который стал «ве­дать» громом и молнией. Вместо «скотьего» бога Беле­са покровителем скота стал святой Власий.

Введение христианства приобщало Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в извест­ной мере, - к античной куль-туре.В городах на Руси стали строиться красивые храмы и монастыри, созда­вались школы.Христианская религия ускорила развитие феодаль-ных отношений в Киевской Руси.Она укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил Церковь материальным содержанием за счет особого налога —

 

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

«десятины». Появилась как бы вторая, дополнительная структу-ра власти, поддерживавшая первую, государственную.Xристиан-ство способствовало гуманизации нерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.

Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевни-ков.Внезапности нападения степных кочевников и противо-поставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальнейшей разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, стерегущие степные рубежи Руси от кочевых племен, стали героями русских былин, возникновение которых относят именно к этому времени.

После смерти Владимира 12 его сыновей начинают много-летнюю борьбу за великий киевский престол уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате борьбы киевским князем становится Ярослав Мудрый (1035-1054).

Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образо-вание, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на дочери шведского короля.В личной дружине Ярослава нахо-дился отряд варягов.Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки насиловали женщин. В 1015 г. жители Новгорода и напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси «Русская Правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.

В «Русской Правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более

Глава I

тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота. Цена коня определялась в 2 гривны, «коня княжна» — в 3 гривны, рабочего вола — в 1 гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скаку­ны и кони, привозимые с Востока. Скот, принадле­жавший князьям, клеймили. Количество скота в круп­ных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. Так, в одном из хо­зяйств князя Игоря Олеговича насчитывалось 3000 кобыл и 1000 коней.

Став великим киевским князем, Ярослав постарал­ся укрепить свою власть. Во все города и земли Киев­ской Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг вели­колепный Софийский собор. Этим он выразил идею ду­ховной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Туже идею утверждал ближай­ший соратник князя киевский митрополит Илларион в своем известном произведении «Слово о Законе и Бла­годати».

Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома Константино­польского патриарха он сам назначил в 1051 г. митро­полита в Киеве и епископа в Новгороде из среды рус­ских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые по приказу их сводно­го брата киевского князя Святополка. Причислив Бо­риса и Глеба к святым, Церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бед­ствия Древней Руси.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Н.М. Карамзин в «Истории госу­дарства Российского» так оценивал историческую роль Ярослава Мудрого: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель,

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

но возвратил утраченное Россией в бедствия междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ».

Третий период истории Киевской Руси — период упадки и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.

Старшие сыновья Ярослава - Изяслав, Святослав и Всеволод - не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, нa юге появился новый сильный враг - кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на р. Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.

Ответом на восстания 60 - 70-х гг. XI в. явился спе­циальный сборник законодательных постановлений.Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен нам как «Правда Ярославичей». В частности этот свод предусматривал суровую кару за преступления против власти и собственности.

Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнении горожан заставили киевскую знать в начале XII в. Призвать на княжение внука Ярослава Мудрого - властного и авторитетного князя Владимира Всеволо­довича Мономаха (1113— 1125).

Опираясь на своих сыновей, Владимир Мономах смог сделать многих непокорных князей своими вассалами и возродить на недолгие 12 лет былое единство Руси. Став великим князем, шестидесятилетний Владимир Мономах не мог не считаться со справед­ливыми требованиями жителей Киева. Он издал новый закон, облегчавший положение городских низов.

Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков

Глава I

как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение пе­решло к его сыну Мстиславу (1125 —1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое вре­мя удерживать относительную целостность Киевской Руси.

Однако мудрая политика последних киевских кня­зей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причина­ми: рост новых городов, укрепление местной земле­дельческой знати. Киев требовал дани и войск, задер­живая хозяйственное развитие других земель, и поэто­му отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.

Таким образом, дробление государственного суве­ренитета при преемниках Ярослава было подготовле­но длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвы­шении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начина­ется новая эпоха — эпоха феодальной раздробленнос­ти. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династи­ческом разделении русских земель между различны­ми княжескими родами.

Итак, Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Евро­пы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединен-ные в еди­ное, сильное государство, сумели отбить их натиск и со-хранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой за­тем сформировались русс-кий, украинский и белорус­ский народы. Укрепление феодальных отношений при­вело к распаду Киевской Руси. В стране возникли круп­ные земельные владения бояр.Их хозяйство было натураль-ным.Все необходимое для боярина произво­дили зависимые от него крестьяне.

Великие киевские князья выделяли своим сыновь­ям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло

 

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

много удельных княжеств.Потомки Владимира, Ярослава Муд-рого и Владимира Мономаха образовали местные княжеские династии, которые стремились отделиться от Киева.К середине XII в. Древне-русское государство окончательно распалось. От него отделились Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское и другие княжества. Их князья не под-чинялись Киеву, сами управляли своими землями, имели дружины, издавали законы, устанавливали отношения с другими государ-ствами.

 

Выводы

■ Киевская Русь, возникновение которой явилось закономер-ным результатом генезиса восточнославянских племен, положила начало государственности русского, украинского, белорусского и других народов.

■ Киевская Русь стала одним из самых сильных и мощных го-сударств средневековой Европы того времени, имела прочные эко-номические, полити­ческие, культурные и династические связи с различными странами.

■ Древнерусское государство сыграло большую роль в борьбе с кочевыми народами, став заслоном на их пути в европейские страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в станов-лении раннесредневековых государств? Когда и по ка­ким направле-ниям происходило расселение славян?

2.Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Ев­ропе и на Руси.

3.Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

4. Назовите первых русских князей. Чем они знамениты?

5. Каковы причины принятия христианства на Руси? Как крещение Руси повлияло на ее историю?

6. Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эво­люция?

7. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?

 

Глава I

8. В чем сходство и различие перехода к политической раз­дробленности на Руси и в Западной Европе?

9. Какие этапы распада Киевской Руси можно выделить? С именами каких князей они связаны?

10.В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

 

 
 


Литература

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1990.

3. Как была крещена Русь. М., 1988.

4. Мавродин ВВ. Древняя Русь. М., 1946.

6. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.

7. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М.г 1975.

8. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной исто­риографии. Л., 1990.

 

Древнерусское государство: образование, развитие, упадок

 
 








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2146. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия