Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экстравертированность — интровертированность





Экстраверсия — интроверсия (от лат. extra — «вне», intro — «внутрь», versio — «раз­ворачивать, обращать») — характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности че­ловека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъек­тивный мир (у интровертов).

Термины «экстраверт» и «интроверт» были в английских словарях уже с 1755 г. Однако в научный обиход понятие «экстраверсия — интроверсия» было введено К. Юнгом в начале XX в. для обозначения двух противоположных типов лично­сти, отличающихся своей своеобразной установкой по отношению к объекту: по­ложительной — у экстраверта и отрицательной — у интроверта. При этом К. Юнг подчеркивал, что у каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотно­шении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта — другие.

Ганс Айзенк (Н. Eysenck, 1967) выдвинул предположение о том, что люди де­лятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низ­кую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтобы не допустить его повы­шения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень акти­вации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние кон­такты.

Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.



 


Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению, предпочитают кни­ги общению с людьми. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению, не любят уединенное чтение или учебу. Они коммуни­кабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстра­верты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц, часто жертвуют собой ради других.

Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие фор­мы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по срав­нению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.



Экстравертный собеседник Весьма расположен к общению как таковому, это его стихия. Там, где нет людей, нет воз­можности поговорить, он по-настоящему скучает, томится. Направленность на партнерство у него почти постоянная; легко ли, тяжело ли на душе. Легко - значит тянет с кем-нибудь пообщаться; тяжело - значит надо кому-нибудь излить свои горести. Подчеркнем: ему ну­жен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный, хотя, разумеется, он, как и все, одних собе­седников предпочитает другим. И все же, если нет рядом предпочтительного, он может об­ратиться и к совершенно незнакомому человеку. Дело в том, что в его представлении собственное Я и Я другого человека довольно сход­ны. Он не считает, что кто-либо может его не понять (тут он скорее подумает: «Может, но не хочет»). Сам он так же искренне уверен в своей способности понять любого. А когда тот не соответствует его умозаключениям и прогнозам, экстраверту кажется, что партнер что-то «напускает на себя», «темнит», «интересничает». Ему непонятно, например, как это другой человек не желает общения... Он однозначно толкует такую позицию партнера как враждеб­ную или обиженную и... бросается за объяснениями: что случилось? что не так? кто обидел? Он отображает вас при контакте прежде всего с точки зрения вашей коммуникабельно­сти (или некоммуникабельности), делая из этого все прочие выводы о вас и о том, как вы к нему относитесь. Все, что ему понятно в вас, он умеет воспринять сочувственно; поэтому он импонирует вам непосредственной теплотой, готовностью помочь. Однако его дружелю­бие поверхностно и не слишком стойко. Одни и те же лица его, по правде говоря, тяготят -ему требуется разнообразие. Он любопытен, и в первую очередь - к людям: к их достоинствам и порокам, к явным и тайным сторонам их жизни. Ему доставляет удовольствие немного посплетничать. Но из этого не следует, что он откажется помочь человеку, о котором вчера говорил дурно или с насмешкой. Полный внимания к окружающим, к их речам и одежде, поступкам и помыслам, он под­сознательно и сознательно жаждет такого же внимания к себе. Чтобы привлечь внимание, он подчас становится эгоцентричным в высказываниях, готов даже на неблаговидную выходку -

 



 


 



лишь бы заставить людей говорить о себе. Но это не значит, что он по-настоящему противо­поставляет себя окружению. В конечном счете имеет место обратное: он, в сущности, стре­мится быть «как все», «не хуже других», и только этим объясняется его эгоцентричность. В случае ссоры он не держит камней за пазухой. Завтра он по-свойски обнимется с тем, с кем повздорил сегодня... ДобровичА. Б., 1987, с. 54-55.

 


О. П. Санникова (1982) изучала соотношение общительности с эмоционально­стью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положи­тельными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. К аналогичному выводу пришли А. И. Крупнов, А. Е. Оль-шанникова и В. А. Домодедов (1979). В результате корреляционного анализа ими была обнаружена связь между эмоцией радости и такими динамическими сторо­нами общения, как потребность в нем, его инициативность, легкость, выразитель­ность. Между астеническими эмоциями и активностью общения были выявлены отрицательные связи, в частности это касается корреляций между «гневом», «стра­хом» и легкостью и широтой круга общения.

Есть основание полагать, что экстраверсия интроверсия в значительной сте­пени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В. С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А. К. Дроздовский (2008) на большой выборке под­твердил это. Кроме того, он показал, что экстраверсия связана с инертностью воз­буждения и подвижностью торможения, а также с преобладанием торможения по балансу нервных процессов.

По данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), обследовавших около 800 школьников с 1-го по 10-й класс, экстравертов больше среди мальчиков, а интро­вертов — среди девочек.

Л. Френсис и П. Пирсон (L. Francis, P. Pearson, 1993) приводят данные, из ко­торых тоже следует, что экстраверсия несколько выше у мужчин (исключая по­стоянно посещающих церковь). Это подтверждается и данными отечественных исследователей (Р. К. Малинаускас, 2001; И. М. Никольская, 2001; А. И. Винокуров).



Интровертный собеседник Для него непрост переход от внутреннего диалога к реальному, к внешней коммуникации. Ведущая его особенность - несклонность к внешней коммуникации, непрочность внешне-коммуникативной установки. Это связано подчас с конституциональной (врожденной) специ­фикой его характера, но подкреплено также и опытом жизни, который гласит: «Им все равно меня не понять». И правда: им нелегко понять интроверта. Ведь переход работы его созна-

 



 


 



ния во внешнекоммуникативный режим заметно затруднен. Поэтому слушатель то и дело вынужден вникать в причудливый и сложный ассоциативный мир интроверта и, недоумевая, пожимать плечами. Интроверт видит это и пытается помочь делу рефлексией. Он так усерд­ствует в ней, страдая от своей коммуникативной «несостоятельности», что усиленная реф­лексия вообще лишает его какой-либо свободы самовыражения! И образуется порочный круг. Невозможно высказать то, что действительно думаешь, так как «не поймут». А при повышенном контроле высказывания получается так, что, вроде бы, и высказывать нечего либо высказываешься «не о том»... Интроверту не остается ничего другого, как оставаться «в себе». Он тяготится контактами и предпочитает им книги, инстру­менты, коллекции, философские занятия. Он не делится радостями и горестями с други­ми, а переживает их «внутри себя». Для общения он выбирает двух-трех собеседников (обычно похожих на него самого), если только ему повезет найти их в своем окружении. Он молчун, а если высказывается, то слишком «темно» или вразрез с общим мнением. Для него пробле­ма - обратиться с элементарным вопросом к прохожему. Легче изучить план города, чем спросить дорогу... Другой для него в какой-то мере загадочен, поскольку непохож на его Я. Неспособность разом, без напряжения, постичь другого как личность порождает у него подозрительность и тенденцию пристрастно толковать чужие поступки. Ваша теплота к нему воспринимается им настороженно, поскольку сам он еще очень не скоро ощутит в себе ответную теплоту. По­верхностный обмен знаками симпатии его попросту раздражает, и для него невыносимы «ще­бечущие кумушки» обоего пола. Зато если он поверил вам, привязался к вам, это надолго. Долго, впрочем, он будет сто­рониться и тех, кто обидел или высмеял его. Дело здесь не в ригидности, ее может и не быть, а в сугубой уязвимости интроверта. Он не любитель ежедневных встреч и разговоров на личные темы. ДобровичА. Б., 1987, с. 55-57.

 






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 178. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.087 сек.) русская версия | украинская версия