Студопедия — Ознакомление со звуковым строением слова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ознакомление со звуковым строением слова






В исследованиях Ф.А.Сохина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой и др., разработана последовательность формирования у де­тей ориентировки в звуковой форме слова.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начина­ется еще в младших и средней группах. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Используют методические приемы, на­правленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-си­нонимов (врач — доктор, веселый — радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ — звучание одинаковое, а смысл раз­ный).

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анали­зу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова — с интонационным, особо подчер­кнутым выделением е нем одного звука При нормальном произнесении слов в по­вседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребен­ка нужно специально научить особому протяжному произне­сению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно — нельзя отры­вать один звук от другого. В данном случае артикуляция начи­нает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» вет­ра — шшш, насоса — ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонаци­онным выделением звука) словах. Подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, со­норными согласными). Далее детям предлагают назвать кар­тинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука — жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понят­но, что звуки в слове следуют один за другим.

Необходимо добивать­ся усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком ме­сте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Дети сами называют слова, в которых есть нуж­ный звук. Сначала специально подбираются картинки и иг­рушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ ин­тонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный матери­ал, называть слова с определенным звуком.

Следующий этап работы — формирование умения на­зывать изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м—м', с—с') называют «братцами»; твердые— «сердитыми», мягкие — «добрыми» (Л.Е.Журова). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выде­ления твердых и мягких звуков создаются игровые ситуа­ции, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кук­ла — мальчик с сердитым нахмуренным лицом — одета в синий костюмчик, другая — улыбающийся мальчик в зе­леном костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле1.

Рекомендуется линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветово­го тона, на конце которой нарисован синий квадрат — «звук». При протя­женном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвига­ется так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук. При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т. д. Когда звучание слова пре­кращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одно­временно слышат протяженное произнесение и следят за последователь­ным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Звуковой анализ слов по­нимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б.Эльконин). Дети должны уметь не только устанавливать последова­тельность звуков в слове, но и давать им качественную харак­теристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной прин­цип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Методику формирования звукового анализа разработал Д.Б.Эльконин на основе теории П.Я.Гальперина о поэтап­ном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л.Е.Журова.

На первом этапе детей учат определять порядок, последо­вательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произ­несение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б.Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графичес­кой схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пласт­массовые пластинки, кружки нейтрального цвета — серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схе­ма на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются замес­тителями (символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным фор­мам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова на примере слова ау: слово про­износится протяжно, выделяется первый звук а, и воспита­тель изображает его мелом на доске — рисует квадрат. Выделяется второй звук — у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен пер­вым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой пока­зывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева на­право, а дети произносят тот звук, на котором задерживает­ся указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указ­кой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каж­дой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

Далее вос­питатель переходит к формированию действия звукового ана­лиза. На последующих занятиях их учат замещать звуки фиш­ками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабаты­вается многократно на разных словах. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проана­лизированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту — ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозна­чают их фишками красного цвета.

Детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению все­гда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее сло­вах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначе­ния (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы методи­ки предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. На­пример: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т. д.; игра «Назови слова» — дети назы­вают слова с определенным звуком, слова, которые начина­ются, например, с третьего звука; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Уга­дай-ка» и др.) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы — обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог, точно фиксируют на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимостъ в схеме звукового состава, остаются только фиш­ки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

З вуковой анализ проходит в своем фор­мировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фо­нем и общий фонемный анализ слова с опорой на картин­ку-схему и фишки;

2) дифференциация гласных и согласных фонем; уста­новление места ударения в слове;

3) дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем — по глухости и звонкости) и мо­делирование основных фонематических отношений в слове;

4) проведение звукового анализа без опоры на нагляд­ность — графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

В подготовительной группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным зву­ком» и др.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2290. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия