Студопедия — Тема 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ






1. Понятие науки, ее происхождение, сущность и место в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

2. Эмпирический и теоретический уровни науки, их методы.

3. Структура научной теории.

4. Динамика научного познания: классическая, неклассическая, постнекласическая парадигмы науки.

5. Концепции развития науки в современной философии (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, В.С. Степин)

6. Сущность техники, законы ее развития. Взаимосвязь науки и техники.

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Когда возникает наука и каковы исторические предпосылки ее рождения?
  2. Что такое сциентизм и антисциентизм? С чем связана антисциентистская позиция в современном мире?
  3. Дайте классификацию наук.
  4. Охарактеризуйте эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  5. Раскройте особенности эмпирических исследований.
  6. В чем заключается специфика теоретического познания и его форм?
  7. Объясните структуру научной теории (факт, проблема, идея в науке, гипотеза, метод).
  8. Подайте роль гипотезы в научном познании.
  9. Что такое метод и методология научного познания?
  10. Назовите методы эмпирического исследования и объясните их особенности.
  11. Раскройте специфику основных методов теоретического исследования.
  12. Какое знание является научным? Каковы его критерии?
  13. Что такое «классическая наука»? Какие еще исторические парадигмы науки вы знаете? Дайте им характеристику.
  14. Кто впервые различил науки о природе и о духе? Определите специфику «наук о духе».
  15. Дайте характеристику современных философских концепций науки (представленных именами К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).
  16. Дайте определение понятий «техника», «техносфера».
  17. Расскажите об истории становления техники.
  18. Какова роль науки и техники в современности?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

= 1. Какова роль науки в обществе? Известный психолог и философ Э. Фромм разделил понятия «разум для понимания» (мудрость) и «манипулятивный интеллект», что «чем более выдающимся является неконтролируемый манипулятивный интеллект, тем он опаснее». Цель первого - просвещение и освобождение человека («И познаете истину, и истина сделает вас свободными», Евангелие от Иоанна.8, 32), цель второго, - власть и подчинение природы и людей. Бурный прогресс науки в XVII веке, называемый «первой научной революцией», окончательно утвердил общую направленность науки на овладение миром. «Знание – сила» - афоризм Ф. Бэкона, рожденный именно в XVII веке. Однако знание, полезное для манипуляций с природой и людьми, обычно становится безнравственным. Проиллюстрируйте это на примере истории ХХ века.

= 2. Английской философ и логик Б. Рассел в виде забавной притчи остроумно обрисовал одну из проблем познания: живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения... О каком методе познания (обобщения), оказавшемся столь ненадежным, здесь идет речь? В чем ограниченность данного метода?

= 3. Дайте анализ суждению французского философа Бергсона о прогрессе в связи с достижениями науки и техники: «Человечество стонет, полураздавленное тяжестью этого прогресса, который им же сделан».

= 4. Постнеклассическая общенаучная картина мира непременно включает в себя идеи историзма (исторической эволюции), плюрализма, нелинейности и самоорганизации (как возникновения порядка из хаоса). Объясните содержание каждой из названных идей.

= 5. ХХ век - начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, подсоединенных к органам чувств. Там, где органы утрачивают взаимосвязь в едином целом организма, они опосредуются протезами - экранами, дисками, компьютерами, телефонами, факсами. Все это - удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации. Индивид все более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце. Дайте анализ этой ситуации. Как бы вы ответили на вопрос: развитие техники ведет ко все большему освобождению человечества или же, наоборот, к его закабалению? Можно ли поставить вопрос так: чем преимущественно является техника для человека – злом или благом?

Тема 14. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

1. Эволюция представлений о человеке в истории философии.

2. Системный подход к проблеме сущности человека. Единство природного и социального в человеке.

3. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

4. Проблема жизни и смерти, смысла жизни в духовном опыте человечества.

5. Проблема свободы человека.

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что изучает философская антропология? Назовите ее основные проблемы.
  2. Как изменялись представления о человеке в истории философии?
  3. Что такое - «антропогенез» («антропосоциогенез»)? Назовите его основные концепции.
  4. Объясните диалектическую взаимосвязь биологического и социального в человеке.
  5. Какие свойства можно отнести к специфически человеческим?
  6. Назовите основные базовые потребности человека.
  7. Приведите примеры социологизаторства и биологизаторства в понимании человека.
  8. Объясните роль труда, общения, речи в процессе антропосоциогенеза, развития психики и сознания человека.
  9. Покажите различие в понятиях «человек», «индивид», «личность».
  10. Какие виды необходимости господствуют над ним, и может ли человек их преодолеть? В какой мере человек является свободным?
  11. Что такое смерть, и как человек должен относиться к ней?
  12. Что такое бессмертие: иллюзия или факт?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

= 1. Тождественны ли понятия «человек» и «личность»? У американского фантаста Р. Шекли можно найти словосочетание «минимум человека», то есть набор элементарных качеств, которые позволяют определенному индивиду называть себя человеком. Тогда можно, по-видимому, говорить и о «максимуме человека» – личности? Каждый ли человек – личность? Объясните двузначность последнего вопроса. Как бы вы определили личность?

= 2. Каково место человека в мире? Если античные авторы называли человека «mikrokosmos», малым миром, то у отцов Церкви, например, у свт. Григория Нисского, мы встречаем наименование «mikrotheos» - малый бог, т.е. существо, способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости. Объясните это.

= 3. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Академик Р. Наан перефразировал эту мысль в таких словах: «Немногие знают, как много нужно знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем». Известная российская писательница «серебряного века» Теффи (Н. Лохвицкая) в рассказе «Дураки» описывает другой тип человека – того, кто уверен в своих знаниях. «Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает... При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак - это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.…Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает:

- Это чьи стихи сейчас читали?

- Бальмонта.

- Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю.

Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает.

- Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал!

И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше.

Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма ее дураков. И часто надолго остается нерушим круг, сомкнутый дураком в философии или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует кто-нибудь:

- О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвет круг» (Тэффи).

Согласны ли вы с оценкой Тэффи? Что для вас означает - «быть ограниченным человеком»?

=4. Известен так называемый «парадокс свободы»: неограниченная свобода ведет к своей противоположности, поскольку без защиты и ограничения со стороны закона свобода необходимо приводит к тирании сильных над слабыми. Однако «неограниченная свобода» - это вовсе не свобода, а произвол, анархия. Свобода всегда связана с необходимостью – внутренней или внешней. Объясните это.

= 5. В образе судьбы воплощаются разные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. Что такое судьба человека? Каждый человек создает свой образ судьбы. Судьба может восприниматься или как абсолютная предопределенность жизни (как рок, фатум), или как основная тенденция жизни, которая определяется самим характером человека, или как замысел человека о самом себе. Судьбе можно покориться, с ней можно играть, ее можно пытаться преодолеть и тому подобное. Каков ваш образ судьбы? Как вы ее понимаете?

= 6. Современный швейцарский философ Э. Аггацивыразил такое парадоксальное мнение: «Было время, когда одной из наиболее серьезных задач философии считалось доказательство бытия Бога; по-видимому, уже тяжело сомневаться в том, что в наше время важнейшей задачей философии является доказательство бытия человека». Покажите, что это не только теоретическая проблема, но и практическая, проблема преодоления тенденций дегуманизации человека в современном мире.

= 7. Философская классика теоретически рассмотрела три подхода к человеку:

а) человек – творение Бога;

б) человек – продукт природы;

в) человек – продукт собственной культурно-исторической деятельности.

Объясните каждый из трех подходов и назовите их представителей.

= 8. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинкта). Тогда можно говорить о генетической предзаданности преступности. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Тема 15. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Общество, его историческое возникновение, сущность и структура.

2. Основные факторы общественного развития в натуралистических, идеалистических, технократических концепциях. Роль общественно-экономических факторов в историческом материализме К. Маркса.

3. Типология общества (формационный и цивилизационный подходы).

4. Проблемы единства и многообразия истории, ее направленности (циклические и линейные модели истории).

5. Противоречивость исторического прогресса.

6. Роль личности в истории. Личность в условиях развитого гражданского общества и правового государства.

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем специфика предмета исследования социальной философии? Чем отличается философское знание об обществе от собственно научного?

  1. Назовите круг проблем, которые решаются социальной философией.
  2. Дайте определение общества. Раскройте его структуру.
  3. О роли личности в истории: на ход истории могут повлиять только «великие» и «выдающиеся», или каждая личность значима в историческом процессе?
  4. Раскройте содержание основных направлений и концепции общественного развития (натуралистические концепции, идеалистические, марксистская концепция, технократические теории)?
  5. Почему социальную концепцию Маркса называют не только «материалистическим пониманием истории», «историческим материализмом», но и концепцией «экономического детерминизма»?
  6. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? Существуют ли социальные закономерности. Если так, то чем они отличаются от естественных закономерностей?
  7. Сравните основные подходы к типологии общества – формационный и цивилизационный.
  8. Охарактеризуйте основные типы цивилизаций.
  9. Раскройте содержание линейных (стадиальных) и циклических концепций исторического развития. Назовите представителей данных концепций.
  10. Что такое прогресс в истории? Раскройте противоречивый характер исторического прогресса. Какие факторы способствуют возникновению у современного человека чувства преимущества над людьми прошлого? Насколько оно является оправданным?

 

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

= 1. В Европе идея исторического прогресса возникает лишь в эпоху Просвещения, в XVIII веке, в России – несколько позже. Обратим внимание на время, когда впервые появились слова «развитие» и «прогресс» в русском языке: в петровскую эпоху существительное прогресс понималось как «прибыль», «преуспеяние», «успех»; в значении же «поступательное движение вперед» прогресс получил широкое распространение гораздо позднее, лишь в 60-е годы XIX века. Объясните, почему так поздно в истории возникает идея прогресса? С какими социально-экономическими процессами это связано?

= 2. Современные исследователи утверждают, что массовая культура превращает человека в тотального потребителя, а окружающий мир – в иллюзорную действительность, которая уводит обывателя от реальной жизни, погружает его в «летаргический сон». В таком потребительском мире особенная роль принадлежит рекламе с ее основным принципом «ты есть то, что ты имеешь» (отсюда – всем известные рекламные «слоганы»: «Вы всегда в выигрыше!» (газированная вода), «Все в порядке!» (средство от кашля), «Все к лучшему!» (кофе), «L’Оreal – ведь я этого достойна!», «Душа танцует!» (жевательная резинка) и т.д. Таким образом, вещи становятся средством осуществления и утверждения человеческой личности, само достоинство человека оценивается его способностью быть потребителем. Разделяете ли вы такой пафос рекламы и убеждения массовой культуры? Как вы оцениваете те стандарты поведения, которые навязываются современной массовой культурой? Можно ли их изменить и как?

= 3. Когда-то Аристотель, в своих рассуждениях о государстве, из двух зол – «власти человека» и «власти закона» - преимущество отдал все же власти закона. Эта идея позже вошла в фундамент европейской демократии. В ХХ веке У. Черчилльвысказался о демократии так: «Демократия – не наилучшее изобретение человечества, но ничего лучшего оно пока еще не придумало». Если преимущества демократии являются очевидными, то ее изъяны и недостатки нуждаются в объяснении. Объясните, почему все же демократия – не «лучшее изобретение человечества»? И какие недостатки есть у «власти закона»?

= 4. По мнению испанского философа Ортеги-и-Гассета, настоящая демократия предусматривает добрую волю к совместимой жизни, желание считаться с интересами других, умение быть требовательным в первую очередь к себе. Для нашего общества - это самая острая проблема. Как об этом сказал современный российский писатель Е. Носов, «у нас ведь как бывает: если за воротник не хватают – уже и демократия! А в действительности демократия – это не когда тебе что-то разрешают, а когда ты сам себе чего-то не позволяешь. На том и должно все держаться: и человеческая совместная жизнь, и общее дело, и самоуправление. А это возможно только тогда, когда человек научится давать укорот в первую очередь себя, а не другим». Согласны ли вы с такой точкой зрения? Каковы, по вашему мнению, перспективы демократического развития в России?

= 5. Французский социолог ХIХ ст. А. де Токвиль, исследуя историю Франции, пришел к парадоксальному выводу: революции возникают не тогда, когда в обществе плохо и становится еще хуже, а наоборот, когда в обществе плохо, но становится лучше, но хочется чтобы стало еще лучше. Причем результаты революций подтверждают народную мудрость: «Кратчайший путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Согласны ли вы с такой точкой зрения? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из всемирной истории.

= 6. Прочитайте известные высказывания о социально-политических революциях в истории и сделайте свой комментарий:

а. «Революция пожирает своих детей».

б. «Революцию начинают умеренные силы, продолжают - крайние, завершает революцию реставрация».

в. «Идею революции вынашивают гении, осуществляют – романтики, а ее результатами пользуются негодяи».

= 7. Пифагор писал: «Народы! Старайтесь более иметь добрые обычаи, нежели законы: обычаи суть первые законы». В самом ли деле обычаи важнее законов в обществе? Почему в обществе, где царит преступность, только хорошими законами вряд ли можно оздоровить общественную жизнь?

= 8. Говорят: «Человека выдает власть». Но как именно? Лев Толстойсчитает, что «при власти одного человека над другим теряет, прежде всего, тот, кто властвует». «Власть портит людей, а абсолютная власть портит людей абсолютно», – заявил Актон, а вот Б. Шоу думал несколько иначе: „Вообще-то власть не портит людей, зато дураки, когда они при власти, портят власть». А как вы думаете по этому поводу? Можно ли считать власть индикатором совести человека? Можете ли вы провести примеры из истории?

= 9. «История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (К. Маркс, Ф. Энгельс). «Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это или нет. Их материальные отношения образуют основу всех их отношений. Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их материальная и индивидуальная деятельность» (К. Маркс). Какие выводы можно сделать из этих цитат о взглядах марксизма на историю?

= 10. «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других... он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд... его деятельность является сознательным и свободным выражением... необходимого и бессознательного, естественного хода истории» (Г. В. Плеханов). Как вы поняли мысль Плеханова? Прокомментируйте.

= 11. «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя.» (Г.В. Плеханов). Актуальны ли высказывания Плеханова о роли личности в на­ше время или же это относится к поколениям, жившим в прошлом веке? Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы каждый человек был ответственным за свою судьбу, судьбу своих близких, своего города, «малой родины», за свое Отечество?

= 12. К. Маркс писал, что люди являются и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Как Вы понимаете это высказывание? Что подразумевает под этим высказыванием автор?

Тема 16. АКСИОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ

1. Ценности и ценностное отношение к миру как фундамент культуры.

2. Многообразие культурных ценностей. Общность и различие в ценностях Запада и Востока.

5. Моральные ценности как основа духовности. Ценность права.

6. Эстетические ценности, их роль в человеческой жизни.

7. Религиозные ценности.

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Когда и в связи с чем возникает в философии системное учение о ценностях?
  2. Что же такое ценность? Какое можно дать определение?

3. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

  1. Что означает высказывание неокантианца В. Виндельбанда: «Философия – наука о ценностях»?
  2. Если считать, что ценности субъективны, то как тогда возможно понимание друг друга?
  3. Что вкладывается в понятие «общечеловеческие ценности»?
  4. Назовите ценности, которые можно считать высшими духовными ценностями.
  5. Какая разница между терминами «этика» и «мораль»? Какое обобщающее определение можно дать морали?
  6. Какое место занимает нравственность в ценностных ориентациях человека?
  7. Каково содержание «золотого правила нравственности»?
  8. Как бы могли сформулировать понятие достоинства человека?
  9. Дайте определение эстетики. Назовите основные эстетические ценности.
  10. Дайте сравнительный анализ восточной и западной культурных традиций и их ценностей..
  11. Раскройте содержание «четырех благородных истин» буддизма.
  12. Покажите отличие в виденье морального идеала даосизмом и конфуцианством.
  13. Назовите основные принципы конфуцианства.
  14. Что, по мнению Конфуция, должно лежать в основе идеального государства и общественного строя?
  15. Что, на ваш взгляд, современная цивилизация, ориентированная на западные ценности, могла бы позаимствовать на Востоке?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

= 1. Юрист и социолог Б.Н. Кистяковский, один из авторов известного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право - это «единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах.

= 2. М. Вебер показал, как религиозная система ценностей влияет на реальную жизнь, во многом определяет направление развития целых народов. Буддизм, по его мнению, способствует формированию созерцательного отношения к миру, что в известных условиях тормозит технологическое развитие. Христианство более ориентирует человека на преобразование мира. Установление капиталистических отношений в Европе во многом было подготовлено распространением… чего? и почему? Завершите мысль и объясните позицию Вебера.

= 3. Исследователи культуры считают, что восточный тип культуры воплощает в себе черты женской ментальности, а западный тип – мужской. Как бы вы могли это объяснить и проиллюстрировать? Какие ценности, на ваш взгляд, доминируют в современном мире - те, что отвечают мужскому психологическому типу, или - женскому? Каких ценностей (западных - «мужского» типа, или восточных - «женского» типа) недостает современной цивилизации, чтоб стать лучше?

= 4. Прочитайте следующие высказывания о проблеме зла. Мандевиль («Басня о пчелах»): «…То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем». Я. Беме: «Зло - необходимый момент в жизни и необходимо необходимый... Без зла все было бы так бесцветно, как бесцветен был бы человек, лишенный страстей; страсть… - зло, но она же - источник энергии, огненный двигатель... доброта, не имеющая в себе зла, эгоистического начала, - пустая, сонная доброта». Гамлет у Шекспира говорит: «Чтоб добрым быть, я должен быть жесток».

Неужели действительно добро не имеет самостоятельной ценности и не нуждается в том, чтобы зло его оттеняло и возвеличивало? Сделайте свой вывод, аргументируйте его.

= 5. Английскому поэту и писателю Г. Киплингу, знатоку восточной культуры, принадлежат такие строки: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись...». Почему, невзирая на то, что история человечества едина, понятия «Восток» и «Запад» остаются в нашем представлении разделенными и в чем-то не соединимыми? Есть ли такие европейские ценности, которые не могут быть восприняты восточной культурой? И наоборот – восточные ценности западной культурой?

= 6. Георг Зиммель в своей книге «Философия денег» открывает суть феномена денег в том, что им свойственна способность делать товаром те блага, которые по определению не являются товарами: «Чем в большей степени… все интересы концентрируются на деньгах, тем в большей степени заметно, как на них обмениваются честь и убеждение, талант и добродетель, красота и здоровье души, и тем более насмешливое и легкомысленное настроение будет возникать относительно этих высших ценностей жизни, которые продаются, так же получая цену, как и товары на воскресном базаре». Применимость понятия рыночной цены к ценностям, которые по своей сути не подлежат денежной оценке есть «завершенный цинизм, само воплощение цинизма», по определению Зиммеля. Что же ожидает человеческую цивилизацию завтра: возвращение утраченных ценностей или окончательное, циничное забвение их? Возможно ли прочное существование социального мира, в котором девальвировались высшие ценности?

= 7. Владимир Соловьев, а за ним и Федор Достоевскийпровозгласили крылатую истину: «Краса спасет мир!». Древнекитайская мудрость утверждает: «Если хочешь быть красивым - умей находить и создавать красоту вокруг себя». Какое понимание красоты заложено в данных высказываниях? Дайте развернутый ответ.

= 8. Что такое счастье? Существуют ли рецепты его достижения? Способен ли человек быть счастливым? Самим лаконичным и - как все гениальное - простым является афоризм «Если хочешь быть счастливым, будь им!» (К. Прутков). Французский мыслитель-просветитель Д. Дидро отмечает: «Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести». А вот античный мыслитель Платон считает: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственно». Почти в унисон твердит немецкий поэт-мыслитель И. Гете: «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». Ваша оценка данных позиций. Можете ли вы предложить миру свой собственный рецепт счастья?

= 9. Приоткрыть великую тайну счастья - исконное стремление человечества. А. Шопенгауэр состояние счастья охарактеризовал как иллюзию: мир создан не для счастья человека, а для страдания. Г. Лейбниц в свое время назвал этот мир „наилучшим из миров» и был убежден, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». А. Шопенгауэр же называет этот мир «наихудшим из возможных», а оптимизм – насмешкой над страданиями человека. Оцените позиции обоих мыслителей. Имеете ли вы собственный взгляд на эту проблему?

= 10. Что значит быть русским? Стоит обратить внимание на то, что в нашем языке о всех других народах мы говорим: немец, француз, грек, еврей, татарин…, т.е. мы употребляем имена существительные. А когда говорим о себе самих, мы говорим: русский, т.е. характеризуем себя именем прилагательным. А раз оно прилагательное, значит должно к чему-то прилагаться. Тем стержнем, к которому прилагается слово «русский», в нашей традиционной культуре было слово «христианин» – крестьянин. То есть главное – это вера, твоя душа, а твой язык, твоя культура – это то, что держится на этом стержне. Согласны ли вы с таким рассуждением? Аргументируйте свою позицию.

= 11. Чем Вы объясните слова Кавелина, что русские способны увлекаться отвлеченными идеями, воздушными замками, иллю­зиями и утопиями всякого рода? Согласны ли Вы с широко бытующим мнением о «загадочно­сти русской души»? Если да, то в чем суть этой загадки?

= 12. Философ и культуролог ХХ века Й.Хейзинга в одной из поздних своих вводит термин «полуобразованность» в качестве диагноза всей существующей системы образования. Если в начале XIX века А.С.Пушкин имел основания считать полузнание чисто русским явлением, то в XX веке полуобразованность стала явлением общеевропейским, цивилизационным. Его общая причина – утилитарность образования, нацеленность на профессию, деньги, прибыль, успех. «Одномерный человек» (Г.Маркузе) и не может не быть полуобразованным и полунравственным. Общество, которое нацелено на труд и производство «благ», непременно будет деградировать по мере развития техники. Исходным основанием полуобразованности-полунравственности, безусловно, является разделение образования и воспитания. Дайте свой комментарий к этой идее.

= 13. «Право есть минимум морали» - такое определение дает русский философ В. С. Соловьев.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад». Такой преждевременный ад грозит, по Соловьеву, с двух противоположных сторон: со стороны личных произволов, разрывающих общественную солидарность (угроза анархии), или, напротив, со стороны сил общественной опеки, подавляющей личность (угроза деспотизма). Объясните мысль Соловьева: как понимать – «право - минимум морали», в чем суть возможного «земного ада», и каким образом право может его предотвратить?

= 14. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что, значит, уметь жить? Каковы Ва­ши жизненные ценности, в чем их смысл?

= 15. Конфуцийодним предложением выразил правило жизни: «Человек! Чего не желаешь себе, того не делай и другому». В истории человеческой мысли это правило известно как золотое правило морали. У Конфуция оно дается в негативной форме. Позитивная форма такого правила – «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Есть ли существенная разница между такими формулировками? Можно ли их оценить как менее строгое моральное предписание, в одном варианте, и более строгое – в другом? Объясните это.

= 16. «Наилучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует. Немного хуже те правители, которые требуют от народа любить их и превозносить. Еще хуже те правители, которых народ боится, и наихудшие те правители, к которым народ относится с презрением» (Лао-цзы). Что изменилось в оценках правителей сегодня? Дайте свой вариант шкалы оценки людей власти.

= 17. Конфуций говорил: «Мне были пятнадцать, и воля моя рвалась к учебе, в тридцать я утвердился, в сорок меня покинули сомнения, в пятьдесят мне открылся закон небес, в шестьдесят открылся мой слух, в семьдесят я мог идти за желаниями моего сердца, не переступая меры». Такими были ступени становления мудреца. А какие бы ступеньки собственного жизненного роста вы бы определили?

= 18. В.Шубарт в своей книге «Европа и душа Востока» противопоставил друг другу два типа человека: прометеевский (героический человек), и иоанновский (мессианский человек, т.е. следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна). Человек прометеевского типа видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой; он полон жажды власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. Таковы «романские и германские народы современности». Иоанновский, мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. В иоанновскую эпоху центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится «к сверхземному» в качестве постоянной черты национального характера, а таковыми являются славяне, в особенности, русские. «Огромное событие, которое сейчас подготовляется – есть восхождение славянства, как ведущей культурной силы», считает Шубарт. Есть ли основания так считать? Готов ли русский народ выполнить эту миссию? Ваше мнение? Обоснуйте свою позицию.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 3500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия