Студопедия — Духовные
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовные






1) в ментальности людей различных русских земель по-преж-нему, как и в Новгородско-Киевской Руси, существовало осоз-нание своего единства;

2)православная религия побуждала русский народ к объединению в борьбе с католической, а позже и мусульманской экспансией.

Таковы в целом предпосылки образования Россий­ского централизованного государства.

 

А что же происходило с генезисом европейской централи-зованной государственности в XIII —XVI вв.?

Здесь четко выделились две тенденции.

Первая - сохранение средневековых устоев V-XII вв., что было характерно, например, для австрийс­кой монархии Габсбургов.

Вторая - образование светских национальных централизованных государств с усилением позиций рационалистического мировоззрения.

Именно в рамках последней и складывалась евро­пейская цивилизация интенсивного типа развития.

Процесс образования централизованного государ­ства в России, которая в XIII — XVI вв. максимально сдви­нулась в сторону восточных цивилизаций, имел по срав­нению с Европой три ярко выраженных особенности:

- во-первых, единое государство складывалось в условиях господства власти-собственности, а не на основе развитой системы частной собственности;

 

Глава III

во-вторых, Российское централизованное государ­ство образовалось на многонациональной основе;

в-третьих, народы, вошедшие в состав Москов­ского государства, относились или тяготели к раз­личным типам цивилизаций, что предопределило формирование цивилизационно неоднородного общества.

 

Основные периоды политического объединения Руси и их характеристика

В отечественной исторической науке сложилась следующая периодизация создания централизованно­го Московского государства.

I период: начальный. С конца XIII в. до первой по­ловины XIV в., связан с княжением сына Александра Невского Даниила Александровича (1276— 1303), Юрия Даниловича (1303- 1325), Ивана I Калиты (1325-1340). К Московскому княжеству были присоединены Коло­менское, Переславль-Залесское, Костромское княже­ства; поставлены в вассальную зависимость Ростов, Галич-Костромской, Белоозеро, Углич.

II период: утверждение Москвы как центра объ­единения русских земель. Со 2-й половины XIV в. до середины XV в. на великом московском столе находи­лись: Симеон Гордый (1340- 1353), Иван II Красный (1353 - 1359), Дмитрий Донской (1359 - 1389), Василий I (1369-1425), Василий II Темный (1425- 1462). Москов­ское великое княжество включило в свой состав Рос­тов, Углич, Белоозеро, Калугу, Стародуб, Дмитров, Нижний Новгород, Муром, Вологду, Двинскую землю и земли Коми.

III период: завершение объединения русских земель вокруг Москвы. В этот период великими московскими князьями были Иван III (1462- 1505) и Василий III (1505-1533).Они присое-динили к Москве Ярославль, Пермс­кий край, Новгород, Тверь, Чернигово-Северские зем­ли, земли по р. Обь, Вятскую землю, Псков, Рязань и отвоевали у Великого княжества Литовского Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Мценск, Лю-

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

бугск, Гомель, Рыльск, Смоленск, включив их в состав московских земель, что ознаменовало собой образова­ние Московского государства.

Рассмотрим семь основных характерных черт про­цесса формирования Московского царства.

1. Московские князья использовали различные формы и методы для подчинения других русских кня­зей и их земель.

а) Значительное число русских княжеств было при­ведено под руку московских князей силой их ору­жия.

В 1327 г. Иван Калита во главе московского войска помог хану Золотой Орды Узбеку подавить восстание в Твери против баскака Чолхана.В результате этого и других не всегда нравст-венных шагов Калита получил право именоваться великим кня-зем всея Руси, т.е. фактически стал полномочным представите-лем хана в русских землях и не допускал их князей к прямым контактам с Ордой.Одновременно хан отобрал ярлык на великое владимирское княжение у Александра Твер­ского и передал его Калите, по настоянию которого тверской князь был казнен в Орде.

Дмитрий Донской в 1375 г. нанес существенное военное поражение Твери в борьбе за первенство среди русских земель, этот поход стал также ответом на три совместных набега литовско-тверского войска под командованием Михаила Тверского на Москву в 1368, 1370, 1372 гг.

В 1472 г. войско Ивана III покорило Пермский край, а в 1489 г. — Вятские земли.

1471 г. (14 июня) ознаменовался сокрушительным поражением 40-тысячного новгородского ополчения от 5-тысячной московской дворянской конницы Ивана III в битве на р. Шелони. Потери москвичей составили 2 тыс. человек, новгородцев — 12 тыс., а их предводи­тель посадник Дмитрий Борецкий был убит.

В 1478 г. московское войско взяло Новгород осадой, глава антимосковской партии, вдова посадника Марфа Борецкая, была брошена в темницу, а вечевой колокол, как символ независимости Новгорода, увезен в Москву.

 

Глава III

б) В интересах подчинения русских земель своей власти московские князья активно использовали экономические рычаги.Так, например, в 1332 г. Иван Калита добился от хана права собирать дань-вы­ход» со всей Руси для Золотой Орды. Отправляя дань в Орду, Калита не обижал и себя, а недоволь-ным князьям он говорил: «Мне знать Орду, а тебе Орды не знать».

Недаром В.О. Ключевский, давая исторические портреты Ивана Калиты и его предшественников, писал: «Первые москов-ские князья выступают самыми хищниками».

Дмитрий Донской принудил волжских булгаров к уплате дани Москве, чем создал условия для подчинения Нижегород-ского княжества, получавшего значительный доход именно от булгарской дани.

Василий II и Иван III просто купили у обедневших ростов-ских князей их вотчину по частям в течение нескольких лет.

Василий III после присоединения к Москве последних самостоятельных княжеств Рязани и Пскова резко ограничил права оставшихся полутора десятков удельных князей, находив-шихся от него в вассальной зависимости, запретив им чеканить свою монету.

в) Отдельные русские земли входили в состав Московского княжества на добровольных началах. В частности, так было со Смоленском, население которого после освобождения его войском Василия III от литовского владычества в ходе войны 1512 — 1514 гг. с Литвой изъявило желание перейти под руку Москвы (1511).

2. Процесс образования Московского государева сопровож-дался активной борьбой московских Князева свержение мон-голо-татарского ига и возвращение так называемого «киевского наследства», т. е. земель, входивших в IX —XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси.

Москва также стала организатором победы русских войск на поле Куликовом. Однако гнет монгольского владычества продолжал, по меткому определе-

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

нию К. Маркса, «не только подавлять, но оскорблять и иссушать самую душу народа, ставшего его жертвой».

В XV в. московскому войску пришлось отражать многочислен-ные набеги сильных монгольских войск: 1408 г. — Адыгея, 1437 и 1445 гг. — Улу-Мухамеда, 1451г. — Мозовши.

В середине XV столетия Золотая Орда распалась на четыре са-мостоятельных государства: Астраханское, Казанское, Крымское ханства и Большую Орду. Указанное обстоятельство и рост могу-щества Москвы позволили Ивану III начать борьбу за окончатель-ную ликвидацию зависимости русских земель от Орды.

В 1476г. Иван III отказался платить дань Большой Орде, прика-зал казнить приехавших ханских послов и разорвал ханскую басму (изображение хана), который тот прислал ему как своему вассалу.

Хан Ахмат (Ахмед-хан) вознамерился восстановить былое господство над Русью и, заключив союз с Казимиром IV польс-ким, во главе огромного войска вторгся в московские земли весной 1480 г.Навстречу ему выступило русское войско под руководством Ивана III, которому присоединился отряд крымского хана Менгли-Гирея, соперника Большой Орды.

С 8 октября по 11 ноября 1480 г. на берегах р.Угры (между Калугой и Вязьмой) произошло событие, которое в исторической науке получило название «стоявшие на Угре».Оно рассматривалось как долгое противостояние двух войск, не решавшихся вступить в бой, которое закончилось бегством татар.

Однако изучение различных источников, и в первую очередь «Типографской летописи о походе Ахмата на Русь», показывает, что на берегах Оки и Угры произошло первое в истории московско-го войска тщательно подготовленное и блестяще выигранное пози-ционное сражение12.Через сто лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от монголо-татарского ига.

В 1487 г. русское войско овладело Казанью, возведя на престол вассала Москвы Мухамеда-Эмина.

 
 


12 Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 42-140. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. С. 114 —

Глава III

И хотя в последующем в результате военных не­удач и по другим причинам московским князьям при­ходилось эпизодичес-ки посылать татарам дань, напри­мер, в 1504 г. в Крым, Казань, Астрахань и Каримов, в 1521 г. в Крым, с вассальной зави-симостью от Орды было покончено.

Если говорить о монгольском влиянии на генезис россий-ской государственности, то представляется, что далеко небезос-новательными являлись утверждения историков Н. Костомарова, В. Леонтовича, Н. Загоски­на, В. Сергеевича, ряда современных исследователей, в частности доктора исторических наук A.A. Хорошкевича, о том, что оно сыграло существенную роль в дви­жении московского общества к деспотии восточного типа, о чем речь пойдет ниже.

Молодое Московское государство вело также актив­ную борьбу за возвращение «киевского наследства». Эта проблема имела для московских князей не только хо­зяйственное, но и геополитическое значение. Это был вопрос международного престижа и авторитета.

Основным соперником Москвы на этом направле­нии явля-лось Великое княжество Литовское, владения которого в отдель-ные периоды доходили до Серпухова и Калуги, а войска только за 4 года (с 1368 по 1372) со­вместно с тверскими князьями совершили 3 больших набега на Москву.

Первые успешные походы против Литвы предпри­нял в 1406 - 1407гг. Василий I. В 1494 г.-Иван III воз­вращает Руси Вязем-ские земли.В 1500— 1503 гг. Мос­ква в союзе с Крымским ханст-вом ведет успешную войну против Литвы и Ливонского ордена и отвоевы­вает Чернигов, Стародуб, Гомель, Новгород-Северский, Рыльск, Брянск, Мценск, Любутск.В 1513 г. Василий III освобож-дает Смоленск.

Победам над Литвой способствовала активная борьба Мос-ковии с возможными союзниками Велико­го княжества Литовского. В 1481 г. московское вой­ско разгромило Ливонский орден и дошло до Риги. В 1496— 1497 гг. русские войска вместе с датским королем успешно воевали со шведами на территории Финляндии.

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

О темпах роста Московии свидетельствует тот факт, что ес-ли, по подсчетам В.О. Ключевского, Васи­лий II оставил по духовной грамоте старшему сыну Ивану 14 городов с уездами и остальным сыновьям вместе 11 или 12 градов, то Иван III уже завещает стар­шему сыну 66 городов и остальным сыновьям 30. Та­ким образом, к началу XVI в. появившееся название «Россия» уже обозначало крупнейшую державу Евро­пы и Азии.

3. В этот период усилилась изоляция Московского государства от европейского мира. Путь «из варяг в греки» в условиях монгольского завоевания потерял свое значение, в силу чего снизилась активность хо­зяйственно-торговых связей русских земель с Европой. Она почти сошла на нет после присоединения торго­вого Новгорода и разрыва связей Северо-Западной Руси с Ганзейским союзом. (В XIV в. купцы более 70 не­мецких городов образовали торговый союз — Ганзу.)

Послы европейских держав стали редкими гостя­ми на Руси.

В Московском государстве произошло в сравнении с Новгородско-Киевской Русью, Новгородской и Псков­ской боярскими республиками значительное огрубление нравов и ужесточение судного права.

Духовная и ментальная изоляция Московии от Ев­ропы еще больше усилилась после подписания многи­ми православными государствами, а точнее их церквя­ми, Флорентийской унии 1439 г. Согласно ей они при­знавали главенство Папы Римского и католических догматов в условиях нарастания турецкой агрессии. Подписавший унию московский митрополит Исидор по возвращении в Москву был лишен сана и брошен в темницу по решению Василия II. Впоследствии Исидор бежал за границу и стал католическим кардиналом.

После взятия в 1453 г. турками Константинополя и падения Византии, Русская православная церковь фак­тически оторвалась от всего христианского, в том чис­ле православного, мира, т. к. все международные кон­такты Московской митрополии шли в основном через Константинопольскую патриархию.

 

Глава III

Однако было бы неверно рассматривать процесс отчужде-ния России от Европы исключительно как са­моизоляцию. Ему в значительной степени способство­вала активная католическая экспансия, направленная кроме политических целей и на разрушение системы духовных ценностей русского народа, что побуждало его к активному сопротивлению воинствующему евроцентризму. Ударной силой католической экспансии явля­лись Ливонский орден и Великое княжество Литовское, которые стали своеобразным железным занавесом на пути российско-европейских отношений.

Единственным сильным государством, с которым Русь в XIII — XV вв. имела постоянные и непосредствен­ные контакты, являлась Золотая Орда. Именно этот сильный сосед, как в IX — XI вв. Византия, и стал во многом образцом для московских князей при строитель­стве молодого московского общества.

Безусловное цивилизационное влияние оказывали и активные связи Московии со среднеазиатскими госу­дарствами, осуществлявшиеся помимо Золотой Орды.

4. Процесс формирования Московского государ­ства сопро-вождался утверждением обожествляемой са­модержавной власти.

Именно владимиро-суздальские князья, сводные бра­тья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо могут быть названы основоположниками государствен­но-самодержавной идеи на Руси. Именно они поставили знак равенства между великим князем и государем, по отношению к которому все прочие князья и тем более бояре если не подданные, то по крайней мере вассалы самого низшего разряда. Отсюда и конфликты этих двух великих князей с южнорусскими, рязанскими, му­ромскими князьями и собственными боярами, вслед­ствие которых, кстати, и погиб Андрей Боголюбский.

Процесс утверждения самодержавной власти ак­тивизировался в процессе освобождения от монгольс­кого ига, который требовал централизации военной силы русских земель и их политического единства. Безусловную роль в этом процессе сыграло и стремле­ние московских князей к старшинству среди прочих

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

князей.Нельзя сбрасывать со счетов и пример эффек­тивной са-модержавной власти золотоордынских ханов, которых, между прочим, на Руси именовали царями, а также влияние византий-ских традиций.

Первым из московских князей стал титуловаться великим князем всея Руси Иван Калита.

Большой шаг в реализации идеалов самодержав­ной власти сделал, опираясь на поддержку стремяще­гося к новым богатст-вам московского боярства, Дмит­рий Донской. В 1371 г. он заста-вил татар и северо-во­сточных русских князей признать его вели-ким князем московским и владимирским, а в 1389 г. завещал это великое княжение своему сыну Василию I (1389-1425), игнори-руя лестничную систему наследия и право хана на дачу ярлыка.

Однако отношения Дмитрия с подвластными кня­зьями и бо-ярами носили еще характер вассальных.В частности, великий князь призывал их выступить против Мамая, но приказывать еще не мог.

В 1485 г. Иван III начинает именоваться великим князем московским и всея Руси Божьей милостью, а в переписке с иноземными монархами называть себя ца­рем. Важными шагами в усилении единодержавной власти стали брак Ивана III в 1472 г. с племянницей последнего византийского императора Константина IX Софьей Палеолог и венчание им своего внука Дмит­рия шапкой Мономаха и титулом наследника и госуда­ря Божьей милостью.

При Иване III и Василии III войско становится общерусским, и именно на этой основе великие князья выступают как самодер-жавные государи по отноше­нию к удельным князьям и боярам, ко-торые тем не менее продолжали иметь свои собственные неболь-шие военные отряды.

Ну и наконец, Иван IV, будущий Грозный, венча­ется в 1547 г. цар-ским венцом и становится первым официально провозглашенным рос-сийским царем-са­модержцем, получившим власть и венец из рук главы Церкви и от имени Бога.Однако и он первый период своего правления еще не был самодержавным монар­хом, о чем мы будем говорить ниже.

 

Глава III

5. В процессе становления Московского царства в русских землях фактически была уничтожена социальная группа собственников и утвердилась власть-собствен­ность в лице царя и государственной бюрократии.

Огромную роль в этом сыграли первоначально скла­дывающиеся отношения собственности в Северо-Вос­точной Руси. Сначала здесь в XII в. на огромных неосво­енных земельных пространствах возникла княжеская власть, устано-вившая свою земельную собственность, а уж потом появились массы переселенцев с южных земель, вынужденные признать свое подчинение этой власти-собственности. В Новгородско-Ки-евской Руси, наоборот, первичной была обширная поземельная соб­ственность, и лишь потом появилась княжеская власть.

В последующем, в XIII —XVI вв., позиции власти-собствен-ности еще более усилились. Если в начале XV в. 2/3 всех удоб-ных земель принадлежали боярам, князьям, Церкви, а великому князю — всего 1/3, то к середине XVI в. положение изменилось на диаметраль­но противоположное: у знати и Церкви — 1/3, а вели­кого князя — 2/3. К концу же царствования Ивана IV собственников земли в России было лишь двое: царь и Церковь, причем собственность последней была суще­ственно сокращена.

Приобретенная казной земля использовалась в первую очередь для содержания поместного дворян­ского войска.

Примером того, как осуществлялась концентрация земель-ной собственности в руках государства, может служить полити-ка Ивана III в отношении богатых нов­городских боярских вот-чин, т.е. наследственных зе­мельных владений, которые составля-ли экономическую основу независимости боярской республики.

Взяв Новгород, Иван III переселил новгородских бояр под Москву, дав им поместья на условии несения службы, а их вот-чинные земли отписал на себя, засе­лив помещиками и черно-сошными, т.е. свободными, крестьянами-общинниками, таким об-разом, право зе­мельной собственности стало фактически принадле­жать государству. Оценивая эти действия Ивана III, историк начала XX в. H.A. Рожков писал: «...вотчина

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

была вырвана с корнем и заменена крестьянским, так называемым, черным землевладением... высшее право собственности на землю стало принадлежать москов­скому государю». Подобные шаги московские князья предприняли и в других районах, а Иван IV фактичес­ки завершил ликвидацию боярских вотчин, охраняемых правом феодального иммунитета.

Такая же судьба ожидала земельную собствен­ность самостоятельных князей по мере подчинения их Москве.

Права собственности удельных князей из велико­княжеского дома были подорваны Василием II, после того как он учредил на их землях уезды, которые управ­лялись наместниками, назначаемыми великим князем из числа московских бояр и получавшими «корм» со своей должности. А последнее удельное Старицкое кня­жество ликвидировал Иван Грозный, казнив своего дво­юродного брата Владимира Андреевича Старицкого.

Василий III и Иван IV приняли последовательные меры к ограничению церковных вотчин. Сначала кня­зьям и боярам было запрещено давать вотчины в мона­стыри без царского ведома; затем земли, отобранные Церковью у дворян, были возвращены владельцам, а земли, розданные боярами Церкви в малолетство Гроз­ного, — в казну; с 1580 г. в монастыри разрешалось делать только денежные вклады.

Дворяне же, получившие землю от царя за служ­бу, не являлись ее собственниками, а были лишь вла­дельцами. Они могли в любой момент лишиться не только земли, но и своей жизни по царской воле. Например, только в Московском уезде за 25 лет во 2-й половине XVI в. 76, 5% всех поместий поменяли своих владельцев.

Показательными в смысле характеристики отноше­ний собст-венности, являются следующие цифры: в 70 — 80-х гг. XVI в. в Новгородско-Псковской области поме­щичьи владения составляли 75 -90%, монастырские вот­чины - 16%; в Московском уезде 36% земель числилось за монастырями, 34% - за помещиками, остальные были черносошные.Господство власти-собственности в Мос­ковском государстве стало монопольным.

 

Глава III

В то же время в Западной Европе права собствен­ников-феода-лов закреплялись личным договором, а феодальный иммунитет ох-ранялся законом.

6. Острая социально-политическая борьба, и преж­де всего за власть, сопровождала образование Москов­ского царства. Наиболее кровавым и жестоким ее проявлением стала феодальная война в России 1425-1453 гг.В борьбе за великое московское княжение стол­кнулись Василий II, его дядя Юрий Галицкий с сыном Василием Косым и брат последнего Дмитрий Шемяка.

Поводом к войне стало столкновение двух тради­ций престо-лонаследия: древней, лестничной, по кото­рой после смерти сына Дмитрия Донского, Василия I, великим князем должен был стать второй сын, Юрий Галицкий. И новой, рожденной Донским, когда наслед­ником Василия I должен был стать его сын Василий II Темный, получивший свое прозвище в связи с тем, что в ходе войны он не только трижды изгонялся своими противниками из Москвы, но и был ими ослеплен.

Будущий Василий III, еще не будучи государем, узнав о намере-нии отца Ивана III лишить его престо­лонаследия в пользу племян-ника Дмитрия, дважды, в 1497 г. и в 1503 г., составлял заговор про-тив отца и по­бывал в заточении.В конце концов Василию удалось посредством дворцовых интриг уморить в темнице Дмитрия и его мать Елену Волошанку, стать наследни­ком, а затем и великим князем московским.

Московским властителям на пути к единовластно­му правлению приходилось сталкиваться с жестким со­противлением боярской знати.Например, Василий III был вынужден преодолевать его, сначала когда вел борьбу за титул наследника, затем когда захотел разве­стись с Соломонией Сабуровой и жениться вторично, а также в 1522 г. при попытке присвоить себе царский титул.В последнем случае для бояр все закончилось то­пором палача и вырванными языками.

Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозно-го, они заставили его в 1547г. отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст.98, согласно которой

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

новые царские указы не могли быть приняты без со­гласия Бояр-ской думы.

Народные волнения и бунты, особенно в городах, также бы-ли часты13.

7. Образование Московского государства сопро­вождалось усилением роли и значимости Русской пра­вославной церкви в жизни общества.Подчеркивая это обстоятельство, С.М.Соловьев писал: «... когда москов­ские князья начали стремиться к едино-властию, стрем­ления их совершенно совпали со стремлениями духо­венства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный».

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и про­жил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана пра­вославная епархия, через которую в последующем мос­ковские князья имели постоянную связь с ханом и Ви­зантией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафед­ру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя.

Митрополит Алексей (1293- 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение мало­летнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддер­живал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослуже­ние, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу.

Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы мит­рополию в Киеве, и добился от константинопольского

 

 
 


13 См.: Смирнов П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVIII в.: В 2 т. М.; Л., 1948.

Глава III

 

патриарха Филофея поддержки Москвы в этом сопер­ничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тен­денции мос-ковских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонеж-ский (1321-1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Ку­ликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепис-коп Феофил под давлением московского мит­рополита был вынуж-ден запретить вступить в бой сво­ему «владычному полку», а он был наиболее боеспо­собной конной силой в новгородском войске.

Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачи­вается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосиф-лянами и нестяжателями — сторонниками монаха Нила Сорско-го (1433-1508).Победившее иосифлянство выдвинуло идею бо-же­ственного происхождения царской власти и стало официаль-ной идеологией.На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руковод-ство Церкви сформулировало теорию «Москва-Третий Рим», ко-торая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) про­возглашала Москву единственной хранительницей ис-тинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и харак­терные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

 

Социально-экономическое и политическое разоитие России о XV—XVI вв.

 

Рассмотрим основные характерные черты социаль­но-экономического и политического уклада Московс­кого государства, сформировавшегося к началу XVI в.

Во-первых, главное, что характеризовало экономи­ческий уклад — это аграрный сектор с господством власти-собственности.

Во-вторых, московское общество представляло со­бой совокупность корпоративных замкнутых общин

 

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

В-третьих, государственная бюрократия, выросшая численно, значительно усилила свои позиции и стала реальной носительницей власти-собственности.

В-четвертых, к тяглому (платящему подати) насе­лению относи-лись:

— посадское население, которое объединялось в раз­личные об-щины (купеческие, ремесленные и т.д.), управлявшиеся избираемыми старостами;

— черносошные (свободные) крестьяне проживали на госу-дарственной земле, имели личную собствен­ность, платили подати и несли повинности. Для них была характерна также общинная организация;

— дворцовые крестьяне жили на земле, принадле­жавшей великокняжеской фамилии, ей они были обязаны барщиной или об-роком, а казне — пода­тями и повинностями.Характерна общинная орга­низация;

— владельческие крестьяне проживали на земле дво­рян или Церкви, им платили оброк или отрабаты­вали барщину. Были обяза-ны платить подати госу­дарству и нести повинности. Организованы на общинных началах;

— половники — крестьяне, имевшие наделы государ­ственной земли и платившие подати в казну. Но в силу того, что эти наделы были малы, они арендо­вали землю дополнительно и платили оброк ее вла­дельцу.

В-пятых, имелась незначительная группа нетяглых людей, т. е. не несущих тягло. К ним относились холопы, не имевшие никакой собственности и полностью завися­щие от своих хозяев, а также вольные, гулящие люди.

В-шестых. Православная церковь представляла со­бой крупнейшую корпоративную общину с огромной собственностью. В то время как в Европе обществу по­средством Реформации уда-лось разрушить корпора­тивность Церкви, в России она усилилась.

В-седьмых, в наиболее привилигированном поло­жении нахо-дилось военно-служилое сословие, полу­чавшее за свою службу от государства земельное и де­нежное жалованье. К нему относились служилые люди по отечеству.

Глава III

— потомки удельных князей и бояре, получившие «корм» за исполнение служебных обязанностей, а также имевшие вотчины и обладавшие нравом отъезда. Однако их право собственности и другие права не охранялись законом, а сами они как со­циальная группа постепенно искоренялись креп­нущим самодержавием;

— дети боярские — выходцы из обедневших княжес­ких и боярских родов. Они не обладали правом отъез­да и имели поместья, на которые часто распростра­нялся статус вотчины. Эта группа и все более низшие могли служить как непосредственно великому кня­зю, так и удельным князьям или боярам;

— дворяне, получавшие за службу пожизненное, не-наследуемое владение — поместье и не имевшие права отъезда;

— послужильцы, которые получали земельный надел на условном праве (пока служат) и не имели права отъезда.

После принятия Уложения о службе 1556 г. дети боярские, дворяне и послужильцы были записаны в общие дворянские списки.

Служилые люди по прибору, стрельцы, пушкари, ка­заки и др., получившие за службу денежное и земель­ное жалованье, различные льготы в ведении промыс­лов, торговли и др.

В-восьмых, казачество, как часть русского народа, имевшая этнические и другие особенности, сочетало воинскую дисциплину с вечевой демократией на прин­ципах общины.

В-девятых. Московское государство представляло собой монархию во главе с великим князем. При нем существовал совет — Боярская дума, назначаемая са­мим князем.

Центральную исполнительную власть осуществля­ли приказы. Их число выросло с 1 четверти до сер. XVI в. с 10 до 22. Приказ состоял из боярина, которому была поручена какая-либо отрасль управленческих дел, и окружавших его функционеров — дьяков и подьячих.

Местное управление осуществлялось назначаемы­ми великим князем из бояр наместниками в уездах и

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

волостелями в волостях, имевшими право кормления. В 1530— 1550-х гг. вместо уездов и волостей были вве­дены избы, управляемые старостами, избираемыми из провинциальных дворян, что существенно подорвало позиции боярства.

В 1549 г. был созван I Земский собор. О том, что это был за орган, речь пойдет ниже.

Важное место в политической системе занимала Православная церковь, отношения которой с властью определялись решениями Стоглавого церковного со­бора 1551 г.

Военная организация состояла из великокняжес­кой дружины, дворянской конницы, ополчения сельс­ких ратников, иноземной пехоты и появившихся при Иване IV стрельцов и артиллерии.

Сложившаяся система социально-политических отно­шений была юридически закреплена в Судебниках 1497 г. и 1550 г., представлявших собой сборники законов.

В Судебнике 1497 г. государство сделало первый шаг в оформлении крепостного права. Если до этого кресть­янин, рассчитавшись с землевладельцем, мог уйти от него в любое время, то теперь он мог это сделать (ст. 57) лишь за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьева дня), когда закончены все полевые работы.

Как видим, социально-политический срез свиде­тельствовал о гиперцентрализации власти и формиро­вании в обществе отношений подданства.

Каковы же были основные черты ментальности сложившегося московского общества?

Первая. Соединение характерной для цивилизации цикли-ческого типа духовности с ценностями ранне­христианской об-щинной демократии, широкое распро­странение идеи социального равенства.

Вторая. Приоритет коллективистских ценностей над интересами личности, в отличие от идеалов евро­пейского протестантизма, отстаивавшего интересы прежде всего частного собственника. Как подчерки­вал немецкий философ В. Шубарт, «у русских поня­тие собственности менее резко выражено, чем у ев­ропейцев, у них граница между твоим и моим прове­дена не так отчетливо».

Глава III

Третья. Соборность. Окружающий мир виделся московитянам полифоничным, т. е. из него ничего нельзя изъять, в том числе и сложившиеся отношения между обществом и властью, в противном случае он весь разрушится. Обращая внимание на это обстоятель­ство, Н. Бердяев в статье «О святости и честности» пи­сал: «Русского человека слишком легко заедает среда. Он привык возлагаться не на себя, не на свою актив­ность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что долж­но его понимать и спасать».

Четвертая. Приоритет государства и государствен­ности. Наши предки создавали Московское государство прежде всего для защи-ты своей независимости. Это предопределило, что государство стало национальным достоянием, что исчезло разграничение между личным, общественным и государственным.

Итак, мы имеем общее представление о том, что представляло из себя московское общество на пороге вступления во 2-ю полови-ну XVI столетия.

 

Кризис социально-экономического и политического развития России во 2-й половине XVI в.

 
 


С окончанием формирования Российского центра­лизованного государства союз московских князей и бояр, позволявший им со-средоточивать в своих сунду­ках богатства бояр покоренных князей, рухнул.

«Золотой век русского боярства», как его называл С. Веселов-ский, кончился.Отныне московские цари стремились к централи-зации власти в своих руках и видели главную угрозу своим планам в собственных же боярах, которые благодаря огромным земельным бо­гатствам-вотчинам были экономически и политически незави-симы от царской власти.

Боярское же сословие прекрасно осознавало, что грядущая самодержавная власть положит конец его экономическим и политическим привилегиям.

После смерти Василия III начинается период бояр­ского правления, основным содержанием которого была

РУСЬ: ОТ РАЗДРОБЛЕННОСТИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ГОСУДАРСТВУ

 

реализация стремления знатнейших боярских родов Глинских, Шуйских, Вельских, Оболенских, Воронцовы







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1106. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия