Студопедия — Задание 3. Придумайте эксперименты, с помощью которых можно было бы проверить следующие психологические гипотезы в области психологии:
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задание 3. Придумайте эксперименты, с помощью которых можно было бы проверить следующие психологические гипотезы в области психологии:






Придумайте эксперименты, с помощью которых можно было бы проверить следующие психологические гипотезы в области психологии:

Если человек 15 раз подряд в предварительном эксперименте сравнивает объемы положенных ему в руки шаров (при этом в одну и ту же руку каждый раз ему вкладывается большой шар, а одновременно в другую - маленький), то после этого при сравнении в контрольном эксперименте объемов двух одинаковых шаров, положенных в обе руки, он будет воспринимать их неравными. В психологии этот эффект называется установкой.

Попробуйте найти экспериментальное подтверждение гипотезы, что этот эффект проявляется даже тогда, когда испытуемый не осознает (т.е., например, не способен выразить словами) результаты сравнения объемов шаров в предварительном эксперименте.

 

Известно, что человек быстрее читает слова, обозначающие название цветов, чем называет цвета цветных пятен. Напишем слова, обозначающие названия цветов, цветными фломастерами, не соответствующими названию цвета (например, слово " красный" напишем синим фломастером). Задача испытуемому: не читая слов, назвать цвета фломастеров, которыми эти слова написаны. В приведенном примере испытуемый должен, глядя на слово " красный", назвать цвет фломастера - " синий". В этом случае время называния цвета почти в два раза больше времени называния цветных пятен. Этот феномен был открыт американским психологом Дж. Струпом.

Придумайте аналог феномена Дж. Струпа для слепых испытуемых.

 

Человек видит окружающее не строго таким, каково оно есть. Образы воспринимаемых предметов искажаются под воздействием своих потребностей, желаний, прошлого опыта и многого другого.

Как построить эксперимент, чтобы можно было выявить некоторые искажения при восприятии человеком собственного лица?

 

Литература:

Диалектика познания / Под ред. А.С.Кармина. Л., 1983

Любищев А. В защиту науки. Л., 1991

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Философия и методология науки / Под. Ред В.С.Купцова. М., 1996

Моисеев Н.Н. Судьбы цивилизации. Путь разума. М., 2000

 

Тема 12. Исторические типы культур (картина мира)

Исторические типы культуры выделяются с точки зрения развития ее во времени. Эволюционистский подход отражает идею культурно-исторического прогресса. В рамках этого подхода была разработана европоцентристская типология культуры, включающая следующие типы культуры: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная западная культура. Однако данная типология не может быть использована для описания культурного развития Востока и России.

Материалы: для занятия необходимы бумага (возможно использование листов А4 + клея), маркеры или фломастеры.

Ход занятия. Студенты заранее разделяются на 6 групп (по числу типов культуры) и получают домашнее задание – подготовить описание определенного типа культуры. В качестве домашних заготовок могут быть использованы тексты и изображения. На практическом занятии каждая группа получает инструкцию-подсказку с кратким описанием «своего» типа культуры и рисует «картину мира» (40 мин.). Важно подчеркнуть, что значение имеет не качество изображения, а полнота отражения особенностей каждого типа культуры. При наличии подготовленных изображений можно сделать коллаж. Затем каждая группа представляет свою картину мира, сопровождая ее словесными пояснениями.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА (группа №1)

Особенности мировоззрения. Синкретизм – неразделенность сфер культуры (мифологии, искусства, науки), духовное основание культуры – мифологическое сознание. Человек переносит на окружающий мир собственные характеристики (одушевляет предметы и явления, наделяет их волей).

Искусство не выделено как особая сфера культуры, имеет культовый, ритуальный характер.

Отношение к знанию. Растворение знания в мифологии, первые слабые попытки объяснить устройство мира. Отсутствие письменности, очень медленное накопление информации. Преобладает невербальная (без слов) передача информации; действия, после которых наблюдался полезный эффект, становились образцами и превращались в ритуалы, имеющие магический характер. Позже присоединяется устная передача информации.

Представление о человеке и обществе. Слаборазвитое индивидуальное сознание, господство коллективных представлений. Ритуальное поведение требует подражания, самостоятельность исключается. Жизнь человека подчинена системе запретов-табу, охранявших важнейшие устои коллективной жизни. Отсутствие государственности, родовая и племенная организация жизни.

Материальная культура. Неизменность предметов материальной культуры: затверженные ритуалы и ограниченные возможности накопления и передачи информации не позволяли изменять облик предметов. Навыки хозяйственной жизни закрепляются в мифах. Освоение приемов обработки камня, изобретение каменного топора и мотыги, лука и стрел, гончарного круга и повозки на колесах приводит к неолитической революции – выделению земледелия, а затем и ремесла. Используется ручной труд и ручная техника.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» первобытного человека, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА (группа №2)

Особенности мировоззрения.Отношение к религии. Расцвет мифологии, слияние разрозненных мифов в единую религиозно-мифологическую систему.

Искусство превращается в самостоятельную область культуры и служит не только культовым целям, но удовлетворяет эстетические потребности. Преобладают мифологические сюжеты. Выделяются отдельные виды искусства: архитектура, скульптура, поэзия, драма, театр.

Отношение к знанию. Зарождение научных знаний, возникновение философии. Мифологические представления о мире сталкиваются с результатами научных наблюдений, им противоречащих. Возникновение письменности дало возможность фиксировать и накапливать информацию. Возникает противоречие между мифологией и философией, основанной не на наглядности, а на абстрактных понятиях, требующей логических доказательств.

Представление о человеке и обществе. Появление первых городов и государств. Отсутствие городов рассматривается как признак варварства; человек – тот, кто живет в полисе, является его свободным гражданином. Необходимость упорядочения общественной жизни приводит к созданию кодексов законов. Сформировано римское право (легло в основу всех современных правовых систем). Зарождение идеи независимости человека от общества, рост интереса к индивидуальности. Культ телесной красоты.

Особенности материальной культуры, развитие техники. Рабовладельческий способ производства. Практический характер знаний, начало применения научных знаний на практике (законы физике в архитектуре). Развитие металлургии, металлообработки, оружейного дела. В области технического развития эпоха не принесла новых открытий, но довела до совершенства использование уже изобретенных приспособлений: колеса, гончарного круга, ткацкого станка, отработала рецептуру, производственный цикл. Развитие кораблестроения.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» античного человека, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА (группа №3)

Особенности мировоззрения. Отношение к религии. Религия – центральная форма культуры. Теоцентризм: религия превыше всего, служение Богу и забота о спасении души – главный долг человека.

Искусство направлено на религиозные нужды, должно не развлекать, а обращать к мыслям о Боге. Религиозные сюжеты в литературе, живописи, музыка для богослужений. Архитектура пронизана религиозной символикой: романский замок – место спасения, уединения от мирской суеты; крыша готического собора – указатель пути к Богу, к воспарению духа.

Отношение к знанию. Мистицизм, принижение человеческого разума. Природа представляется символом высшего, незримого мира. Накопление знаний под строгим контролем церкви. Пренебрежение экспериментом и наблюдением в науке, выяснения истины путем богословских споров. Самый сильный аргумент – ссылка на Библию. Учение Фомы Аквинского о двух истинах: «истины веры» - превыше всего, не нуждаются в разумном обосновании; «истины разума» - то, что можно познать человеческим умом, ниже истин веры. Религиозный характер образования, грамотность – редкое явление. Только с XII в. появляются первые университеты в Европе.

Представление о человеке. Торжество человеческого духа над телом, «плоть греховна, разум ничтожен». Культ аскетизма – отказа от физических удовольствий ради спасения души.

Общество. Сословная самоидентификация, разделение людей на 3 разряда: «молящиеся» (священники), «воюющие» (дворянство), «трудящиеся» (простой народ). Огромный разрыв между жизнью элиты и простых людей; сохранение языческих пережитков среди простонародья. Слабая центральная власть, феодальная раздробленность. С XII века – укрепление городов.

Особенности материальной культуры, развитие техники. Аграрный характер экономики, натуральное хозяйство. В городах – дифференциация ремесел, развитие металлообработки, строительство из кирпича. Появляются станки, подъемные краны, огнестрельное оружие, стекло, механические часы. Товарное хозяйство играло второстепенную роль до конца Средневековья.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» средневекового человека, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (группа №4)

Особенности мировоззрения. Антропоцентризм – человек как центр мира. Переход от теоцентризма к рационализму.

Отношение к религии. Культура переходного типа, большинство – глубоко верующие люди. Реформация - возникновение протестантизма.

Искусство превращается в главную арену манифестации новых идей. Возвращение к традициям античности, восхищение человеком, красотой человеческого тела. Визуализм - стремление отображать мир таким, как он видится, а не некую «мистическую сущность».

Отношение к знанию. Накопление знаний под контролем церкви – идеи гуманизма практически не оказали влияния на развитие философии и естествознания. Расширение границ мира: гелиоцентрическая система Коперника, великие географические открытия, представление о шарообразности Земли.

Представление о человеке. Гуманизм: человек рассматривается как творец, подчеркивается ценность человека как личности.

Общество. Укрепление европейских государств, развитие парламентаризма. Несмотря на сословное разделение, возникают и распространяются идеи социального равенства. Развитие городов.

Особенности материальной культуры, развитие техники. Новшества в культуре: зеркала, микроскоп и телескоп, книгопечатание. Кустарное изготовление машин и переход к мануфактуре. Совершенствование техники, изобретательство становится престижным занятие.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» человека эпохи Возрождения, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (группа №5)

Особенности мировоззрения. Рационализм, утилитаризм, буржуазная этика. Идея непрерывного исторического прогресса, развития цивилизации.

Отношение к религии. Светский характер культуры.

Искусство. Возникновение новых стилей, которые сменяют друг друга – барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм. Утверждение реализма в искусстве. В конце XIX века – ощущение усталости, упадка, отчаяния (декаданс), воспевание эстетики безобразного.

Отношение к знанию. Образуется множество отдельных дисциплин, в которых систематизируется огромный фактический материал. Научная революция сформировала основы научного естествознания. Создаются фундаментальные теории, наука становится оформленной классической системой знаний (напр., в химии – периодическая таблица элементов, в биологии – клеточная теория и теория эволюции и т.д.), создается научная методология. Формирование научного сообщества. Повышение авторитета знания. Грамотность становится культурной нормой.

Представление о человеке. Гуманизм. Ценность индивидуальной активности, свободы воли.

Общество. Складывание единой национальной жизни и национальных культур, постоянный контакт и взаимодействие культур.

Особенности материальной культуры, развитие техники. Промышленный переворот. Индустриализация общественного производства, отчуждение человека от результатов труда. Ускорение темпов технического прогресса, индустриальное освоение природы. Масштабное городское строительство. Инженерное проектирование. В технике появляются новые функции, материалы, конструкции (прядильные и ткацкие станки, паровой двигатель, металлообрабатывающие машины; цемент, сталь, железобетон; железные дороги, мосты, судостроение). Каскад изобретений: использование электричества, фотография, звукозапись, телеграф и телефон, в конце ХIХ века – автомобили, кинематограф, радио.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» человека Нового времени, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА (группа №6)

Особенности мировоззрения. Прагматизм, индивидуализм, дух бизнеса и предпринимательства.

Отношение к религии. Светский характер культуры.

Искусство. Поиск новых идей и форм в искусстве. Распространение примитивного массового искусства. Разрыв между «высоким» искусством и массовой культурой.

Отношение к знанию. Постклассическая наука – революционные открытия заставили пересмотреть основы классических наук (напр., в физике возникает теория относительности и квантовая физика, в биологии - генетика и др.). Научно-техническая революция – массовое и быстрое внедрение достижений науки в практику. Массовый характер образования.

Представление о человеке. Рождение концепции прав человека. Колоссальный рост человеческой свободы и возможностей выбора. Общество. Социальная мобильность, возможность смены статуса. Урбанизация – перемещение большой части населения в города. Быстрая смена условий жизни.

Особенности материальной культуры, развитие техники. Научная революция в условиях жизни человека. Технизация информационной деятельности: телевидение, беспроводная связь, интернет; небывалое расширение возможностей коммуникации. Технический прогресс разрушает природную среду. Возникновение постиндустриального (информационного) типа общества.

Задание:

Нарисуйте символическую «картину мира» современного человека, в которой обязательно должны найти отражение особенности мировоззрения, отношения к человеку, общественной жизни, материальной культуры, развитие научных знаний и искусства в данную эпоху.

 

Литература

1. Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения).- В.Новгород: Изд-во НовГУ, 2000.

2. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М: Искусство, 1984. – 350 с.

3. Кармин А.С. Культурология: учебник. 6-е изд., стереотип. - М., СПб., Краснодар: Лань, 2011

4. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие для вузов / Ред. Т. Ф. Кузнецова. - М.: Academia, 2003. - 605 с.

5. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2007. - 256 с.

6. Филичева Н.В. Художественные стили в Западной Европе и России. СПб: СПб ГИТМО, 2001. – 151 с.

Тема 13. Западная и восточная культура (диалог культур)

Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад - особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Отличия западной и восточной культур представляют собой две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два языка, на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не толь­ко во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом. Отличия 1. В отношении к миру: а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его субстанции, основы, представления о несовершен­стве мира, нацеленность на разумное переустройство мира; б) восточная культура исходит из не-бытия. Главное внимание — структуре мира, роли его частей. Господствует убеж­дение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его пере­устройстве. 2. В отношении к природе: а) Запад противопоставляет человека и Природу, человек повелевает природой, может изменить ее в соот­ветствии со своими представлениями о совершенстве и потреб­ностями; б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела. 3. В трактовке бытийного призвания человека а) З.-гуманистический подход нацеливает на изменение (со­вершенствование) мира и человека в соответствии с человечес­кими представлениями и проектами. б) Восток - духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира (Принцип — «недеяния».) 4. Во временной ориентации человеческого поведения: а) ориентация на вечность, б) ориентация на циклы, круговороты рождений и смертей. 5. В ценностных ориентациях личности и общества: а)потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и человечества); б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. 6. В сущности и механизмах познания: а) процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующегосвой­ства объекта. Разум — высшая ценность; б) познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне, недоступном рационально­му исследованию - «медитации».

Цели занятия

1. Знакомство с ценностями, нормами и правилами восточных и западных культур.

2. Опыт эмоционального принятия, «вживания» в иную культуру.

3. Формирование навыков ведения эффективных переговоров между представителями различных культур.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 985. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия