Студопедия — Тип философствования Нового времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тип философствования Нового времени






Задание №1. Ответьте на вопросы

1. В чем различие в понимании Ф. Бэконом и Р. Декартом значимости эксперимента?

2. Какое значение имеет индуктивный метод в научном исследовании?

3*. Покажите, как взаимодействовали и взаимовлияли сенсуализм и рационализм в период Нового времени.

4. В чем противоречие декартовского учения о субстанции?

5. Как Спиноза преодолел дуализм Декарта? Почему Лейбниц ввел учение о множественности субстанций?

6. В чем отличие учения об общественном договоре Т. Гоббса и Ж. Руссо?

7*. Какие принципы в философию либерализма внесли Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо?

8*. Почему А. Вольтер предпочитал деизм атеизму?

 

Задание №2. Решите упражнение

1. О каком идоле познания рассуждает Ф. Бэкон?

«Идолы ……… суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая ……., которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед c другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире».

(Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т 2. С. 18-20)

2. Проанализировав текст, скажите: Какую позицию в гносеологии занимает Локк, против какого подхода выступает и какие аргументы использует.

«Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установлен­ным взгляд, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие пер­вичные понятия <...> так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит c собою в мир. Чтобы убедить непредубежденных читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверно­сти без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые ис­тины природными отпечатками и врожденными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально запечатлены в душе.

<...> Общее согласие вовсе не доказывает врожденности. Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько признаваемых всем человече­ством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин. <...> Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим людям. Ибо, во-первых, очевидно, что дети и идио­ты не имеют ни малейшего понятия или помышления о них. А этого пробела достаточно, чтобы расстроить всеобщее согласие, которое должно непременно сопутствовать всем врожденным истинам. Мне кажется чуть ли не противоречием утверждение, будто есть запечатленные в душе истины, ко­торых душа не осознает или не понимает, так как «запечатлевать», если это имеет какой-нибудь смысл, означает не что иное, как способствовать тому, чтобы некоторые истины были осознаны».

(Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 96-97)

 

3. Какие принципы и понятия философии либерализма сформулированы Гоббсом, и как они повлияли на его понимание человека, какие установки философии Нового времени определили его филосо ­ фию?

1. Для правильного и вразумительного объяснения элементов естественного права и политики необходимо знать, какова человеческая природа, что представляет собой политический организм и что мы понимаем под за­коном. Все, что было написано до сих пор по этим вопросам, начиная c древнейших времен, послужило лишь к умножению сомнений и споров в этой области. Но так как истинное знание должно порождать не сомнения и споры, а уверенность, то факт существования споров c очевидностью дока­зывает, что те, кто об этом писал, не понимали своего предмета…

4. Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содер­жатся в определении человека как одаренного разумом животного.

(Гоббс Т. Человеческая природа // Избр. произв.: в 2 т. М., 1964. Т. I. C. 441 – 442)

4. Сформулируйте принципы Бентамовой этики. Сопоставь ­ те их с основополагающими принципами этики Сократа и хри ­ стианства. Решите задачу в духе каждой из этических систем: как оценить действия продавца, обвешивающего покупателя?

«Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей – страдания и удовольствия. Им одним предоставлено опреде­лять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать. К их пре­столу привязаны, c одной стороны, образчик хорошего и дурного и, c дру­гой – цепь причин и действий. Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем: всякое усилие, которое мы можем сделать, чтобы отвергнуть это подданство, послужит только к тому, чтобы доказать и подтвердить его. На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им. Прин­цип пользы признает это подчинение и берет его в основание той системы, цель которой – возвести здание счастья руками разума и закона. <...> Под принципом пользы понимается тот принцип, который одобряет или не одоб­ряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастие той стороны, об ин­тересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, – содействовать или препятствовать этому счастию. <...>

Под пользой понимается то свойство предмета, по которому он имеет стремление приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастие (все это в настоящем случае сводится к одному) или (что опять сводится к одному) предупреждать вред, страдание, зло или несчастие той стороны, об интересе которой идет речь: если эта сторона есть целое общество, то – счастие общества; если это – отдельное лицо, то – счастие этого отдельного лица...»

(Бентам И. Принципы законодательства // Деборин А. Книга для чтения по истории философии: в 2 т. М., 1925. Т. 2. С.529 – 530).

Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его:

1. Представители эмпиризма:

А) Ф. Бэкон

Б) Д. Локк

В) Р. Декарт

Г) Б. Спиноза

2. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума» считал:

А) Ф. Бэкон

Б) Д. Локк

В) Р. Декарт

Г) Б. Спиноза

3. Представителями рационализма были:

А) Ф. Бэкон

Б) Г. Лейбниц

В) Р. Декарт

Г) Б. Спиноза

4. «Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу - …….

5. Договорную теорию происхождения государства разработали:

А) Д. Локк

Б) Т. Гоббс

В) Д. Дидро

Г) Ж.-Ж. Руссо

6. Атрибуты материи по Б. Спинозе - …….

7. По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и …..…»:

А) космополитична

Б) идеалистична

В) универсальна

Г) метафизична

8. Наука, оказавшая влияние на философию Просвещения:

А) психология

Б) биология

В) астрономия

Г) механика

9. Причина неравенства в обществе по Руссо:

А) воспитание

Б) власть

В) религия

Г) собственность

10. Основные неотчуждаемые права человека, по Д. Локку:

А) жизнь

Б) независимость

В) равенство

Г) собственность

 

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2324. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия