Студопедия — Развитие взглядов на психику в науке ХVII- ХVIII веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие взглядов на психику в науке ХVII- ХVIII веков






ХVII век принес много нового в науку вообще и в представления о психике человека. Этот век был эпохой расцвета механицизма и дуализма. Природа виделась как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений, экспериментов. И человек не был исключением. Он тоже рассматривался по образу и подобию совершенного механизма.

Рене Декарт (1596-1650) создал грандиозную философскую систему картезианство. Он исповедовал дуализм - полное разделение души как " мыслящей субстанции" и тела как " протяженной" материальной субстанции. В человеке происходит связь бездушевного телесного механизма с душой, имеющей волю. Их объединяет шишковидная железа в голове. Все движения выполняются как рефлексы. Ими управляют животные духи, которые распространяются по нервам как по трубкам, подчиняясь толчкам шишковидной железы. Животные - это движущиеся автоматы, т.к. только человек имеет душу. Р. Декарту принадлежит высказывание: " Я мыслю, следовательно - существую".

Гобсс (1588-1679) считал, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, психика это только призрак, эпифеномен, не имеющий реального влияния на ход вещей. Ощущение реально как процесс в теле, вызванный внешними причинами. Универсальное начало психической жизни – объединения ощущений. Они безраздельно властвуют в психике. Соединение ощущений создают представления, соединение представлений образуют мысли, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком прежде возникали ощущения. Гобсс ввел понятие о " естественном человеке" - человек от природы наделен неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние - это " война всех против всех", которая вынудила человека построить искусственное образование - государство и передать ему свои права. Основные чувственные мотивы - стремление и отвращение, которые сменяются в душе человека, иногда по отношению к одному и тому же предмету.. Производное от них - воля, благодаря которой человек выбирает из этих мотивов. Это и есть свобода воли.

Взгляды философов XVII века можно резюмировать следующим образом:

1. Живое тело, в т.ч. человек представляет собой механическую систему, которая существует по законам механики и не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах (а раз нет души, нет и психологии).

2. Сознание определялось как присущая индивиду способность путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях. Бессознательных форм не существует.

3. Страсти (аффекты, под которыми понимали не только эмоции, но и восприятие) заложены в тело природой и являются регуляторами поведения: направляют человека к полезному и отвращают от вредного, они принадлежат не душе, а телу.

4. Дуализм: душа и тело - отдельные субстанции. У всех воспринимаемых людьми вещей две категории качеств: первичные - объективные и вторичные - не свойственные вещам самим по себе, но возникающие при их действии на органы чувств. Такой была постановка психофизической проблемы - проблемы соотношения мира и его восприятия. В XVII веке соотношение души и тела рассматривали как психофизическую, а не психофизиологическую проблему, т.е. искали место души в мире, а не просто в организме.

5. Основной принципиальный спор развернулся между двумя методологическими подходами: рационализмом и эмпиризмом. Рационализм, который развивал Декарт, утверждал, что главный способ познания - рассуждения, исходящие из интуитивно ясных аксиом. Эти рассуждения важнее для познания, чем опытное знание. Согласно принципу эмпиризма, знание становится силой, подобной силам природы, когда занимается не умозаключениями, а обращается к реальности, к эксперименту. " Ничего нет в разуме, чего не было бы в чувстве".

В XVIII веке с работ Гартли (1705-1757) начался классический ассоцианизм – подход к психике, сыгравший большую роль в дальнейшем развитии психологии и во многом актуальный до сих пор. Гартли был врачом и развивал картезианство, но стремился найти объяснение перехода от элементарных познавательных и двигательных актов к самым сложным не оставляя места ни для души, ни для каких либо иных вне телесных сил, а с опорой только на ньютоновскую физику, но, как и Ньютон, материалистом себя не считал. Хотел на основе точных законов научиться управлять поведением людей с целью сформировать у них твердые моральные убеждения и тем усовершенствовать общество.

Гартли выдвинул идею вибраций, на котором базировалось учение об ассоциациях. Согласное ему, имеется причинный ряд, общий для всех явлений природы и нервной системы: вибрации эфира во внешней среде вызывают вибрации нервов (это большие вибрации, им соответствуют ощущения) и мозгового вещества (малые вибрации, копии больших, им соответствуют идеи, они сохраняются и образуют внутренний мир). Все эти нервные вибрации могут переходить в вибрации мышц. Таков механизм психических явлений, которые однозначно зависят от характера вибраций. Благодаря сохранению малых вибраций человек обучается, имеет память. Для сохранения вибраций главное - смежность во времени и частота повторений. Слово - тоже вибрация соответствующих мышц, оно присоединяется по ассоциации к ощущениям, а затем уже само по себе может вызывать те же вибрации (и соответствующие двигательные акты). Слово может " запустить" или остановить движения и поэтому на нем базируется воля.

Гартли признавал, как и предшественники, только 2 мотивации: удовольствие и страдание. По ассоциации они связываются с теми или иными предметами или словами.

Х. Вольф (1679-1754) - ввел слово " психология" в европейский научный обиход. Он считал, что душа отделена от всего мира и связана лишь с телом. Психофизическую проблему он превратил в психофизиологическую. Педантично описал психические явления (ощущения, представления, познания, желания и т.п.), основанием и причиной каждого была соответствующая врожденная способность.

Французские философа Руссо (1712-1778) и Гельвеций (1715-1771), оказавшие большое влияние на общественное мнение и взгляды современников и людей последующих поколений, писали, что человек - венец природы (а не творения), он от природы добр и гармоничен (в отличие от " естественного человека", который всем враг). Человека портит плохое общество. Выход: для Руссо - назад к природе, для Гельвеция - культура, хорошее воспитание, причем оно всесильно Гениями или глупцами людей делают случайные обстоятельства.

Один из величайших европейских философов, И. Кант (1724-1804) считал, что учение о душе принципиально отлично от наук о природе, к нему не приложима математика, в психологии невозможен эксперимент. Психология может лишь описывать душу, но не изучать ее. Кант основал представление о трихотомии души - он отличал познавательную способность от способности чувствовать удовольствия и страдания и от способности желать. Кант развил учение об апперцепции. Апперцепция - это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотичесих представлений, синтезирует из отдельных впечатлений целостный чувственный объект. (Один из парадоксов развития науки состоит в том, что именно понятие апперцепции стало в последствии одним из основных при создании экспериментальной психологии.)







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия