Студопедия — Восприятие собственного тела
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Восприятие собственного тела






По Декарту в теле есть " общее чувствилище" (" сенсориум коммуне"). Для того, чтобы в двигательном поведении организм выступал как единое целое, мозг должен формировать представление об актуальном окружении (модель мира) и иметь представление о собственном теле, его структурной организации, сенсорных и моторных возможностях и т.п. (модель самого себя). Все это и есть схема тела.

Схема тела - функциональная система, которая преобразует сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования человеком в перцептивных задачах и при планировании движений. В норме схема тела выполняет следующие функции:

1. представление тела как единого целого,

2. определение границ тела,

3. восприятие положения, длин и последовательности звеньев тела,

4. регуляции движений,

Схема тела едина, нет отдельных модулей для поддержания позы, целенаправленных движений и осознанного восприятия. Едина в норме и информация о частях тела, например, воспринимается рука, а не отдельно ее вид, вес, положение и т.п. Различение себя и не-себя - одна из важнейших функций не только человека, но и любого животного. В клинике есть описание нарушения психологической целостности тела у людей: отчуждение конечностей, персонификация частей тела и т.п. При этом нарушается и константность восприятия размеров и форм предметов вне себя.

В схему тела входит сумма телесного и зрительного опыта человека. Схема тела это основа, которая позволяет человеку (частично бессознательно) понимать положение и степень напряжения тела и его частей, обеспечивает восприятие изменений положений любого из звеньев тела, положение локальных стимулов (прикосновений) на поверхности тела, переводит кинестетические (двигательные) ощущения в зрительный образ положения тела. Проприорецепция (мышечная и суставная чувствительность) дает информацию о параметрах конечности - мышечных силах, скоростях, перемещениях.

Частично схема тела врожденная, но она довольно грубая. Поэтому, некоторые новорожденные пугаются, когда видят собственную движущуюся руку. Объемное и двигательное единство тела возникает у младенца на основе врожденной схемы тела и делает возможным ассоциирование тактильной, мышечной, суставной и зрительной информации. Из этих ассоциаций в детстве постепенно формируется схема тела.

Схема тела едина и иерархизирована, т.е. представления о частях подчинены представлению о целом. В схеме тела имеется консервативный, неизменный элемент - восприятие последовательности звеньев (частей тела, в том числе конечностей), а также элемент, который может быть переменным - восприятие длинны и, в определенных пределах, взаимного расположения частей тела. Это влияет не только на восприятие тела и его частей, но и на планирование движения. То есть человек всегда знает, где у него голова, руки, ноги и т.п., но может «сжаться в комок» или наоборот максимально вытянуться или почувствовать инструмент как продолжение руки.

Для определения взаиморасположения частей тела главная информация поступает от мышечной чувствительности, для определения расстояний вовне тела - от зрение. Есть несколько систем отсчета для разных действий и пространств: в границах тела, в пределах захвата рукой, в пределах зрения, а если есть внешнее, «выносное» орудие оно требует усложнения всех систем отсчета для управления точными действиями с орудием. Только ближайшее из этих пространств евклидово и линейно. Для вестибуло-глазодвигательного поведения (движений глаз) началом системы координат являются кости черепа, для всего опорно-двигательного аппарата дело сложнее – движение может начинаться от плеч, от таза или других частей тела, в зависимости от исходной позы и цели движения. Ситуация еще более осложняется в особых условиях: при движении в воде, перегрузках, в невесомости и т.п.

Определение субъективной вертикали происходит как взаимодействие 2-х факторов: силы тяжести и ощущение продольной оси тела. Поэтому изменение мышечного тонуса, особенно его асимметрия, изменяет субъективную вертикаль. При этом изменяется зрительное восприятие геометрических форм - они искажаются.

Восприятие вертикали сильно искажается при изменениях силы тяжести. Возможно, что роль гравичувствительности меньше, чем сведений о массе тела и взаимодействии его с опорой, т.е. схема тела для самоощущения человека важнее гравитации. Поэтому, вероятно, возможна координация движений в воде и в невесомости.

Ощущения вертикали и нормальной схемы тела чрезвычайно важны для поддержания нормального состояния сознания человека. При изменении состояния сознания под влиянием стресса, усталости, фармакологических веществ и т.п. наблюдаются своеобразныеизменения схемы тела. Эти изменениясостоят в том, что нарушается ощущение целостности и происходят изменения в системе отсчета:

1. размывание границ между мною и окружением,

2. опора, на которой я стою, представляется качающейся,

3. возникает ощущение, что мои конечности выросли,

4. предметы вокруг меня увеличиваются,

5. кажется, что у меня нет тела,

6. кажется, что я плаваю,

7. все, что окружает меня, кажется нереальным,

8. " Я" и окружение составляем одно целое,

9. кажется, что я больше не могу управлять движениями своего тела,

10.кажется, что части моего тела больше не принадлежат мне.

Схема тела, определение взаимного расположения его частей лежит в основе не только поддержания позы, но и управления движением.

Еще в 20-30 годы ХХ века российский ученый Бернштейн Н.А. выдвинул иерархическую теорию построения движений и управления ими. Согласно этой теории, управление движением может осуществляться на трех уровнях. На первом, наиболее грубом уровне, человек пытается контролировать все этапы движения. При этом напрягаются и " выключаются " все мышцы, не участвующие в движении, а мышцы, непосредственно осуществляющие движение, преодолевают сопротивление силы тяжести, инерции и других мышц. Движение получается резким, грубым. На втором уровне человек контролирует движение в целом, а отдельные его этапы выполняются " автоматически". Напрягаются только мышцы, участвующие в движении, но они по-прежнему работают против сил тяжести и инерции. На третьем уровне управления человек почти не контролирует само движение, а лишь задает его цель. В каждый момент в движении участвуют только необходимые мышцы, причем они не столько перемещают тело и его части, сколько корректируют движения, происходящие под действием силы тяжести и инерции.

Проявления поуровневой системы управления движением легко видеть, если вспомнить процесс овладения любым, достаточно сложным двигательным навыком, например, ездой на велосипеде. Сначала человек весь очень напряжен, он может в каждый момент времени контролировать либо ноги, либо руки и совсем не может держать равновесие и, тем более, следить за дорогой. Каждое движение педалями или рулем выполняется отдельно, поэтому велосипед движется рывками и его бросает из стороны в строну. Езда малоэффективно, но человек очень утомляется. Постепенно человек овладевает движениями и может не контролировать каждое нажатие на педаль или поворот руля. Он имеет возможность объединить движения ног и рука и переключить внимание на равновесие и дорогу. Движение велосипеда становится более слитными и целенаправленным, человек утомляется несколько меньше. Наконец, человек, умеющий ездить на велосипеде, совершенно не замечает, как крутит педали, управляет рулем и удерживает равновесие. Движение полностью уходит из сферы его внимания, становится плавным, легким и не утомительным. Однако, он может снова обратить внимание на движение, если встретится какое-то препятствие, затруднение. В этом случае движение снова потеряет плавность и потребует напряжения.

Теория поуровневого построения управления движением имеет психофизиологические и клинические подтверждения и используется для разработки систем тренировок спортсменов и людей, работающих в особых условиях: в невесомости, под водой и т.п.

Время простой сенсомоторной реакции - минимальное время, которое проходит между восприятием сигнала и простой двигательной реакцией на него (Например, нажатие на кнопку сразу, как только зажглась лампочка). Оно зависит от модальности сигнала. В частности, (в сек., по данным разных лабораторий): тактильная 0.1-0.22, слуховая 0.12-0.18, зрительная 0.15-0.22, обонятельная 0.3-0.4, температурная 0.3-1.6, вестибулярная (вращение)0.4, болевая 0.13-0.9

При прочих равных условиях на время реагирования (ВР) действует закон силы: чем выше интенсивность сигнала, тем быстрее реакция, но только если до болевого (стрессового) порога далеко. Кроме того, ВР зависит от значимости сигнала, исходного функционального состояния человека, исполнительного органа (например, расположения и формы кнопки или ручки, того, какой рукой производится движение и др.), индивидуально-личностных особенностей человека. ВР на движущийся объект несколько меньше, если человек заранее за ним следил.

Если человек должен выбрать одну из нескольких возможных реакций в ответ на соответствующий сигнал, время реагирования увеличивается. Это увеличение подчиняется закону Хика: латентный период двигательной реакции выбора (ВРВ) пропорционален двоичному логарифму числа сигналов (N), из которых производится выбор.

ВРВ=0, 626lоg(N+1) сек.

Иначе говоря, ВРВ прямо пропорционально количеству передаваемой информации (до 8 бит). Количество информации, содержащееся в каждом сигнале, может зависеть не только от числа стимулов, но и от вероятности их появления. Все равно:

ВРВ=a+mI,

Где: I - средняя информация содержащееся в каждом стимуле, a, m - постоянные, зависящие от возраста, мотивированности и других особенностей оценки ситуации человеком.

Индивидуальные особенности времени реагирования могут существенно отличаться от закона Хика, т.к. существует индивидуальная преднастройка на оценку вероятности и прогнозирование событий.

Исследование времени реагирования и координации движений в различных условиях имеет большое значение в инженерной психологии, которая занимается проблемами взаимодействия человека с современной техникой. При управлении сложными объектами (автомобилями, самолетами, атомными электростанциями и т.п.) одно неверное или не вовремя сделанное движение может оказаться причиной крупной аварии. Это приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу – чем сложнее техника, тем больше нам нужно знать о психологии человека вообще и, в частности, о том, как он управляет своими движениями.

2.1.2.4.Восприятие других модальностей.

Тактильное восприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета, а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта, подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при " рисовании" заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.

Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение - в целом, тактильная - о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве " глаз учится у руки", предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.

 

Обоняние - восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, т.е. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция - в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник может быть довольно неопределенным, но всегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.

2.1.2.5. Восприятие времени и ритма.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но главным образом кинестетический и слуховой. Восприятие текущего времени происходит благодаря тому, что в организме имеется множество ритмических процессов, своеобразные " биочасы". Их протекание может изменяться под влиянием некоторых химических веществ, а также режима освещения.

Восприятие ритма - восприятие серии сходных объектов как групп стимулов, построенных по одному образцу и повторяющихся в определенной последовательности. Восприятие ритма сопровождается двигательными реакциями, которые воспроизводят его в той или иной форме.

Ритм играет огромную роль в культуре, причем не только в музыке, но и в литературе и в изобразительном искусстве. Один из крупнейших российских антропологов, Я.Я.Рогинский обратил внимание на то, что ритмические рисунки встречаются на самых ранних предметах, изготовленных первобытными людьми. Он считал, что чувство ритма развито у людей больше, чем у каких-либо животных и играет большую роль в происхождении искусства.

Время – одна из основных категорий в физике, но специальные исследования показали, что психологическое время заметно отличается от физического и даже физиологического. Субъективное время дано человеку в переживании. При этом единицы отсчета собственного психологического времени задаются соотношение между воспринимаемыми событиями, а не ходом астрономического времени. Субъективное время протекает неравномерно, оно зависит от психологического состояния воспринимающегося субъекта. Интересная деятельность, наполненная важными и приятными событиями, хорошее настроение субъективно ускоряют время, скучная или бессмысленная, пустая деятельность, фрустрация (тревога, страх), подавленность субъективно замедляют течение времени. В воспоминаниях время течет быстрее, чем в реальной действительности.

Правильное восприятие времени и управление им необходимы современным деловым людям. Некоторые люди владеют этим навыком с детства, или легко овладевают им сами в силу особенностей своей нервной системы (о них написано в главе), но другим требуется специальное обучение. Для них имеются пособия и проводятся тренинги.

Однако, человек воспринимает не только текущее время в данный момент, но и более продолжительные периоды. Вся жизнь человека происходит во времени Хронотоп – субъективное единство времени и пространства, в котором разворачиваются события жизни; " здесь и теперь" в отличие от " там и тогда" (как в прошлом, так и в будущем). Хронотоп обеспечивает устойчивое и направленное функционирование всей психики человека. При переживании тревоги, нестабильности жизненной ситуации, человек по-иному ощущает время собственной жизни, переосмысливает прошлое, настоящее и будущее, иногда искажается или даже теряется ощущение времени, что служит одним из симптомов жизненного кризиса. Может искажаться восприятие и оценка последовательности смены событий, их длительности и скорости, а также может происходить сужением временных перспектив, при которой человек живет только " здесь и сейчас".

2.1.2.6. Взаимодействие восприятия разных модальностей.

Взаимодействие восприятия разных модальностей проявляется прежде всего в предметности, в том, что реальное восприятие любого предмета полимодально - любой образ предмета содержит и его внешний облик, и звук, который он может издавать, и его вес, и каков он на ощупь. Так, например, низкий звук приписывается большому объемному источнику, а высокий - маленькому. Воспринимаемый звучащий предмет обладает всеми модальными качествами: вес, объем, мягкость, температура и т.д. Звук может вызвать в памяти все эти качества. Несоответствие привычных разномодальных свойств одного и того же объекта вызывает у людей сильную эмоциональную реакцию (Например, изменение голосов животных в сказке о " Бременских музыкантах" вызвало панику и обратило разбойников в бегство).

Восприятие пространства также всегда полимодально, поскольку кроме зрительных признаков учитывает кинестетические и может включать звуковые и обонятельные.

Полимодальность восприятия имеет и физиологическую основу, которая проявляется в том, что чувствительность органа чувств изменяется под в влиянием сигнала, обращенного у другому органу чувств. Например, громкий звук снижает чувствительность не только слуховой, но и зрительной системы, тихий же звук обостряет и слух, и зрение. Другой пример – кислый вкус улучшает зрение при плохом освещении, поэтому во время 2-ой мировой войны летчикам при ночных вылетах советовали сосать лимон.

Демонстрацией взаимодействие разных модальностей является возможность кросмодального сравнения - человек легко может сравнивать сигналы разных модальностей, например, " приравнять" громкость звука и яркость света, высоту звука и цвет, температуру и цвет и т.п. Причем результаты у разных людей сходные (хотя и не абсолютно одинаковые). Например, известно, что красный цвет оценивается большинством людей как громкий, твердый, теплый и сочный; а синий - как похожий на звук скрипки, гладкий, холодный, легкий и лишенный запаха.

Синестезия - совместное чувство, при котором сигнал вызывает ощущения не только своей модальности, но одновременно и другой (цветной слух, температура цвета, запах звука и т.п.). Синестезии свойственны прежде всего детям и некоторым взрослым, обладающим сильным художественным воображением и мышлением. Например, музыкант, специалист по колокольной музыке Гараджев писал: " Каждая нота – это не 1 звук, а множество, они имеют свой цвет, излучают особый луч. Каждый человек по-особому звучит."

 

ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ.

2.2.1.Память.

2.2.1.1. Виды памяти.

Память - это совокупность информации, приобретенной мозгом и используемой для управления поведением. Она включает в себя процессы запоминания, хранения и извлечения, а также забывания информации. Эти процессы называются также мнестическими.

Можно выделить 2 вида памяти, различающиеся по участию сознания:

1) непроизвольное запоминание – происходит без специальной задачи запомнить что-либо, в ходе какой-либо деятельности. Специальные исследования П.И. и Т.П. Зинченко показали, непроизвольно запоминается тот материал, с которым человек производит активные интеллектуальные действия.

2) произвольное запоминание - сознательное запоминание со специальной задачей запомнить и воспроизвести материал (мнестической задачей), связано с волевым усилием.

По способу и глубине обработки запоминаемого материала тоже различают 2 вида памяти:

а) непосредственная – запоминание материала в том виде, в котором он представлен, без изменений и без установления дополнительных связей с чем-либо, известным ранее; в предельном случае возможно механическое запоминание, даже без определения смысла материала;

б) опосредованное – запоминание с помощью специальных «посредников» – ранее известных сведений, с которыми запоминаемый материал связывается ассоциативно или по смыслу; наиболее универсальными «посредником» является словесное обозначение или описание, но возможно также опосредование с помощью несловесного знака, наглядного, звукового или тактильного образа, или движения.

Структура памяти включает три уровня, различающиеся по длительности хранения:

1. сенсорная

2. кратковременная

3. долговременная.

Сенсорная память - процесс, начинающийся на уровне рецепторов. Хранит всю воспринятую информацию до 0, 25 сек Сенсорная память первичная, то есть не предполагает переработки информации.

Частный случай сенсорной памяти демонстрируют последовательные образы. Они возникают, если человек долго смотрит на какой-либо яркий объект или изображение, а затем переводит глаз на ровно окрашенную светлую поверхность. На ней некоторое время видно изображение того же объекта - его последовательный образ. Если человек недолго смотрел на яркий источник, образ получается того же цвета и называется прямым. Если человек смотрел на источник дольше, образ получается другого, дополнительного цвета и называется обратным.

В более общем случае непосредственный доступ к сенсорной памяти бывает затруднен, но возможен опосредованный. Это демонстрирует эксперимент Сперлинга: с помощью тахистоскопа предъявлялась на 0, 2 сек. карта с 3-мя строками по 4 знака (буквы, цифры или фигуры) в каждой. Непосредственно человек мог воспроизвести 5-7 знаков из разных строк (в пределах объема непосредственного внимания). Но если сразу после отключения карты давался звук, указывающий, какая нужна строка, воспроизводилась именно эта строка. При отсрочке сигнала более чем на 0, 1 сек. эффекта отсутствовал.

В кратковременной памяти первичная информация хранится приблизительно 20 сек. Ее объем ограничен и составляет около 7 символов (от 5 до 9). Объем каждого символа зависит от группировки информации и индивидуального опыта, например, это может быть буква, слог, слово или даже хорошо знакомое стандартное словосочетание. Какая часть информации попадет в кратковременную память из сенсорной или из долговременной памяти зависит от внимания к ней. В кратковременной памяти человек живет здесь и сейчас.

Для того, чтобы информация могла хранить дольше, необходимо ее повторение, поэтому, информация, независимо от модальности, по возможности перекодируется в слухо-вербальную форму и в кратковременной памяти доминирует слуховой код.. Невозможность повторения резко ухудшает возможность воспроизведения (например, если после текста, который нужно запомнить, сразу же читать другой, первый «исчезает»).

Семантический код в кратковременной памяти тоже есть. При повторении ряда слов выпадающее по смыслу слово запоминается лучше на любом месте. При ошибочном воспроизведении слово заменяется близкими по смыслу словом.

Долговременная память это хранилище знаний, дающее жизни смысл, она позволяет человеку жить в прошлом и настоящем. Коды долговременной памяти многомерные. Современная модель организации долговременной памяти представляет собой сеть взаимосвязей и ассоциаций.

Объем и длительность хранения материала в долговременной памяти в принципе безграничны. Запоминается, точнее легко воспроизводится то, что: часто повторяется и становится привычным, включено во множество смысловых связей, эмоционально окрашено, подано в благоприятном контексте, соответствует мотивации, не завершено (эффект Зейгарник).

Информация, находящаяся в долговременной памяти, контролирует сигналы, поступающие в кратковременную память и представляет место для перехода в долговременное хранение. Информационные потоки между частями памяти могут контролироваться человеком с помощью постановки мнестической задачи или путем многократного перекодирования и оптимальной организации информации.

Предложена также модель, согласно которой в долговременной памяти можно выделить процедурную, эпизодическую и семантическую.

Процедурная память - это самая низшая форма, имеющаяся и у животных, хранит связи стимулов и реакций, простые ассоциации.

Эпизодическая память хранит информацию об отдельных событиях жизни. Она не очень прочная, новое в ней вытесняет старое.

Семантическая память присуща только человеку. Она хранит осмысленные образы, слова, понятия, правила, идеи - все, что нужно, чтобы пользоваться языком.

2.2.1.2.Законы долговременного запоминания.

Законы непосредственного долговременного запоминания описал Эббингауз, исследовавший в начале ХХ века запоминание рядов бессмысленных трехбуквенных слогов. На рисунке 4 приведена кривая запоминания (обучения). На рисунке 5 показана закономерность забывания аналогичного ряда слогов. Усредненные кривые выглядят более или менее " гладкими", но в каждом конкретном случае и обучение, и забывание происходит неравномерно, кривые напоминают затухающую синусоиду. Иначе говоря, человек после второго повторения запоминает несколько меньше, чем после первого, после третьего – больше, после четвертого – снова немного меньше, и т.д., пока не запомнит весь материал.

Кривая забывания колеблется обычно с периодом около 24 часов. Это значит, что на следующий день после заучивания человек может воспроизвести меньше материала, чем 2 дня, когда происходит частичное припоминание. (Можно заметить, что, согласно этому закону, к экзамену, который требует " зубрежки", не стоит особенно активно готовиться накануне и, уж тем более, ночью перед экзаменом. При этом сам экзамен попадает в наихудший момент для воспроизведения; материал " всплывет" в памяти на следующий день. Однако, 24 часа - это средняя цифра. У каждого человека свой индивидуальный ритм. Его можно выяснить, если, например, выучивать небольшое стихотворения в 10-15 строк и воспроизвести его примерно через 12 часов, другое – через 18 часов, третье - через 20 часов, четвертое - через 24 часа, и пятое - через 26 часов. Возможно, для выявления своего ритма потребуется несколько таких проб, но, в результате можно значительно повысить эффективность подготовки и сдачи экзаменов.)

Длинный ряд слогов запоминается неравномерно - хуже всего запоминается его середина, а первые и последние элементы запоминаются лучше. Эта закономерность показана на рисунке 6.

Для человека более естественным является опосредованное, осмысленное запоминание, при котором запоминаемый материал включается в разнообразные ассоциативные и смысловые связи. Любой материал запоминается (точнее, воспроизводится) тем лучше, чем в большее число связей и контекстов он включен или чем больше действий с ним проделано. Предложено множество способов улучшения памяти, основанных на общем принципе – найти как можно больше связей внутри материала, который надо запомнить, и, кроме того, связать с чем-либо хорошо знакомым. Например, список слов можно " превратить" в рассказ на хорошо знакомую тему или мысленно " написать" их на предметах в знакомой комнате и т.п. Содержание, которое нужно запомнить, полезно пересказать кому-нибудь вслух " своими словами".

Имеются многочисленные модели, объясняющие закономерности организации материала в памяти. Так, возможна ассоциативная организация по каким-либо общим признакам, в т.ч. по общим функциям (например " лошадиная фамилия" или: продукты, транспорт и т.п.) Другой возможный тип организации - иерархическая организация по " родам" и " видам" типа биологической классификации.

Согласно сетевой модели памяти понятия существуют как независимые единицы, объединяющиеся в сеть ситуативно (т.е. в зависимости от конкретной ситуации, текущей деятельности человека). Семантическая память представляет собой обширную сеть понятий, в которой понятия связаны друг с другом как узлы сети. Эта сеть может быть описана как когнитивная карта. " Когнитивные карты" - организация материала по каким-либо признакам, подобно карте. Например, " линейная" упорядоченность по алфавиту или по дням недели, по страницам книги и т.п.; пространственная организация расположения вещей в квартире, знакомой местности, разделение партий на " правых" и " левых"; теоретическая организация по научным принципам, типа биологической классификации животных или Периодической системе химических элементов и т.п.

Семантическая сеть складывается в ходе жизненного опыта и отражает его индивидуальное своеобразие. Например, в семантической сети охотника узел понятия " птица" ближайшим образом связан с узлами " лес", " охота", а через них – с узлами " собака" и " ружье". Для домашней хозяйки " птица" – это продукт питания. Соответственно этот узел соседствует с узлами понятий " кухня", " кастрюля", " специи" и т.п. Наконец, у человека, бизнес которого состоит в торговле птицей это понятие занимает совсем другое место в семантической сети.

Разработаны многочисленные специальные мнемотехнические приемы для облегчения запоминания и воспроизведения, но эти приемы - не способы улучшения памяти, а способы оптимизации организации материала, что полезно, но не универсально.

2.2.1.3.Забывание.

Забывание - проблема затруднения или невозможности воспроизведения, а не стирания следа. Чтобы было возможно воспроизведение, материал должен быть специально закодирован еще при выучивании (многократно повторен, связан с эмоциональными переживаниями или включен во множество семантических связей). На забывание влияет много факторов, кроме времени:

- возраст - забываются обычно события до 3-х летнего возраста; с 5 до 11 лет кратковременная память улучшается, до 30 лет она стабильна, после 30 - по-разному, но все процессы идут медленнее;

- не использование информации - вызубренный материал, в т.ч. иностранные языки забываются тем быстрее, чем ниже (или короче) была мотивация. Двигательные навыки и знания, приобретенные в детстве, сохраняются всю жизнь;

- ситуативное забывание - невозможность " выудить" информацию из сети; ее можно вспомнить, если подсказать категорию или дать другой ассоциативный толчок;

- подавление - мотивированное забывание чего-либо неприятного, мнестическая защита;

- интерференция - отрицательный перенос, " затирание" одной информации другой (новой или старой). Материал, выученный позже может интерферировать с уже известным. В результате человек не помнит, что правда видел, а что ему потом рассказали. Виды интерференции:

- - проактивное торможение - со стороны ранее полученной информации,

-.- ретроактивное торможение - со стороны позже полученной информации.

Интерференция " опасна" только для эпизодической, но не семантической памяти. Она сказывается на относительно похожих видах информации или навыках. Очень близкие и очень дальние виды информации и навыки не интерферируют.

 

2.2.2. ВНИМАНИЕ.

2.2.2.1. Определение и общие свойства внимания.

Внимание - психофизический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание - это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. Область явлений внимания очерчена нечетко, в норме внимание как отдельный процесс субъективно не осознается. Субъективно внимание выражается в разделении текущего опыта на две части: отчетливый центр и смутную периферию. Это относится и к внешнему, и к внутреннему миру.

Классификации видов внимания (принципы, по которым внимание может быть рассмотрено):

1. По происхождению в фило- и онтогенезе:

а) природное - врожденная способность к избирательному реагированию.

б) социально-обусловленное - связанно с сознательным реагированием, результат воспитания и обучения.

2. По способу привлечения внимания:

а) непосредственное - управляется только свойствами объекта, на который направлено, прежде всего – изменением этих свойств, новизной; например внимание к неожиданно возникшему звуку или внезапно наступившей тишине;

б) опосредованное - регулируется с помощью специальных средств: жестов, знаков, указателей, слов и т.п. (Например, для привлечения внимания служит дорожная разметка или фразы типа: «Обратите внимания на такое-то место в книге.»)

3. По участию сознания:

а) непроизвольное - не связанно с участием воли, управляется извне, физическими свойствами сигналов (возникает также, как непосредственное или при участии " сильного посредника", например, внимание к человеку может привлечь яркая одежда);.

б) произвольное - сознательный, связанный с усилием воли выбор одного из конкурирующих мотивов, целей, действий, объектов и удержание внимания на нем при подавлении внимания к остальным.

4. По объекту внимания:

а) чувственное - связанно с восприятием и эмоциями, а также с повышением чувствительности органов чувств (рассматривание, прислушивание, принюхивание и т.п.);

б) интеллектуальное - внимание к мысли.

2.2.2.2. Основные свойства внимания:

1. Концентрация - степень сосредоточенности на объекте и его отвлечение от других. Концентрация и абсорбция внимания - это два состояния, которые характеризуются высокой степенью внимания, его однонаправленностью и узким объемом. Но концентрация - это работа, сознательная интенсивная напряженная умственная деятельность, когнитивная переработка, анализ и размышление, нацеленные на получение результата. Концентрация внимания субъективно разделяет и противопоставляет организм и окружение, " мое" и внешнее. Абсорбция (поглощение) внимания - временное прекращение любой деятельности, глобальное, недифференцированное состояние тотального внимания, слияние с внешним объектом (произведением искусства, сексом и т.п.). Это состояние реактивное, внушаемое, оно снимает внутреннее напряжение и единый субъективный контроль над действиями, поэтому может сопровождаться отрывочными " странными" действиями и частичной амнезией.

2. Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Равен 7 плюс-минус 2 оперативные единицы. Объем единицы зависит от опыта и знакомости объектов: от одной буквы (у ребенка, который только учится читать), до смысла фразы (у опытного читателя) или целого сложного, но хорошо знакомого изображения (например, лица близкого человека).

3. Переключаемость - перенос внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Характеризуется скоростью. Непроизвольная переключаемость характеризует неустойчивость внимания.

4. Устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте, противоположно переключаемости. (абсолютная устойчивость возможно не более 6-10 сек, затем происходят постоянные флуктуации внимания). Произвольное внимание может поддерживаться на приемлемом уровне приблизительно 15 минут. Затем его концентрация уменьшается или оно переключается, если не возникло непроизвольное внимание. Это хорошо известно режиссерам: спектакль или фильм должен захватить внимание зрителя в первые 10-12 минут, иначе его могут не захотеть смотреть дальше, эстрадный номер может показаться скучным, если он длится более 12 минут и т.п.

5. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов, выполнять параллельно 2 или несколько действий (возможно, этого свойства вообще нет, а есть только хорошая переключаемость). Выполнение 2-х равно сложных действий невозможно. Очень трудно даже совершать разные движени







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 724. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия