ТЕМА 14. ПОЗНАНИЕ МИРА(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План: 1. Виды познания. Отражение мира в сознании как познание. Субъект и объект познания. 2. Познание как процесс идеального отражения мира. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. 3. Методология научного познания. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). 4. Логическая система диагностического познания. Иррациональное познание: интуиция в медицине. 5. Истина и её критерии. Познание и практика. 6. Научные революции и смена типов рациональности. 7. Эпистемология: философское учение о знании. Структура философского знания. Теоретическое «конструирование» знания. Научное и вненаучное знание. 8. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. 9. Объективное и субъективное в познавательной деятельности. Человек как гносеологический субъект: познавательные способности его сознания и психики в целом. 10. Взаимосвязь гносеологии, онтологии, диалектики и логики. 11. Закономерности и структура познавательного процесса. 12. Взаимосвязь рационального и иррационального, материального и идеального в познании. Литература: 1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М. 1991. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.– М., 1996. 3. Блинников Л.В. Великие философы: Слов.–справ. М., 1997. 4. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. 5. Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта. // Вопросы философии, 2000, № 8. 6. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М, 1990. 7. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчек Л.Н. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения. // Вопросы философии, 1994, № 12. 8. Жданов Г.Б. Информация и сознание. // Вопросы философии, 2000, № 11. 9. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1998. 10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М. 1986, Разд.: 2, 3. 11. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1999. 12. Ильенков Э.В. Философия и культура.– М., 1991. 13. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1997. 14. Канке В.А. Философия: Учебник- М., 2001. 15. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии, 1991, № 2. 16. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. 17. Кун Т. Структура научных революций. М. 1977. 18. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание – М., 1980. 19. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии, 1999, № 8. 20. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.//Полн. собр. соч., Т.18. 21. Матрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. 22. Мудрагей И.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант – Шопенгауэр) // Вопросы философии, 1999, № 1. 23. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1999. 24. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. // Вопросы философии, 2000, № 4. 25. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии, 2001, № 1. 26. Полани П. Личностное знание.- М., 1985. 27. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии, 2000, № 10. 28. Современные теории познания – М. 1992. 29. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.– М., 1998. 30. Суворов О.В. Разум и феномен «Я». // Вопросы философии, 2000, № 4. 31. Теория познания: В 4-х Т. М., 1991-1995. 32. Файнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера. // Вопросы философии, 1991. № 8. 33. Филатов В.П. Научное познание и мир человека.- М. 1989. 34. Философия: Учебник. Ростов-на-Дону, 2001. 35. Фромм Э. Душа человека.– М., 1994. 36. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. Статьи и выступления.– М., 1993. 37. Харре Р. Потенциирующие образы и интуиция в физике // Вопросы философии, 2000, № 9. 38. Шестакова М.А. Истина как ценность. // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 5. Первоисточники: 1. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии, 1990, № 1. 2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Бергсон А. Собр. соч. – М., 1992. –Т.1. 3. Бергсон А. Философская интуиция. В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. 4. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Философские науки, 1991, № 8. 5. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания. // Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978. 6. Джемс У. Прагматизм (лекции 1, 2, 6). // Джемс У. Воля к вере. – М., 1997. 7. Лосский Н.О. Человеческое «Я» как предмет мистической интуиции. // В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. 8. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990. 9. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Вопросы философии, 1988, № 8; 10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10. 11. Мэмфорд Л. Эстетика мышления. – М., 2001. 12. Пирс Ч.С. Закрепление верования. Как сделать идеи ясными // Вопросы философии, 1994, № 4. 13. Соловьев В. Вера, разум и опыт // Вопросы философии, 1994, № 4. 14. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. 15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.21. Творческое задание: Вопросы для обсуждения и самопроверки: 1. Специфические способы отношений человека к миру: практическое, познавательное, ценностное. 2. Проблема деятельной сущности человека, различные подходы к ее решению. 3. Практика как философская категория: понятия и формы (производственно-трудовая, социально-историческая, научно-эксперементальная). Целесообразность и целеполагание. 4. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. 5. Познавательные способности человека и их выражение: а) чувственное и рациональное познание (особенности, формы, различие и единство); б) воображение, творчество, интуиция как элементы познавательной деятельности. 6. Специфические особенности современного научного познания (современный образ и язык науки, научное открытие, проблема возникновения нового знания, научны парадигмы, научные методы). 7. Проблема истины в философии и науке. 8. Истина, ценность, оценка, их значение в познавательном процессе. 9. Природа ценностей. Особенности ценностного (духовно-практического) освоения мира. Типы ценностных ориентаций. 10. Проблема познания в философии. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Многообразие форм человеческого знания. 11. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности и ее закономерности. 12. Понятие истины и ее формы. Истина и заблуждение. Знание и вера 13. Практика, ее виды и гносеологические функции. Контрольные вопросы: 1. В структуру деятельности входит цель, средство, результат. Дайте краткую характеристику каждому из этих элементов. 2. Почему в истории философии наблюдались крайности в процессе познания (эмпиризм и рационализм)? 3. Чем отличается научное познание от обыденного? 4. История познания, по определению Эйнштейна, есть «драма идей». В чем суть этой драмы? 5. Гегель утверждал, что «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс». Что означает истина-процесс? 6. Как соотносятся истина и ценность? 7. Что такое интуиция? 8. В каком соотношении находится проблема понимания с познанием? Можно ли согласиться с утверждением, что понимание – это всегда диалог личностей, текстов, культур, а познание есть разновидность духовного производства? Темы докладов и сообщений: 1. Деятельность как специфически человеческий способ отношения к миру. 2. Познание как способ выражения человеком себя и утверждения в мире. 3. Целесообразность и целеполагание: особенности, значение в деятельности людей. 4. Конструктивная роль субъекта познания. 5. Воображение и творчество, их роль в процессе познания. 6. Теория как целостная система знания, ее значение в познавательном процессе. 7. Ценности человеческие и общечеловеческие. Основные понятия Агностицизм, скептицизм, гносеология, объект и субъект, познание, истина, заблуждение, знание, вера, практика.
|