Студопедия — Байт аль-мал
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Байт аль-мал






Байт аль-мал - казна, общественные финансы; он означает как само помещение, где хранились все поступления, принадлежащие всей мусульманской общине, так и сами средства, поступавшие от дохода, считавшемся общим достоянием мусульман (пятая доля добычи (анима), закят, налоги собираемые с немусульман, находящихся под покровительством у мусульман (джизйа), бесхозное имущество и т.д.[38]

Несмотря на то, что это понятие существовало еще в период жизни пророка Мухаммада, оно приняло свое окончательное значение в период правления халифа Умара. После начала мусульманских завоеваний, он распорядился выдавать своим подданным жалование из средств, которые поступали за счет различных налогов. Помещения, в которых хранились эти средства, назывались Байт аль-мал. Байт аль-мал пополняется за счет обязательной ежегодной выплаты мусульманами части средств в пользу нуждающихся (закят), десятины (ушр), трофеев взятых с поля боя (анима), государственного налога, который взимается за пользование землей (харадж), налога который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность их имущества (джизья), а также с различных рудников. Средства, собранные с закята и ушра занимают особое место в Байт аль-мале. Они должны быть распределены только среди тех категорий мусульман, о которых говорится в аяте Корана: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах - знающий, мудрый» (9: 60). Средства с военных трофеев выплачиваются тем мусульманам, о которых говорится в аяте Корана: «Знайте, что если вы захватили [на войне] добычу, то пятая часть ее принадлежит Аллаху, Посланнику, [вашим бедным] родственникам, сиротам, беднякам и путникам, если [только] вы веруете в Аллаха и в то, то Мы ниспослали рабу Нашему (т. е. Мухаммаду) в день различения [истины от лжи], в день, когда сошлись две рати. Ведь Аллах над всем сущим властен» (8: 41). Средства, поступившие с рудников, также тратятся на нужды бедняков, сирот и неимущих путников. Средства, поступившие за счет хараджа и джизьи, расходуются на содержание армии, здравоохранения, просвещения, а также на строительство объектов государственного значения: мостов, дорог, каналов и т.д[39].

Руководство Байт уль-малом осуществлял Пророк (с.а.в.), а после него халифы или тем, кто был назначен ими. Посланник Аллаха (с.а.в.) иногда сам распоряжался казной, он собирал и раздавал средства, поступающие в казну. А иногда он назначал кого-либо вместо себя, так же поступали и праведные халифы после него.

Посланник Аллаха (с.а.в.) собирал деньги, поступающие в казну, в мечети или в одной из комнат своих жен. Передает Бухарий от Анаса: «Пророку (с.а.в.) поступили средства с Бахрейна, он сказал: «Положите их в мечети...». Передает Бухарий от Акаба: «Однажды в Медине я совершал послеполуденный намаз позади Пророка (с.а.с), который после завершения намаза быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, а (спустя некоторое время) он вышел к ним, увидев, что они удивлены тем, что он так спешил, сказал: «Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, чтобы оно не отвлекало меня». Либо хранил в кладовке, как передает это Муслим от Умара, где сказано: «...Я спросил у нее: «Где Посланник Аллаха (с.а.в.)?», – она ответила: «Он в кладовке». Я увидел там горсть ячменя, столько же фасоли в углу комнаты, и подвешенную необделанную кожу, и мои глаза наполнились слезами. Пророк (с.а.в.) сказал: «Что заставило тебя плакать, о сын Хаттаба?» Я сказал: «О Пророк Аллаха, почему же мне не плакать, ведь эта подстилка оставила следы на твоем боку, а этот твой амбар, я не вижу там ничего, кроме того, что вижу...»».

Во времена праведных халифов место, где хранились средства, стало называться Байт уль-мал. Передает Ибн Саъд в «Табакат» от Сахля Ибн Абу Хасма и других, что у Абу Бакра в Санхе (местность вблизи от Медины) был Байт-уль-мал, и никто его не охранял, ему сказали: «Не поставишь ли кого-нибудь охранять его?» Он сказал: «На нем замок». Он раздавал то, что в нем до тех пор, пока оно не закончилось. А когда он переехал в Медину, сделал его у себя дома». Передает Байхакъий, Даримий и Ибн Хазм, что Суфъян Ибн Абдуллах Ибн Рабиа ас-Сакафий нашел кожаную сумку и пошел с ней к Умару Ибн аль-Хаттабу. Умар сказал ему: «Держи ее год, извещая о ней, если найдется хозяин, то отдай, если нет, то она твоя». Ее никто не узнал. Через год он напомнил Умару о ней, он сказал: «Она твоя. Посланник Аллаха (с.а.в.) приказал нам так». Он ответил: «Я не нуждаюсь в ней». Умар забрал ее и отправил в Байт-уль-мал». Даримий передал от Абдуллаха Ибн Амра, что во время правления Усмана умер один раб, но его хозяин не нашелся, поэтому то, что он оставил после себя положили в Байт-уль-мал.

В хадисе Ибн Шихаба от Ибн Шабба, цепочка которого является сахих по мнению Хафиза Ибн Хаджар аль-Аскаланий, аль-Мунзирий и Хайсамий, говорится: «Посланник Аллаха (с.а.в.) зашел в кладовку Биляла, где он хранил закяты, нашел там кучу фиников, и сказал: «Что это за финики, Билял?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, я взял их для твоих нужд». Пророк (с.а.в.) сказал: «Есть ли гарантия в том, что ты не попадешь в огонь из-за этого? Потрать их и не бойся, Аллах не уменьшит или не сделает бедным»». В этом же хадтсе говорится: «Абдуррахман Ибн Авф во время Посланника Аллаха (с.а.в.) был назначен над закятом верблюдов и овец, а Билял был ответственным за закят от урожая. Мухмия Ибн Джуз был ответственным за хумс (1/5)». Халифа сказал: «Над его расходами отвечал Билял». Передает Ибн Хаббан от Абдуллаха Ибн Лухай аль-Хавзаний: «Я встретил Биляла, муаззина Посланника Аллаха (с.а.в.), и сказал ему: «О Билял, каким был расход Посланника Аллаха (с.а.в.)?» Он сказал: «У него не было ничего. С момента его пророчества, до его смерти я заведовал этими расходами. Если к нему приходил какой-нибудь мусульманин, у которого нет одежды, увидев это, он приказывал мне, и я брал в долг и покупал одежду, одевал его и кормил...». Передал Муслим от Абу Рафиа, слуги Посланника Аллаха (с.а.в.), что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.в.) взял в долг верблюжонка». А когда прибыли верблюды от закята, Абу Рафи сказал: «Пророк (с.а.в.) приказал мне выплатить его долг этому человеку, отдав верблюжонка. Я сказал: «Я не нашел среди них верблюжонка. Они все большие и избранные верблюды». Он сказал: «Отдай ему такого, поистине, лучший человек, это тот, кто лучшим образом выплачивает долг».

 

Вопросы и задания для обсуждения и повторения:

 

1. Дайте определение термину «байт уль-мал».

2. Расскажите о видах байт уль-мала.

3. Кто имеет право получать жалование из байт уль-мала?

4. Дайте шариатское определение термину «закят».

5. Приведите 8 категорий людей, которые имеют право претендовать на закят согласно Корану.

6. Что такое «нисаб» и в чем он измеряется?

7. На какие цели могут быть распределены средства из закята в современном немусульманском государстве?

8. Освобождается ли мусульманин от уплата закята в связи с уплатой налога в государственную казну немусульманского государства?

 

 

Вакф

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 687. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия