Студопедия — Антропометрические требования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропометрические требования






Антропометрия (от греч. antrbpos -человек и метрия) - составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. При разработке пространственных структур невозможно не учитывать антропометрические характеристики человека, поскольку форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека.

Студенты учитывают эти факторы, осуществляякраткое описание функциональных процессов в виде схемы пространственной организации объекта и пояснений к ней. В схеме необходимо графически показать зависимость размеров элементов объекта(габаритов площадок, лестниц, навесов, скамей и т.п.) от антропометрического строения человека. Студенты должны осознавать обусловленность пространственной формы процессами жизнедеятельности человека; должны также понимать, что конфигурация и параметры пространства во многом определяются функционально-технологическим процессом, поведением человека и его габаритами [27, с.114-119].

Изучение влияния антропометрических факторов на организацию открытого пространства диктуют необходимость учета и функционально-технологических закономерностей и требований таких как:

· Требования зонирования и процентного соотношения площадей. Около 30% общей площади в объектах общественного назначения занимают площади коммуникационные, «пространства пути», это - пандусы, дорожки, лестницы и пути эвакуации людей в случае аварийных ситуаций; около 50% составляют - площади основных функциональных зон и элементов; 20% - вспомогательные и подсобные площади и т. п Данные требования регламентируются: СНиП 2.08.02-89 (1999) «Общественные здания и сооружения», а также СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий».

· Требования правильной организации движения людских потоков. Предъявляются в связи с необходимостью обеспечения безопасности людей при их эвакуации. СНиП 2.08.02-89 (1999). «Общественные здания и сооружения», СНиП 2.01.02-85(1999). «Противопожарные нормы».

· Санитарно-гигиенические требования влияют на планировочные решения, способы группировки различных планировочных элементов и помещений, их зонирование и взаимосвязь. Данные требования выдвигаются в связи с необходимостью учета оптимальных условий естественной освещенности, инсоляции, проветривания, звукоизоляции и т.п. СанПиН 2605-82 «Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки».

· Требования к инсоляции различных пространств и элементов архитектурного объекта определяются их назначением и составом, пребывающих в нем людей (взрослые или дети). Необходимость разработки мероприятий для предохранения от излишней солнечной радиации пространств, ориентированных на неблагоприятные стороны света, продиктована климатическими особенностями региона и требуемым временем инсоляции Эффективна установка в южных городах в местах длительного пребывания детей и взрослых специальных бассейнов-кондиционеров со сплошной завесой воды высотой до 2.5 м, которые обеспечивают повышение влажности воздуха до 40% и охлаждение воздуха на 8 градусов, т.е., создают комфортные условия даже в самые жаркие дни. Что касается малых бассейнов, то их воздействие на микроклимат прилегающего участка заметна лишь при установке затеняющих устройств, что вполне соответствует давно сложившейся на юге традиции отдыха у источника, в тени деревьев. СНиП 2.08.02-89 (1999). «Общественные здания и сооружения», СанПиН 2 605-82. «Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки», СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

· Требования учета противопожарных норм и правил организации пространства регламентируются СНиП 2.01.02-85(1999). «Противопожарные нормы», СНиП 21-01-97 (1999). «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

При разработке первых курсовых проектов, проблемы пространственной организации функционального процесса (наряду, с поисками ее образной составляющей) являются наиважнейшими и выступают на первый план. Пространственная форма должна служить оптимальному решению конкретной задачи.

Студенты должны понимать, что разобщение внутренне связанных процессов или их неоправданное совмещение рождает конфликты и дезорганизацию пространства, поэтому и необходим некий сценарий, моделирующий организацию жизненных процессов, для которых предназначен объект, их развертывание в пространстве и времени, учитывая, однако, что при воплощении подобных сценариев должна быть заложена необходимая степень гибкости. Суммарные комбинации пространств, предназначенных для различных функциональных процессов, имеют обычно сложные сочетания и размытую границу. Сочетание же неправильных конфигураций влечет за собой потери пространства, превышающие экономию, которой можно достичь, если их рисунок будет точно соответствовать сфере действия. Тем самым задается важный принцип архитектурной композиции, который обеспечивает экономную достаточно плотную «упаковку» элементов в определенную конфигурацию целого [36].

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Данный аспект пространственной организации - предусматривает количественно-качественное определение архитектурного пространства в зависимости от инженерно-конструктивных и художественно-эстетических закономерностей пространственной формы. Проектное решение, отражающее морфологический аспект проектного анализа в виде материально-конструктивной системы, должно выступать и как художественно осмысленная форма, что требует учета художественно-эстетических и семантических требований. Художественно-эстетические и композиционные требования к пространственной организации предусматривают анализ морфологической структуры формируемого пространства с точки зрения таких композиционных качеств, как единство, целостность, соподчиненность, пропорциональность, масштабность и т.п. В композициях открытых городских пространств конкретность художественного образа проявляется во взаимосвязи с природой и в значительной степени обусловлена потенциальными возможностями выбранной территории. Архитектурно-пространственная структура открытого городского пространства является важной составляющей частью художественного замысла. Т.е. находится во взаимосвязанной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных центров и нейтрального фона. Степень сложности этой структуры зависит от назначения и функционального зонирования территории, размеров участков и других факторов. Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты - те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, т.е, которые подготавливают восприятие абсолютных доминант. В каждом отдельном случае в зависимости от конкретных градостроительных условий, местоположения участка и его роли в контексте городской застройки или природного ландшафта могут применяться различные композиционные приемы архитектурного решения: фронтальные, глубинные, центричные, симметричные, асимметричные, с разнообразной соподчиненностью объемов и ритмическими построениями. Эмоционально-пространственные характеристики архитектурного пространства определяются способами его композиционной организации. Архитектурное пространство характеризуется определенными параметрами и обладает направленностью в зависимости от соотношениякоординат. Пространства могут быть с преимущественным развитием: глубины, вертикали, фронта, с двумя развитыми координатами и т.п. Важно изучить различные типы организации пространства, чтобы понять, как элементы, интерпретируются в зависимости от воли автора [1, 18]. Архитектурное пространство формируется и обретает свое специфическое качество, свою организованность через посредство материальных элементов: площадок, навесов, подпорных стенок, галерей, дорожек и т.п. Отношение целесообразно сформированных масс и пространства, которое организуется ими, определяет первичные свойства формы архитектурного объекта. Степень и характер упорядоченности пространства могут вызывать определенные эмоции. Здесь важна связь между общими принципами построения пространства и характером возникающей эмоции.

Пространство протяженное в глубину и организованное одной продольной осью активно направляет к той или иной цели, рождает чувство сосредоточенности, целеустремленности, ожидания.

Фронтальное, обращенное широким фронтом в сопредельное пространство (во внешнюю среду), обеспечивает широту обзора, снимает напряженность, вселяет чувство уверенности. Но одновременно такое пространство возбуждает интерес, вызванный обширностью полученной информации и необходимостью ее переработки.

Концентрически развивающееся, вокруг центрального двора или композиционного ядра, пространство предполагает возможность появления третьей оси – вертикальной; устанавливает наиболее полный и как бы исчерпывающий порядок, предопределяя сложность и богатство возникающих эмоций.

Э моциональный потенциал архитектурного пространства определяется с одной стороны, предельной ясностью и строгостью ряда характеристик построения: системой осей, ритмом, границами и связующими линиями, симметрией и геометрией формы, а с другой - программным нарушением найденной закономерности. Контрасты противопоставления запланированной свободы и строгого порядка, чувственного и логического, ожидаемого и неожиданного, внося разнообразие в характеристику пространства, усиливают восприятие упорядоченности, подчеркивают значение порядка. В различном по времени и последовательности противопоставлении этих значений – порядка и неопределенности, закономерности и случайности – заложены различные смысл и значение архитектурных сообщений, а также различие эмоциональных переживаний. В противопоставлении порядка, организующего пространство, и свободы, нарушающей этот порядок, заложены объективные основы эмоционального языка архитектуры. Принципы симметрии и асимметрии, ритма, контраста, нюанса, соизмеримости частей и целого, закономерность и случайность, открытость и замкнутость, внутреннее и внешнее - композиционные средства построения художественного образа пространства, как диалектики противоположных начал [18, 36]). Осознание студентами смысла пространства в качестве формообразующего компонента и приобретение навыков работы с ним превращается в сложную методическую программу

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА. Семантический аспект пространственной организации предусматривает анализ формируемого пространства в контексте сложившихся форм человеческой жизнедеятельности и окружающих человека форм предметного мира. Такое соотнесение формируемого пространства с окружающей действительностью позволяет интерпретировать его в глубинном диапазоне культурно-исторических значений, как своеобразную микромодель мира. Семантический анализ предполагает соотнесение проектируемого объекта с его смысловыми прототипами («первоисточниками») [18, 36].

Важнейшим аспектом композиционной подготовки является изучение культурных смыслов формы пространства и овладение принципами его семантизации. Семантическая обусловленность архитектурных форм, ассоциации, которые устойчиво связываются с ними, восходят к очень глубоким и давним традициям культуры. Истоки семантизации пространства восходят к мифологической эпохе, именно в это время складываются основные архетипы: пространство пути и пространство действия, это – дорога, башня, круг, двор, сад и т. п. В современной архитектуре мифопоэтическое моделирование пространства приобретает особое значение. Открытое городское пространство, как и любое произведение архитектуры и искусства содержит определенную эстетическую информацию [1, 18, 36]. Информативно все: объемы, элементы, пропорции, масштаб, ритм и т.д. Архитектурная композиция в определенной мере программирует эмоции, чувства, мысли. Причем ценность эстетической информации связана с неожиданностью, оригинальностью, непредвиденностью. Эти аспекты во многом учитываются при разработке способов и приемов организации пространства. Семантический аспект предполагает изучение функциональной и морфологической сторон пространственной организации с точки зрения их смысловой значимости. С этой позиции семантический аспект формообразования включает выявление значимых в смысловом отношении элементов среды, предполагает соотнесение проектируемого объекта с его смысловыми прототипами (первоисточниками смыслов), ориентирует на выявление глубинных психологических пластов восприятия пространства, его значимости для человека воспринимающего и переживающего[ 36].

Характеризуя взаимоотношение всех выделенных аспектов пространственной организации, необходимо отметить, что реально они представляют структурную совокупность, поэтому только единство всех аспектов обеспечивает всестороннее рассмотрение архитектурного пространства в процессе его проектирования. При этом синтез проектной модели обеспечивается комплексностью анализа выделенных аспектов [18, 36]. Все перечисленные факторы влияют на создание конечной пространственной формы и являются формообразующими. Однако специфика творчества архитектора состоит в осмыслении всех формообразующих факторов и их органичного соединения в проекте на основе методов формообразования. На каждом из уровней композиционного моделирования, изменяется порядок изучения тех или иных факторов, который корректируется спецификой задач каждого из этапов.

 

4.3..ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проблемы современной архитектурно-проектной методологии.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия