Студопедия — Технология поликультурного воспитания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технология поликультурного воспитания






Важной задачей образования и воспитания подрастающего поколения в новых политико-экономических условиях в стране становится подготовка молодежи к жизни в поликультурной среде.

Отечественные ученые рассматривают поликультурное воспитание как важные составные части общего образования, как направленность содержания образования и воспитания на формирование у учащихся готовности к осознанному выбору культурных ценностей и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества (Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - С.7-8; Давыдов Ю.С, Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. – С.11). Реализация идей поликультурного воспитания в воспитательном процессе позволяет полнее удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает учащимся возможность полнее знакомиться с культурными достижениями других народов.

Поликультурное воспитание приобретают особую актуальность в полиэтническом и поликонфессиональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ в России конца XX -начала XXI века сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка в обучении, развитие, наряду с национально-русским, русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции. Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и подростков к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации, культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания и понимания учащимися культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Современными отечественными учеными ценности культуры рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человечества (См: Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М., 1997. - С. 11-14).

Учитывая, что Россия является полиэтническим и поликонфессиональным государством, которое интегрируется в мировое образовательное пространство, современные отечественные ученые основное внимание уделяют разработке средств формирования поликультурной личности. Поликультурная личность - это высокообразованная, самодостаточная личность, способная сделать осознанный выбор гуманистических культурных ценностей, признающая право каждого человека на культурное самоопределение. Это личность, которая рассматривает разнообразие культур как источник самообразования и самосовершенствования. Поликультурная личность это человек, который представляет интересы определенной культурной группы и в то же время является патриотом своей страны и гражданином мира, т.е. принимает активное участие в решении глобальных проблем и осознает ответственность за судьбу планеты. Таким образом, цель поликультурного образования и воспитания состоит в формировании человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и интеграции многокультурного мира.

Реализуя целевые установки в педагогической практике, поликультурное образование призвано:

- формировать у учащихся гуманистическую систему ценностей, отражающих реалии современного мира;

- дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества в многокультурном мире;

- формировать личностные качества учащегося, необходимые ему при вхождении в иную культуру, а также навыки и умения толерантного поведения в многокультурном обществе.

Из сказанного вытекают конкретные задачи поликультурного образования и воспитания:

- формирование планетарного мировоззрения; ориентация личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, высшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу;

- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа; формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, миролюбия и уважения ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям;

- культивирование уважительного отношения к людям представляющим различные культуры, к их языку, социальным ценностям;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур; воспитание учащихся в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального долга;

- формирование непримиримого отношения к проявлению шовинизма, национализма и расизма;

- воспитание веротерпимости, обучение способам мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.

В условиях поликультурного общества фундаментальной задачей образования становится воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей отечественной культуры и нравственности.

Технологии поликультурного образования и воспитания - это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами поликультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий. Первый тип - это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др. Второй тип технологий - это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учетом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии. Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся. Это работа по вариативным образовательным программам для тех, кто хочет изучать родной язык, или культуру другого народа; участие в деятельности культурных обществ; учебно-исследовательские задания. Особую роль играют интерактивные и проблемно-поисковые образовательные технологии, в ходе которых студенты приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае учащийся становится субъектом педагогического процесса, который строится при конструировании его непосредственного опыта.

Формирование этнического и гражданского самосознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире, отношения к родной культуре, осознанием себя в качестве субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда школьник активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные проблемы, в ходе разрешения которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии, приходит к определенным выводам и обобщениям, самостоятельно строит заключения. Например, при проведении ролевой игры «Моя многокультурная семья» подростки на примере близких, родственников приходят к осознанию того, что каждый человек является носителем нескольких субкультур (этнической, религиозной, половозрастной, социальной). Это обогащает их поликультурный кругозор. Создаются предпосылки для уяснения необходимости уважительного отношения друг к другу.

Организация дискуссии в старших классах на тему «Стереотипы и предрассудки» помогает осознать опасность негативных стереотипов в общении людей, представляющих разные культуры и субкультуры, дает учащимся возможность прийти к выводу о том, что отрицательные качества человека не связаны с его принадлежностью к той или иной культуре. Тренинг «Навстречу друг другу» создает условия для поиска конструктивных форм общения, развития эмпатии, способности к сочувствию. Важное значение для решения задач поликультурного образования и воспитания имеет организация коллективных творческих дел, в ходе которых понятия и убеждения становятся мотивом поведения, деятельности. Так, коллективные дела по сохранению памятников культуры, помощь инвалидам и престарелым, детям беженцев, участие в международных акциях и проектах помогают учащимся лучше понять проблемы других людей, способствуют развитию уважения к другим народам, странам, способствуют формированию качеств гражданина России.

Необходимым условием успешного решения задач поликультурного образования является педагогическая поддержка становления личности учащегося в образовательном пространстве. Педагогическая поддержка — это система педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленными на создание поликультурного пространства образовательного учреждения как среды, обеспечивающей образование на основе диалога культур, учета индивидуальных особенностей учащегося и актуализации механизмов самоопределения, самоорганизации и саморазвития.

Современная модернизация образования в России ориентирована на педагогическое сопровождение, поддержку личности. Сопровождение и поддержка в реализации поликультурного образования и воспитания основываются на аксиологическом, культуросообразном, деятельностно-личностном подходах и предполагают:

- осуществление связи изучаемых предметов с особенностями культуры, географии, истории региона;

- изменение программ обучения в соответствии с когнитивными стилями познавательной деятельности детей, их ментальностью, этнической принадлежностью;

- отражение идеи этнического плюрализма в школьных программах, учебниках;

- обеспечение поликультурной идентификации личности учащегося.

Технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предусматривают:

- диагностику индивидуального развития, выявление проблем и трудностей в обучении и воспитании учащихся, связанных с их культурными особенностями;

- выявление особенностей культуры семьи каждого ребенка;

- применение индивидуальных заданий по изучению культуры народов, живущих на планете;

- работу над ошибками в речи с учетом особенностей родного языка, общения в семье;

- интеркультурное педагогическое взаимодействие, позволяющее использовать современные процессы глобализации и интеграции в гармоничном становлении личности;

- самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, задатков и интересов; работу с компьютером.

Еще одним важным условием реализации педагогической поддержки в поликультурном образовательном пространстве является внедрение культуросообразного подхода, а так же основ этнопедагогики в систему и содержание поликультурного образования. Культуросообразный подход - это методологическая основа образования, ориентированного на человека, это образо­вание в контексте культуры, это видение образования через призму понятия «культура», т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде. Все компоненты этой среды наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Поддержка учащихся в поликультурном образовании предполагает:

- внедрение междисциплинарной интеграции;

- введение этнического компонента в содержание преподаваемого предмета на протяжении всего процесса обучения;

- создание атмосферы этнического плюрализма во внеурочной деятельности учащихся, в воспитательном процессе;

- наполнение содержания образования материалом, отражающим культурное достояние народа, направленным на пробуждение гуманных переживаний;

- обеспечение культурной самоидентификации учащихся (культуру нельзя сохранить иначе, как через человека);

- введение инновационных технологий, способствующих формированию таких качеств, как толерантность, веротерпимость, понимание и принятие другой культуры, национальное и гражданское сознание, эмпатия, интеркультурное мировосприятие и миропонимание.

Одним из условий реализации педагогической поддержки в поликультурном образовательном пространстве является организация отношений личностно-ориентированного взаимодействия в целостном педагогическом процессе.

Ученые подтверждают значимость обеспечения педагоги ческой поддержки личности учащегося в поликультурном образовательном пространстве. При этом они подчеркивают, что при организации данного процесса учитель должен:

- учитывать уникальность и самобытность учащегося и поддерживать ее посредством самоутверждения в культуре;

- проектировать педагогическое взаимодействие с учетом личностных возможностей и особенностей педагога и ученика исходя из «субъектного опыта» последнего;

- опираться на личностный подход в поликультурном образовании.

Оказывая педагогическую поддержку учащимся в поликультурном образовании, педагог руководствуется следующими правилами:

- проявлять симпатию ко всем ученикам, независимо от их национальности и этнического происхождения;

- проявлять терпимость, гибкость, склонность к компромиссу, чаще прибегать к похвале, одобрению и помнить, что в одобрении учителя больше нуждаются слабые ученики;

- ограждать детей от стрессов, страха и унижения, строить диалог, побуждающий учащихся самостоятельно мыслить;

- знать историю, традиции, национальные особенности культуры народов, населяющих данный регион.

Реализация идей поликультурного образования и воспитания в педагогическом процессе создает благоприятные условия для становления культурного, образованного и компетентного человека, для поднятия личности на новый, более высокий уровень культуры.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 12296. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия