Студопедия — Московский ВХУТЕМАС - школа конструктивизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Московский ВХУТЕМАС - школа конструктивизма






История школы

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) со­здан декретом Совнаркома от 19 декабря 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских (воз­никших в 1918 г. на основе Училища живописи, ваяния и зодчества и Императорского Строгановского училища) с целью подготовки «ху­дожников-мастеров высшей квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования1.

К концу 1923 г. во ВХУТЕМАСе сложилась двухуровневая система подготовки (ректор скульптор Е. Равдель). Первые два года студенты всех специальностей изучали пропедевтические курсы на так назы­ваемом Основном отделении, после чего переходили на один из вось­ми факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, метал­лообрабатывающий, деревообрабатывающий, керамический, текстильный, полиграфический (графический).

В эти годы на производственных факультетах — архфаке, дер- и метфаке — были заложены основы новаторских школ в области архи­тектуры и дизайна. Наиболее влиятельными были сформировавшие­ся как течения в архитектуре рационализм (Н. Ладовский) и конст­руктивизм (А. Веснин), конструктивизм в дизайне и полиграфии (Эль Лисицкий, А. Родченко), школа В. Фаворского в графике, идеи функ­ционализма и стандартизации (А. Филиппов на керфаке).


1 См.: Декрет Совнаркома об образовании ВХУТЕМАСа. Цит. по: Ленин о литера­тура и искусстве. М., 1957. С. 537.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма



 


Большинство студентов обучалось на архитектурном, полигра­фическом и живописном факультетах. Дерево- и металлообрабаты­вающий оставались малочисленными, но именно здесь впервые в России были опробованы новая методика преподавания и новые принципы проектирования, опирающиеся не на стилизацию, а на функциональные требования, учет культурной ситуации, промыш­ленной технологии.

Разделение дизайнерской специализации по материалам — дереву и металлу — было связано с традициями подготовки художников при­кладного искусства в России и условиями развития промышленности в те годы. Деревообрабатывающий факультет готовил мебельщиков и специалистов по малым деревянным архитектурным формам. Метал­лообрабатывающий — проектировщиков бытовых изделий, оборудо­вания для учреждений и транспорта из металла. Над факультетами шефствовали соответствующие профсоюзы, перед которыми отчиты­вались деканы. Предполагалось, что профсоюзы будут направлять специалистов на работу по их профилю.

В 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт (ректор социолог П. Новиц­кий). В 1929 г. вышел в свет «Проспект ВХУТЕИНа» с подробной ин­формацией о факультетах и публикацией наиболее интересных дип­ломных работ.

Выпускники производственных факультетов получали звание «ин­женер-художник» или «художник-технолог» с указанием специализа­ции по отрасли промышленности (дерево- или металлообрабатываю­щей, текстильной, керамической, полиграфической).

На обратной стороне диплома, который получили в 1929 г. первые выпускники металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, шел текст: «Нам нужен не просто специалист, а особый тип нового специалиста, способного не только руководить производ­ством и вести научно-исследовательскую работу на основе последних завоеваний науки и техники, но и способного быть организатором и руководителем творческой инициативы масс».

Пропедевтические курсы

На Основном отделении студенты всех факультетов проходили про­педевтические курсы, включавшие дисциплины «Объем», «Простран-


ство», «Цвет» и «Графика». Вместо традиционной работы с натурой предлагалось создавать абстрактные геометрические композиции, выявлявшие пластические особенности элементов композиции в каждом из четырех состояний формы.

Здесь преподавали: А. Бабичев, Б. Королев и А. Лавинский («Объ­ем»); Н. Ладовский, В. Кринский, И. Ламцов и М. Туркус («Простран­ство»); А. Веснин, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Древин и Г. Клуцис («Цвет»); Л. Бруни, А. Родченко, П. Павлинов («Графика»).

В первой половине 1920-х гг. система пропедевтических упражне­ний по всем дисциплинам опиралась на «объективный метод препо­давания», базировавшийся на результатах теоретических дискуссий ИНХУКа. Метод аналитических упражнений по формообразованию был опробован Ладовским еще в 1920 г. на архитектурном факультете. Он считал, что архитектура должна отвечать фундаментальной по­требности человека — ориентации в пространстве. Следовательно, архитектурные формы должны выражать в своей пластике, соотноше­ниях, взаимном расположении структуру и характер этого простран­ства. «Пространство, а не камень — материал архитектуры. Простран­ственное™ должна служить скульптурная форма в архитектуре», — утверждал он. На протяжении всех лет существования ВХУТЕМАСа эту дисциплину как общую для всех специализаций вели архитекто­ры. Именно поэтому она и сохранила свою первоначальную направ­ленность на тренировку архитектурного мышления, на развитие фун­даментальных представлений о пространстве.

В 1923—1926 гг. (ректор В. Фаворский) соотношение сил на Ос­новном отделении между педагогами классического направления и «левыми» изменилось. «Графика» и «Цвет» превратились в обычные общехудожественные дисциплины «Рисунок» и «Живопись».

Графическая пропедевтика в годы ее наибольшего расцвета имен­но как аналитической учебной дисциплины включала несколько ти­пов заданий. Так, Родченко из непривычных вещей — фарфоровой ступки, куска стекла, черной бумаги, трубки желтоватой бумаги, не­ровного согнутого листа картона, сплиссированных складками лис­тов глянцевой бумаги — составлял натюрморт. Студенты должны бы­ли сначала его реалистически изобразить, затем нарисовать только линейно и, наконец, построить на основе этого натюрморта компози­цию из геометрических форм. Таким необычным натюрмортом Род­ченко вводил студентов в новую для них область абстрактного искус­ства. Он считал, что, научившись изображать различные по фактуре



Часть IV. У истоков функиион& пизма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма



 


       
 
   


Рис. 38

Композиционные упражнения по курсу А. Родченко. 1921 — 1922


Дисциплина «Пространство» Ладовского была основана, с одной стороны, на поиске конфигураций, размерных соотношений прост­ранства и объема с помощью ортогональных проекций, а с другой — на создании пространственных композиций и макетов (рис. 39). В дисциплине «Цвет» ведущим было понимание плоскости как цве­товой поверхности. «Объем» Бабичева и Лавинского базировался на понимании категории массы объемных элементов, внутренняя дина­мика которых выявлялась при сочетании нескольких врезанных друг в друга объемов.


 


материалы, передавать контрасты объема и плоскости, строить завер­шенную композицию из отдельных деталей, художник легко перейдет к проектированию вещей, выразительность которых основана не на красоте орнамента или роскоши отделки, а на конструкции, характе­ре соотношения форм и материалов.

Второй цикл заданий сводился к построению композиций из за­данных однотипных элементов — графических контуров основных форм (треугольника, прямоугольника или окружности), линий пря­мых или криволинейных (рис. 38). Условия были достаточно строги­ми. В одном случае требовалось создать линейную композицию из за­данных элементов на разграфленном квадратами листе. В другом — используя треугольник, круг и прямоугольник, выстроить комбина­цию, подчиненную заданной схеме: вертикали, горизонтали, диагона­ли и т.д. При этом использовались только линейные контуры форм, которые должны были пересекаться друг с другом, образуя новые кон­фигурации. Эти и подобные упражне­ния объясняют и другое название дисциплины Родченко: «Графическая конструкция на плоскости».

Рис.39 Дисциплина «Пространство». Пространственная композиция на тему книг. 1923

Отличительной чертой пропедев­тики Родченко можно считать линей­ность, отражавшую особый принцип мышления, конструирования и фор­мообразования. Линия — это не только контур, след, оставленный чертежным инструментом (цирку­лем, рейсфедером), но и «технологи­ческий разрез» плоскости, грань формы, каркас.


Проектирование как профилирующая дисциплина

Профилирующей дисциплиной на дерево- и металлообрабатываю­щем факультетах было проектирование.

Цель учебного проектирования, как писал в учебной программе в 1924 г. профессор метфака А. Родченко, — в процессе работы над кон­кретной вешью «дисциплинировать студента на изложение в проекте своего художественно-технического понимания современного требо­вания жизненных удобств и технических возможностей»1.

Проектирование помогало выработать критическое отношение к устройству, конструкции, способу использования и производству су­ществующих вещей. Родченко предполагал, что подробный функцио­нально-конструктивный анализ предметов и потребностей может подсказать совершенно новые варианты. Выпускник метфака должен был стать «инженером вещи», способным дать ясное проектное пред­ложение на спрос, умеющий учитывать потребности и социальные факторы, а также возможности промышленного производства.

Проектирование включало несколько этапов: от формулировки проектной задачи, анализа используемых материалов, особенностей назначения вещи, ее внешнего вида и стоимости — к подготовке ра­бочих чертежей и моделей в натуральную величину и в реальном ма­териале. «Не просто проект, а изобретательское предложение, новое решение должен уметь делать инженер-художник металлообрабаты­вающего факультета»2. Изобретательство включало оригинальное со-

1 Родченко A.M. Цель проектирования: Учебные программы. 1922—1928 // Родчен­
ко A.M. Все — опыты. М., 1996. С. 173.

2 Там же.



Часть ГУ. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма



 


четание функций, применение сложной кинематики конструкции (складывание и раскладывание), поиск простой, ясной и композици­онно острой формы.

Задания по проектированию подразделялись на две группы: так называемую «лицевую обработку металла» и «конструирование ме-талловещей». Под «лицевой обработкой» Родченко имел в виду ин­формационно-рекламные проекты, например, указателя трамвайной остановки, значка, упаковки для продуктов, витрины или уличной рекламы. Такие задания предполагали грамотное решение графичес­кой композиции, знание различных технологий получения изображе­ния на бумаге, стекле, металле, способы травления, эмали, трафарет­ной печати и т.д.

Второй тип заданий был рассчитан на тренировку конструктор­ских навыков. Начиналось все с простейших, элементарно устроен­ных вещей: дверной ручки, пепельницы. Затем предлагалось спро­ектировать более сложные предметы: лампу, складной стул, театральный киоск. В конструкции таких вещей, как многофункци­ональный стол, полка для книг или убирающаяся кровать, ценилось остроумное решение пространственной структуры, позволявшее ве­щи динамично раскрываться в пространстве и компактно склады­ваться.

В каждом задании была своя изюминка, даже в его формулиров­ке. Проектировали не просто киоск, а складной киоск-витрину; не просто чайник, а походный чайник, он же котелок, сковорода и что-либо еще; не просто кресло, а кресло-кровать. Получались многофункциональные вещи-аппараты с разнообразной кинема­тикой и ажурной формой, откровенно показывавшей принцип их устройства. Курсовые проекты выполнялись в материале — либо в натуральную величину, либо в масштабе. Тут проверялось умение студента работать с разными материалами, знание станков и инст­рументов.

Яркий пример такого подхода — универсальный стол студента И. Морозова 1926 г. (рис. 40). Этот стол — целый комбинат из вещей. С одной стороны половина крышки стола откидывается вверх, от­крывая обеденный стол с укрепленными под крышкой столовыми приборами. Вместо скатерти — перематывающаяся с одного вала на другой широкая бумажная лента. На другой половине стола укрепле­на фиксируемая под любым углом доска для черчения. В нижней части хранятся складные металлические стулья. В эти же годы на де-


 

ревообрабатывающий факультет приходит архитектор А. Лавинский, автор фантастического проекта «Го­рода на рессорах», обсуждавшегося в ИНХУКе. Он ввел новую, акту­альную, тематику проектирования, отстаивал более лаконичные при­емы оформления мебели, вводил принципы обнажения деревянной конструкции, ее геометризацию. Вместо изготовления традицион­ной резной мебели и деревянных павильонов перешли к проектиро­ванию внутреннего оборудования квартир и оформлению клубов.

Рис. 40 И. Морозов. Универсальный трансформирующийся стол. Руководитель А. Родченко 1926

В 1925 г. на деревообрабатываю­щем факультете начал преподавать вернувшийся из Берлина Эль Лисиц-кий. Тесно связанный с архитекто­рами, он участвовал в разработке об­разцовых проектов домов-коммун. А студенты под его руководством вы­полняли проекты встроенной мебели. Лисицкий считал, что современ­ную квартиру или комнату необходимо разрабатывать с максимально трансформирующимся стационарным внутренним оборудованием, на­подобие кают парохода или купе поезда. В конце 1920-х гг. дипломники Лисицкого проектировали как стандартную унифицированную мебель, так и мебель для конкретных объектов — например, для каюты капитана рефрижераторного судна.

В 1928 г. Лисицкий выступил с докладом о художественных пред­посылках стандартизации бытовой мебели на заседании одной из сек­ции Совнархоза, посвященном производству мебели. Сформирован­ные им пять основных принципов работы дизайнера-мебельщика актуальны и поныне.

«На чем основана выразительность современных вещей?

1. Они представляют самих себя, а не изображают что-то совсем
другое. ОНИ ЧЕСТНЫ.

2. Глаз воспринимает их как целое, не блуждая и не застревая в пу­
танице формы. ОНИ ЧЕТКИ.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма



 


3. Они просты не от нищеты оформляющей энергии, изобрета­
тельской фантазии, а от богатства, стремящегося к лаконизму. ОНИ
ЭЛЕМЕНТАРНЫ.

4. Их форма в целом и деталях может быть построена циркулем и
линейкой. ОНИ ГЕОМЕТРИЧНЫ.

5. Их оформляла рука человека посредством обрабатывающей час­
ти современной машины. ОНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫ»1.

Культура вещи и культура материала

С приходом Владимира Татлина на деревообрабатывающий факультет (1928) возник новый предмет — «Культура материала». В его лабора­тории по изучению эстетических свойств материалов студенты вы­полняли отвлеченные композиции-скульптуры (сегодня мы бы на­звали их «ассамбляжи» или «инсталляции», т.е. сложносоставные комбинации из фрагментов и обрезков разных материалов и частей предметов) из сочетаний стекла, дерева, металла, проволоки и т.д. Вторая часть упражнений — проектирование вещей с учетом эстети­ческого сопоставления фактур. «При создании вещи художник воору­жается палитрой различных материалов, которыми действует, осно­вываясь на их свойствах. Здесь учитывается цвет, фактура, плотность, эластичность, вес, прочность»2, — комментировал Татлин в 1929 г. проекты своих студентов. Базой для этих упражнений послужили «контррельефы» самого Татлина, выполненные им еще в 1915 г., вы­разительность которых определялась контрастными соотношениями фактур, цвета и форм реальных материалов.

В мастерской Татлина во ВХУТЕИНе были созданы и знаменитый рессорный стул (рис. 41), и сани из гнутого дерева, наподобие постро­енного Татлиным чуть позже Летатлина — мускулолета, напоминавше­го по форме чайку. Упругость конструкции, ее податливость, гибкость, «рессорность» Татлин считал необходимым свойством вещей, вступаю­щих в контакт с телом человека.

1 ЛисицкийЛ.М. Художественные предпосылки стандартизации гражданской инди­
видуальной мебели. Доклад для секции стандартизации Научно-технического управле­
ния Всесоюзного совета народного хозяйства. 1928. Рукопись. РГАЛИ (Российский го­
сударственный архив литературы и искусства). Ф. 2361. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 6.

2 Татлин В.Е. Проблема взаимоотношения человека и вещи // Рабис. 1930. № 16.
С. 9.


 

Рис. 41 Н. Рогожин. Рессорный стул. Руководитель В. Татлин. 1929

В те же годы меняются учебные про­граммы метфака. Выдвигается новое тре­бование — комплексность проектирова­ния. Речь идет уже о разработке на старших курсах не отдельных вещей, а комплекса предметов оборудования, на­пример для фотомагазина, музея, зооса­да, остановки транспорта. Возникает но­вое понятие — «культура вещи». Одно из первых заданий по проектированию — «Подбор готовых вещей». «Для ознаком­ления с самой жизнью, с промышленно­стью, выпускающей металлические ве­щи, а также с запросами потребителя, дается первое задание — составить под­бор вещей для оборудования, например, канцелярии из уже существующих в ма­газинах Москвы вещей, представив их в зарисовках и общем виде канцелярии.

Через такой подбор студент знакомится с сегодняшними вещами рынка, критически их разбирает и показывает свой принципиальный взгляд на культуру вещи»1.

Иными словами, речь шла о проектировании по каталогу, т.е. об умении компоновать вещи в пространстве и подбирать их по стилю, цвету, назначению. Родченко придумал и инструмент исследования вещей — «Техническое рисование». Такие дисциплины существовали и раньше. В программах Строгановского училища встречались зада­ния по рисованию машин и станков. В курсе Родченко рисунок ста­новится одним из этапов проектирования.

«Техническое рисование мною ведется... как подсобный предмет при проектировании вещей. Зачастую студент не может использовать ряд современных конструкций вещей, которые он видел, — он не раз­глядел принципов их устройства. Механизм современной вещи дол­жен знать не только студент, но должен был бы знать и всякий чело­век, оканчивающий школу первой ступени»2.

1 Родченко A.M. Материальное оформление: Учебные программы. 1922—1928 //
Родченко А.М. Указ. соч. С. 179.

2 Родченко A.M. Техническое рисование: Учебные программы. 1922—1928 // Там же.
С 181.


11-4651


162 Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

С этой целью студенты сначала зарисовывали предметы с откры­тым устройством — перочинный нож, стул, затем — предметы с напо­ловину скрытым или совсем скрытым устройством — письменный стол, самопишущая ручка, электрическая печь. Последнее упражне­ние — перенести принцип устройства существующих вещей на веши воображаемые, еще не спроектированные.

По логике построения новой учебной программы по проектирова­нию, или «Материальному оформлению вещи», как назвал ее Родчен-ко, после знакомства с рынком вещей студент переходил к заданиям: «Упростить уже существующую вещь», затем «Усложнить уже сущест­вующую вещь», «Новый тип существующей вещи» и, наконец, «Новая вещь». Упрощая вещь, студент снимал с нее декоративное оформле­ние и решал ее форму более четко геометрически. Затем, усложняя вещь, он расширял ее функциональный диапазон (например, прида­вал большую подвижность плафону электрической лампы). Под «но­вым типом существующей вещи» имелось в виду применение какого-либо нового технологического процесса при производстве веши, которое коренным образом изменило бы ее форму. Новая вещь — это уже проектирование без прототипа, опираясь лишь на функциональ­ные, потребительские и производственные факторы.

Заключительные задания состояли из разработки комплекта вещей (например, светильников) и оборудования. В качестве примерных тем по разработке оборудования предлагались: общежитие, кинотеатр, ули­ца, библиотека, столовая, парк культуры. Здесь уже возникали вопросы создания ансамбля, поиска средств достижения стилевого единства ве­щей, общности их цветовой гаммы, способа отделки и т.д.

В 1928 г. эта программа начала внедряться. Известна серия наполь­ных светильников А. Дамского, которую можно считать ответом на задание «Комплект вещей». Разнообразие однотипным подставкам и плафонам придают различные конструкции меняющихся по высоте стоек и цвета деталей. Второй проект — построенный в мастерских института глиссер ДМ-1 с толкающим воздушным винтом — можно отнести к заданию «Оборудование». В проекте В. Мещерина нашлось место и конструкции судна, и разработке кресел, и приборной доски вместе с рулем, а также суперграфике. Глиссер был перевезен на Москву-реку. На нем студенты ВХУТЕИНа совершали экскурсии. Позже он использовался на пассажирских линиях.

История ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — это история борьбы за но­вую профессию дизайнера, история сложения основ этой профессии.


 

 

Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма

В 1927—1929 гг. защитили дипломы две группы студентов метфака и три — дерфака. Все они получили звание «инженер-художник». Темы были всесторонне продуманы и обоснованы (с социальной, конст­руктивной, экономической стороны). Например, проект санного по­езда по бездорожью 3. Быкова включал планшеты с чертежами и об­щим видом тягача и прицепных платформ. Из стандартных деталей, также представленных в чертежах, собирались различные типы плат­форм — грузовые, пассажирские, санитарные и жилые. Кроме того, был сделан проект тягача с шнековым движителем.

Каждый диплом представлял собой своего рода набор конструкти­вов, будь то универсальное выставочное оборудование А. Галактионо-ва или унифицированные панели и мебель для междугородних авто­бусных станций И. Морозова. Дипломники демонстрировали свое понимание нового, современного мира техники. Статьи, посвящен­ные их проектам, назывались: «От ризы — к автомобилю», «Конст­руктора внутреннего оборудования», «На путях к стандарту». Стан­дартизация была одной из актуальных задач промышленности, и дизайнеры видели возможности своего участия в создании удобно и рационально спроектированных вещей.

В 1930 г. ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по отдельным ведомствам и институтам. Архфак и архитектурно-стро­ительный факультет МВТУ были реорганизованы в Высшее архитек­турно-строительное училище (с 1933 г. — Архитектурный институт); живфак и скульптфак перевели в Ленинград, и они вошли в состав Академии художеств; полиграффак и текстфак перешли соответствен­но в Полиграфический и Текстильный институты; керфак был преоб­разован в художественный факультет Института силикатов. Студентов младших курсов метфака ВХУТЕИНа перевели в МВТУ, а студентов дерфака — в Лесотехнический институт, где готовили уже только ин­женеров. Лисицкий с грустью вспоминал однажды, что его талантли­вый студент, проектировщик мебели, стал директором лесопильного завода.

Вопросы и задания

1. Что общего между ВХУТЕМАСОМ и «Баухаузом»?

2. Объясните фразу архитектора Н. Ладовского: «Пространство, а не ка­
мень, — материал архитектуры».

3. Можно ли пообедать за чертежным столом?



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


 


4. Объясните следующие понятия: «культура вещи» и «культура материала».

5. Какую роль играли принципы унификации и стандартизации в учебном
проектировании?








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3853. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия