Студопедия — Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже







 


Литература

Хан-Магомедов СО. ВХУТЕМАС. М., 1995.

Хан-Магомедов СО. Конструктивизм — концепция формообразования. М., 2003. Гл. 6.


^


Экспозиция

Советский раздел Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности, проходившей в 1925 г. в Париже, размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные де­коративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре, театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале (это здание с ажурным металлическим перекрытием было построено в 1900 г. к Всемирной выставке). Интерьеры демонстрировались в от­дельной галерее на эспланаде Дома инвалидов. Кустарные промыслы, книги Государственного издательства и товары Госторга — в павильоне, построенном по проекту Константина Мельникова. Отдельно у набе­режной располагались 12 уличных киосков, спроектированных Мель­никовым и оформленных Александрой Экстер.

Согласно девизу выставки, любая стилизация объявлялась недо­пустимой, экспонаты должны были воплощать новую эпоху желез­ных дорог, аэропланов и автомобилей. Поэтому еще в 1924 г. парал­лельно со сбором экспонатов по разделам «Искусство улицы», «Искусство книги», «Архитектура», «Художественно-промышлен­ное образование», «Искусство текстиля», «Народное искусство», «Искусство мебели» началось проектирование нескольких специ­альных объектов: самого выставочного павильона СССР, интерьера показательного рабочего клуба и избы-читальни. Павильон Мель­никова — одно из наиболее ярких произведений архитектуры и ди­зайна 1920-х гг. Архитектор задумал это небольшое двухэтажное здание в форме прямоугольника, прорезанного по диагонали лест-



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже



 


           
 
   
 
 
   

Рис. 42

К. Мельников. Советский

павильон на Международной

выставке декоративных искусств

и художественной

промышленности в Париже.

1925. Аксонометрия

ницей. С открытой лестницы посетители и попадали либо на пер­вый, либо на второй этаж (рис. 42). Илья Эренбург писал в газете «Экран» по поводу павильона Мельникова: «Индустриальный сон. Гараж, приснившийся поэту (неужели поэтам должны сниться обя­зательно шалаши?). Стекло устраняет двусмысленность — это яс­ность хорошей погоды и еще витрины»1.

Мельников — архитектор дизайнерского склада. Композиция многих его построек 1920-х гг. — рабочих клубов, гаражей — рождалась исходя из организации функциональных процессов. Клуб им. И.В. Ру­сакова в Сокольниках (1927—1929) получился похожим на фрагмент шестеренки с выступающими на уровне второго яруса объемами «зубьев». Эти объемы — не что иное, как дополнительные зрительные залы со сдвижными перегородками, расположенные на уровне бель­этажа и открытые в основной зал. При необходимости можно было проводить несколько мероприятий одновременно либо занимать все пространство.

Здание Бахметьевского автобусного парка (1928) имеет в плане форму параллелограмма. Въезды расположены на одной стороне га­ража, выезды — на другой. (Это решение было запатентовано как пря­моточное движение автобусов в гараже по системе Мельникова.) Автобусы, закупленные Моссоветом в Великобритании, были постав-

Эренбург И.Г. Парижская выставка // Экран. 1925. Сентябрь.


лены «елочкой» в несколько рядов. При таком размещении каждый автобус мог беспрепятственно выехать из своего ряда и выйти на мар­шрут, а по окончании работы так же свободно, не мешая другим, за­нять свое место в гараже.

Подобную «пилообразную» схему компоновки Мельников впер­вые опробовал при проектировании павильонов Сухаревского рынка в Москве в 1924 г. Каждый торговец получал не только собственный прилавок с вывеской, но и небольшое отгороженное углом следующе­го павильона пространство, где покупатель мог выбрать товар, приме­рить одежду, не мешая другим.

Одним из наиболее крупных экспонатов парижской выставки стал рабочий клуб, демонстрировавший новый в социальном отношении тип интерьера (рис. 43). Мебель и оборудование строили в Париже по чертежам, разработанным Александром Родченко. «Начинку» — кни­ги, плакаты и фотографии — привезли из Москвы. Родченко задумал клуб как многофункциональное пространство. Центром трансформа­ции помещения служила раскладная трибуна. Снабженная экраном, раздвижной стенкой для плакатов, горизонтальным подиумом для экспонатов или выступлений чтецов, она должна была служить свое­го рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных ве­черов и бесед.

Многофункциональными были задуманы и остальные предметы: стол читальни с поворотной плоскостью, фонарь с общим и направ­ленным светом, шахматный столик на двоих с поворотной доской

Рис. 43

Интерьер рабочего клуба, построенного

по проектам

А. Родченко для

экспозиции на

Международной

выставке в Париже.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже



 


(устроенной так, чтобы игроки могли меняться цветом фигур, не вста­вая с мест).

Присмотревшись к проектам, постройкам, макетам и образцам графического дизайна советской экспозиции, помимо единства об­щего впечатления некой рациональной деловитости, аскетичности, нетрудно заметить ряд повторяющихся конструктивных схем: зигза­гообразная линия, крест, квадрат с продолженными сторонами. Они встречаются в проектах и обложках Клуциса, Родченко, Гана, тканях и костюмах Степановой и Поповой, в архитектуре Мельникова и Вес­нина. Выразительность любого конструктивистского проекта, графи­ческой композиции зависела не столько от проработки деталей или тонких пропорциональных различий, сколько от принципиального соотношения основных частей (вертикали — горизонтали, темного — светлого, верха — низа, правого — левого), от четкости основной структурной схемы. В качестве таких исходных фундаментальных принципов построения могли выступать и симметрия — как зеркаль­ная, так и динамическая, и отдельные простые геометрические фор­мы: круг, треугольник, прямоугольник. Обыгрывание этих схем, гра­фических архетипов составляло главную композиционную тему конкретного объекта.

Именно на выставке в Париже конструктивизм был столь концент­рированно представлен как новая тенденция современного искусства.

Одежда и ткань

Конструктивистские ткани висели по бокам входа в советский раздел в Гран-Пале. В 1924 г. две художницы-производственницы, Варвара Степанова и Любовь Попова, откликнулись на обращение 1-й ситце­набивной фабрики в Москве к художникам. Они предполагали не только проектировать рисунки для набивных тканей, но и обсуждать производственные планы, оформлять магазин, сотрудничать с мод­ными журналами, а также наблюдать за ходом производства. Произ­водственники не представляли себе ткани вне костюма, вне той обла­сти, для которой ткань предназначалась.

Попова и Степанова обновили стиль рисунка, вычерчивая различ­ные геометрические орнаменты с помощью циркуля и линейки (рис. 44). Поначалу это шокировало дирекцию, которая ожидала уви­деть цветочки, листики или советскую символику. Рисунки казались


 


 

слишком механистичными, неподходящи­ми для женской одежды. Однако ситец, фланель, бязь и эпонж (все это виды хлоп­чатобумажной ткани) с геометрическим ри­сунком бойко раскупались как в Москве, так и в провинции.

Рис. 44

На совещании работников Левого фрон­та искусств в 1925 г. критик и один из теоре­тиков «производственного» искусства Осип Брик так оценил этот первый опыт работы конструктивистов для массового производ­ства: «Фабрика " Циндель" обратилась в ИНХУК с вопросом, что нужно сделать, чтобы сдвинуть это производство с той по­зиции, на которой оно стоит. Опыт прави- л- Попова. Проект рисунка лен - не по ситчикам, а по смычке с произ- " " ■ набивной ткани. 1923 водством. Художник никогда раньше не

интересовался вопросами производства. Ему и в голову не приходило, что он должен рисунки делать не из головы, не сдирая [копируя] с книг и альбомов, а исходя из потребностей покупателя и технических возможностей фабрики»1.

Художницы-модельеры придумали и совершенно новый тип кос­тюма — рациональной функциональной одежды, спроектированной в расчете на конкретное назначение, будь то спортивный костюм или комбинезон шахтера с различными дополнительными техническими устройствами.

На смену моде, как считала Степанова, идет функциональная одежда, или, как ее называли в 1920-е гг., — «прозодежда». В своей статье, опубликованной в № 2 журнала «ЛЕФ» за 1923 г., она показа­ла, что эволюция костюма с неизбежностью следует за эволюцией техники и что только при том уровне развития, которого техника до­стигла к началу 1920-х гг., могли появиться костюмы пилота и шофе­ра, непромокаемые пальто, специальные футбольные ботинки, воен­ный френч. Система покроя, конструкция, форма одежды, по ее мнению, целиком вытекают из особенностей работы человека. Кос­тюм следует не украшать, а конструировать.

1 Совещание работников Левого фронта искусств. Стенограммы выступлений. 1925. Машинопись. Частное собрание.



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже



 


«В зависимости же от характера производства — костюм ли это для машиниста в типографии, на паровозе или металлической фаб­рике — вносят индивидуальные особенности в выбор материала и де­тализацию покроя, оставляя нетронутой общую схему.

Особое место... занимает спецодежда, имеющая более точные спе­цифические требования и некоторую аппаратурную часть в костюме. Таковы костюмы хирурга, пилота, рабочих на кислотной фабрике, по­жарного, костюм для полярных экспедиций и пр.»1

Эстетика конструктивистского производственного костюма (один из вариантов Степанова сшила для Родченко по его проекту, и он с удовольствием ходил в нем на занятия со своими студентами) пришла из техники, из заведомо неизящной сферы. Конструктивисты рисова­ли не изысканные туалеты, а искали геометрический силуэт, в кото­ром максимально открыты все технические и конструктивные детали одежды: карманы, застежки, пояса, швы. Эта эстетика была обраще­на к повседневности.

Проекты как конструктивистов, так и ряда других модельеров одежды опирались на формально-геометрические структурные по­строения. Надежда Ламанова разработала целую систему построения костюма по плоскостям. «В целях наилучшего построения костюма надо мысленно разделить данную фигуру на геометрические формы, чтобы яснее представить себе ее настоящий силуэт. Переводя эту фи­гуру на плоскость, рисуя ее, мы должны рассматривать ее как ряд пло­скостей. И если эти плоскости, вследствие недостатков данной фигу­ры непропорциональны, то путем деления этих плоскостей другими, различными по форме плоскостями, мы можем достигнуть более гар­моничного соотношения частей, а тем самым и более построенного силуэта»2, — писала Ламанова.

В 1926 г. популярный журнал «Красная нива» выпустил своеобраз­ное дизайнерское приложение. Это была папка с большими красоч­ными таблицами, отпечатанными литографским способом. На таб­лицах были помешены рисунки агитационных трибун, театральных декораций, клубной мебели, различных типов костюмов. Все это предлагалось выполнить самому, следуя несложным инструкциям, простым чертежам и из доступных материалов. Ламанова представи-

' Цит. по: Степанова В. Человек не может жить без чуда. Письма. Поэтические опыты. Записки художницы. М., 1994. С. 181 — 182.

2 Ламанова Н. Построение костюма по плоскостям // Красная нива. 1924. № 26. С. 663.


ла для этого издания большую серию моделей одежды: спортивный и рабочий костюмы, школьный сарафан, платье из головного платка, пальто, а также модный в 1920—1930-х гг. тип верхней одежды — «тол­стовку» (рубашка навыпуск из плотной ткани, напоминающая куртку, с карманами, а иногда и с поясом). Толстовки благодаря своей уни­версальности, демократичности и функциональности были очень по­пулярны. Их шили не только в ателье, но и дома по выкройкам. Дру­гой тип стихийно сложившейся модной одежды конца 1920-х гг. — «юнгштурм» — спортивно-военизированная молодежная униформа типа комбинезона. Этот тип одежды был заимствован у немецких скаутов.

Графический дизайн, реклама и торговля

Полиграфия, графика, книжный дизайн, графический дизайн в це­лом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издатель­ское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с други­ми видами производства.

Пропаганда книг, знаний, грамоты проводилась повсеместно. Большими тиражами выпускалась не только художественная литера­тура, но и книги по общественным наукам, технике, выходили массо­вые популярные серии и иллюстрированные журналы. Вся эта про­дукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли.

Госиздат планировал не только построить серию книжных киосков в Москве, обновить витрины магазинов, но и изменить уличную книжную торговлю. Предполагалось изготовить специальные пере­носные складные лотки для книг, спецодежду и головные уборы для продавцов. Яркие рекламные закладки для книг должны были обра­щать внимание прохожих на книжные новинки.

В те годы дизайнеры решали обложку книги как маленький при­зывный плакат. Шрифт занимал, как правило, почти все поле изобра­жения, оставляя лишь небольшие просветы фона. Часто повторялись элементы, акцентировавшие внимание: стрелки, восклицательные знаки, сверхкрупные заглавные буквы, прямоугольные полосы под текстом. Доминировал простой рубленый брусковый шрифт без засе-


172_____ Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...

чек — как воплощение идеи каркасной конструкции. Среди графических вы­разительных средств конструктивист­ской книги 1920-х гг. следует выделить: 1) принцип геометрической основы композиции, схематизацию изображе­ния; 2) применение фотографии и фо­томонтажа вместо рисунка; 3) исполь­зование элементов наборной кассы в качестве средств акцентировки текста, особое пристрастие к широким плаш­кам и линейкам.

Рис. 45 А. Лавинский. Проект киоска для Госиздата. 1924

Книжные киоски, по замыслу ди­зайнеров, должны были открываться наподобие книги, так, чтобы обеспе­чить максимальную поверхность для демонстрации. Вечером же вся конст­рукция компактно складывалась и запиралась. Наилучшим решением оказалось использование ставень в качестве лотков (рис. 45).

В середине 1920-х гг. было принято типовое оформление всех ма­газинов Госиздата, основанное на «фирменных» цветах — черном, золотом и красном. Повторялся и типовой шрифт, характерный для 1920-х гг., — прямоугольный брусковый шрифт без засечек. Дело­вой, демократичный, простой по своей графической схеме, он поз­волял создавать выразительные конструктивистские композиции из букв и слов.

Советская торговая реклама и прикладная графика 1920-х гг. полу­чила признание в Париже. Она рассказывала миру о какой-то совер­шенно незнакомой жизни, в которой настойчиво предлагали поку­пать учебники, галоши, призывали пользоваться резиновыми сосками для детей, звали за покупками только в ГУМ, а на конфетных обертках знакомили с новой техникой и государственными лидерами. В течение 1923—1926 гг. В. Маяковский сочинил сотни остроум­ных рифмованных рекламных текстов для Моссельпрома, Госиздата, Мосполиграфа и других государственных учреждений. В графической обработке А. Родченко, В. Степановой, А. Лавинского, В. Левина его тексты приобретали весомость, выразительность, легко запомина­лись. Это был своеобразный графический голос улицы.


 

 

Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже

Мебель

Первые конкурсы на разработку массовой мебели для рабочих были объявлены в начале 1920-х гг. В журнале «Искусство и промышлен­ность» в 1924 г. был опубликован ряд конкурсных проектов тяжело­весной, перегруженной декором и эмблематикой мебели.

В противоположность декоративной традиции конструктивисты развивали более функциональный и лаконичный подход. Они стара­лись максимально облегчить мебель, стандартизовать ее конструктив­ные элементы, сделать ее компактной и многофункциональной (стул-стол, диван-кровать, обеденный стол и он же чертежный и т.д.). Под руководством В. Татлина во ВХУТЕИНе был создан даже «рессор­ный», т.е. консольный, стул из буковых брусьев, мягко пружинящий под человеком.

В 1929 г. по заданию Моссовета выпускник деревообрабатывающего факультета ВХУТЕИНа инженер-художник И. Лобов выполнил ма­кет оборудования типовой комнаты, рассчитанной на семью из двух-трех человек1. В его проекте складные кровати отгораживались на ночь ширмой, откидные столы прикреплялись к стенам петлями, гар­дероб был задуман сезонным, в два яруса (вешалки с одеждой подни­мались и опускались на блоках). Благодаря максимально экономному использованию площади и ширмам для зонирования пространства ему удалось одну комнату площадью 16, 35 кв. м превращать из спаль­ни в столовую, а затем — в рабочий кабинет.

Конечно, многие проекты унифицированной мебели выглядели су­хо и аскетично. Но таковы были установки проектировщиков тех лет, изменивших акценты в работе художников: вместо отдельного предме­та создавался комплекс, статика конструкции уступала динамике и трансформации, от украшения перешли к конструированию, вместо следования образцам занялись изучением потребностей и рынка.

В 1920—1930-х гг. возникает термин «минимальная жилая ячей­ка» — предельно малое по площади помещение с оборудованием, рас­считанным на одного человека. В условиях квартирного кризиса дизайнеры старались минимальными средствами организовать зони­рование помещений, придумать компактное оборудование, а также рассказать как можно более широкой аудитории о своем опыте.

1 См.: Лобов И. Рационализированная мебель для однокомнатной квартиры // Строительство Москвы. 1928. № 6. С. 9.


I i



Часть IV. У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна...


Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже



 


Примером может служить научно-популярный фильм «Как ты жи­вешь» (1928, режиссер Г. Широков). Архитектор Г. Глушенко спе­циально построил на кинофабрике Совкино интерьеры образцовой однокомнатной квартиры рабочего. Задача проекта и фильма — пока­зать, как на небольшой площади рационально организовать функци­ональные жилые зоны: столовую, кабинет, спальню.

По сравнению со странами Запада российский дизайн имеет свою специфику.

Становление дизайна (конструктивизма и производственного ис­кусства) как профессии совпало в России с двумя революциями. Пер­вая — революция собственно политическая, вызвавшая изменение социальных установок искусства. Вторая — революция в искусстве, начавшаяся раньше первой и продолжавшаяся в течение целого деся­тилетия.

Политический переворот активизировал социальные, агитацион­ные, демократические тенденции. В 1920-е гг. художники, выступая от имени новых потребителей — рабочих и крестьян, — сами форму­лировали себе задачи проектирования, включавшие и оформление массовых шествий и демонстраций, и фантастические проекты горо­дов будущего. От художественного авангарда, порожденного второй революцией, дизайн воспринял как новизну художественного языка, так и собственно авангардную позицию по отношению к культуре прошлого. Отказ от стилизации, композиционная острота и дина­мизм, стерильность геометрических форм, преувеличенная конструк­тивность — таковы новые формальные ценности дизайнерской про­ектной культуры тех лет. Престиж профессии утверждался путем обнародования единичных новаторских, оригинальных проектов.

Однако новаторские по решению изделия, спроектированные ди­зайнерами высокой квалификации, почти всегда с трудом и много­численными переделками доходили до массового производства. Как правило, этапные и интересные произведения дизайна существовали лишь в единственном экземпляре для демонстрации в качестве выста­вочного экспоната или образца для производства. Эти вещи могли лишь косвенно влиять на выпуск промышленной продукции — через модернизацию серийных изделий, развитие технической культуры проектирования.

Конструктивизм возвращается не только как история, но и как элемент современного стиля. В крохотных рекламных объявлениях из газеты «Экстра» и в больших уличных плакатах искушенный глаз лег-


ко узнает привычный для 1920-х гг. рубленый шрифт без засечек. Гар­нитуру, получившую название «Родченко», сделал на основе шрифта обложек Родченко и плакатов братьев Стенбергов дизайнер Тагир Са-фаев из фирмы «Параграф».

Нередко повторяются как цитаты и рекламные плакаты 1920-х гг., среди них — плакат Родченко «Книги» 1925 г.

Вопросы и задания

1. Какие павильоны вы отправились бы смотреть на Международной вы­
ставке в Париже в 1925 г.?

2. На чем основана выразительность конструктивистской веши?

3. Почему К. Мельникова можно назвать дизайнером-архитектором?

4. Перечислите особенности конструктивизма как концепции формооб­
разования в дизайне, архитектуре, полиграфии.

5. Почему модельеры-конструктивисты отдавали предпочтение кожаным
пальто, мотоциклетным очкам и обилию карманов на одежде?

Литература

Воронов Н.В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1. Гл. 4, 5. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. М., 1995. Раздел II.


Глава 4. От ар деко до аэростиля



 


       
   
 
 








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4045. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия