Студопедия — Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция






Первое поколение дизайнеров - чародеи формы

Артур Пулос, один из ведущих историков дизайна, считает, что ди­зайн — неотъемлемая часть американского образа жизни. «Соединен­ные Штаты стали первой спроектированной нацией. Они явились на свет в результате последовательности действий людей, которые вы­членяли проблему, а затем решали ее к обшей выгоде. Америка не взя­лась неизвестно откуда — она была спроектирована»1.

Знаменитый принцип архитектуры и дизайна «Форма следует функции» был сформулирован в 1900-х гг. Луисом Генри Салливе-ном — лидером Чикагской школы. Проектируя новые универмаги в Чикаго, он обратил внимание на выразительность конструктивного каркаса здания, который обычно закрывался декоративным фасадом в духе исторических стилей. Салливен заявил, что формы здания должны быть органически связаны с его структурой и внутренней планировкой.

В мастерской Салливена начинал свою творческую карьеру Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших американских архитекторов. От Салливена он перенял стремление к органике (создав в дальнейшем особое направление — «органическую архитектуру»), чувство прост­ранства, творческую независимость. Да и сам лозунг «Форма следует функции» наделе оказался не так прост: функции вещей могут быть не


только утилитарными, но и информационными, культурными, знако­выми, символическими, технологическими, даже познавательными.

Философия Райта воплотилась в его концепции идеального дома под названием «Талиесин»1 (правда, этот идеальный дом, построен­ный архитектором для себя, дважды горел и оба раза отстраивался за­ново) и в таких известных постройках, как Дом у Медвежьего ручья (1936) и нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхейма (1943—1946). Дом у Медвежьего ручья органично вписан в ландшафт. Формы зда­ния развиваются во всех направлениях, включая в свою композицию ручей, скалы и деревья. Дом выстроен по свободному плану, внутрен­ние помещения как бы перетекают одно в другое. Райт был сторонни­ком единых пространств (в том числе и для офисов), которые он чле­нил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула архитектуры и дизайна у Райта проста — это торжество воображения над материалами, методами и человеком.

Одним из истоков американского дизайна была реклама. Реклам­ные компании в США уже в начале XIX в. торговали печатными пло­щадями в газетах, журналах, на уличных щитах. В 1920-х гг. художники-графики по заказу рекламных агентств создавали для рекламируемых товаров более привлекательную, «облагороженную» внешность. Пред­ставители первого поколения американских дизайнеров — Лоуи, Дрей­фус, Тиг и Геддесс — были в прошлом художниками рекламы, декора­торами, иллюстраторами моды.

Реймонд Лоуи, один из самых удачливых дизайнеров Америки, приехал в Нью-Йорк из Парижа в 1919 г. Оформлял витрины магази­нов, рисовал для журнала «Харперс». В 1929 г. его назначили арт-ди-ректором электрической компании «Вестингауз», вскоре он открыл собственную фирму. Его ставшая классической работа 1929 г. — пере­делка дупликатора (небольшой печатной машины) для фирмы Гестет-нера. Лоуи закрыл кожухом металлический каркас машины, добавил ящик для бумаги и канцелярских принадлежностей. Машина стала удобнее и безопаснее в эксплуатации, а ее форма — более компактной и плавной. Многие работы Лоуи получили мировую известность, сре­ди них: упаковка для сигарет «Lucky Strike» с двухсторонней этикет­кой, лаконичный логотип компании «Shell», внешний облик между-


 


1 Pubs A. American Design Ethic: A History of Industrial Design. Цит. по: Dilnot С The State of Design History — Design Discourse. History. Theory. Criticism / Ed. V. Margolin. Chicago; London, 1989. P. 214-215.


' Талиесин — в переводе с валлийского «лучистая бровь». В мифологии валлийских кельтов так звали бога, прославившегося поэтическим талантом и даром пророчества. Это же имя носил один из первых валлийских бардов (VI в.). (Кельтская мифология: Энциклопедия. М„ 2002. С. 360.)



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятел!


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


городнего автобуса и даже интерьер «Skylab». Лоуи создавал имидж американского образа жизни. И одновременно — имидж дизайнера как специалиста, которому подвластны красота и удобство всех ве­щей, окружающих человека.

В 1934 г. в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) на выставке «Совре­
менное промышленное искусство» демонстрировался фрагмент иде­
ального дизайнерского бюро. Лоуи играл роль «живого» экспоната.
Мягкий свет, белые стены, блестящие металлические накладные эле­
менты, как в кабине космического корабля, стремительно обтекаемая
мебель и столь же стремительно обтекаемая модель автомобиля на
вращающейся стойке (рис. 54)'. Фактически Лоуи превратил ар деко
в коммерчески-массовый стиль — с характерными сочетаниями ров­
ных, качественно выполненных поверхностей из крашеного металла
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ «■ или бакелита с накладными

блестящими хромированны­ми деталями. Веши обретали дорогой, стильный, престиж­ный облик.

В начале 1930-х гг. дизайне­ров считали национальными героями, способствовавшими выходу страны из кризиса, ча­родеями, творящими красоту.

Рис. 54 R Лоуи в дизайн-бюро. Имитация дизайн-бюро была выстроена в качестве действующего экспоната на выставке современного промышленного искусства в музее «Метрополитен». 1934

В 1934 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке уст­роил выставку «Машинное искусство», на которой наря­ду с шарикоподшипниками или многожильным сталь­ным тросом для подвесного

моста демонстрировались бытовые вещи и произведения авангард­ного искусства. Эстетика вещи, техники и авангард приравнивались друг к другу.

Дизайн обеспечивал устойчивый спрос на бытовые изделия. Как подметил К.М. Кантор, «покупая на рынке товар, человек покупает не только вещь для удовлетворения своей потребности, он как бы за­нимается самопроизводством себя, собирает себя «по частям», иден-

' См.: Loewy R. Pioneer of American Industrial Design. Munich, 1990.


тифицируется с той общественной ролью, которую он играет»1. Это более всего относится к американской модели дизайна. Ее патриарх и создатель Лоуи говорил, что обвинять дизайнеров в вульгарности, де­шевке — неправомерно, поскольку из всей массы покупателей лишь несколько процентов умеют ценить простую, красивую, функцио­нальную вешь. Ориентация лишь на этот сегмент рынка приведет к тому, что будут выпускаться вещи, не находящие сбыта, тысячи рабо­чих окажутся безработными2. Это соображение касается феномена американского массового коммерческого дизайна, получившего в ли­тературе название «стайлинг».

Историки дизайна определяют стайлинг как поверхностное изме­нение формы, не затрагивающее внутреннее устройство. Цель стай­линга — игнорировать или усилить соотношение внешней формы и функции. В широком смысле стайлинг включает все направления формообразования в дизайне.

Основной тезис книги Лоуи «Не останавливайся на хорошем» («Never Leave Well Enough Alone») с подзаголовком «Личный опыт промышленного дизайнера от губной помады до локомотива» — уродливое не продается. Суть коммерческого дизайна в сочетании ре­альных и выдуманных удобств, понимании психологии покупателя, который с радостью примет новые, еще не испытанные функции и приятные для глаза формы.

В отечественной литературе стайлинг критиковали за неправди­вость формы. Да, это явление — часть товарной эстетики, но одновре­менно оно связано со знаковым выражением функции, сложностью взаимоотношения формы с образным и символическим началом в предметном творчестве. Стайлинг «несет в себе программу возмож­ных изменений формы, свободу выбора по отношению к одной и той же функции. В некоторых отраслях промышленности без стайлинга вообще трудно обойтись — при изготовлении часов, радиоприемни­ков, при создании систем аттракционов, игровых автоматов и т.д.»3.

В эволюции американского дизайна XX в. американский критик дизайна Г. Джексон выстроил пять рядов стилизации форм (рис. 55): ступенчатый (характерный для небоскребов 1920—1930-х гг., близкий

' Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия. 1955—1985. История и теория. М., 1996. С. 101.

2 См.: Там же. С. 100.

Аронов В.Р. Стайлинг как социокультурное явление и художественное средство // Техническая эстетика. 1981. № 12. С. 5.


11-4651


210_______ Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


           
   
 
 
 
   


шпон

Рис. 55

Г. Джексон. Тенденции американского стайлинга. Таблица формально-композиционных признаков направлений. 1962

формам ар деко), аэродинамический, конусный (все вещи имеют тра­пециевидные формы, сужаются к задней стенке), ящичный (стиль проборов из физических лабораторий), скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны). Все эти «стили» трансформирова­лись в самостоятельные композиционно-образные системы, приме­нявшиеся независимо от их уместности и превратившиеся в штампы дизайнерского формообразования.

Новации Лоуи сложились под влиянием творчества Норманна Бел­ла Геддеса — пионера обтекаемых форм. Геддес начинал как сценограф

, ^-—^^л'., (на его счету более 200

'" ■ ■ f '" *" ^___ ^_ спектаклей, в том числе и

Рис. 56 Н.Б. Геддес. Проект гигантского гидросамолета. 1929

в «Метрополитен-Опе­ра»), оформлял витрины универмагов, рассматри­вая их как театральные декорации. В 1932 г. он выпустил книгу «Гори­зонты», в которой помес­тил перспективные про­екты транспортных средств будущего: междугородний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гигантский гидросамолет для полетов над океаном (рис. 56). Все они имели обтекаемую каплеобраз­ную форму.


Источником подобных форм для Геддеса стало творчество немец­кого архитектора Эриха Мендельсона, с которым он был знаком лич­но. В 1921 г. Мендельсон выстроил в Потсдаме здание обсерватории с астрофизической лабораторией, получившее название «Башня Эйн­штейна». Кажется, что ветры сгладили его формы, придав им причуд­ливую пластику. Геддес воспринял это здание, равно как и другие про­екты архитекторов, входивших в немецкую группу «Стеклянная цепь», как предвестие стиля будущего и старался убедить в этом художников и промышленников. Он консультировал проект обтекаемого автомо­биля «Chrysler Airflow» 1934 г. («Крайслер обтекаемый»). Хотя эта мо­дель, усиленно рекламируемая как современная, удобная и простор­ная, не имела коммерческого успеха, но аэродинамика уже входила в моду. Даже на холодильниках и радиоприемниках появляются скруг­ленные углы и горизонтальные полоски, напоминающие о скорости.

В 1939/40 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная выставка. В павиль­оне «Дженерал моторе» со сглаженными формами, спроектированном Геддесом, размещалась его же «Футурама»: грандиозный макет Манхэт-тена с развязками автомобильных дорог и скругленными башнями. В выставке участвовали и два других представителя первого поколения американских дизайнеров: Вальтер Тиг был членом Дизайнерского со­вета выставки, Генри Дрейфус проектировал павильон «Демократия».

Перед вступлением США во Вторую мировую войну Эллиотт Ной-ес, в будущем главный дизайнер компании IBM, а тогда заведующий отделом дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке, орга­низовал конкурс «Органический дизайн в домашней мебели». В нем участвовали многие известные художники. Первый приз получили Чарлз Имс за серию стульев из гнутой фанеры и Эро Сааринен — за ламинированные стулья. Выставка стала предвестием стиля 1950-х гг.

«Американская мечта» и автомобиль

В американской цивилизации есть вещи культовые. Среди них — су­пермаркеты и автомобили. Автомобиль — постоянная тема для живо­писи, графики, фотографии, кино и дизайна. В 1950-х гг. оформилась «американская мечта»: стандартный набор предметов и благ, которые ассоциируются со счастливым, удачным образом жизни. Послевоен­ная Америка открыла для себя ценность мирной жизни. Гигантские расстояния можно преодолеть при помощи огромных и прожорливых



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


автомобилей. Автомобиль превращается во второй дом, приспособ­ленный для длительных путешествий.

В начале 1950-х гг. в США было 47 млн легковых автомобилей. Три ведущих дизайнера определяли автомобильную моду: Эрл ра­ботал у «Дженерал моторе», Экснер — у «Крайслер», Уолкен — в «Форд-компани». В те годы у дизайнеров и проектировщиков суще­ствовал термин — «dream-car», автомобиль мечты. Под таким назва­нием на автомобильных салонах выставлялись перспективные моде­ли, которые должны были сформировать потребительские ожидания, спровоцировать спрос, желание купить новый автомобиль. Каждый год или два менялись фасоны «плавников», крыльев, подфарников, появлялись новые материалы отделки салона. Дизайнерам надлежа­ло постоянно совершенствовать такие модели, фабрикуя автомо­бильные грезы примерно так же, как фабрикует грезы жизни кино или реклама.

Рис. 57 X. Эрл. «Шевроле Корвет». 1963

Харли Эрл, возглавив дизайн-бюро компании «Дженерал моторе» еще в 1927-м, ввел принцип макетирования кузова в натуральный раз­мер из глины, сохранившийся на многие годы. С 1937 г. бюро стало называться отделом стайлинга. Эрл стоял у истоков зарождения тен­денции использования в авто­мобильном дизайне мотивов и форм из области реактивной авиации. Лобовое стекло изги­бали на манер кокпита кабины истребителя, плавники над зад­ними крыльями напоминали самолетные крылья, детали хро­мированного бампера — дюзы реактивного самолета (рис. 57). «Само­летные» ассоциации вызывала и приборная панель кадиллака 1954 г. Эрл стремился спроектировать автомобиль таким образом, чтобы «каждый раз, садясь в него, вы бы расслаблялись, получая хотя бы на время маленькие каникулы...»1.

1 Цит. по: The Conran Directory of Design / Ed. S. Bayley. London, 1985. P. 44.

В 1960-х гг. многое изменилось. В автомобильной индустрии все больше внимания начинают уделять таким факторам, как безопас­ность, рациональный расход топлива (особую роль этот фактор при­обрел в связи с энергетическим кризисом 1970-х гг.), складывающая­ся на автострадах инфраструктура. Покупатели стали предпочитать


более компактные автомобили из Европы и Японии, что потребовало от дизайнеров иного отношения к задачам проектирования. Вместо ежегодной смены моделей возникла установка на более долгоживу-шие в стилевом отношении кузова.

Разрабатывались и перспективные проекты развития обществен­ного транспорта, например поездов монорельсовых дорог, системы городского транспорта для Нью-Йорка и Сан-Франциско.

На основе новых материалов и конструкций в дизайн-бюро Валь­тера Тига, представителя старшего поколения американских дизайне­ров, проектировался интерьер салона самолета «Боинг-707». На маке­те в натуральную величину проверялись новые компоновочные решения, система освещения, сигнализации. Возросшие требования к безопасности и комфорту потребовали привлечь к разработкам эр­гономистов. В 1959 г. Генри Дрейфус, один из пионеров американско­го дизайна, издал фундаментальный труд — первое пособие для ди­зайнеров по эргономике.

В дальнейшем бюро Тига занималось и интерьерами сверхзвукового лайнера. В 1987 г. для той же фирмы «Боинг» был разработан новый кон­цепт салона пассажирского самолета: летающий офис. В салоне перво­го класса часть кресел расположили как обычно — по два, часть — по одному, а в образовавшемся пространстве в средней части салона друг за другом разместили шестигранные кабинки со столом для работы.

Рис. 58 Ф. Порше. Автомобиль «Фольксваген». 1950-е

В 1990-х гг. в автомобильном дизайне становится популярной так называемая ретротема. «Крайслер» выпустил автомобиль, напоми­навший лимузины 1930-х. К концу 1990-х относится и проект амери­канского дизайнера Дж. Маиса — редизайн знаменитого «Фольксва­гена» «Жук». В представлении многих легендарный «Фольксваген» (первая партия — 1939 г., серийный выпуск — 1950-е гг.) немецкого инженера и ди­зайнера Фердинанда Порше (рис. 58) ассоциировался с движением хиппи, гастрольными турне группы «Битлз», с пляжными автомобилями, со специ­фическим рокотом установленного сзади двигателя. Абрис «Фольксваге­на» соответствовал пониманию аэродинамики автомобиля 1930-х гг., эта же арочная форма в 1960-е воспринималась как знаковая, совер­шенная, дизайнерская.


 



 



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


Занимаясь разработками для компании «Форд», Майе вводит та­кие новшества, как тонирование стекол в янтарный цвет, соединение достоинств лимузина и пикапа в одном автомобиле, богатые возмож­ности трансформации внутреннего пространства.

Дизайнер считает, что при покупке человек руководствуется ско­рее эмоциональными, чем рациональными, мотивами1. Несмотря на применение современных компьютерных технологий, создание гли­няного макета в натуральную величину остается важным этапом рабо­ты автодизайнера. Одна из причин — необходимость ощутить в реаль­ном времени впечатление от разглядывания автомобиля со всех сторон.

Детройтский автосалон 2000 г. выявил новые тенденции, связанные с альтернативным топливом и гибридными силовыми установками.

Многие считают современное увлечение внедорожниками реакци­ей автомобилистов «на исчезновение большого американского авто­мобиля, мощного, комфортабельного, но необыкновенно прожорли­вого... В итоге, становясь все комфортабельнее и роскошнее внутри, солиднее снаружи, утилитарные некогда машины во многом подме­нили в США традиционный легковой автомобиль»2. Актуальный на сегодня динамичный, спортивный, рекреационный стиль жизни тре­бует и своего «автомобильного» подкрепления.

1950-е годы: «золотой век» дизайна

В книге классика американского дизайна Джорджа Нельсона «Про­блемы дизайна» (первое издание — 1957 г., в 1960-х гг. была переведе­на на русский язык) есть крылатая фраза: «Никогда не говорите дизай­неру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу». Нельсон предпочитал сам формулировать проектное зада­ние, решая проблемы заказчика. Дизайн-бюро Нельсона специализи­ровалось на широком спектре дизайнерских услуг — от разработки графических систем и упаковки до архитектуры, оборудования офис­ных помещений, новых видов промышленных изделий. Такой тип ор­ганизации дизайнерской деятельности, получивший название «consul-

1 См.: Blair D. Auto-Emotive Design: Interview with J. Mays (January 1999) // Let's
entertain. Life's Guilty Pleasures. Walker Art Center. Minneapolis, 2000. P. 58.

2 Сунтеев А. Автодизайн из Детройта// Мир дизайна. 2000. № 1. С. 92.


tancy» — проектно-консультационного бюро, на рубеже XX—XXI вв. стал наиболее распространенным. Дизайнерский проект, разработан­ный в проектно-консультационном бюро, содержит множество других сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические ис­следования, рекомендации по организации производства и сбыта. Ка­чество проекта определяется его всесторонностью.

В 1950-х гг. дизайнером-графиком Полом Рэндом был разработан логотип знаменитой ныне фирмы IBM — буквы, напоминающие раз­вертку телевизионного экрана.

Именно дизайнеры пришли к необходимости упорядочить визу­альный облик компании, сделать его узнаваемым и отличным от дру­гих фирм.

IBM производила компьютеры, занимавшие в те годы целые поме­щения. Архитектор Эллиотт Нойес задал модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объе­динить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.

Дизайнер-график Алекс Бродович в корне изменил облик иллюст­рированных изданий и особенно журналов моды. Ему принадлежит авторство характерного для 1950-х гг. разворота из элитарного дизай­нерского журнала «Портфолио»: знаменитый дизайнер Чарлз Имс и его жена Рей лежат, раскинув руки, как бы прикованные каркасами своих стульев. На другой странице — текст, поясняющий, как именно возникла идея формы этой мебели. Имс изучал архитектуру, работал в архитектурной фирме в Сент-Луисе, в конце 1930-х гг. стал директо­ром отдела экспериментального дизайна Художественной академии Крэнбрук в Детройте. Вместе с Эро Сааринненом исследовал возмож­ности пластмасс и новых материалов и технологий в мебельном ди­зайне. Новые пластичные по форме стулья из клееной фанеры пред­полагали появление новой эстетики «сидения». Рей Имс занималась абстрактной живописью, затем — проектированием детских игрушек, конструкторов, которые, как любые модульные системы, не устарева­ют со временем. В 1960-е гг. Имсы построили свой дом из стандарт­ных заказанных по каталогу деталей, снимали фильмы, проектирова­ли универсальную офисную мебель на алюминиевом каркасе, широко используемую в 1970— 1980-х гг. в залах ожидания аэропортов и вокза­лов. Кресло Имса считается одним из самых удобных. Прототипом Для него послужила мебель... старых английских клубов. Вершиной



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


мебельного дизайна 1950-х г. стали кресла и стулья из стеклопластика в виде распустившихся цветов.

В 1950-е гг. американцы заново осознали ценность уюта и домаш­него очага. Для рационализации домашнего труда, более эффектив­ного использования пространства проводились исследования функ­циональных процессов на кухне. На основе графиков, фиксирующих движения домохозяйки, были спроектированы идеальные кухни бу­дущего с встраиваемым оборудованием. В 1959 г. один из действую­щих образцов демонстрировался в Москве на национальной выставке США. Вокруг него вспыхнул спор между Ричардом Никсоном, тог­дашним президентом США, и Никитой Сергеевичем Хрущевым. Ни­ксон доказывал, что такая кухня благодаря разнообразной механиза­ции и электрическим приборам позволяет ускорить процессы приготовления и освобождает женщину. Хрущев отвечал, что это лишь еще одна капиталистическая уловка для того, чтобы закрепос­тить хозяйку на кухне.

Для этой выставки по проекту Бакминстера Фуллера в Сокольни­ках был сооружен павильон шарообразной формы, прослуживший более 30 лет. Стены и покрытие купола собирались из небольших про­странственных ячеек — по типу геодезической решетки — из металли­ческих трубок и пластиковых панелей.

Фуллер — основоположник высокотехнологичного направления в дизайне и архитектуре, изобретатель геодезических куполов, т.е. без­опорных оболочковых конструкций, способных перекрывать гигант­ские пространства. Он предложил даже накрыть таким куполом цент­ральную часть Нью-Йорка вместе со всеми небоскребами, чтобы создать более мягкий климат, защитить город от осадков.

Само понятие «хай-тек» пришло в дизайн жилища в связи с кни­гой американских дизайнеров Дж. Крона и С. Слизина «Хай-тек»1. В ней не столько были собраны спроектированные специально для жилища высокотехнологичные изделия, сколько показывалось, как элементы оборудования супермаркетов, сборочных цехов, предприя­тий складских помещений и прочих технических объектов могут с ус­пехом адаптироваться к жилой среде, формируя совершенно необыч­ное пространство и стиль квартиры-мастерской.

Второй раз американский дизайн демонстрировался в России на специализированной выставке «Промышленная эстетика в США» в

1 Kron J., Slesin S. High-Tech. London, 1979.


1967 г. В качестве эффектной иллюстрации того, чем же занимается, в конце концов, дизайнер, был выбран способ сравнительного пока­за однотипных вещей. Старая пишущая машинка соседствовала с новеньким «композером» — электрической пишущей машинкой фирмы IBM, разработанной Нойесом. Станок для безопасной брит­вы лежал рядом со станком, в котором привычное тогда лезвие заме­няла стальная полоска. Рядом с фотографией автомобиля «Форд Т» 1912 г. висела фотография только что сошедшего с конвейера бьюи­ка «Ривьера».

Самостоятельный раздел выставки был посвящен подготовке ди­зайнеров. На тот момент получить профессию дизайнера можно было более чем в 50 высших учебных заведениях США. Старейшая школа дизайна — Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, выпус­тивший первых специалистов в 1936 г.

Импульс развитию дизайнерского образования дал переезд в США 1930-х гг. многих педагогов немецкого «Баухауза», включая Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ласло Мохой-Надя. «Новый Баухауз» был открыт Мохой-Надем в Чикаго. Это была «прививка» европей­ского опыта рационального дизайна, позволившая выйти на интерна­циональный уровень.

Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне

С 1960-х гг. актуальные художественные течения все активнее исполь­зовались в дизайне. Среди них: американский поп-арт и его лидер Эн­ди Уорхол. Поп-арт утвердил ценность иронии над повседневными вещами и сделал еще более подвижными границы искусства. Новые направления появляются и в абстрактном искусстве. Такие художни­ки, как Эллсвуорт Келли, Кеннет Ноланд, Фрэнк Стела, работали с крупными геометрическими формами, сильными цветовыми контра­стами. В результате с этим периодом стали связывать упрощенность графического языка, яркость форм, а также — вслед за живописью ху­дожницы Бриджит Рейли — применение оптических эффектов. На основе ее картин, формы в которых легко алгоритмизировались, бы­ли созданы первые программы компьютерной графики.

Стремление художников ввести зрителя в свои произведения при­водило к тому, что картины превращались в объемные инсталляции. Насыщая композиции динамикой, электронными устройствами и


 



 



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


датчиками, реагировавшими на присутствие человека, художники со­здавали интерактивные произведения.

История развития компьютерного дизайна — это история сопер­ничества двух фирм, двух концепций. Первоначально фирма IBM специализировалась на офисных машинах, фирма «Apple» — на пер­сональных.

Стив Возняк и Стив Джоб создали свой первый «Apple» в гараже и зарегистрировали компанию в 1977 г. Данные в компьютер можно бы­ло вводить с клавиатуры по типу пишущей машинки, а за результатами операций следить на экране обычного телевизора. Компьютер прода­вался по почте в виде набора деталей. Следующий шаг — изобретение флоппи-дисковода для считывания и записи данных. В ответ в 1981 г. IBM разработала PC, ставший стандартом персонального компьютера. Спустя три года появился компьютер с графическим интерфейсом, управляемый мышью, — «Apple Macintosh». Графический интерфейс программ, общее решение устройства были более дружелюбными, эмо­циональными, человечными. Многие элементы современных про­грамм — и заставки, и графика иконок, и звуковые сигналы — все это результат проектного дизайнерского творчества, опирающегося на экс­перименты современного искусства компьютерной графики.

Адаптации компьютера как культурного инструмента помогло со­временное искусство и его технонаучная ветвь, связанная с кинетиче­ским и оптическим искусством. В 1967 г. американский художник Фрэнк Малина основал журнал «Леонардо», посвященный взаимоот­ношению науки, искусства и технологии. Проблемы визуального вос­приятия, программирования художественного творчества, создание видеоинсталляций, экологических форм искусства (искусственных ландшафтов) — все это темы публикаций. Фактически статьи журна­ла представляли собой что-то вроде разведки новых дизайнерских по­лей. Подобные новации были отражены и в книге Д. Дэвиса «Искус­ство и будущее. История / Прогноз сотрудничества искусства, науки и технологии». Книга начиналась с проектов и работ футуристов и рус­ских конструктивистов, а заканчивалась инсталляциями, светодина-мическими устройствами и программированным искусством1.

На заре XX в. в искусстве доминировали криволинейные контуры модерна. Век спустя сложная кривизна поверхности повторилась в

1 См.: Davis D. Art and the Future. A History / Prophecy of the Collaboration between Science, Technology and Art. New York; Washington, 1973.


разработках главного дизайнера компании «Apple» (с 1992 г.) Джона­тана Ива. Он ввел в моду «ледяной», прозрачный тип корпусов компьютеров. Тогда же родилась идея сделать прозрачные окошки или части корпуса и в других элементах компьютерной системы. По­добное окно в виде яблока появилось и на поверхности мыши. «Через логотип " Apple" вы видите всю эту мышиную фабрику в действии. Это довольно интригующее зрелище»1. В 1998 г. на презентации монобло­ка «iMac» с прозрачной задней стенкой корпуса поклонники «Apple» могли увидеть и новый ноутбук. С непривычки он напоминал микро­схему, залитую желе. Мода на такие решения охватила и другие элек­тронные изделия — от мобильных телефонов и коробок компакт-дис­ков до принтеров и сканеров.

В 1990-х гг. в число приоритетных направлений входит дизайн, связанный с индустрией отдыха и спорта, прежде всего с производст­вом обуви и одежды. В дизайн-бюро фирмы «Nikes» разрабатывается до 10 тыс. проектов в год, из них более 300 — обуви. Здесь же был со­здан и проект Центра спортивной обуви, открывшегося в Нью-Йорке в 1996 г. В нем выставлены модели обуви для различных видов спорта, а благодаря компьютерным программам можно точно подобрать обувь по размеру, характеристикам, стилю. Подобные центры предпо­лагалось построить в Лондоне, Париже, Берлине и Токио2.

Путешествия — также часть новой стратегии дизайна. Так, в мае 2001 г. в залах ожидания Нью-Йоркского аэропорта им. Джона Кен­неди вместо привычных реклам сигарет пассажиров ожидала видео­инсталляция на тему путешествий, созданная в архитектурной студии «Diller+Scofidio». Дизайн-студия «Machine Graphics» предложила сво­ему заказчику — компании «American Tourister» — новую экипировку для туристов на 2001 г. В качестве дополнения к жакетам и жилеткам со множеством карманов, удобной одежде для путешествий, предла­гались выпущенные в ограниченном количестве костюмы, навеянные фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». В этих кос­тюмах использованы достижения космической эпохи: антистатичес­кая и антимикробная ткань, сохраняющая температурный режим те­ла. Дизайн-студия помогла сформировать новый имидж туриста, предложив более высокий уровень удобства в путешествии.

1 Blair D. Bondi Blue: Interview with Jonathan Ive (June 1998) // Let's entertain. Life's
Guilty Pleasures. Walker Art Center. Minneapolis, 2000. P. 67.

2 См.: Blair D. Fast on His Feet: Interview with Gordon Thompson III (October 22,
1996) //Ibid. P. 85.



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция



 


2


Американский технический, инженерный дизайн всегда славился своей реалистичностью, работоспособностью, долговечностью. Та­ков, например, знаменитый армейский джип конца 1930-х гг., облик которого воссоздали в модели «Крайслера» конца 1990-х.

К числу принципиально беспрототипных изделий, опирающихся на оригинальные инженерно-технические и дизайнерские разработ­ки, относится созданный Дином Кейманом в 2001 г. двухколесный роллер «Джинджер» — средство передвижения XXI в. Он сохраняет вертикальное положение при помощи нескольких гироскопов и при­водится в движение электромоторами, достигая скорости 20 км/ч. В условиях скученности и пробок на улицах современных городов та­кой транспорт незаменим. Архитекторы уже включают в планировку новых районов специальные роллерные дорожки.

В 1995 г. отдел дизайна Музея современного искусства в Нью-Йор­ке организовал выставку с необычным названием: «Материалы-му­танты в современном дизайне». Среди экспонатов преобладали се­рийные изделия, выполненные из новых материалов или новых комбинаций уже известных материалов — металла, пластика, дерева. Пример предельно простой и в то же время оригинальной и рабо­тоспособной конструкции — универсальный контейнер из полиэти­лена высокого давления, созданный Сэнфордом Редмондом. При сдавливании в средней части емкость разрывается, и содержимое лег­ко можно выдавить. Такой контейнер удобен для фасовки лекарств и одноразовых инъекций, пищи для космонавтов в условиях невесомо­сти. В числе других экспонатов: сваренные ультразвуком рюмки из акрилового стекла, беспроводная мышь фирмы «Logitech», ролико­вые коньки, в которых несущим элементом конструкции служит ботинок из композитных материалов, пустотелая мачта современной яхты, выполненная из углепластика. Встречались и совсем непривыч­ные для художественного музея вещи. Например, гидрокостюм из не-опрена с нейлоновыми трикотажными вставками и специальными кольцами жесткости. Действительно, новые технологии способны по­родить новый дизайн, новую стилистику. И одновременно современ­ная технология позволяет осуществить самые дерзкие замыслы ху­дожников.

Несмотря на то что изданная в США в 1984 г. книга В. Папанека «Дизайн для реального мира» появилась на русском языке спустя 20 лет, она до сих пор актуальна в понимании дизайна как деятельнос­ти, опирающейся на здравый смысл и реальные гуманистические цен-


ности. «Мы начинаем понимать, что основная задача нашего общест­ва заключается уже не в производстве товаров. Делая выбор, мы долж­ны теперь задаваться вопросом " насколько полезно? ", а не просто " сколько? ". <...> Нравственные, эстетические и этические ценности будут меняться вместе с ситуациями, к которым они применяются. Может быть, мы все еще считаем, что религия, секс, нравственность, структура семьи или медицинские исследования далеки от дизайна? Но расстояние между ними быстро сокращается. Дизайнер может и должен быть полностью вовлечен в круговорот этих изменений»1.

Вопросы и задания

1. Почему американских дизайнеров 1930-х гг. называли «чародеями»
формы?

2. Найдите общие черты между автомобилями «Дженерал моторе» 195







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 8950. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия