Студопедия — Великобритания: дизайн на службе общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Великобритания: дизайн на службе общества






Музей дизайна

Недалеко от моста Тауэр в Лондоне в простом прямоугольном белом здании, напоминающем об архитектонах Малевича или постройках гол­ландской группы «Де Стиль», расположен Музей дизайна. Он открылся в 1989 г. в перестроенном здании склада на Батлерской пристани До-кленда — бывшего района доков и торговых складов, тянувшихся на многие километры вниз по течению Темзы. По проекту предполагалось создать здесь новый район с развитыми общественными и культурными функциями при сохранении характера застройки и фасада набережной.

«Сэр Теренс Конран (руководитель всех проектных разработок в этом районе. — А.Л.) справедливо замечает, что идея смешения функ­ций вовсе не является современным феноменом, как считают архи­текторы и планировщики, на самом деле она лишь следует образцу любого европейского городка»1.

В экспозиции музея сочетается несколько подходов: исторический (эволюция бытовых вещей на рубеже XIX—XX вв.), стилевой (стили XX в. — от модерна до авангарда и постмодерна) и проектный (рас­крыт процесс создания вещи). Можно посидеть на стульях, выпущен­ных по проектам Макинтоша или Ритфелда итальянской фирмой «Кассина». Можно проверить, насколько удобны новые ручки у ще­ток для одежды или обуви. Экспозиция раскрывает подходы дизайне­ра: учет эргономики и возможностей современной технологии, ис­пользование в бытовых вещах передовых технических решений.

1 Коккинаки И.В. Музей дизайна в Лондоне // Дизайн на Западе. М., 1992. С. 18.


О том, что приемы конструирования и понимание рациональности, мобильности, трансформации вещи составляют сквозные, универсаль­ные для дизайна принципы, свидетельствует история создания складной детской коляски. Бывший авиационный инженер Оуэн Макларен, вый­дя на пенсию и занимаясь внуками, решил облегчить поездки с детьми в общественном транспорте. Детская коляска его конструкции состояла из складной рамы на шарнирах и двойных колес, по типу самолетных, вме­сто жесткого корпуса — сиденье под крышей из тентовой ткани.

В современном дизайне особое внимание уделяется экологичес­кой тематике. Новый дизайн-проект вещи имеет шанс получить при­знание, награду лишь в том случае, если детали, из которых она состо­ит, могут быть переработаны или использованы вторично хотя бы на 30%. Не менее важны проблемы, связанные с повторным использова­нием отходов и мусора. Например, на отдельном стенде Музея дизай­на представлен процесс превращения полос вышедших из употребле­ния жалюзи в линейки с различной графикой.

Дизайн: проблемы организации деятельности

В 1930-х гг. британской дизайн представлял собой пеструю картину. Промышленными товарами занимались художники, архитекторы, ре­месленники, инженеры, изобретатели, технологи, служащие низшего ранга в компаниях. Преобладала анонимность. В 1934 г. американ­ский дизайнер Реймонд Лоуи открыл первое консультативное ди­зайн-бюро в Лондоне. Среди заказчиков такие фирмы, как «Электро­люкс», «Филко» и др.

В Британии не было авангардного дизайна, аналогичного сущест­вующему в Германии или Голландии. Здесь развивалось то, что можно отнести к стилю ар деко или к минимализированной версии функци­онализма 1930-х гг. Пионером новых форм был архитектор, дизайнер, ученый Уэллс Коттс. Его компания «Изокон» выпускала мебель на трубчатом каркасе в духе «Баухауза». Он же спроектировал необычное оформление студий Би-би-си, радиоприемники для фирмы «Экко» (Ексо) со строгим черным корпусом из бакелита простой цилиндри­ческой формы, с геометрическим рельефным рисунком на передней панели из вертикальных прямоугольников.

Англичане первыми ввели единый фирменный стиль для метро еще в начале XX в. Шрифт лондонского метро без засечек был разработан



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


в 1916 г. художником, скульптором Эриком Гилом. Первые схемы ли­ний метро были привязаны к топографии, т.е. реально накладывались на план города. В начале 1930-х гг., с расширением «подземки», потре­бовалась новая схема, поскольку в местах пересечения нескольких ли­ний разобрать что-либо было уже невозможно, свободного места не оставалось даже для названия станций. Независимую от топографии схему разработал в 1933 г. Генри Бек. Кольцо превратилось в прямо­угольник с закругленными углами. Все направления движения были сведены всего к нескольким осям: вертикальной, горизонтальной и под углом 45 градусов. Даже Темза «текла» на схеме, подчиняясь тем же законам. Для ориентации в городе река на схеме крайне необходима. Правый и левый берега — это исторически различные районы города. Мосты — ориентиры направления. Каждой линии на схеме соответст­вует свой цвет. Эта же кодировка сохраняется в обозначениях на стан­циях пересадок и в цветных полосах на стенах переходов. «Лондон­ские» принципы использовались при строительстве метро в Мадриде, вплоть до шрифта и схемы построения знака — круг и пересекающий его прямоугольник с названием станции.

Послевоенная история английского дизайна — это история не только проектов, но и государственных и общественных организаций. Еще не окончилась Вторая мировая война, а в британском парла­менте уже обсуждалась проблема: как развивать гражданские отрасли промышленности, как сделать предметное окружение человека более совершенным, эстетически выразительным, достойным. Идея повы­шения среднего уровня жизни приобрела особую популярность.

В 1944 г. при Министерстве торговли для улучшения качества про­мышленной продукции был основан Совет по промышленному дизай­ну (Council of Industrial Design). Возглавлял его с 1947-го и до 1959 г. Гордон Рассел, сам дизайнер-текстильщик. Предполагалось соединить достижения модернизма в дизайне европейских стран с социальным и художественным потенциалом «Движения искусств и ремесел».

Первым шагом Совета стало устройство выставки «Британия это мо­жет» с подзаголовком: «Хороший дизайн — хороший бизнес» (1945). Экспозиция была необычной. Более 5 тыс. экспонатов, разместивших­ся в едином, плавно перетекающем из раздела в раздел пространстве по­лок, стеллажей, подиумов, казалось, буквально вписаны, вставлены в гигантскую абстрактную композицию. Все восторгались изделиями из пластмассы, представленной как материал будущего: посудой, велоси­педом (рис. 59) и совсем футуристической, в форме обтекаемой капсу-


 

щ
Рис. 59 «Велосипед будущего» из пластмассы. Экспонат выставки «Британия это может». 1945

лы кроватью с кондиционирова­нием воздуха. И хотя злые языки прозвали выставку «Британия не может этого иметь», тем не менее она пользовалась популярностью. Ее посетило более 1, 5 млн человек. В 1948 г. Совет по дизайну обна­родовал свой список удачных с точки зрения формы и качества промышленных товаров. В самом начале в нем значилось всего 28 на­именований. Но постепенно спи­сок рос и в результате стал основой банка данных Лондонского ди­зайн-центра, созданного в 1956 г. В дизайн-центр сходилась вся инфор­мация о производимых в стране товарах. Информацией пользовались владельцы магазинов и оптовых рынков, поэтому производители были заинтересованы в том, чтобы попасть в этот список. Марка дизайн-цен­тра стала своеобразным знаком качества товара. Для стимулирования развития дизайна с 1957 г. центр стал присуждать ежегодные премии.

Образцы британского дизайна

В 1949 г. вышел первый номер журнала «Дизайн», в котором была по­мещена критическая статья по поводу американского стайлинга. Ред­коллегия журнала, члены Совета по технической эстетике считали, что Британии не подходит чересчур коммерциализированная модель американского дизайна, часто добивавшегося лишь внешнего эффек­та в проектах промышленных изделий.

Из-за сложной экономической ситуации судьба промышленного ди­зайна в Великобритании, как считают исследователи, в первые послево­енные десятилетия была не особенно счастливой1. Престиж дизайна в 1950-х гг. оставался низким, а профессия — малооплачиваемой. По-прежнему сохранялся принцип анонимности. Тем не менее уже появля­лись консультативные дизайн-бюро. Дуглас Скотт, Эрик Маршалл,

1 См.: Sparke P. Great Britain: Eclectism, Empiricism and Anti-Industrial Culture// The Dominion of Design. History of Industrial Design. 1919—1990. Milan, 1991.


15-4651



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


Кеннет Грейндж, Дэвид Огл и горстка других своим трудом формирова­ли приемлемый для промышленных изделий дизайнерский стандарт.

Один из классических образцов мирового дизайна — автомобиль «Мини».

Конструктор (в английском языке «конструктор» и «дизайнер» обозначаются одним и тем же словом; чтобы подчеркнуть чисто тех­нические, инженерные особенности, говорят «инженерный дизайн», «технический дизайн») Алекс Иссигонис начал разрабатывать этот ав­томобиль в 1949 г. по заказу компании «Остин». А спустя десять лет «Бритиш мотор корпорэйшн» выпустила его под названием «Моррис Мини Майнор».

Кузов крохотного двухдверного автомобиля как бы вывернут наиз­нанку. Сварные швы, обеспечивающие жесткость и соединяющие от­дельные штампованные детали, расположены снаружи. Примерно так, как в джинсах, где швы подчеркивают конструкцию, особую тех­нологическую эстетику одежды.

Но основное достоинство автомобиля заключалось в максималь­ном использовании внутреннего пространства. Двигатель стоял попе­рек между передними колесами, которые и стали ведущими (приме­нялась перспективная в то время торсионная подвеска). В моторном отсеке был расположен и бензобак. Внешне незаметный, но вмести­тельный багажный отсек находился позади сидений. «Моррис Мини Майнор» воплощает один из лозунгов дизайна: максимум эффекта при минимуме затрат и возможностей. Об актуальности этого лозунга в автомобилестроении свидетельствует и последняя модель — своеоб­разный римейк классического автомобиля. Сохранив образ и пропор­ции, дизайнеры «BMW» придали ему современную динамичность.

В 1953 г. на смену угловатому, неповоротливому лондонскому авто­бусу пришел популярный «Рутмастер» («Routmaster»). Дизайнеру Ду­гласу Скотту, до войны работавшему у Реймонда Лоуи и усвоившему приемы стилизации, аэродинамики, удалось создать компактную и цельную машину. Алюминиевый кузов, собранный по авиационной технологии, получился сравнительно легким и прочным. Сложные лекальные кривые, небольшие наклоны обводов кузова придают фор­ме зрительную стройность.

В Великобритании большой популярностью пользуются велосипе­ды, особенно складные модели с колесами маленького диаметра. Са­мый первый из них, конструкции инженера Алекса Моултона, полу­чил в 1962 г. приз герцога Эдинбургского за лучшее произведение


 


промышленного дизайна. Велосипед Моултона был задуман как за­пасное или дополнительное транспортное средство автомобилиста. Он легко убирается в багажник, его можно провезти в автобусе или метро. Вся конструкция, хотя и складная, но достаточно прочная в разложенном состоянии благодаря тому, что три основных несуших элемента пересекаются в центре в форме треугольника жесткости.

Первенство в изобретении мини-юбки оспаривают два моделье­ра — Мери Куант, американка, жившая в Лондоне, и Анри Куреж из Парижа. В 1955 г. двадцатилетняя Куант открыла в британской столи­це магазин под названием «Bazaar», где продавались как готовые моде­ли, так и отрезы ткани с выкройками. Она попыталась сделать в моде то, что осуществил Теренс Конран своим магазином «Habitat», форми­ровавшим из разрозненных вещей от разных производителей новый молодежный стиль жилой среды. Куант совершенно не устраивало то, что «женщины делали с собой». Она предлагала модели одежды, под­черкивающие юность, юмор и удовольствие. В день открытия магази­на толпа людей собралась у входа, к вечеру весь товар был продан. Это было не просто начало новой моды, а реализация того факта, что сре­да магазина есть непременная часть розничной торговли.

От поп-арта до «нового» дизайна

«Поп-революция» в Британии стала не просто выражением нового мироощущения молодежи, проявившегося в музыке, кино, театре, журналистике. Она затронула и материальную среду: интерьеры, мо­ду, мебель. Особую роль играли так называемые артефакты — неболь­шие вкрапления в обычный интерьер, коренным образом изменяю­щие его: подносы и кофейные кружки, бесформенные кресла и пуфики, оптический орнамент интерьерных тканей и психоделичес­кая графика. Пластмассовые изделия — часы, посуда, кухонная ут­варь — все это приобрело яркий, открытый цвет, броскую форму. По­нятие «хороший дизайн» уходило в прошлое. Формировались новые критерии: забавно, ярко, быстротечно, экспрессивно.

На поп-арт в дизайне 1960-х гг. оказала влияние группа художни­ков «Независимые», собиравшаяся время от времени в период 1952— 1955 гг. в лондонском Институте современного искусства. Они и счи­таются пионерами этого направления в Великобритании, первыми воплотившими оригинальные идеи организации среды.


 



 



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


Искусствовед Лоренс Эллоуэй, автор термина «поп-арт», пишет, что вначале термин относился скорее к поп-культуре, складывавшей­ся под воздействием массмедиа1. В середине 1950-х гг., после ряда об­суждений и выставок «Независимых», сформировалось отношение к массовой культуре не как к развлечению или средству бегства от жиз­ни, а как к нормальному объекту искусствоведческого анализа с точ­ки зрения композиции, эстетики, содержания. Особенно большое впечатление произвела выставка «Человек-машина и движение», ор­ганизованная в 1955 г. членом группы «Независимые» Ричардом Га­мильтоном. Собственно, на этой выставке и родилась идея коллажа Гамильтона «И что же делает наши современные дома такими особен­ными, такими привлекательными?». Коллаж был представлен публи­ке год спустя и считается первым произведением поп-арта. На фоне фотографии интерьера с белыми стенами, неоновыми рекламами за окном стоит культурист. В руке он держит, как теннисную ракетку, ог­ромный леденец на палочке с надписью «Pop». На прямоугольном ди­ване у телевизора полулежит вырезанная из какого-то журнала обна­женная девица. На голове — вместо шляпы абажур. В качестве символов поп-культуры в коллаж были вставлены фотографии порта­тивного пленочного магнитофона, банки консервированной ветчи­ны. В рамке на стене висела вырезанная из какого-то комикса сце­на — прообраз будущих картин американца Роя Лихтенштейна.

В задачи выставки 1956 г. «Это — завтрашний день» входила демон­страция синтеза абстрактного искусства и архитектуры. Однако наи­более интересными экспонатами оказались не отдельные произведе­ния, а пространство инсталляций. Гамильтон участвовал в создании стенда в духе пародии на архитектуру. Внутреннее пространство было темным, с нарушенной перспективой, мягким полом. На наружных стенках наклеены вырезки на тему поп-культуры, различные фотогра­фии, в том числе и Мэрилин Монро. Художники приняли индустри­альную культуру и вводили ее аспекты в свои произведения2. Эдуардо Паолоцци и Гамильтон даже преподавали в Королевском колледже ис­кусств. «Внедрение» поп-арта в педагогику было связано не столько с инициативой дирекции, сколько с настроениями студентов.

На волне поп-арта 1960-х гг. — времени мини-юбок и поп-музыки, появления дешевых товаров и услуг — в дизайне возникают новые


концепции, новые материалы, новые принципы создания вещей. Большим спросом пользуются веши-однодневки из бумаги, картона или пластмассы: одноразовая посуда, одноразовая скатерть, однора­зовое платье. Характерен стул Питера Мердока из картона разнооб­разной расцветки, который продавался в сложенном виде.

В этот период начинается новый виток футурологических разрабо­ток. В начале 1960-х гг. формируется нонконформистская группа ар­хитекторов, занимавшихся экспериментальным проектированием. В нее вошли Д. Грин, М. Вебб, Д. Кромптон, П. Кук, У. Чок, Р. Хер-рон. Название группе — «Аркигрэм» — дал одноименный журнал, рассчитанный на международную аудиторию единомышленников. Члены группы публиковали проекты планетарного масштаба — от по­селений на Луне до системы «Plug-in-City» («Город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку»1). Город представал как глобальная инфраструктура, в любой точке которой можно было получить жизненно необходимые услуги, а также под­ключиться к глобальной информационной сети радио и телевидения. «Будущее жилище рассматривается как сфера творческой и научной деятельности, духовного роста и общения между людьми», — писал, анализируя эти и другие подобные проекты из Италии, Японии и Ав­стрии, архитектор А.В. Рябушин, занимавшийся во Всесоюзном науч­но-исследовательском институте технической эстетики в Москве фу­турологией жилища [Рябушин, с. 10].

Магазин «Habitat» (условно это название можно перевести как «оби­таемое пространство»), открывшийся в 1964 г., воплощал не только но­вый подход к организации розничной торговли. Теренс Конран, дизай­нер-текстильщик, попытался выстроить целостные типы интерьеров. Здесь продавались не столько отдельные товары, сколько «стиль жиз­ни» (рис. 60). Идея предлагать потребителям целостные интерьеры, об­раз жилья принадлежит Уильяму Моррису. В своих салонах он продавал мебель вместе с гобеленами, изделиями из керамики. Конран подбирал по каталогам предметы, которые, по его представлению, подходили Друг другу стилистически и эмоционально. Точно так же и в магазине «Habitat» посетитель мог выбрать наиболее соответствующий ему по вкусу, стоимости, пространству тип интерьера либо дополнять свое жи­лище понравившимися деталями. Этот тип магазина отражал одну важ-


 


1 См.: Alloway L. The development of British Pop // Lippard L.R. Pop Art. With contribu­
tions by Lawrence Alloway, Nancy Marmer, Nicolas Calas. London, 1970. P. 27.

2 См.: Ibid. P. 40.


1 Лучкова И.В., СикачевА.В. Жилая ячейка как объект дизайна // Техническая эсте­тика. 1969. № 8.



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


           
   
 
   

ную мысль — понимание того, что не все люди одинаковы, что интерьер есть предметное продолжение лич­ности человека.

Рис. 60 Т. Конран. Товары магазина «Habitat». 1960-e

«Наши потенциальные покупа­тели, — разъяснял Конран, — моло­дые люди, возможно, впервые заво­дящие свой дом, — образованная и интеллигентная прослойка общест­ва. <...> Изделия должны быть функциональны, отличаться высо­кими технико-эстетическими каче-

ствами. Мы не стремимся к неким переворотам в дизайне, напро­тив — хотим создавать простые, отлично изготовленные изделия, сходные по цене. А поскольку все изделия проектируются одной ди­зайнерской группой, обеспечивается общее стилевое единство това­ров, продаваемых в магазине»1.

Конран не только организовал дизайн-бюро для проектирования самых разнообразных товаров для дома, но и впервые ввел принцип организации торгового зала по типу открытого склада. Вся мебель продавалась в разобранном виде в компактных картонных упаковках. В 1995 г. «Habitat» вместе со всеми филиалами в Париже, Нью-Йорке и Токио купила фирма «IKEA». Теперь те же идеи торговли интерье­рами, стилями, принцип открытого склада развиваются в рамках этой шведской фирмы (см.: ч. V, гл. 1).

Дизайн-студии: новые идеи

В 1970-х гг. в дизайне быстрее всего рос сектор услуг, связанных с раз­работкой корпоративных стилей, прикладной графики. Активная консультативная деятельность дизайн-фирм приводит к тому, что в 1980-х гг. слово «дизайн» становится синонимом «большого бизнеса». Если в Германии и Франции дизайн был тесно связан с производст­вом, то в Британии на его развитие влияла прежде всего розничная торговля, организация торговых пространств, подбор товаров и т.д.


Именно в начале 1970-х была создана знаменитая дизайн-студия «Пентаграм». За ней последовали: «БИБ и партнеры», «Могридж и партнеры» и многие другие.

«Пентаграм» первоначально существовала как «федеративное» объ­единение практикующих дизайнеров Лондона. Костяк составляли ди­зайнеры-графики — Алан Флетчер (среди его известнейших проек­тов — логотип Музея Виктории и Альберта, одного из богатейших в мире собраний изящных и прикладных искусств и дизайна, основанно­го после памятной Всемирной выставки 1851 г.), Колин Форбс и Боб Гилл. В 1972 г. к ним присоединились график Мервин Курлянский и промышленный дизайнер Кеннет Грейдж — тогда, собственно, и роди­лась студия, сохранив свою междисциплинарную направленность, универсальность. И открыв филиалы в Нью-Йорке и Сан-Франциско, «Пентаграм» не превратилась в транснациональную консультативную компанию (как это проис­ходило со многими ди­зайн-бюро), а сохранила свой статус студии, во гла­ве которой стоят худож­ники, дизайнеры.

Студия выпустила три альбома. Это было сделано

Рис. 61 Дизайн-студия «Пентаграм». Разворот альбома «Идеи дизайна» (показана разработка головного вагона скоростного поезда, дизайнер К. Грейндж). 1986

не ради рекламы, а из же­лания познакомить публи­ку с тем, что такое дизайн, как работает дизайнер, в чем он находит источник той или иной формы1. На­пример, объяснялось, что вагон скоростного поезда, спроектированный Грейнджем, целиком подчиняется требованиям аэродинамики и пред­ставлениям о современности (рис. 61).

Другая, не менее известная английская дизайн-студия — «Аттик», основанная Саймоном Нидхемом и Джеймсом Соммервилем. Нахо­дится она в местечке Хаддерсфилд, имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее и Сан-Франциско. За время своей 16-летней эволюции студия прошла путь от панков до визита к королеве. Премьер-министр Тони Блэр назвал ее «послом новой Британии».


 


1 Английские дизайнеры о себе. Теренс Конран // Техническая эстетика. 1977. № 6. С. 22.


' См., например: Pentagram Ideas on Design. London, 1986.



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


^^ш

I


Искусствовед Лоренс Эллоуэй, автор термина «поп-арт», пишет, что вначале термин относился скорее к поп-культуре, складывавшей­ся под воздействием массмедиа1. В середине 1950-х гг., после ряда об­суждений и выставок «Независимых», сформировалось отношение к массовой культуре не как к развлечению или средству бегства от жиз­ни, а как к нормальному объекту искусствоведческого анализа с точ­ки зрения композиции, эстетики, содержания. Особенно большое впечатление произвела выставка «Человек-машина и движение», ор­ганизованная в 1955 г. членом группы «Независимые» Ричардом Га­мильтоном. Собственно, на этой выставке и родилась идея коллажа Гамильтона «И что же делает наши современные дома такими особен­ными, такими привлекательными?». Коллаж был представлен публи­ке год спустя и считается первым произведением поп-арта. На фоне фотографии интерьера с белыми стенами, неоновыми рекламами за окном стоит культурист. В руке он держит, как теннисную ракетку, ог­ромный леденец на палочке с надписью «Pop». На прямоугольном ди­ване у телевизора полулежит вырезанная из какого-то журнала обна­женная девица. На голове — вместо шляпы абажур. В качестве символов поп-культуры в коллаж были вставлены фотографии порта­тивного пленочного магнитофона, банки консервированной ветчи­ны. В рамке на стене висела вырезанная из какого-то комикса сце­на — прообраз будущих картин американца Роя Лихтенштейна.

В задачи выставки 1956 г. «Это — завтрашний день» входила демон­страция синтеза абстрактного искусства и архитектуры. Однако наи­более интересными экспонатами оказались не отдельные произведе­ния, а пространство инсталляций. Гамильтон участвовал в создании стенда в духе пародии на архитектуру. Внутреннее пространство было темным, с нарушенной перспективой, мягким полом. На наружных стенках наклеены вырезки на тему поп-культуры, различные фотогра­фии, в том числе и Мэрилин Монро. Художники приняли индустри­альную культуру и вводили ее аспекты в свои произведения2. Эдуардо Паолоцци и Гамильтон даже преподавали в Королевском колледже ис­кусств. «Внедрение» поп-арта в педагогику было связано не столько с инициативой дирекции, сколько с настроениями студентов.

На волне поп-арта 1960-х гг. — времени мини-юбок и поп-музыки, появления дешевых товаров и услуг — в дизайне возникают новые


концепции, новые материалы, новые принципы создания вещей. Большим спросом пользуются веши-однодневки из бумаги, картона или пластмассы: одноразовая посуда, одноразовая скатерть, однора­зовое платье. Характерен стул Питера Мердока из картона разнооб­разной расцветки, который продавался в сложенном виде.

В этот период начинается новый виток футурологических разрабо­ток. В начале 1960-х гг. формируется нонконформистская группа ар­хитекторов, занимавшихся экспериментальным проектированием. В нее вошли Д. Грин, М. Вебб, Д. Кромптон, П. Кук, У. Чок, Р. Хер-рон. Название группе — «Аркигрэм» — дал одноименный журнал, рассчитанный на международную аудиторию единомышленников. Члены группы публиковали проекты планетарного масштаба — от по­селений на Луне до системы «Plug-in-City» («Город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку»1). Город представал как глобальная инфраструктура, в любой точке которой можно было получить жизненно необходимые услуги, а также под­ключиться к глобальной информационной сети радио и телевидения. «Будущее жилище рассматривается как сфера творческой и научной деятельности, духовного роста и общения между людьми», — писал, анализируя эти и другие подобные проекты из Италии, Японии и Ав­стрии, архитектор А. В. Рябушин, занимавшийся во Всесоюзном науч­но-исследовательском институте технической эстетики в Москве фу­турологией жилища [Рябушин, с. 10].

Магазин «Habitat» (условно это название можно перевести как «оби­таемое пространство»), открывшийся в 1964 г., воплощал не только но­вый подход к организации розничной торговли. Теренс Конран, дизай­нер-текстильщик, попытался выстроить целостные типы интерьеров. Здесь продавались не столько отдельные товары, сколько «стиль жиз­ни» (рис. 60). Идея предлагать потребителям целостные интерьеры, об­раз жилья принадлежит Уильяму Моррису. В своих салонах он продавал мебель вместе с гобеленами, изделиями из керамики. Конран подбирал по каталогам предметы, которые, по его представлению, подходили друг другу стилистически и эмоционально. Точно так же и в магазине «Habitat» посетитель мог выбрать наиболее соответствующий ему по вкусу, стоимости, пространству тип интерьера либо дополнять свое жи­лище понравившимися деталями. Этот тип магазина отражал одну важ-


 


1 См.: Alloway L. The development of British Pop // Lippard L.R. Pop Art. With contribu­
tions by Lawrence Alloway, Nancy Marnier, Nicolas Calas. London, 1970. P. 27.

2 См.: Ibid. P. 40.


1 Лучкова И.В., СикачевА.В. Жилая ячейка как объект дизайна // Техническая эсте­тика. 1969. № 8.



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества



 


■ ^


 

ную мысль — понимание того, что не все люди одинаковы, что интерьер есть предметное продолжение лич­ности человека.

Рис. 60 Т. Конран. Товары магазина «Habitat». 1960-e

«Наши потенциальные покупа­тели, — разъяснял Конран, — моло­дые люди, возможно, впервые заво­дящие свой дом, — образованная и интеллигентная прослойка общест­ва. <...> Изделия должны быть функциональны, отличаться высо­кими технико-эстетическими каче­ствами. Мы не стремимся к неким переворотам в дизайне, напро­тив — хотим создавать простые, отлично изготовленные изделия, сходные по цене. А поскольку все изделия проектируются одной ди­зайнерской группой, обеспечивается общее стилевое единство това­ров, продаваемых в магазине»1.

Конран не только организовал дизайн-бюро для проектирования самых разнообразных товаров для дома, но и впервые ввел принцип организации торгового зала по типу открытого склада. Вся мебель продавалась в разобранном виде в компактных картонных упаковках. В 1995 г. «Habitat» вместе со всеми филиалами в Париже, Нью-Йорке и Токио купила фирма «IKEA». Теперь те же идеи торговли интерье­рами, стилями, принцип открытого склада развиваются в рамках этой шведской фирмы (см.: ч. V, гл. 1).

Дизайн-студии: новые идеи

В 1970-х гг. в дизайне быстрее всего рос сектор услуг, связанных с раз­работкой корпоративных стилей, прикладной графики. Активная консультативная деятельность дизайн-фирм приводит к тому, что в 1980-х гг. слово «дизайн» становится синонимом «большого бизнеса». Если в Германии и Франции дизайн был тесно связан с производст­вом, то в Британии на его развитие влияла прежде всего розничная торговля, организация торговых пространств, подбор товаров и т.д.


Именно в начале 1970-х была создана знаменитая дизайн-студия «Пентаграм». За ней последовали: «БИБ и партнеры», «Могридж и партнеры» и многие другие.

«Пентаграм» первоначально существовала как «федеративное» объ­единение практикующих дизайнеров Лондона. Костяк составляли ди­зайнеры-графики — Алан Флетчер (среди его известнейших проек­тов — логотип Музея Виктории и Альберта, одного из богатейших в мире собраний изящных и прикладных искусств и дизайна, основанно­го после памятной Всемирной выставки 1851 г.), Колин Форбс и Боб Гилл. В 1972 г. к ним присоединились график Мервин Курлянский и промышленный дизайнер Кеннет Грейдж — тогда, собственно, и роди­лась студия, сохранив свою междисциплинарную направленность, универсальность. И открыв филиалы в Нью-Йорке и Сан-Франциско, «Пентаграм» не превратилась в транснациональную консультативную компанию (как это проис­ходило со многими ди­зайн-бюро), а сохранила свой статус студии, во гла­ве которой стоят худож­ники, дизайнеры.

Студия выпустила три альбома. Это было сделано

Рис. 61 Дизайн-студия «Пентаграм». Разворот альбома «Идеи дизайна» (показана разработка головного вагона скоростного поезда, дизайнер К. Грейндж). 1986

не ради рекламы, а из же­лания познакомить публи­ку с тем, что такое дизайн, как работает дизайнер, в чем он находит источник той или иной формы1. На­пример, объяснялось, что вагон скоростного поезда, спроектированный Грейнджем, целиком подчиняется требованиям аэродинамики и пред­ставлениям о современности (рис. 61).

Другая, не менее известная английская дизайн-студия — «Аттик», основанная Саймоном Нидхемом и Джеймсом Соммервилем. Нахо­дится она в местечке Хаддерсфилд, имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее и Сан-Франциско. За время своей 16-летней эволюции студия прошла путь от панков до визита к королеве. Премьер-министр Тони Блэр назвал ее «послом новой Британии».


 


1 Английские дизайнеры о себе. Теренс Конран // Техническая эстетика. 1977. № 6. С. 22.


1 См., например: Pentagram Ideas on Design. London, 1986.



Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности


 


1


«Аттик» специализируется на проектировании брендов. Среди за­казчиков такие фирмы, как «Adidas», «Nike», «General Motors» и «Toyota». Реклама изделий фирмы «Nike» для женщин вылилась в со­здание новой торговой марки и даже философии спортивных товаров серии «Nikewoman». Реклама автомобиля «Toyota Scion» реализовалась в серии плакатов, на которых автомобиль был изображен через его вос­приятие молодыми людьми разных профессий — фотографом, татуи­ровщиком, художником инсталляций и т.д. Когда для новой модели ав­томобиля «Форд» потребовался новый принцип решения приборной панели, студия разработала проект компьютеризованного интерфейса, заменившего разрозненные приборы. Проект графического представ­ления информации включал создание пиктограмм и интерактивной графики. Лаконичные символы на основе угловых элементов и точек нашли продолжение в таком же простом, но артистичном алфавите.

По тому же принципу объединения информации о дороге, режиме работы двигателя, скорости и местоположении автомобиля пошли и дизайнеры японской фирмы «Ниссан» в модели «Ideo» 2002 г. Ком­пьютерная графика становится доминирующим инструментом не только плоскостного, но и средового дизайна (с точки зрения погру­жения человека в мир типографских символов и надписей, текстовой рекламы и информации).

Вопросы и задания

1. Почему выставку дизайна 1945 г. англичане прозвали «Британия не мо­
жет этого иметь»?

2. Как повлиял поп-арт на дизайн 1960-х г.?

3. Каковы основы средств художественной выразительности стиля хай-тек?

4. Проанализируйте особенности сценарного подхода к разработке проек­
тов музеев и культурных центров.

5. Перечислите обшие черты в организации торговли шведской фирмы
«IKEA» и британской «Habitat».

Литература

Рябушин А.В. Футурология жилища за рубежом. 60—70-е годы. М., 1973. Хиллер Б. Стиль XX века. М, 2004. Гл. «1960—1980».








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия