Студопедия — Природа человека: интервальный подход
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа человека: интервальный подход






В рамках интервального учения человек рассматривается как многомерный и многоуровневый феномен. Ни одна отдель­но взятая концепция, имеющаяся в истории философской мыс­ли, не может оцениваться как универсальная. Абсолютизация того или иного аспекта, того или иного измерения человече­ской сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Различные картины необходимо представить в виде единой теории. При этом все эти отдельные картины отнюдь не сливаются в каком-то одном обобщенном полотне, а образу­ют сложно иерархизированную " голографическую" модель, в которой каждый интервал рассмотрения претендует на свою, хотя и ограниченную, но " законченную в себе" истину о чело­веке. Отдельные " образы человека" не исключают, а дополня­ют друг друга, если мы научились фиксировать границы их адек­ватной применимости, а также способы перехода от одного об­раза к другому.

Такой подход к проблеме позволяет обраружить все то вер­ное и ценное, что имеется в различных философско-антропо-логических версиях, начиная от натурализма и кончая персо-


-------------------------------------- Основной курс -

нализмом и экзистенциализмом. Классические философские концепции потому и могут называться " классическими", что выражают — каждая в своих пределах — различные аспекты, стороны, " ипостаси" человеческого бытия в мире. И в этом смысле каждая из них представляет собой " частицу истины". Интервальный подход, однако, вовсе не сводится к оправда­нию всех " точек зрения" как имеющих равное право на истину, ибо, во-первых, любая классическая концепция справедлива не вообще, а лишь в узких границах интервалов исходных аб­стракций, во-вторых, между различными картинами человека должна быть установлена обоснованная логическая взаимосвязь и соподчиненность. В результате любая частная перспектива видения в такой же степени оправдывается, в какой и отверга­ется в силу неизбежной для них абсолютизации своего ракурса рассмотрения.

Так, марксистский взгляд на человека как на сугубо " соци­альное существо" в основных чертах остается справедливым и до сих пор, ибо и в наше время люди, приспосабливаясь к жиз­ни в условиях социума, вынуждены действовать в соответ­ствии с жесткими законами борьбы за свои материальные ин­тересы. В этой сфере общественное бытие определяет созна­ние людей, здесь " свободная пресса", искусство, политика, философия служат тем, кто больше платит, а государство не­редко становится послушным инструментом национальных и транснациональных элит. Ограниченность доктрины Маркса заключается, однако, в том, что он вольно или невольно реду­цирует сущность человека до совокупности общественных от­ношений, до " социального" качества. То, что социум пытается приспособить все сферы человеческого бытия к своей логике, пытается заставить служить себе человеческий разум, культу­ру, духовность, религию, это общеизвестный факт, но это вов­се не значит, что все сферы культурного бытия выводимы из экономического уклада, из материальной жизни людей. Духов-


Философская антропология

ные пласты бытия человека в принципе несводимы к матери­альным. Существует тонкая диалектика взаимосвязи матери­ального и духовного, социального и культурного в истории.

Подобным же образом было бы глубоко ошибочно реду­цировать человека к витальным, природным, биологическим началам, как это пытались сделать представители натурализма, материализма и отчасти фрейдизма. Интервальный подход не­изменно выступает против любых попыток сведения одних интервалов бытия к другим — ни высших к низшим, ни низ­ших к высшим. Вместе с тем, этот подход настаивает на том, чтобы при изучении человека его сущность рассматривалась не как некий абсолют, не как неизменная вневременная дан­ность, а как " системное качество", как то, что порождается той системой, в которую погружен индивид и которая детермини­рует появление тех или иных сущностных характеристик. Важ­но однако иметь в виду, что в рамках человеческой жизнедея­тельности таких " систем погружения" достаточно много. По крайней мере, можно выделить такие важные интервалы бы­тия личности, как витальный, социальный, культурный, экзис­тенциальный и др. Каждый из таких интервалов имеет свою внутреннюю логику функционирования и развития, свою си­стему ценностей и предполагает свой понятийный аппарат для адекватного отображения в теории. Для одних людей, напри­мер, искусство или наука могут быть предметом коммерции, а для других — делом жизни, высшими смысложизненными цен­ностями.

Следует иметь в виду и еще одну важную сторону дела. Редуцирование человеческой сущности к тем или иным отдель­ным сферам встречается не только на уровне философской реф­лексии, не только " в теории", но и на практике. Печально изве­стная практика тоталитарных режимов XX века, когда соци­альная природа абсолютизировалась, когда личность сводилась


Основной курс ------------------------------------- -.

до " человеческого материала", до общественного " винтика" в большой социальной машине. Самоценность индивидуума не признавалась ни в теории, ни в социальной и политической практике. Позднее это было названо " вульгарным социологиз­мом", социологизаторским подходом к личности. За индиви­дом не признавалось ничего сверхсоциального, всякое откло­нение от господствующего социального стандарта рассматри­валось как " пережиток прошлого", как деформация или как ошибка воспитания. Потребовалось время, чтобы мы поняли, что с точки зрения подлинного гуманизма личностное бытие первично и изначально, в то время как встроенность в какие бы то ни было порядки бытия, его привязанность к социальным, государственным, этническим и прочим общностям, его при­верженность к моральным, религиозным или художественным ценностям вторичны, производны и всецело определяемы са­мим человеком. Индивид должен иметь право сам решать, ка­кие узы для него нужны и важны, какие ценности организуют и направляют его существование. И не случайно ООН декла­рирует в современных исторических условиях принцип при­оритета прав личности над правами народов и наций.

Человек выстраивает свое бытие не в одномерном, а в многовариантном и вероятностно реализуемом мире. Поэтому индивид всегда стоит перед выбором. Есть мир строгой при­чинности, где все поддается логическому объяснению, но ря­дом с ним и параллельно ему — мир несказуемого, потаенно­го, лишь интуитивно постигаемого. Есть мир, где господству­ют законы тождества и неразличимости, но есть и такие интер­валы бытия, где на первый план выступает единичное, инди­видуальное, неповторимое. И именно такой мир — многоин­тервальный и многовариантный, — и позволяет человеку раз­вить в себе подлинную индивидуальность, пробудить спящие в нем творческие способности, самоосуществиться как личность. Сущность человеческой свободы коренится в многовариант-


---------------------------- Философская антропология -------------------------------

ности, в способности индивида — благодаря интеллекту, инту­иции и воле — осуществлять удовлетворяющий его выбор того или иного варианта, измерения бытия.

С интервальной точки зрения принципиально важно раз­личать два способа бытия человека — " извне" и " изнутри". В первом случае индивид выступает как субъект самодетерми­нации, как носитель индивидуального начала и как возможность экзистенции. Во втором случае он постоянно оказывается " про­дуктом" исторических и социальных обстоятельств, " жертвой среды", заложником " неумолимых законов истории" и т. п. Го­воря словами Н. Бердяева, перед нами " мир объективации", такая сфера бытия человека, в которой он неизбежно выступа­ет как объект внешних детерминаций — социально-экономи­ческих, психофизических и т.п. Человеческое существование поэтому есть постоянное сопротивление " внешнему давлению", есть попытка найти компромисс между свободой и принужде­нием, между творческим порывом и адаптацией к социальным условиям, между самоутверждением и самоутратой. Вместе с тем бытие " изнутри" вовсе не есть некая чистая субъектив­ность, ибо оно раскрывается лишь навстречу трансценденции, лишь сопрягаясь с высшими смыслами и порядками Универсу­ма. Таким образом, сущность человека не есть нечто раз и на­всегда заданное, она относительна и контекстуальна. Но это не означает, что она текуча, расплывчата, иррациональна, ибо ин­тервальная структура реальности, в которую вписано существо­вание индивида, представляет собой некий стабильный каркас Универсума.

Как перейти от обычного существования к максимальной полноте жизни, к актуализации скрытых и дремлющих в каж­дом возможностей и способностей? Нужно ли для этого пред­варительно изменить окружающую социальную среду, может быть, даже экономическое и политическое устройство обще­ства, или следует в первую очередь изменить самого себя? Что


Основной курс

в конечном счете означает актуальная самореализация личнос­ти? Связана ли она в основном с поиском новых человеческих ценностей? Как найти собственное личностное пространство для проявления свободы и ответственности, для свободного и достойного самоосуществления?

Прежде всего следует иметь в виду, что человеческое су­ществование ситуативно, контекстуально, интервально. В каж­дый данный момент мы находимся в каких-то конкретных ус­ловиях — бытовых, природных, социальных, культурно-исто­рических и т. п. Эти условия воздействуют на нас и в опреде­ленной степени определяют течение нашей жизни: диктуют цели, подсказывают средства, навязывают знакомых, оказыва­ют влияние при выборе жизненных ценностей. Иногда обстоя­тельства жизни складываются так, что человек становится за­ложником текущего момента, который властно задает ему на­правление и характер деятельности. В других случаях у него открываются возможности свободного выбора одного из ва­риантов.

Фундаментальной чертой человеческого бытия является, однако, то, что он — по своей природе — никогда не закреплен намертво ни с одним из конкретных контекстов, интервалов; у него существует принципиальная возможность перехода от одного измерения к другому. Более того, он может одновре­менно существовать во множестве интервалов, и все зависит от того, который из них в данный момент ценностно или сен­сорно актуализирован. Порой в жизни очень много значит ак­туализация более широкого и эмоционального, более значимо­го измерения, позволяющего более полно и гармонично реа­лизовать личности свое индивидуальное " Я".

Важна, однако, не только актуализация подходящего кон­текста из множества имеющихся " возможных миров", но и твор­ческое проектирование собственного жизненного пространства,


---------------------------- Философская антропология -------------------------------

свободного от факторов давления на индивида. Искусство жить в " своем мире", не вступая в опасное столкновение с " чужими мирами", конечно, не каждому дается. Поэтому-то человеку и нужна мудрость, нужно понимание и осознание того, как в каж­дом конкретном случае протекают процессы нашей адаптации к миру, к обществу, к людям. Такое осознание выступает усло­вием выработки способов творческого приспособления инди­вида к окружающей среде.

Творческое приспособление к миру ни в коем случае не сводится только к открытию новых срезов бытия, оно означает также обнаружение новых смыслов и ценностей в том, что дано " здесь" и " теперь". Для этого важна способность взглянуть на мир повседневного глазами " постороннего наблюдателя", в том, что примелькалось, увидеть сокровенное, некие высшие знаки и смыслы.

Таким образом, контекстуальная природа человеческого существования отнюдь не исключает способность личности осознавать свое " глобальное" бытие-в-мире, факт своей экзи­стенции " поверх любых интервалов", свою свободу от каких бы то ни было отдельных жизненных обстоятельств. Не менее важно и другое: человек одновременно может " пребывать" во многих сенсорных и ценностно-смысловых контекстах, актуа­лизируя при необходимости то одни, то другие. Свобода выбо­ра своего " жизненного мира" — фундаментальная черта чело­веческого бытия.

Существовать в бытийном смысле слова человек может глобально — в мире вообще, но присутствовать он может только локально — в той или иной конкретной ситуации, в том или ином " возможном мире". В своих бытийных формах суще­ствования индивид ничем не отличается от бытия вещей, фе­номен же присутствия характерен только для существа, наде­ленного экзистенцией. Другими словами, человеческое суще-


Основной курс

ствование как присутствие всегда интервально и экзистенци­ально. Вместе с тем, присутствие не означает абсолютную при­вязанность индивида к " месту", ибо он свободен выбирать — если он свободен — свой духовный небосвод.


?


1. Является ли философская антропология основополагающей нау­кой о человеке? 2. Каковы фундаментальные характеристики челове­ческого бытия" 3. Раскройте основные концепции традиционной мо­дели человека. 4. В чем специфика индивидуалистской, персоналист-ской и экзистенциалистской моделей? 5. В чем сходство и различие марксистского и прагматистского подходов в истолковании сущности человека? 6. Назовите основные тезисы интервального подхода к по­ниманию природы человеческой личности.


 


 


 



 


 


 


 



 


 


Глава 9. Философия истории

Известно нам, что час невозвратим, Что нет ни дням, ни месяцам возврата Но круг календаря и циферблата Мешает нам понять, что мы летим.

С. Маршак







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия