Студопедия — О. Ф. Лобазова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О. Ф. Лобазова

Кафедра гуманитарных и социально-гуманитарных дисциплин Общевойсковой Академии Вооруженных Сил РФ.

 

Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред.

проф. В. И. Жукова. — М.: Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К°», 2002. — 384 с.

 

 

Настоящее издание представляет собой учебник по курсу " Религиоведение" и предназначено для студентов вузов и учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В работе собраны и систематизированы научно достоверные теоретические положения и факты, составляющие основу отечественного религиоведения.

 

© О. Ф. Лобазова, 2002

Содержание

Предисловие. 6

Введение. 7

Тема 1. Сущностные характеристики религии. 9

Определения религии. 9

Детерминации религии. 10

Элементы и структура религии. 12

Тема 2. Возникновение и развитие науки о религии. 15

Сравнительно-исторические исследования. 15

Вклад антропологии и этнологии. 16

Социологический подход. 17

Психологический анализ. 18

Тема 5. Функции и роль религии в обществе. 21

Социальные функции религии. 21

Принципы анализа роли религии в обществе. 23

Нравственное значение религиозного мировоззрения. 25

Вопросы для обсуждения на семинаре. 27

Литература. 27

Тема 4. Религия как историко-культурный феномен. 28

Религия в системе культуры.. 28

Проблема многообразия и единства исторических форм религии. 29

Универсальные мировые мифологемы.. 30

" Многоэтажная Вселенная". 31

Ось мира. 34

Зооморфная модель. 39

Антропоморфная модель. 43

Универсальный дуализм. 45

Избранность рода. 46

Тождество космического и социального устройства. 47

Число, пространство, время. 49

Вопросы для обсуждения на семинаре. 53

Литература. 53

Тема 5. Элементарные формы религиозной жизни. 54

Возникновение религии. 54

Религии доклассового общества. 55

Тема 6. Религии первых цивилизаций Египта, Месопотамии, Инда. 69

Верования и культы в Древнем Египте. 69

Религия в Древней Месопотамии. 75

Религия индской цивилизации. 77

 

Тема 7. Религии " классических" цивилизаций Древнего мира:

зороастризм, религии греков и римлян. 79

Зороастризм. 79

Религия древних греков. 83

Религия древних римлян. 88

Тема 8. Национальные религии. 92

Индуизм. 92

Даосизм. 96

Конфуцианство. 99

Синтоизм. 100

Иудаизм. 102

Вопросы для обсуждения на семинаре. 108

Литература. 108

Тема 9. Мировые религии. 109

Буддизм. 109

Христианство. 117

Ислам. 148

Вопросы для обсуждения на семинаре. 156

Литература. 156

Тема 10. Религия как социальный феномен. 158

Религия и общество. 158

Характерные черты воинствующей религии. 158

Религия и политика. 160

Религия и мораль. 162

Религиозный модернизм. 163

Вопросы для обсуждения на семинаре. 166

Литература. 166

Тема 11. Психология религии. 168

Личностно значимые компоненты религии: 168

религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение. 168

Религиозная личность, 173

влияние религиозности на поведение. 173

Психологические последствия вовлеченности индивида. 177

в религиозную общину. 177

Психотехника вовлечения индивида в религиозную общину. 179

Вопросы для обсуждения на семинаре. 184

Литература. 184

Тема 12. Религиозная философия. 185

Буддийская философия. 185

Православная философия. 187

Католическая философия. 189

Протестантская философия и теология. 192

Мусульманская теология и философия. 194

Надконфессиональная синкретическая религиозная философия. 195

Тема 13. Секуляризация как исторический феномен. 198

Понятие секуляризации. 198

Проблема свободы совести. 199

История свободомыслия. 199

Свободомыслие в рабовладельческом обществе. 199

Свободомыслие в Средние века. 201

Свободомыслие буржуазного общества. 202

Современные теории секуляризации. 209

Вопросы для обсуждения на семинаре. 211

Литература. 211

Тема 14. Религия в современном мире. 212

Околорелигиозное сознание. 212

Современная мифология. 214

Современные нетрадиционные культы.. 215

Секты в России. 216

Вопросы для обсуждения на семинаре. 224

Литература. 224

Тема 15. Религия в России. 225

Социологические данные о религиозности россиян. 225

История Русской православной церкви. 228

Проблема сосуществования конфессий. 242

Заключение. 245

Литература для углубленного изучения тем курса. 246

 

Предисловие

 

Настоящее издание представляет собой материалы курса лекций, который был прочитан студентам в Московском государственном социальном университете. Тематика лекций и семинарских занятий разработана с учетом требований Образовательного стандарта к объему (70 часов) и к содержанию (основные дидактические единицы) курса " Религиоведение".

В работе над текстом лекций учитывались и использовались результаты исследований в области религиоведения, нашедшие отражение в учебниках, учебных пособиях и монографиях, авторами которых являются В. И. Гаражда, В. В. Евсюков, А. Мень, Н. М. Никольский, В. Ф. Панова, А. Б. Ранович, Б. А. Рыбаков, С. И. Самыгин, С. В. Филатов, И. Н. Яблоков, и в трудах зарубежных исследователей проблем религии, таких, как Г. Гече, Д. П. Шантепи де ля Соссей, В. Франкл, Д. Фрэзер, Э. Фромм.

Составитель и автор данного курса не претендует на полную оригинальность работы и готов принять любые ценные предложения по усовершенствованию тематики, структуры и содержания курса.

 

 

Введение

 

Не только Россия, но и весь мир стоит на пороге сложного и ответственного переходного периода. Быстро усугубляющийся глобальный экологический кризис ставит под вопрос судьбу всех без исключения и требует радикальных перемен в экономической организации общества, государственном устройстве, международных отношениях. Решение этих проблем будет невозможно без изменений мировоззрения и культуры, смыслового и ценностного наполнения всех форм общественного сознания, в том числе и религии.

Реализация принципов свободы мировоззренческого выбора, совести, убеждений и слова, прежде всего, означает уважительное и внимательное отношение к любым формам и способам поиска смысла жизни, внутренней цельности личности, духовности, человеколюбия. Поэтому должен быть по достоинству оценен тот исторический факт, что за долгое время существования российской государственности именно религиозная традиция, сохраняющаяся живой народной верой, была одним из оплотов нравственности, обеспечивала культурную преемственность поколений и придавала устойчивость государственным образованиям.

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Работники социальной сферы (социальные работники и педагоги, психологи, юристы, журналисты и т. д.) эффективнее смогут решать свои профессиональные задачи, определенные целями социальной политики и детализированные экономическими и правовыми возможностями, если будут представлять собой цельные, нравственно просвещенные личности, ориентированные на идеалы высокой духовности. Для этого необходимо знание возможностей того потенциала, который накопило человечество во всех сферах общественного сознания, в том числе в религии.

Целью курса является предоставление учащимся широкой фактологической базы, отражающей философию, социологию, психологию, историю религии, при помощи которой каждый сможет совершить, укрепить или критически переосмыслить свой личный мировоззренческий выбор. Одной из задач курса является помощь будущим работникам социальной сферы в формировании первичных навыков взаимодействия с индивидами и группами различных направлений религиозности. Специалисты в социальной сфере, обладающие знаниями в области религиоведения, а, главное, умеющие применять свои знания и навыки на основе принципа веротерпимости и уважения прав личности на свободу совести, вероисповедания и свободу отправления культа, должны оптимизировать содержание и формы социальной работы и, в конечном итоге, сыграть определенную положительную роль в гармонизации общественных отношений.

 

Тема 1. Сущностные характеристики религии

 

• Определения религии • Детерминации религии • Элементы и структура религии

 

Определения религии

 

В религиоведении разработан ряд определений религии: теологических, философских, социологических, психологических и др. Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог — сила реально существующая, и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Теологические определения религии являются, естественно, самыми старшими по возрасту. Они стремятся понять религию " изнутри", на основе соответствующего религиозного опыта. Существуют такие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами:

• переживание святого (Р. Отто — протестантский философ);

• жизнь нас в Боге и Бога в нас (П. А. Флоренский — православный богослов);

• выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового универсума (Т. Лукман — евангелический теолог).

В целом в теологии религия понимается как величина особого рода, появляющаяся в результате взаимосвязи между Богом и человеком.

В материалистической философии религия понимается как многомерное явление духовной жизни общества и личности, и это понимание трактуется в нескольких формулировках:

• религия как сфера духовной жизни общества, группы, индивида;

• религия как способ духовно-практического освоения мира;

• религия как область духовного производства;

• религия как форма общественного сознания, где идеальное — и продукт, и форма.

К последнему можно добавить, что религия является универсальной формой общественного сознания. Право, мораль, идеология служат способами духовно-практического освоения общества и выступают в роли непосредственных регуляторов человеческого поведения. Наука, философия, искусство служат способами духовного и духовно-практического освоения всего окружающего мира и общества и выступают в роли опосредованных регуляторов человеческого поведения. Универсальность религии в том, что она, по существу, является и тем, и другим. Так как только религия содержит в себе возможности для духовно-практического и чисто духовного освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, причем дело не в истинности той или иной религии, а в возможностях, предоставляемых человеку для мышления и эмоционального переживания. Кроме того, религия располагает как непосредственными (наказания и поощрения, исходящие от служителей религии), так и опосредованными (воздаяния, исходящие от Божества) регуляторами человеческого поведения.

Резюмируя вышесказанное, можно предложить следующее определение религии: система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, " священного", то есть той или иной разновидности сверхъестественного. В качестве таковой религия представляет собой: 1) проявление сущности общества, выражение глубинных общественных связей; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.

 

Детерминации религии

 

Под детерминациями религии надо понимать систему факторов, под влиянием которых она возникает, существует и воспроизводится.

Первой группой таких факторов являются социумные основы, то есть совокупность отношений, складывающихся в процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от внешних условий. Несвободу и зависимость человек испытывает в двух аспектах — в системе взаимоотношений с природой и в системе взаимоотношений с другими людьми. Во взаимоотношениях с природой основополагающим фактором является уровень развития производительных сил. Чем выше этот уровень, тем меньше зависимость человека от слепой стихии, тем выше защищенность и комфорт его повседневной жизни, тем ниже необходимость обращения к сверхъестественному за непосредственной защитой. По крайней мере, так было на протяжении той части истории человечества, когда производственная деятельность общества еще не нанесла непоправимого ущерба окружающей среде. Теперь эта зависимость перестала напоминать прямую арифметическую и принимает диалектические формы. Острота экологических проблем, возникших именно в результате повышения уровня производительных сил, толкает человека к немедленному поиску решений, который из-за нехватки времени часто уходит в сторону религии.

В области отношений людей друг с другом основополагающим фактором является характер производственных отношений, выражающийся в развитии отчужденных форм собственности, в эксплуатации, в разделении на различные социальные группы, в противоречиях в отношениях человека и государства. Все это вызывает социальные, политические, межэтнические, межличностные и прочие конфликты. В принципе, чем острее обществом и человеком переживается социальная несправедливость, тем больше их тяга к религии. Чем справедливее устроено общество, тем ниже должна быть потребность человека обращаться к вере в Бога. Но это не совсем так. Можно найти в истории примеры, которые говорят о том, что " сытый и спокойный" человек не отворачивается от религии, а, наоборот, в этих условиях получает внутренний импульс заниматься своим духовным развитием, искать смысл жизни; в связи с универсальностью религии, о которой говорилось выше, он обращается в своих поисках ответов на вечные вопросы именно к религии. С другой стороны, можно найти примеры, когда именно социальная несправедливость, ее острое переживание людьми толкало их на разрыв с религиозными представлениями и поиск кардинальных способов переустройства мира.

Второй группой факторов, определяющих развитие религии, являются психологические факторы, то есть состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты.

К общественно-психологическим факторам относятся:

1) кризис общественно-моральной атмосферы;

2) превратный характер общественного мнения;

3) влияние группы непосредственного общения;

4) влияние норм, традиций и обычаев группы происхождения или проживания.

К индивидуально-психологическим факторам относятся: 1) переживание человеком чувства всесторонней зависимости; 2) личное страдание и невосполнимое горе; 3) осознаваемый страх смерти; 4) переживание чувства морального и физического одиночества; 5) склонность к внушаемости, поклонению авторитетам; 6) закоснелость мышления.

Следует выделить еще одну группу факторов, влияющих на развитие общественной и индивидуальной религиозности. Это гносеологические предпосылки, представляющие собой те особенности познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений. Во-первых, это противоречие между неограниченностью человеческого и ограниченностью индивидуального познания. Неограниченность познания человечества можно подтвердить, только беря для рассмотрения всю историю его развития — от первобытного состояния, когда люди знали и умели очень мало, и до сегодняшнего времени, когда человечество накопило огромные знания и каждый отдельный человек может ими воспользоваться и прирастить их в той или иной степени. Однако жизнь человека ограничена физическими рамками. Кроме того, возможности его познания могут быть ограничены физиологическими и социальными рамками. Это противоречие и порождает чувство бессилия и стремление его преодолеть за счет выхода за обычные, материальные способы познания и найти истину сверхчувственным путем, который предлагает религия.

Во-вторых, благоприятную гносеологическую почву для религии создает отделение рациональной и чувственной ступени познания и отрыв их от практики. Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной форме. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлениями, а потому незаметно происходит полагание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в фантастическое существо, живущее наряду с представлением о единичном и отдельно от него. Происходит процесс гипостазирования — превращения отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа со свойствами, кажущимися объективными.

 

Элементы и структура религии

 

Основными элементами, действующими в религиозной сфере, являются субъекты — носители религиозности. Это могут быть личности, группы, классы, нации, государства, этносы. Религиозные субъекты, обладая сознанием, которое характеризуется как религиозное, ведут особую деятельность, в процессе и результате чего вступают в религиозные отношения, для упорядочения которых объединяются в различные религиозные организации.

Религиозное сознание. Фундаментальным свойством такого сознания является религиозная вера, под которой в науке принято понимать: 1) убежденность в объективном существовании свойств, связей, превращений существ, которые являются продуктом гипостазирования; 2) убежденность в возможности общения с этими существами, в возможности воздействовать на них и получать желаемую помощь; 3) убежденность в действительном совершении событий мифа, в своей причастности к ним, в их повторяемости; 4) убежденность в истинности религиозных догматов, текстов, взглядов и их сверхъестественном происхождении; 5) убежденность в святости и непогрешимости религиозных авторитетов. Религиозная вера образует сферу символов, позволяет вести диалог со сверхъестественным существом, дает наглядность образам и эмоционально насыщает процесс общения с ними.

Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, соединяет адекватное восприятие с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщено, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание подразделяется на два уровня — обыденный и концептуальный. Обыденный уровень характеризуется преобладанием эмоциональных моментов, фрагментарностью. В обыденном сознании религиозные представления складываются и развиваются под влиянием устойчивых (традиции) и динамичных (настроения) сил. Религия на уровне обыденного сознания всегда выступает в личной форме: верующий убежден, что не только имеет право на некоторый собственный взгляд на правила общения с Богом, но и получает полное одобрение от него, полное и постоянное внимание именно к его проблемам, независимо от времени обращения. Концептуальный уровень религиозного сознания пополняется за счет разработки учения о Боге, природе и обществе соответствующими специалистами и религиозными авторитетами.

Религиозная деятельность. Различается культовая и внекультовая религиозная деятельность. К внекультовой деятельности относится разработка религиозных идей, написание сочинений богословия, производство средств культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями.

Культовая религиозная деятельность, по существу, представляет особые стабильные формы и способы поведенческих актов, направленные на выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных. Во время произведения культовых действий происходит " драматизация мифа". Перед верующими с помощью специальных предметов и способов культа воспроизводятся события, описанные в священных книгах, отражающие главные догматы той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов, — вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка и др.). Способов культа великое множество — от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. В памяти воспроизводятся образы, символы, эмоции. Достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два плана — объективный и субъективный. Первый план этих отношений можно выделить в действительных взаимоотношениях между верующими, второй — во взаимоотношениях верующего с гипостазированными существами. Отношения нельзя увидеть, но их результат можно зафиксировать. Выделяется несколько способов фиксации религиозных отношений: 1) через предметы живой и неживой природы, артефакты (священная корова у индусов, черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) — такой способ фиксации называется вещным; 2) через разработку образов Бога, духов, души, святых и ангелов — такой способ называется образным; 3) через выработку и введение в постоянный оборот отдельных слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом — языковой способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара — персонифицированный способ фиксации религиозных отношений.

Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения — это действительные отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности к конфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых отношениях проявляется субъективный план — в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (совершая евхаристию, исповедуясь, слушая проповедь, участвуя в обряде).

Религиозные организации делятся на внекультовые и культовые. К внекультовым организациям относятся органы управления (церковный совет, ревизионная комиссия, церковные отделы образования, департаменты прессы, ректораты религиозных учебных заведений). Внекультовые религиозные организации действуют внутри объединений, созданных с культовыми целями. Существует три типа таких объединений. Церковь — сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, священнослужителей специально готовят к их деятельности, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта — провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация — нечто среднее между вышеназванными типами: проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения и духовного возрождения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь или, по крайней мере, ею назваться.

 

 

Тема 2. Возникновение и развитие науки о религии

 

• Сравнительно-исторические исследования • Вклад антропологии и этнологии

• Социологический подход • Психологический анализ

 

Сравнительно-исторические исследования

 

Религия — явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, но и междисциплинарность. Развитие этой науки в XIX веке шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов. Первоначально главное внимание уделялось сравнительному изучению мифологии. В мифах обнаружился особый способ выражения человеческого переживания и объяснения реальности. Исследователи фольклора, в их числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, обнаружили в народных традициях, сказках и преданиях остатки древних мифов.

Продолжая исследования в области мифологии и сравнительной лингвистики, Ф. М. Мюллер (1823—1900) заложил основы религиоведения как самостоятельной научной дисциплины. Он стал основоположником исторического принципа в изучении религии, который означает: каждая религия должна рассматриваться в контексте мировой истории, определение же сущности религии должно быть философским, вычленяющим моменты, присущие всем религиозным формам.

Изучение религии как исторического феномена шло в нескольких направлениях. И. Я. Баховен (1815—1887) описал развитие человечества как историю форм его самовыражения в религиозных символах, он открыл древнейшую культуру матриархата и описал ее религиозный аспект. В то же время Баховен утверждал важность всех исторически существовавших форм проявления религии.

Научному исследованию было подвергнуто и христианство. Много сделано было в этом отношении Ф. X. Бауром (Германия) и Э. Ренаном (Франция). Они попытались осмыслить христианские тексты и с позиций историзма критически оценить традиционное религиозное толкование христианства.

Исторические исследования привели к тому, что религия стала пониматься как элемент социальной среды. Из этого логически возникла необходимость дополнить исторические методы изучения религии социологическими.

 

 

Вклад антропологии и этнологии

 

К историческим работам о религии близко примыкали исследования в области антропологии и этнологии, интерес которых сосредоточился на проблеме происхождения религии. Значительное влияние на содержание этих работ оказали взгляды Ч. Дарвина и О. Конта. Эволюционная теория Дарвина (" Происхождение видов", 1859) провозгласила эволюционный подход к изучению всех сторон жизни общества, включая религию. Конт же ввел в научный оборот утверждение о том, что религия представляет собой первую стадию человеческого духовного развития, на смену которой приходит метафизика, а затем наука.

В области антропологии и этнологии по вопросу о религии сложилось два подхода.

Отправными в создании анимистической теории стали работы Э. Б. Тайлора, проследившего эволюцию цивилизации от первобытного человека до человека в европейской культуре. Тайлор разработал теорию анимизма, которая состоит в том, что вера в существование души есть исходная элементарная форма религии, развившаяся в более сложные представления и действия. Для Тайлора религиозные феномены порождены естественным развитием человека, а не даны свыше. При этом Тайлор не выделял социальных причин религии, считая ее плодом простой ошибки, заблуждения, результатом галлюцинаций и видений, свойственных человеку с подвижной психикой.

Свою теорию эволюции религиозного сознания выдвинул Дж. Дж. Фрэзер. Он пришел к выводу о том, что магия и религия противоположны друг другу и что магия исторически предшествует религии. Магия, в понимании Фрэзера, есть " примитивная наука", результат неправильного применения разума. Продолжение исследований в этом направлении привело к тому, что в науке установилось мнение о существовании такой формы древней религии, когда человек верил в некую безличную силу, которая не является чьей-то душой или персонифицированным высшим существом. Такое понятие было обнаружено Р. Марретом в верованиях меланезийцев под названием " мана". На основании этого Маррет предложил свою теорию, названную им преанимизмом, или " динамизмом". Согласно этой теории, вере в души или духов (анимизму) предшествует еще более древняя форма религии, которая основывается на человеческих эмоциях и выражает опыт восприятия " сверхъестественного". Таким образом, исследователь переводит акцент с исторического на психологический подход — описание религиозных чувств и эмоций, среди которых главное место занимает чувство страха как самое характерное для религиозных чувств.

 

 

Социологический подход

 

С середины прошлого века начинает развиваться социология религии, обязанная своим появлением тем процессам, которые начались в европейском обществе с эпохи Просвещения и буржуазных революций. О. Конт впервые ввел само понятие " социология" и предложил применить к исследованию социальной жизни методы естественных наук. С помощью социологии он искал способ преодоления кризисных явлений в европейском обществе, который бы обеспечил стабильность и нормальное развитие. Он искал основы социального порядка и нашел их в " законе трех стадий истории". До сих пор, по мнению Конта, основой социального порядка служила религия, выполняя интегративную функцию. Наука неизбежно входит в противоречие и конфликт с религией, последняя должна уступить позитивному синтезу научного знания. Впоследствии Конт, уже не надеясь на просвещение умов, пришел к выводу о необходимости " второго теологического синтеза" как духовной опоры социальных связей. Он разрабатывал " позитивную религию" — культ человечества как единого Великого существа, огромного социального организма, всех живших, живущих и будущих поколений людей.

К. Маркс также рассматривал религию в ее взаимосвязях с обществом, но не считал религию и общество двумя самостоятельными величинами. Маркс впервые дал понимание религии как социального феномена, то есть явления, включенного в общественные связи и отношения по самой своей природе. Религия, по его мнению, коренится в социальных структурах, представления о сверхъестественном порождаются действительностью, религия в обществе выполняет определенные функции, отвечает потребностям общества и индивида. Религия есть социальный фактор, который может объективно воздействовать на людей, мера же, цели и способы воздействия этого фактора зависят от конкретных исторических условий. Религия может соединять и разъединять людей, может поднимать их на борьбу с несправедливостью и призывать к покорности — все зависит от социальных условий, порожденных экономическим базисом.

Во второй половине XIX века, с утверждением новых общественных отношений, остро встает проблема социальной организации, социальных связей. Ни одна область общественного сознания в тот момент не была готова сыграть интегрирующую роль в обществе, и потому даже ученые, далекие в собственных убеждениях от религии, стали говорить о ее позитивной роли. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма — религию он рассматривал как основу единства общества. Причем у Дюркгейма это не апологетика религии, а просто признание реального положения вещей, характеристика ее социальной роли и значимости. В теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности.

Одним из основоположников социологии религии считается также М. Вебер, который исследовал место религии в изменяющемся обществе, ее влияние на развитие экономики, политических систем, семьи, анализировал формы институциализации религии (церковь — секта). В работе " Протестантская этика и дух капитализма" исследуется влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Религиозная интерпретация мира, по Веберу, является средством овладения миром, освоения многочисленных смыслов окружающей действительности. Вероучение создает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, а другие запрещены, и тем самым определяются моральные позиции по отношению к миру. Религиозность является побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром. Религия, считает Вебер, воспитывает у своих последователей способность рационализации окружающей действительности.

Идеи, характерные для функционального подхода, были развиты А. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, Т. Парсонсом и Р. К. Мертоном.

А Радклифф-Браун считал, что социальные функции религии не зависят от ее истинности или ложности, что религии, даже ошибочные и абсурдные, могут быть частями социального механизма и что без этих " ложных" религий невозможно развитие современной цивилизации. Б. Малиновский в центр внимания поставил отыскание функции части внутри социального целого и сформулировал постулат универсальной функциональности, согласно которому для каждого действия или института существует функция, а общество не содержит нефункциональных элементов. Т. Парсонс интересовался, прежде всего, структурами и процессами, интегрирующими общество, анализировал механизмы поддержания социального порядка, институциональный аспект социального действия. По мнению Т. Парсонса, при обеспечении интеграции особую роль играет " система поддержания образцов&qu




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Д. А. Гусев 1 страница

Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 490. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия