Студопедия — Д. А. Гусев 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д. А. Гусев 7 страница






Оценки Нью эйджа самые различные. С одной стороны, он предстает " воспроизведением палеолитического шаманского мировоззрения", а с другой — " самым передовым постмодернизмом". Сторонники движения называют его симптомом " гигантского сдвига сознания", сопряженного с выходом человечества за рамки эгоцентрической модели мира и растущим осознанием всеобщей связи вещей, новой космической этики. Экотеолог Питер Рассел назвал этот сдвиг новой коперниканской революцией. Принципиальный оппонент Нью эйджа Хорст Бюркле, профессор религиоведения из Мюнхенского университета, считает, что цель этого культурного движения — придать актуальность архаическому мировоззрению и узаконить теории эпохи матриархата, возвести шаманистические практики в ранг " нового концептуального синтеза", замкнуть христианство в " моральное гетто". По мнению Бюркле, йогические техники с помощью модного психотерапевтического жаргона камуфлируются под научно мотивированные средства психосоматической регуляции поведения человека. На их базе развивается пропаганда архаического миросозерцания с присущим ему культом природных сил, ущербной трактовкой человеческой свободы, непререкаемым авторитетом " новых жрецов" (психотерапевтов, учителей йоги, целителей и прочее).

 

Современная мифология

 

Не следует думать, что у подобного движения есть перспективы только в обществе с культурным вакуумом, низким образовательным уровнем, ограниченной свободой достоверной научной информации. Мифотворчество, а Нью эйдж является разновидностью именно этого явления, присуще всем обществам. Другое дело, что в процессе исторического развития из мифотворчества постепенно выпадают религиозные мотивы, оно становится более социальным, приближенным к реальности. Но стремление человечества описать картину своего обозримого существования с помощью мифов и утопий не утолить. Рационалистическая картина мира требует от своего создателя и разработчика громадных интеллектуальных и волевых усилий, которые могут низводиться на нет эмоциональными переживаниями текущего момента, воспринимаемыми как единственная реальность, достойная внимания и фиксации.

Мифологическое сознание эмоционально окрашено, чувственные представления заменяют и вытесняют реальные представления о действительности и достоверные знания о ней. Миф формирует психологические и идеологические установки со стойкостью предрассудка. Миф устанавливает ложные причинные связи между объектами, порождает ложные объекты почитания, легенды о славном прошлом, порождает веру в чудо (мифы о великом вожде, о мудрой политике, об ожидании перемен). Постепенно изжить миф возможно только в том обществе, где человеку доступна любая информация и у общества есть реальная возможность влияния на власть.

В самом упрощенном виде миф — это рассказ о происхождении, причинах правил, отношений, переживаний. Утопия же — это рассказ о том, как, возможно, в будущем воплотятся правила, отношения и переживания, зафиксированные в мифе. На протяжении истории человечества, после возникновения христианства, социальная утопия воплощалась в виде либерально-гуманистической, консервативной, социалистическо-коммунистической и монетаристской идей. С каждым шагом утопии освобождались от утопичности, все более приближались к реальности. Мифы, их образующие, дробились и вооружались " научной" аргументацией. Среди современных мифов, присущих почти всем развитым обществам, наиболее ярко проявляются в массовом сознании мифы: всемогущество машины (всемогущество искусственного интеллекта), избранность определенной расы (для господства или подчинения), вера в прогресс (решение экологических проблем путем биологической эволюции природы и человека), социальная алхимия (" создание" человека заданного типа за период одного-двух поколений), феминизм. Все эти мифы имеют аналогии, хотя часто и опосредованные, в мифах религиозных, отражают содержание основных мировых мифологем, присущих человеческой культуре. Основой для мифотворчества и для попыток претворить миф и утопию в реальность является непреходящая убежденность человека в разнокачественности прошлого, настоящего и будущего. При негативной оценке будущего идеализируется прошлое: в религиозном плане это превращается в возвращение к традиционным верованиям, устрожению стародавних обычаев и правил. При негативной оценке прошлого идеализируется будущее: в религиозном отношении это выливается в поиск мировоззрения, противостоящего традиционным религиям, объявление его единственно истинным.

 

Современные нетрадиционные культы

 

Для традиционной религии период борьбы за свое становление и выживание давно миновал, новая религия проявляет свой характер и содержание ярко, настойчиво, агрессивно. При всей разноплановости новых культов можно выделить их особенности и предложить их общую классификацию.

В новых нетрадиционных культах, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито " мы-чувство". Культ в новых общинах предпочтительно коллективный, используется " техника" психологического манипулирования, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптации в группе.

Все новые культовые организации можно условно разделить на пять групп. Неоориенталистские культы: " Общество Сознания Кришны", " Тихоокеанский дзэн-буддийский центр", " Миссия божественного света" Махарай Джи, " Трансцендентальная медитация" и др. Эти культы основаны на различных вариантах индуизма и буддизма. Неохристианские объединения: " Церковь Унификации", " Дети Бога", " Церковь Тела Христова" и др. Для них характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий. Сайентологическое направление образуют " Церковь сайентологии" Хаббарда, " космические религии". Новая магия, спиритизм соединяют воззрения и практику восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей (например, учение Карлоса Кастанеды). " Сатанинские" группы проповедуют древнеиранский культ " злого начала", содержание которого было изложено в средневековой Синей книге, являются антиподами христианства.

 

Секты в России

 

В России и новые культы, пришедшие к нам из других стран, и религиозные организации, не разделяющие доктрины православия, принято называть сектами. Это слово устойчиво вызывает негативную реакцию, хотя не все секты являются фанатичными организациями. Для того чтобы выделить секты, вызывающие у общественности и государственных органов опасения, на Западе и у нас часто употребляют термин " тоталитарные секты". К этой категории пытаются отнести те религиозные организации, которые стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используют особые молитвенные, аскетические практики, приводящие к полному контролю лидеров над психикой рядовых верующих, заставляющие последних отказываться от своего имущества в пользу секты, занимающиеся финансовыми махинациями, силой удерживающие людей в своих рядах, практикующие насилие, членовредительство, беспорядочные сексуальные отношения и т. д. Юридически корректного определения этого термина нет, он остается " поэтическим образом", поэтому практическое ограничение деятельности тоталитарных сект удается только в некоторых странах (например, в Испании). Что действительно удается законодательно ограничить, так это вовлечение несовершеннолетних.

Как правило, жестокий фанатизм, готовность перешагнуть через общепринятые моральные нормы сохраняется в сектах на протяжении не более чем двух поколений. Но в России секты могут жить феноменально долго. Традиционные гонения уводят секты глубоко в подполье и провоцируют фанатизм, вынужденная изоляция закрепляет девиантные нормы поведения. Например, секта скопцов, основанная в XVIII веке, по непроверенным данным, не только существует, но и практикует оскопление до сих пор.

Питательной средой для возникновения различного рода религиозных мутантов послужило исчезновение цельного религиозного мировоззрения, распространение целительства, пропаганда восточных верований или их фрагментов, паранаучные идеологии (в астрологию верят 70% населения — такого показателя нет ни в одной стране Запада). Сама православная идейная среда благодаря отсутствию религиозной культуры, стихийности религиозного обновления становится почвой для религиозных учений, уходящих не только от православия, но и от христианства. Примером тому могут служить " катакомбная община" Васильева и Богородичный центр. В середине 90-х годов к российскому сектантству прибавляется неоязычество. Причем не русское, а германское, американское, чукотский и кавказский шаманизм. Попытки сконструировать русское неоязычество натыкаются на полное отсутствие культурных традиций и сведений об этом периоде русской истории. Тем не менее в последнее время зафиксирован всплеск идеологии славянского превосходства.

Во всем мире растет религиозный эклектизм, но в России этот процесс имеет свои особенности. Если на Западе идет медленное разложение основных целостных мировоззренческих систем (католицизма, протестантизма, атеистического материализма), которые до сих пор демонстрируют свою стойкость, то в России мировоззренческие идеологические системы рушились в одночасье в 1917 и 1991 годах. Носители цельного православного или цельного марксистского мировоззрения оказались в меньшинстве. В этой ситуации иностранные секты получили небывалые возможности. Особенно заметной в начале 90-х годов была деятельность мунитов (Церковь объединения или унификации), Аум Синрикё и сайентологов. Иностранные сектанты-миссионеры приехали с деньгами, крепкой организацией, отшлифованными методами работы. Общественная атмосфера в России была благоприятной для распространения новых вероучений: религия была реабилитирована, но общее невежество еще не позволяло увидеть отличия между разными религиозными направлениями.

Среди миссионерских сект раньше и крепче всего в России утвердились муниты. Эта секта (официальное название — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) была создана в 1954 г. в Корее Сан Мен Муном. Мун заявляет, что ему еще в шестнадцатилетнем возрасте было явление Христа, призвавшего его к служению. В 1946—1950 годах Мун находился в Северной Корее в тюремном заключении. Сам он утверждает, что подвергался гонениям за веру, его противники говорят, что сидел он за сексуальные извращения и двоеженство. В 1951 г. он основал общину, начал распространять свое вероучение. В настоящее время муниты действуют в 160 странах. С 1972 г. Мун проживает в США, где он быстро развернул миссионерскую и предпринимательскую деятельность. В книге К. Эдвардса " Сумасшедшие ради Бога" организация жизни в общинах мунитов с их бесконечными семинарами и песнопениями, изнурительным трудом, перемежаемым спортивными играми и танцами, постоянным недосыпанием, жестким контролем друг за другом названа " изощренной психотехникой, направленной на подавление сознания". Несмотря на негативную, в целом, реакцию американского общества на деятельность Муна, ему удалось найти поддержку в среде правых, поскольку Мун усиленно эксплуатирует антикоммунистические идеи, спонсирует аналогичные организации. Секта Муна — гигантское коммерческое предприятие, включающее сотни фирм по всему миру. Финансовая эффективность достигается за счет использования бесплатного труда верующих.

Первые миссионеры Муна прибыли в Россию еще в 80-х годах. Легализация секты состоялась в 1989 г., когда АПН и Союз журналистов направили делегатов на мунитскую конференцию, в отчете о которой Мун был назван " союзником". В 1990 г. М. С. Горбачев принял Муна в Кремле, в 1992 г. секта зарегистрировалась в Минюсте. С тех пор муниты основные усилия направляют на работу с молодежью, преподавателями школ и вузов, с властными структурами. В 1994 г. в двух тысячах школ России использовались мунитские " нравственные учебники", что является для секты недостижимой мечтой в других странах. Благодаря активности мунитов численность этой секты в России достигает 10 тысяч человек.

Официально вероучение мунитов изложено в двух книгах: " Объяснение принципа" (1957) и " Толкование принципа" (1966). " Принцип" — это учение, переданное Муну " самим Богом". При Церкви унификации существует " Движение объединения", исповедующее более автономные принципы общения с руководством: по уставу члены движения могут быть членами традиционных церквей (муниты-православные, муниты-мусульмане). При всех своих непомерных претензиях муновское учение представляет собой внутренне противоречивую, сильно примитивизированную версию христианства, видоизмененную до неузнаваемости откровениями Муна и дополненную заимствованиями из религий Дальнего Востока. Бог, согласно Муну, первопричина всего, он создал Творение, отношения с которым трактуются в духе " сексуальной мистики". По учению Муна, человеку необходимо достичь жизненной полноты, что возможно только в правильном браке. Правильность брака обеспечивается тем, что сам Мун выбирает вам пару по фотографиям и анкетам. Бракосочетание проводится раз в 0, 5—2 года одновременно для всех кандидатов. От своих последователей муниты требуют отказа от собственности в пользу секты, привлечения новых членов, бесплатного труда, сбора пожертвований и беспрекословного послушания.

После событий, связанных со скандалами вокруг Белого братства и Аум Синрикё, во многих городах России мунитов вытеснили из школ, сократились их контакты с властями. Но секта стала достаточно многочисленной и влиятельной. Вместо иностранных руководителей стали появляться российские кадры, которые в наших условиях оказываются более эффективными пропагандистами.

Церковь сайентологии в отличие от мунизма чистый плод фантазии одного человека. Американский писатель-фантаст Лафайет Рональд Хаббард основал в 1952 г. новую религиозную секту, идеология и богослужения которой были взяты из его же беллетристики. Согласно Хаббарду, все в мире создали тетаны, однако со временем в результате катаклизма эти самые тетаны потеряли свою божественную сущность, стали пленниками материи. Люди — это депрессивные тетаны. Религия Хаббарда берется вернуть людям их божественную сущность, показав путь к выходу из бесконечной череды перевоплощений. Постижение божественной сущности происходит по пути, указанному в книге " Дианетика: сокровенная наука душевного здоровья". Суть " очищения" состоит в освобождении человека " при помощи подсознания и реактивного чувства" от травмирующего опыта прошлого, от врезавшихся в память картин (" энграмм"). В результате человек должен достичь душевного покоя. Для особо " одаренных" предполагается в качестве результата достижение состояния тетана, который только силой мысли сможет проникать сквозь пространство и время во всех измерениях. " Очищенные" члены секты имеют свою богослужебную практик, церковные обряды. Особое служение внутри секты, аналог монашества, — " Морская организация": ее члены живут колониями, получают за свой труд минимальное вознаграждение, работают по 12 часов в день, подчинены жесткой дисциплине. Но и богослужения, и " моряки" имеют отношение только к незначительной части верующих сайентологов. Удел же большинства — участие в раз от раза дорожающих и все более продолжительных " курсах дианетического духовного очищения". Антисектантские организации во всем мире утверждают, что череда таких курсов приводит клиентов к отказу от профессиональных, семейных и социальных обязанностей и к разорению.

Активное проникновение сайентологов в Россию началось в 1991 году. В 1993 г. в Кремлевском Дворце съездов состоялась презентация русского перевода " Дианетики", популярные газеты " АиФ" и " Собеседник" растиражировали " мирской нравственный кодекс" секты " Дорога к счастью". С 1992 г. в Москве и других городах начали открываться хаббардовские " колледжи" и курсы по менеджменту.

Буддийская секта Аум Синрикё возникла в середине 80-х гг. в среде левой японской молодежи, осуждающей японский национализм и американский империализм. Основатель секты разработал версию буддизма махаямы, отличавшуюся упрощенными методами восточных религиозных практик (йоги, медитации и т. д.) и культом основателя секты, истерическим эсхатологизмом (конец света предсказывался в 2000 году). В Японии секта сумела привлечь тысячи фанатичных последователей и создать экономически мощное государство в государстве, что позволяло не только изолировать многочисленных верующих от окружающего мира, но и, как показали события 1995 г., создать мощный боевой потенциал с целью противодействия " системе" и приближения конца света.

В России Секо Асахара объявился весной 1992 г. и встретил самый теплый прием ведущих политиков. Радио- и телекомпании предоставили ему, за соответствующую плату, свой эфир. Костяк секты в России составили люди, увлекающиеся йогой и медитацией. Неофитам понравилась простота и доступность буддийской идеологии в изложении Аум. После серии террористических актов, проведенных сектантами в 1995 г. в Японии, секта у себя на родине подверглась разгрому, ее основатели были заключены в тюрьму, а последователи ушли в подполье. После этого и российские правоохранительные органы занялись Аум Синрикё. Секта была фактически разогнана, но ее многочисленные последователи продолжают боготворить просветленного " Спасителя" и проклинать силы " системы", поднявшие руку на Абсолютное Добро. Эти люди представляют собой готовую паству для нового полубога любого происхождения.

Итак, в начальный период с момента " разрешения религии" в первую очередь были заметны " импортные" секты. Но не только. Богородичный центр и Белое братство уже тогда составили достойную конкуренцию иностранцам. Идеология Богородичного центра имеет некоторые черты, сближающие его с мунизмом: весьма вольное толкование христианства, важное значение " сексуальной мистики", доведенный до религиозного уровня антикоммунизм. Как и у большинства тоталитарных сект, история идеологии Богородичного центра — это на 75 процентов судьба и взгляды основателя. Основатель секты богородичников — писатель Вениамин Яковлевич Янкельман (фамилия по жене — Береславский, литературный псевдоним — Вениамин Яковлев, религиозное имя — архиепископ Иоанн). В. Береславский пришел к православию в середине 70-х годов, много странствовал по святым местам. В 1984 г. в Смоленске перед иконой Одигитрии Береславскому было " видение", которое он трактовал как посещение Богородицы. С той поры он якобы ежедневно слышит голос Божьей Матери. " Услышанное" им за последние 10 лет составило около 20 томов текста. Береславский решил, что он является пророком, собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которыми разработал псевдоправославное учение о третьем Богородичном завете. Богородичный центр с самого начала активно вмешивался в политическую жизнь общества под антикоммунистическими лозунгами. Деятельность центра и декларируемые им взгляды постоянно приводят эту секту в состояние конфликта с другими церквями. Особенно напряженные отношения сложились с Русской православной церковью. Теснимый общественным мнением, Богородичный центр объявил о своем перебазировании в Сибирь, с 1993 г. секта прекратила шумную деятельность, перешла на полуконспиративный режим. Одновременно усилились поиски союзников за рубежом, среди марианских церквей, в которых также образ Христа заменен Божьей Матерью.

Характерная особенность секты — религиозное восприятие мира через проблемы сексуальности. Иоанн утверждает, что мужчина может стать свободным, только освободившись от культа женщины (жены, матери), который " держится на генитальном уровне" (в оригинале употребляется нецензурное слово). Несмотря на культ Божьей Матери (т.е. женщины), освобождение от грехов мыслится как " отречение от матери". Совершенно особое место в иерархии Богородичного центра занимает сам Иоанн Береславский — он зовется то патриархом, то матриархом, но внутри организации его почитают за пророка. Интересно следующее указание: ревность веры не зависит от тяжести греха, который лежит на человеке. В церковной иерархии наиболее значительные посты занимают люди с " самой тяжелой греховной чашей". В Богородичном центре царят тоталитарные порядки, вся власть концентрируется в руках " архиепископа Иоанна". Общины, разбросанные по стране, подчиняются " епископам" и " старшим пресвитерам". Руководство секты обирает своих членов, заставляя их продавать квартиры и иное свое имущество, работать за нищенское вознаграждение.

Белое братство — во многом антипод Богородичного центра. Оно с самого начала практиковало строгую конспирацию своей деятельности, в отличие от претензий Центра на публичность и респектабельность. В области идеологии Белое братство считает себя " Единой Вселенской Религией", в отличие от " сугубо православного" Богородичного центра. Белые братья — ярые расисты, антисемиты, проповедуют превосходство славянской расы (они считают, что Бог — русский), подчеркнуто асексуальны.

История этой секты такова. Кандидат технических наук Юрий Кривоногов с конца 70-х годов увлекся оккультизмом, теософией, психологией и религиозными учениями Айванхова и Рерихов. Разъезжая по стране с лекциями, он познакомился с журналисткой Мариной Цвигун, вместе с которой в начале создал парамедицинское учреждение " Атма", затем они объявили себя учителями (гуру) и создали общину последователей. Учение и секта стали развиваться — Кривоноговы объявили себя божествами и разработали собственное эклектическое религиозное учение " Юсмалос". Важнейшим элементом этого учения стало напряженное ожидание конца света. По существу, " Юсмалос" представляет собой сочетание йоги (диета), кришнаизма (медитативная практика), учения Рерихов (этика и мифология, связанная с Шамбалой, таинственным белым братством и Матерью мира), христианства.

С течением времени основатели секты, пытаясь развить свое учение, меняли имена. В окончательном варианте за М. Цвигун было закреплено имя " Матерь Мира Мария Дэви Христос" (МММ-ДХ), а Кривоногов назвал себя Юоанн Свами. " Божественная диада" разработала особую программу, рассчитанную на 3, 5 года. Согласно этой программе, диада и ее последователи должны были проповедовать учение, призывая к покаянию и признанию Марии Дэви " живым богом". На осень 1993 г. был назначен конец света. По ожиданию юсмалиан, Юоанн Свами и Мария Дэви должны были быть убиты, затем воскреснуть через три дня и приступить к Страшному суду. В октябре 1993 г. практически все члены секты съехались в Киев и захватили храм св. Софии, где намеревались ожидать конца света. Эта акция сектантов породила беспорядки и столкновения, сектанты были арестованы. Рядовые члены секты после короткого разбирательства были отпущены, а организаторы секты приговорены к тюремному заключению. Во время судебного разбирательства в диаде произошел раскол, выяснились неприглядные подробности совместной жизни, в результате чего Кривоногов был объявлен в секте Каином. На некоторое время наступил период дезорганизации, но репрессии, как это чаще всего и бывает, не привели к исчезновению секты, а лишь перевели ее на полулегальное положение. Сектой попеременно руководят Сергей Соловьев (Иерофан), Геннадий Полищук (Гибар) и некие Израиль и Вулан. Очередной конец света назначался на 1996 год, но новая дата уже не получила такого резонанса.

В 1992—1993 годах в Москве, Петербурге, Минске, Екатеринбурге и других городах стали появляться листовки Зеленого братства. Перед интересующейся публикой изредка выступает очередная реинкарнация Духовного Учителя, вождь племени акаданов Тонвэ. Племя акаданов составляет орден Зеленого братства, созданный самим Богом. Великого Тонвэ сопровождают сподвижники в красочных одеяниях зеленого цвета, среди которых выделяются две миловидные женщины — Джесмей и Аонэгтлэм. Орден иерархически организован и состоит их трех " колец" — " мирян", " послушников" и " подвижников". Миряне содержат подвижников, которые живут в " байтах" (храмах-монастырях), т.е. в отдельных квартирах, или странствуют. Акаданы говорят на своем новоязе — " акаданском языке" и, как водится, ждут конца света. В доктрине акаданов намешаны языческие, буддийские и библейские представления.

В 1994 г. в Перми объявился новый пророк — Владимир Белоед, семи классов образования, который утверждает, что с 1993 г. ему является Богородица и учит его мудрости. На основе этих откровений он уже издал 7 томов " нового священного писания". Согласно этому учению, греха на самом деле нет. Добро и зло не противоборствуют, а изначально присутствуют в Боге. Дьявол — не антипод, а " внешний образ Бога". Когда человек познает зло, он приближается к божественной сердцевине и тем самым спасается. Проповедь Белоеда имеет огромный успех, его секта " Божьи дети" стремительно растет, на проповеди собираются полные залы, нарасхват идут кассеты с записями выступлений нового пророка.

В последнее время в разных городах страны от рериховских кружков и обществ откалываются группы, " творчески развивающие" учение Агни-йоги, примешивающие к нему что-либо из различных религиозных систем. Различные секты могут сближаться с политическими движениями российского политического спектра (муниты — антикоммунисты, белые братья — расисты, богородичники были близки ДемРоссии). А в 1995 г. в Волгограде среди рериховцев и контактеров возникла Школа единения " Всеволод" во главе с Владимиром Саакяном, которая одновременно выступает в качестве политической партии коммунистического толка.

Однако наиболее интересное порождение рерихианства — Бажовская академия сокровенных знаний. В ней есть два направления — публичное и конспиративное. Публичное состоит в организации фольклорных фестивалей, конференций и симпозиумов, посвященных культуре и общественным проблемам. Конспиративно осуществляется другая деятельность — собственно религиозная. Создатель этой религиозной системы — Владимир Соболев. Согласно представлениям бажовцев, Урал является энергетическим сердцем России. Недалеко от Магнитогорска находится местечко Аркаим, где археологи обнаружили остатки древнего тенгрианского храма. Бажовцы считают, что здесь некогда жил таинственный народ чудь, связанный с Беловодьем в Тибете, что в Аркаиме находится пуп земли, который после мировых катастроф станет центром России и всего мира. С этой точки зрения сказы писателя Бажова рассматриваются как священные тексты, а Хозяйка Медной горы считается божеством. Параллельно с этим существует поклонение покорителю Сибири Ермаку, который считается очередным воплощением главного божества. Конец света ожидался в 1999 году, причем главные разрушения призывались на столичные города — средоточие злых сил. В результате Страшного суда одна только Россия будет допущена к новой жизни.

Итак, наша страна быстро становится родиной новых сект. Репрессивное законодательство не в состоянии решить такие проблемы, поскольку давление только усиливает фанатизм и экстремизм. Общественного остракизма в отношении сектантов в нашей стране не существует — настроения в обществе поддерживают терпимость к злу. Но против перспективы всеобщего сектантства свидетельствует одна особенность современного массового сознания — неспособность к жестким дисциплинарным ограничениям без контроля и принуждения государственной власти. Кроме того, мировоззренческий плюрализм порождает такое количество религиозных учений и организаций российского происхождения, что без мощной финансовой поддержки ни одна из них не в состоянии приобрести приоритет. А иностранные секты, пользующиеся значительными материальными ресурсами, не приобретут приоритетное положение из-за того, что они не соответствуют российскому менталитету.

 

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. Мифы и научное мышление. Миф, утопия, идеология. Околорелигиозное сознание.

2. Классификация и особенности " нетрадиционных культов". Причины их возникновения и распространения в современном обществе.

3. Последствия деятельности тоталитарных сект для российского общества.

 

Литература

 

Асов А. Арии пришли с севера // Наука и религия. 1996. № 1.

Асов А. Легенда о Богумире // Наука и религия. 1996. № 11.

Ay, " АУМ"! // Наука и религия. 1996. № 8—9.

Бойл Дж. Дж. Секты-убийцы // Иностранная литература. 1996. № 8.

Дугин А. Континент Россия // Наука и религия. 1996. № 11; 1997. № 1.

Дугин А. Россия — дева солнечная // Наука и религия. 1997. № 4.

Дугин А. Орден непорочного единорога // Наука и религия. 1997. № 3.

Жуков В. Человек — биологический эксперимент космоса? // Наука и религия. 1996. № 4.

Курочкина М. Внебрачные дети религиозных идеологий // Знамя. 1995. № 8.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 497. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия