Студопедия — Преодоление мышечных зажимов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преодоление мышечных зажимов






Известно, что на ответственных соревнованиях спортсмены часто не достигают тех рекордных результатов, которые зафиксированы в нормальных условиях их тренировки. Им мешает излишнее волнение, возникающее от сознания ответственности, от торжественной и нервной обстановки. В этих необычных условиях у спортсмена повышается кровяное давление, учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и возникают непроизвольные мышечные напряжения, препятствующие выполнению заранее отработанных физических действий: бега, прыжков, бросков, гребли и т. п. Появляется и психическое торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки, остроту восприятия. Дополнительная затрата физических и душевных сил приводит к быстрой утомляемости.

Все сказанное еще в большей степени относится к актеру, который должен творить на глазах у тысячной толпы.

Кто совершенно не волнуется перед выходом на сцену, тот не художник. А где волнение, там и непроизвольные напряжения, мешающие органическому процессу творчества.

Мышечные зажимы нельзя устранить в полной мере, но при помощи регулярной тренировки можно научиться бороться с мышечной анархией и достигать на сцене физического состояния, близкого к нормальному.

У актёра на сцене должна быть мышечная свобода. Это первое условие для создание творческого самочувствия. Концентрация внимания не должна быть на мышечной зажатости, поэтому очень важно её убрать.

УПРАЖНЕНИЕ НА ПРЕОДАЛЕНИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ:

1. Студенты все встают в круг около своих стульев. Учитель просит их раздеться на столько, на сколько ученики смогут по своему не стеснению.

2. Ученикам предлагается для этого встать, вытянуть руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь все тело так, словно удерживаешь тяжелый груз, который нужно забросить на полку или зацепить за воображаемый крюк. После этого вместе с выдохом полностью ослабить мышцы и, чтобы не упасть, опуститься на стул, откинувшись на спинку. Затем снова, набирая дыхание, восстановить необходимую меру мышечных напряжений, чтобы не свалиться со стула, а сидеть в свободной, но подобранной позе, с нормально поднятой головой и прямой спиной, оторвав ее от спинки стула, с собранными ногами и руками. Наконец, принять такую позу, чтобы по сигналу тотчас же вскочить со стула и снова поднимать воображаемый груз, повторяя весь цикл движений. Ритм упражнений должен быть строго согласован с ритмом дыхания, что особенно важно для достижения нужного результата.

Конечно, полное освобождение мышц — это крайность, которая может быть допущена лишь в упражнении. Но на сцене актер никогда не должен доводить тело до полного мышечного освобождения, то есть до состояния расслабленности, а лишь освобождаться от излишков напряжения, сохраняя его настолько, насколько это необходимо для совершения данного действия. (Исключением могут быть случаи изображения сна, обмороков, смерти, когда актер должен полностью ослабить мышцы).

Важно, чтобы сам ученик научился находить напряжения и преодолевать их.

Таблица – Мышечные зажимы тела.

Часть тела Описание зажима
Лицо У некоторых актеров на сцене непроизвольно сдвигаются или приподнимаются брови, щурятся глаза, растягиваются углы губ, образуя так называемую «собачью улыбку». Все это нужно устранить с помощью подсказа со стороны или даже с помощью зеркала.
Шея, плечи и руки Очень часто от нервозности напрягается шея и приподнимаются плечи. Надо освободить и их. Затем свободно опустить или сложить руки, которые от напряжения имеют свойство «укорачиваться». Потом мысленно проверить спинной хребет, убирая как излишнюю вялость его, приводящую к сутулости, так и излишнюю жесткость
Ноги, колени и ступни Нередко напряжение возникает в ногах, коленях и ступнях. Оно уродует походку, делает ее резкой и «деревянной». И наоборот, опора на пальцы ног придает походке плавность и законченность. В равной мере уродливо, когда ступня одной ноги, перекинутая через другую ногу, задирается кверху под прямым углом, вместо того чтобы опускаться носком вниз.

УПРАЖНЕНИЕ НА ОСЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ:

1. Предложить ученику лечь на спину и расслабить мышцы. Затем приподнять ногу, перехватив ее выше колена. Если он действительно освободит мышцы, нога должна согнуться, а ступня — скользить по полу. В противном случае нетрудно убедиться, что нога осталась напряженной. Если свободно висящая ступня остается под прямым углом к ноге, надо развивать ее, проделывая в разные стороны вращательные движения и заставляя шевелиться пальцы.

2. Чтобы устранить непроизвольные напряжения в руках, лучше всего начинать работу с их произвольного напряжения и освобождения. Для этого нужно напрячь, а затем ослабить мышцы руки, с тем чтобы она стала совершенно мягкой, тяжелой и свободно свисала, точно плеть. Для проверки педагог или кто-либо из товарищей медленно поднимают и опускают руку ученика, взяв ее за кончики пальцев. При этом важно, чтобы рука полностью подчинялась движениям, которые ей придаются, не оказывая партнеру никакой помощи и никакой помехи. Если поднять и внезапно отпустить руку, она должна свободно упасть, слегка согнувшись в локте. То же самое проделывается с другой, а потом и с обеими руками.

3. Надо научиться затем освобождать лишь определенную группу мышц, сохраняя напряжение в другой группе. Например, освободить мышцы правой руки и левой ноги, напрягая левую руку и правую ногу.

Мышечная скованность — враг пластичности. Добиваясь свободы и пластичности жеста, надо сперва медленно, а потом и быстро научиться разворачивать и сворачивать движения, как бы пропуская мышечную энергию по руке постепенно, от плеча к кончикам пальцев и обратно. Тогда и жесты, станут действенными и выразительными. Нужно до конца доводить энергию от точки отправки до точки остановки. Это очень важное правило выразительности жестов.

Всякое техническое упражнение должно быть по возможности оправдано действием. Так, делая широкие движения всей рукой вперед и назад, вверх и вниз, можно либо притягивать, либо отталкивать от себя что-то, а производя вращательные движения от локтя, чертить пальцами круг на воображаемой стене. Широкий бросок кисти снизу вверх — жест приветствия, а сверху вниз — стряхивание налипшего на пальцы теста.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И РАСКРЕПОЩЕНИЯ КИСТЕЙ РУК:

1. Широкий бросок кисти снизу вверх — жест приветствия, а сверху вниз — стряхивание налипшего на пальцы теста; сгибание и разгибание пальцев вместе с движением кистей вверх и вниз — замешивание теста, а энергичное выбрасывание пальцев вперед — гипнотический пасс или разбрасывание водяных брызг в лицо партнера; подбрасывание поочередно кистей вверх при подтянутых к туловищу локтях напоминает жонглирование мячами, а вращательные движения кисти — обмахивание большим веером.

Станиславский настойчиво требовал, чтобы процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения был доведен до степени автоматизма. Для этого путем систематических упражнений необходимо воспитать в себе внутреннего наблюдателя, или мышечного контролера. «Конечно, – замечает, он, — при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контролере и направлять его действие, а это отвлекает от творчества. Но впоследствии освобождение мышц или по крайней мере стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением... Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент творчества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности.

Выводы:

· Мышечная расслабленность нужна для того, чтобы спокойно не мешая ни чем, заниматься творчеством.

· Мышечная расслабленность не должна переходить в вялость.

· Мышечную расслабленность нужно внедрить в свою физическую природу.

· Мышечная скованность — враг пластичности.

· Нужно до конца доводить энергию от точки отправки до точки остановки. Это условие выполнения яркого конкретного жеста.

Тема: ВОСПРИЯТИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса — первая и необходимая ступень всякого живого органического процесса. Этот процесс лежит и в основе актерского творчества.

В жизни органический процесс осуществляется непроизвольно, сам собой; на сцене он создается при помощи сознательных усилий воли, так как содержание и течение сценической жизни заранее предопределено драматургом, режиссером, художником и самим актером; в результате пропадает момент непосредственного воздействия на актера, то есть важнейшее условие органического процесса. Из этого не следует, что в творчестве актера полностью отсутствует фактор первичности как при восприятии объектов сценической жизни, так и при воздействии на них. Несмотря на то, что актер заранее знает все свои слова и поступки, тем не менее каждое повторение спектакля не есть буквальная копия предыдущего. Все подлинно живое всегда неповторимо как в природе, так и в искусстве. Нам точно известно время и место восхода солнца, но сегодняшний восход будет непременно отличаться от вчерашнего.

Если актер не просто повторяет свое вчерашнее исполнение, а стремится заново пережить роль, то есть идет по линии живого, органического творчества, то в сегодняшнем поведении партнеров, в реакции зрительного зала, в общей атмосфере спектакля он всегда уловит нечто новое, отличное от того, что было вчера. Тем более что и сам-то он не остается неизменным; его сегодняшнее самочувствие, восприятие и оценка происходящей на сцене жизни всегда содержат в себе элемент новизны, а следовательно, и первичности, которые дают импульс для непроизвольного органического творчества. Эти моменты неожиданности, новизны при умении ими пользоваться оживляют роль, рождают в исполнении актера свежие живые краски и служат ему как бы камертоном жизненной правды на сцене. В то же время они воздействуют и на других актеров, заставляя их заново воспринимать и оценивать все то новое, что появилось в поведении партнера, а следовательно, заставляют их действовать по-новому, по-сегодняшнему.

В искусстве переживания моментам импровизационности придается огромное значение, в то время как в искусстве представления они признаются не только нежелательными, но и вредными, способными нарушить раз и навсегда установленную сценическую форму. С точки же зрения Станиславского, живое, меняющееся чувство актера влечет за собой и соответствующее изменение формы. Иначе форма перестанет со всей точностью выражать сегодняшнее содержание.

Чтобы уметь верно воспринимать и отражать в своем творчестве все тончайшие изменения в поведении партнера и окружающей среде, необходимо обладать обостренным вниманием, уметь пользоваться органами чувств в условиях сценического вымысла. Это достигается при помощи выработки соответствующих навыков.

УПРАЖНЕНИЯ НА УМЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНО НАПРАВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ОБЪЕКТЫ:

1.

Ученику предлагается назвать самый дальний и самый близкий объекты, находящиеся в поле его зрения, перечислить в комнате все предметы определенного цвета и оттенка или предметы, начинающиеся на одну букву алфавита; точно воспроизвести позу или ряд движений, проделанных товарищем; запомнить расположение предметов на столе или в комнате, с тем чтобы, выйдя из нее и вернувшись обратно, точно рассказать о тех изменениях, которые произведены в его отсутствие.

В упражнениях важно не ограничиваться тем, что лежит на поверхности, а, ставя новые вопросы и повторяя проделанное, заставлять учеников добираться до наибольших тонкостей и самых незаметных деталей в восприятии окружающих предметов.

2.

Предложить ученикам рассмотреть глаза товарищей, а затем рассказать, какой они формы, цвета и каково их выражение. Затем заставить их проверить свои наблюдения; выяснить, что было в рассказе неточного, и найти новые тонкости, которые не были обнаружены с первого раза.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:

1.

Ученикам предлагается прислушаться к звукам улицы, выделить из них шум машин, голоса людей, пение птиц и другие звуки. При более тщательном выполнении упражнения постараться определить, какая именно машина прошла по улице (легковая или грузовая, груженая или пустая), в каком направлении и т. д. Переключить внимание с шума улицы на звуки, раздающиеся внутри дома: что слышно в данной аудитории, в коридоре, в соседней комнате, в верхнем и нижнем этажах, постараться представить, что там происходит. Среди окружающих звуков уловить самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий. Слушая речь товарища, воспроизвести его интонации, произношение, уловить дикционные недостатки и т. п.

2.

Для развития слухового восприятия полезно организовать систематические прослушивания музыкальных произведений, с тем чтобы ответить на ряд вопросов, поставленных педагогом: какие образы и ощущения вызывает данная музыка, какими средствами достигает этого композитор (мелодия, ритм, динамика, тональность и т. д.), из каких частей состоит пьеса, как развивается ее главная тема.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ:

Определить на ощупь материал, форму, размер, качество предметов, достоинство различных монет, по руке или одежде узнать товарища, определить температуру в комнате и т. д.

Что касается обоняния и вкуса, то непосредственно актер с ними редко сталкивается на сцене. Они возникают главным образом в памяти наших ощущений, как дополнение к зрительным и слуховым образам.

СЛОЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Учащимся предлагается проделать те же или аналогичные упражнения, но при этом найти им внутреннее оправдание. Для этого нужно ответить на вопрос: зачем, при каких обстоятельствах я рассматриваю, слушаю, осязаю данный объект. Например, я слушаю шум проходящих по улице машин, потому что жду «скорую помощь», чтобы спасти жизнь близкого мне человека. Я рассматриваю часы на руке соседа, так как узнаю в них некогда пропавшие у меня часы. Я ощупываю в темноте руку раненого товарища, чтобы сделать ему перевязку.

Острота восприятия, тонкая наблюдательность нужны художнику любой специальности. Что же касается актера, то ему в первую очередь следует развивать в себе умение видеть во всех подробностях особенности поведения человека в различных жизненных обстоятельствах, улавливать внутреннюю логику и динамику происходящих событий.

УПРАЖНЕНИЯ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Ученикам можно предложить по внешним признакам поведения человека на улице, в автобусе, в метро, в театре, в кафе и т. д. определить его внутреннее состояние, его профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на его поведение в данный момент (человек решает важный для себя вопрос, кого-то ждет, кого именно, или куда-то торопится, совершает прогулку и т. п.).

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению. Какова, например, логика взаимодействия недавних знакомых, старых друзей, влюбленных (какова стадия развития их отношений), начальника и подчиненного, учителя и ученика, людей, враждебно относящихся друг к другу, и т. д.

Давайте изучим логику поведения разных людей в различных жизненных ситуациях. Здесь важно уметь уловить как общность органического процесса, свойственного всем людям, находящимся в аналогичных обстоятельствах, так и индивидуальное, то есть неповторимую форму проявления этого общего процесса у разных людей.

В каких же конкретных действиях выразится этот процесс?

1. Один из партнеров непременно постарается привлечь к себе внимание другого—окликнет, дотронется, сделает тот или иной жест, преградит путь и т. п.

2. Второй партнер должен отреагировать на эти действия и сориентироваться.

3. Затем наступает момент узнавания (он или не он?).

4. Утверждение (он), реакция на неожиданность встречи.

5. После чего происходит изучение друг друга, сравнение: каким был и каким стал (постарел, пополнел, похудел, поправился, опустился или процветает).

6. Вспоминаются прошлые отношения, происходит взаимное прощупывание.

7. Устанавливаются новые отношения, направленные или на дальнейшее сближение, или на отчуждение.

Если при воспроизведении эпизода встречи друзей выпадет какое-либо звено из логики их поведения, то тем самым нарушится органический процесс всего события. Поэтому чрезвычайно важно научить будущего актера не только наблюдать, но и уметь анализировать органические процессы, расчленять их на составные части. Станиславский настойчиво рекомендовал актерам записывать логику поведения человека в разных жизненных обстоятельствах и состояниях. Он считал, что эти записи составят впоследствии неоценимый материал для творчества.

УПРАЖНЕНИЯ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Ученикам предлагается рассказать о поведении людей, которые были объектом их наблюдения, и по мере возможности воспроизвести отдельные моменты их поведения в действии. При этом ученики не должны стараться копировать внешнюю сторону поведения человека, не имитировать образ, а передавать логику действия, сочетая свой рассказ с показом. В рассказе реальные наблюдения могут дополняться вымыслом, который поможет передать событие более наглядно, чем оно протекало в действительности.

Тема: ПАМЯТЬ НА ОЩУЩЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ВЫМЫСЛА

Актёру важно не только воспринимать и наблюдать жизнь во всех её проявлениях, но и уметь хранить в своей памяти воспринятые ощущения и произведенные наблюдения.

Память на ощущение – способность к мысленному воспроизведению образов действительности. Воспроизводя в своём воображении образы действительности, мы одновременно вызываем в себе и те эмоции, которые были связаны с их восприятием. Иными словами, через память на ощущения мы воздействуем и на эмоциональную память, т.е. – память на ранее испытанные чувства.

Людям, лишённым способности тонко видеть и слышать, ярко воспринимать впечатления и прочно хранить их в своей памяти, нет оснований посвящать себя актёрской профессии.

УПРАЖНЕНИЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ПАМЯТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ИНЫХ ОБРАЗОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

Учениками Предлагается вспомнить обстановку знакомой квартиры, картину художника, архитектурный памятник, внешний облик любимых людей, шум ветра, дождя, раскаты грома, запах фиалки, розы, лимона, ощущение горячей или холодной воды, зубной боли. Затем зарисовать, по памяти форму предмета. Например, вид архитектурного сооружения. Произведение скульптуры – при помощи тела воспроизвести, картину художника при помощи товарищей мизансценировать.

Сценическое действие не равное жизненному действию. Оно протекает в плоскости вымысла, а не реальности. Избегайте жизненности на сцене (бытовизма). Сцен.действие должно отвечать требованиям сценичности:

1.быть художественно выразительным

2.доходчивым до зрителя.

В отличие от жизненного сценическое действие очищено от всего случайного, несущественного.

Актёр должен уметь действовать на сцене так, как действовал бы в жизни, в аналогичных с ролью обстоятельствах. Но действовать на сцене по законом жизни гораздо труднее. Это происходит потому что сценическая жизнь осуществляется в условиях художественного вымысла, при котором исчезает необходимость в совершении действия.

По определению Станиславского, творчество актёра начинается с «если бы», т.е. с переключения из плоскости жизни реальной в плоскость воображаемой жизни. Актёр должен только допустить возможность осуществления данного вымысла в реальной жизни и найти действия, соответствующие ему.

УПРАЖНЕНИЕ

Мы сейчас в классе на уроке. Если бы сейчас было не три часа дня а три часа ночи. Урок затянулся из-за того, что завтра экзамен. Кто-то спать хочет, кт-то переживает что он не уедет, кто-то не смог предупредить родителей итд итп. Тот же урок происходит зимой и в комнате не отапливается. Завести разговор с учеником и при этом если бы у него болел зуб, попала соринка в глаз, жали бы туфли и ученик скрывал боль.

Смысл таких упражнений в умении учитывать в своём поведении тончайшие изменения предлагаемых обстоятельств.

Актёру важно воспитать в себе умение улавливать тонкую связь, которая существует между характером поведения человека и внешними условиями, в которых он действует.

УПРАЖНЕНИЕ НА ОПРАВДАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫМЫСЛОМ

Ученику предлагается пройти по комнате, а затем оправдать это. Например, он проходит по залу музея, собирает в лесу грибы, подходит к кабинету ректора школы, проходит по тонкому льду, идёт по болоту, по снежному полю.

По ходу выполнения добавляем обстоятельства: собираю грибы во время дождя, прохожу над пропастью ночью, или при сильном ветре.

В результате таких упражнений определяется ближайшая цель и причины, побуждающие действовать так, а не иначе.

Когда совершаете действие отвечайте себе на вопросы: где, когда и почему совершается данное действие.

УПРАЖНЕНИЕ

1. Можно не давать обстоятельств, но наталкивать на них ученика путём постановки ряда наводящих вопросов. Например, для чего снимается верхняя одежда? Ученик ответит: чтобы переодеться, изменить свой внешний вид. – А зачем это нужно? – Я бегу из фашистского плена, спасаясь от преследующих меня полицейских. – Когда это происходит? – В годы Отечественной войны, ночью. - Где происходит? Итд итп. Так получается этюд на тему «Побег из плена».

2. Более активный способ воздействия на актёрское воображение заключается в том, чтобы идти в упражнениях не от обстоятельств к действию, а наоборот, от заданного действия к его оправданию соответствующими обстоятельствами.

Например, осторожно приоткрыть дверь. А почему ученик так сделал? Для того чтобы подслушать итд итп.

3. Из рук в руки передаётся книжка. Партнёр может вручить её как подарок, как мину, как коробку конфет, как книгу с автографом Пушкина, и лучше упражнение делать без слов.

4. Ученикам предлагается соединять отдельные, разрозненные позы и движения, лишённые на первый взгляд всякой логической связи, в единое осмысленное целое. Например, войти в комнату, подойти к окну, залезть под стул и выбежать из комнаты. Ученики должны оправдать и связать все движения в сюжет и получится этюд на тему.

Ставя перед собой вопрос: «если бы я находился в лесу…» не надо мысленно переносить себя в некий воображаемый лес, а лишь переориентироваться в окружающей обстановке и «обфантазировать» реальные объекты, наделяя их новыми качествами. В воображении актёра стулья и столы могут превращаться в пни и кусты. Преображение окружающих предметов не требует галлюцинации, а лишь перемены отношения к ним.

Тема: РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКОЙ СМЕЛОСТИ И НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ. ДЕЙСТВИЕ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Чувство правды – это не значит, что всю роль провести на одном лишь подлинном переживании. Всегда идёт чередования представления и ремесла, утрирования.

Чрезмерная боязнь лжи приводит актёра к скованности, боязнь солгать – появляется зажим. Не бойтесь в первую очередь показаться смешным на сцене.

В момент выступления надо думать о действии, а не о правде. Можно легко скатиться к наигрышу правды ради самой правды.

УПРАЖНЕНИЕ: АКРОБАТИКА АКТЁРА

1. Ученику предлагается по сигналу вскрикнуть от ужаса, от радости, расхохотаться, зарыдать, закричать «караул», пропеть петухом, залаять.

2. По сигналу педагога ученики принимают самые неожиданные, порой даже нелепые положения, затем замирают и находят соответствующее им оправдание.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ АРТИЧЕСКОЙ СМЕЛОСТИ И РЕШИТЕЛЬНОСТИ:

Все ученики – участники концертно-эстрадного или циркового представления. Кто-либо

Берёт на себя функцию конферансье. Объявляя номер, он называет и исполнителей из числа учеников, которые обязаны тут же в порядке импровизации и со всей ответственностью продемонстрировать обещанное публике. Одним приходится выступать с исполнением классического дуэта, изображая знаменитых певцов, другим – с акробатическим трюком, третьим – изобразить группу дрессированных животных, четвёртым – разыграть клоунаду, пятым – исполнить танец маленьких лебедей итд итп.

Поверьте как дети в правду своего вымысла!!!

Тот, кто намерен стать мастером своего дела, должен на более или менее длительный срок вооружиться огромным терпением, выдержкой и волей для выполнения подготовительной черновой и быть может не всегда увлекательной работы.

Беспредметные действия – это простейшие физические действия, которые являются первичным звеном творческого процесса актёра.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1836. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия