Студопедия — Тема: Тема. Катастрофа. Сверхзадача
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема: Тема. Катастрофа. Сверхзадача






Понятия катастрофы в драме:

Мы заинтересованы в том, чтобы действия персонажей были предельно активны. Сквозное действие-противодействие помогает герою всегда быть на грани катастрофы. Если в драме не будет постоянной угрозы крушения, не будет и активного сквозного действия, развивающего тему. Пьеса провалится, если шаг за шагом, минута за минутой не будет выстроено психологическое действие персонажей. Оно должно быть выстроено как цепь катастроф на пути сквозного действия. В драме все держится на действиях персонажей. Их надо выстраивать, имея стратегию (план) темы - контртемы. Ищите препятствия, которые могут все разрушить. В этом смысл сквозного действия. Но ищите их не только в сложном внутреннем мире персонажей, а в основном во внешнем мире.

Ищите предлагаемые обстоятельства, которые мешают героям.

Например:
< < Ромео и Джульетта> >

1) как только Р и Дж соединились в любовном блаженстве на городской площади драка с двойным убийством. Ситуация безвыходная. 2) только обвенчались Дж ждет муж - граф Парис. Ситуация абсолютно безвыходная.

< < Вишневый сад> >

Раневская в самом начале объявляет о том, что с любовником в Париже покончено. Ей надо принимать решение о продаже сада, но любовник бомбит ее телеграммами - он болен, ему нужна Раневская. Он, как невидимый паук, сплетает вокруг Р цепь-паутину все теснее и теснее. Это сплетается тема - прошлая жизнь, которую Р не может вырубить, как и виш. сад. это камень на шее, но я люблю этот камень. Она гибнет, понимая всю безвыходность своей судьбы.

Рабочая формула темы:

Как определить рабочую формулировку для темы? Что за тема - одной фразой. Это должно быть простое предложение из двух частей. В первой части выражена ценность, которую утверждает история. Вторая часть - какие главные средства утверждают эту ценность.

Тема обычно бывает двух видов. Идеалистический - первый. Мы хотим, чтобы это было правдой в нашем мире. Реалистический - второй вид. То, что в действительности происходит в обществе. < < Преступление не стоит того> > - идеалистическая тема, она выражает нашу потребность в справедливости. < < Богатый всегда найдет способ победить> > нанимая киллера, чтобы убить противника – это реалистическая тема. Мы знаем что второе торжествует в мире. Но мы отчаянно нуждаемся в справедливости.

Но тему обязательно нужно сформулировать. Нужно находить четкие рабочие формулировки для интуитивных процессов. Мы работаем с коллективом разнообразных талантов. Их надо затачивать в направлении общей цели. Тема - и есть эта заточка. Тема собирает воедино все разнообразные усилия.

Тема должна расти, меняется, но она должна появиться в вашем сознании как что-то четкое и конфликтное. Наличие четко сформулированной т помогает вам определится в самых непредвиденных обстоятельствах. У настоящего художника в каждой теме есть ярость по поводу зла нашего мира. Тема должна давать конкретное представление о том, что является РАЕМ, а что АДОМ.

Совсем по другому возникает тема у зрителей. Она рождается не как интеллектуальный опыт. Они ее усваивают не разумом, а чувствами, душой. Тема - это их эмоциональный опыт, вынесенный из произведения.

Зрители тратили эмоции и получили эмоциональный опыт.

Сверхзадача каждого персонажа определяет, чего этот характер на самом деле хочет добиться всеми действиями, чтобы утвердить тему.

Человек интригует, работает на износ, убивает, чтобы стать начальником. Чего же он на самом деле хочет? Чтобы признали его способности? Или власти? Или ему надо что-то доказывать? Разбогатеть? Уничтожить врага?

В драме вы должны выбрать что-то одно. Сверхзадача складывается из простых задач. Общий смысл их выясняется только в итоге. Сверхзадача - это рабочий инструмент, которым мы планируем внедрение темы в произведение. Каждая задача выявляется в действии и только в действии, а не на словах. Действия - это частички, из которых складывается драма. Они объединяются в сквозное действие. От начала до конца драмы сквозное действие сталкивается со сквозным противодействием. Так мы развиваем конфликт. Но у каждого действия есть задача. Все маленькие задачи, заставляющие персонажи действовать, объединены сверхзадачей. У каждого персонажа в драме есть одна доминирующая сверхзадача. Она подчиняет себе все остальные задачи. И у самой драмы так же должна быть сверхзадача - она открывает зрителям, что мы хотим выяснить нашим рассказом. Чего добиваемся? Какого конечного эффекта в зрителях хотим достичь?

Сверхзадача должна быть сформулирована ясно, четко и понятно для сотрудников. Забудьте капризные вздохи: ах, я чувствую это, но не могу выразить в словах! Не можешь? Не работай. Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как они поймут свою часть задачи, если режиссёр ползет по сценарию, как клоп по обоям, не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль. Сверхзадача составляется из множества задач, которые должны решать все сотрудники режиссёра. Она определяет каждое решение, каждый выбор.

Практический смысл работы со сверхзадачей заключается в том, что имея ее в голове, вы можете значительно расширить репертуар поведения персонажа. В каждом столкновении действия с противодействием вы можете ставить персонаж на грань катастрофы. Вам известна цель, вы знаете на какой берег его надо вытащить, когда он тонет. В пределах спектакля сверхзадача четко определяет каждое действие каждого персонажа. Сверхзадача определяет, как сквозное действие делится на части и как каждая часть действия вступает в конфликт с противодействием. Сверхзадача помогает тому, чтобы тема конкретно выявлялась в контрастах между добром и злом, раем и адом. Тогда зритель больше всего волнуется по поводу темы: эмоциональный потенциал темы проявляется с определенной полнотой.

Все конфликты персонажей нанизываются на линию сверхзадачи. Но сверхзадача имеет так же и стратегический смысл. Она – конкретное выполнение спектакля. И выбор сквозного действия неотделим от выбора героя, носителя сверхзадачи и темы. Какое место в стратегическом замысле пьесы будет иметь конкретное изменение, допустимо ли оно вообще? Какие неожиданности привнесет? Сквозное действие – это критерий практической проверки стратегии.

Сверхзадача – это инструмент при помощи которого внедряется тема.

Схема «Драма»

Тема < > Контртема

Сверхзадача

Сквозное действие < > Сквозное противодействие

Действие < > Контрдействие

Конфликт

 

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО ПО СИСТЕМЕ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

Курс второй

Тема: ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

1. О призвании актёра:

Театр — это обоюдоострое оружие, с которым надо умело обращаться. Неумелое пользование им может нанести глубокую травму.

Когда в погоне за прибылью на театральных сценах, экранах кино и телевидения начинают демонстрировать ужасы всевозможных преступлений, садизм, сексуальные извращения, потакая низменным страстям, то, как показывает статистика некоторых буржуазных стран, резко возрастают преступность, особенно среди молодежи, разврат, рушатся моральные устои общества. Такая безответственность прикрывается фальшивым лозунгом свободы творчества, а идейные требования, которые предъявляются у нас ко всякого рода зрелищам, объявляются пропагандой, проведением определенной тенденции.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 678. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия