Студопедия — Теория социалистического гражданского общества А. Грамши
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория социалистического гражданского общества А. Грамши






Впротивоположность Т. Парсонсу итальянский мыслитель Антонио Грамши (1891—1937) создает концепцию социалистического гражданского общества. Будучи последователем К. Маркса, он, однако, пытается пересмотреть исходный тезис исторического материализма о первичности базиса по отношению к надстройке. А. Грамши исходил из тезиса об автономии надстройки, ее самостоятельности и несводимости культурных процессов к принуждению. Воспроизводство существующей социальной системы осуществляется через комбинацию двух принципов организации жизнедеятельности — гегемонии и господства, согласия и принуждения. Принцип господства реализуется в деятельности правового, бюрократического, правоохранительного и военного аппарата государства, а принцип гегемонии — в деятельности социально-политических и культурных институтов гражданского общества. Следовательно, оппозиция государства и гражданского общества, по А. Грамши, на деле

является противопоставлением двух различных принципов — гегемонии и господства.

Учение о социалистическом гражданском обществе основано, с одной стороны, на автономии его от экономики, а с другой — на независимости от государства. А. Грамши считал, что конкретное содержание гражданского общества и его форма станут результатом классовой борьбы. С этой точки зрения результат зависит от того, какая социальная группа играла или будет играть роль гегемона. Там, где роль гегемона принадлежит буржуазии, гражданское общество является обществом буржуазным, а его конституционные гарантии (права) и политическое выражение (парламентское представительство) есть лишь ширма для буржуазного правления. Движущими силами социальных движений, придающих динамизм гражданскому обществу, являются ассоциации (клубы, группы по интересам, политические партии) и культурные институты (права человека, представительная демократия), в отношении которых рабочий класс находится в оппозиции. После того, как гражданское общество станет социалистическим, исчезнет причина классовой борьбы. Взаимоотношения государства и гражданского общества проходят пять этапов: 1) средневековый корпоративизм и дуализм; 2) абсолютистский дуализм государства и деполитизированных сословий; 3) разложение прежних корпоративных форм в результате буржуазных революций; 4) дуализм государства современной эпохи и новых форм ассоциаций; 5) тоталитарное приобщение к господствующей идеологии современных ассоциаций.

Восстановление современных ассоциаций после упадка гражданского общества в результате воздействия на него тоталитарных диктатур возможно, по мнению А. Грамши, путем установления культурной гегемонии социалистической партии в гражданском обществе в процессе освобождения рабочего класса и низвержения буржуазной системы господства. В социалистическом гражданском обществе организация согласия, консенсуса между различными ассоциациями будет осуществляться посредством культурных средств и ценностей, а не методами государственного принуждения. Однако, по мнению А. Грамши, гражданское общество создается сверху — государством. При этом государство будет играть позитивную роль как фактор создания новой цивилизации, нового типа человека и гражданина и должно выступать политической формой существования и высокоорганизованнного гражданского общества, где «индивид смог бы управлять собой, не вступая в конфликт с политическим обществом». Путь к социализму А. Грамши видел в создании нового типа самоуправляющегося гражданского общества, которое поглотит государство и политическое общество. Оно по-

степенно вытеснит всякий государственный контроль над общественной жизнью и положит начало отмиранию как государства, так и политического общества. Регулируемое общество, т.е. общество без государства, требует: 1) равенства и 2) замены закона нравственностью.

Представляется, что проект саморегулируемого гражданского общества А. Грамши, в котором жизнь свободных и равных индивидов будет организована без принуждения и социальных институтов, также утопична, как и идея К. Маркса о коммунистическом обществе.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия