Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того






МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народ­ной культуры.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработан­ных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кри­зису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста пре­ступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является ду­ховно-нравственная деградация общества, а также девальва­ция в нем таких важнейших добродетелей, как милосердие, сострадание, трудолюбие, нестяжательство и др. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Не­обходимо наконец преодолеть идеализацию западных стерео­типов жизни, связанных с культом потребления и индивидуа­лизма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном на­следии, завещанном нам далекими предками.

Их мудрость и духовная красота до наших дней сохра­нились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом

 

В последние годы постепенно возвращаются из про­шлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное обще­ство может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, се­мью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений сте­реотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспе­чивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художе­ственной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.

Особая роль в сохранении и распространении в обще­стве традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

В Национальной доктрине развития образования в Рос­сии, утвержденной Президентом В.В.Путиным в 2000 г., под­черкивается значимость отечественного культурно-истори­ческого и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

В этой связи особое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творче­ства, которая ведется во всех вузах культуры и искусств Рос­сии, а также в ряде республиканских университетов и педаго­гических вузов.

Перед такими специалистами стоят сегодня гораздо бо­лее широкие задачи, чем обучение любителей искусства тем или иным видам художественной деятельности. В соответст­вии с концепцией новой вузовской специальности «Народное художественное творчество» и Государственным образова­тельным стандартом, современные специалисты, помимо ху­дожественно-исполнительской подготовки, должны знать

 

теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисципли­ны, связанные с распространением в обществе знаний и тра­диций народной культуры.

Данный учебник адресован именно таким специали­стам широкого профиля. Безусловно, отразить все многооб­разие народной художественной культуры, национально-культурных традиций народов России в рамках одного учеб­ника невозможно. Авторский коллектив и не ставил перед собой такой цели. Для нас было важнее другое - пробудить у студентов интерес к изучению народной художественной культуры, к самостоятельному ее изучению и осмыслению с помощью тех научных источников, которые упоминаются по ходу изложения материалов.

Предлагаемый учебник поможет студентам в изучении курса «Теория и история народной художественной культу­ры». Этот курс является ключевым в профессиональной под­готовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

Содержание данного курса, согласно Государственному образовательному стандарту, основано на подходе к народ­ной художественной культуре как к явлению этническому («этнос» в переводе с греческого означает «народ»). Народ­ная художественная культура не сводится к фольклору, на­родному искусству, народному художественному творчеству. В ее основе — этнохудожественное сознание во всем много­образии его культурно-исторических типов и форм воплоще­ния. Такое сознание определяет этнические стереотипы кол­лективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах (например, русского казачества, старообрядцев и т. д.).

Изучение феномена народного художественного созна­ния, проникновение в его глубинные пласты, связанные с «кол­лективным бессознательным» (К.Г.Юнг) и определяющие се­мантику и морфологию народного искусства, — основная цель вузовского уровня этнохудожественного образования.

Признание приоритетной роли в высшем звене проблема­тики этнохудожественного сознания и механизмов его форми­рования подчеркивает значимость фундаментальных антропо­логических и этнологических основ профессиональной подго­товки студентов по специальности «Народное художественное творчество». Опора на эти основы просматривается как в струк­туре, так и в содержании данного учебника.

Подходы к изучению народной художественной куль­туры, предложенные авторами данного учебника, созвучны новым направлениям в государственной образовательной и культурной политике России, отраженным в Национальной доктрине развития образования в России, Доктрине инфор­мационной безопасности России, в Федеральной программе сохранения и развития отечественной культуры и искусства, а также «Рекомендации о сохранении фольклора», принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры - (ЮНЕ­СКО) в 1989г.

Этот документ является важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (народной культуры) как неотъемлемой части общего насле­дия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также опре­деляющую роль в сближении различных народов и социаль­ных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства-члены для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной на­родной культуры. Подчеркивается, что «правительствам сле­довало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее», принимать в законодатель-

ном или ином порядке меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого из них. Значимость этой " Рекомендации" в настоящее время еще больше возрастает в связи с происходящими в России и дру­гих странах сложными общественно-политическими и соци­ально-экономическими изменениями.

Убедительным свидетельством повышения внимания государства к проблемам сохранения и развития националь­но-культурных традиций является содержание таких приня­тых за последние десять лет и подготовленных к утвержде­нию законодательных и нормативных документов, как:

• Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (1993г.), гарантирующая свободу художественного творче­ства, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохране­нии исторического и культурного наследия, памятников ис­тории и культуры" (Гл.2, ст. 44, п.п 1-3);

• Основы Законодательства РФ о культуре (1992 г.). Раздел 4 " Национально-культурное достояние и культурное насле­дие народов Российской Федерации";

• Закон РФ " О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993 г.);

• Указ Президента РФ " О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»" (от 7 октября 1994г.);

• Постановление Правительства РФ " О дополнительных ме­рах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации" (от 22 марта 1995 г.);

• Положение о государственном своде особо ценных объек­тов культурного наследия Российской Федерации;

• Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.»);

• Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры (Архан­гельск, Белгород, Владимир, Вологда, Тверь, Нижний Нов­город и другие регионы).

Разработка данных государственных документов в пол­ной мере соответствует Рекомендации ЮНЕСКО в части соз­дания государствами - членами правовой базы сохранения

7

фольклора и распространения в обществе воплощенных в нем духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Наряду с этим важное внимание уделяется в современ­ной России и другим направлениям деятельности, преду­смотренным Рекомендацией ЮНЕСКО: выявлению фолькло­ра, его хранению и распространению в обществе, развитию международного сотрудничества в данной сфере. Конкретные результаты деятельности российских государственных и об­щественных организаций, научно-исследовательских учреж­дений, учебных заведений и других социальных институтов многообразны.

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценно­стей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные мето­дики этнокультурного образования. Интерес специалистов привлекли экспериментальные модели образования детей и подростков на материале русской традиционной культуры, разработанные на московских экспериментальных площадках (в образовательном учреждении " Начальная школа-детский сад" № 1664 (" Светлица"), в прогимназии № 1667, в средней школе № 683) под научным руководством специалистов ка­федры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и ис­кусств. Аналогичный опыт творческого сотрудничества вузов культуры с учреждениями общего и дополнительного образо­вания имеется в ряде регионов России (Белгороде, Краснода­ре, Самаре и др.).

Важное значение в сохранении традиций народной ху­дожественной культуры имеют научные исследования. В них участвуют:

• научно-исследовательские институты (Государствен­ный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурологии, Научно-

исследовательский институт этнологии и антропологии Ака­демии наук РФ, Российский институт культурного и природ­ного наследия и другие);

• средние и высшие специальные учебные заведения куль­туры и искусств, консерватории, музыкально-педагогические вузы;

• Государственный Российский дом народного творче­ства и дома народного творчества во всех регионах страны;

• Государственный республиканский центр русского фольклора;

• Центры традиционной культуры, дома фольклора, на­циональные культурные центры и т.д.

На основе единой базы данных в настоящее время в России создается целостная многоуровневая система выявле­ния и учета фольклорных явлений и процессов.

С целью развития традиций народной художественной культуры проводятся фестивали, смотры, конкурсы народ­ного творчества. Среди них:

• Международные фестивали фольклора (Калининград, 1993, 1994, 1996гг.).

• Международные фестивали народной музыки «Сад­ко» (Новгород, через каждые три года).

• Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера» (Архангельск и Архангельская область, ежегодно).

• Международный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Красноярск, 1995, 1997гг.).

• Международный фестиваль тюркских народов (Моск­ва и 10 городов Поволжья, 1997 г.).

• Международный фестиваль детского танца «Ритмы планеты» (Хабаровск, ежегодно).

• Всероссийский фестиваль детского творчества наро­дов Севера «Вслед за солнцем» (1995, 1996, 1999, 2000 гг.).

• Международный фестиваль народов Севера «Поляр­ные маки» (Норильск, 1993г.).

 

• Всероссийский фестиваль народов Севера «Северное сияние» (Москва, 1999 г.).

• Всероссийский праздник народной музыки (г.Волжский, ежегодно).

• Всероссийские конкурсы юных исполнителей на на­родных музыкальных инструментах (Ярославль, Рязань, Тверь).

• Всероссийские выставки народной игрушки, вышитой картины, лоскутной техники, бисероплетения, гончаров и кузнецов, и другие.

За последнее десятилетие в России проведен ряд меж­дународных научных и научно-практических конференций по проблемам сохранения и развития народной художественной культуры. В том числе: Международная конференция по со­хранению фольклора под эгидой ИОВ (Новгород, 1991); де­сятая Международная конференция «Современный фестиваль фольклора: опыт, проблемы, перспективы» (Владикавказ, 1994); международная конференция «Народная художествен­ная культура России, перспективы развития и подготовки кадров» (М., 1994). Проблемы сохранения культурного на­следия в разных регионах России ежегодно обсуждаются на конференциях Международной Академии информатизации (Новороссийск, 1994-1999 гг.). Им были посвящены Всерос­сийские и региональные научно-практические конференции в Архангельске, Белгороде, Вологде, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Твери, Шуе и других городах.

Распространению фольклора способствуют периодиче­ские издания (журналы «Народное творчество», «Живая ста­рина», «Этносфера» и другие), а также телевизионные пере­дачи (например, «Русский дом»).

Таким образом, в последнее десятилетие в России раз­виваются различные направления деятельности по сохране­нию и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств.

 

Авторский коллектив выражает глубокую благодар­ность за поддержку идеи создания учебника Министерству культуры РФ, а также управлению дополнительного образо­вания Министерства образования РФ и Московскому депар­таменту образования за возможность изучения опыта разви­тия этнокультурного образования и творчества детей и под­ростков и проведения экспериментальных исследований. От­дельная благодарность ректорату Московского государствен­ного университета культуры и искусств за поддержку специ­альности «Народное художественное творчество» и создание благоприятных условий для ее развития, а также редакционно-издательскому отделу МГУКИ за огромный труд, вложен­ный в подготовку рукописи к изданию.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1295. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия