Студопедия — Детские народные песни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Детские народные песни






Детские песенки отличаются разнообразным по содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Поются песни соло, хором, просто так и в припляс. Все детские песенки М.Н.Мельников делит на четыре основные группы: 1) песни диалогические, 2) пес­ни кумулятивные, 3) песни с припевом, 4) песни-перегудки.

Диалогические песни построены в форме вопросов и ответов или взаимных реплик, поочередно произносимых:

Коза, коза,

Лубяные глаза,

Где ты была?

Коней стерегла. -А где кони?

Они в лес ушли

А где лес?

Огнем сгорел... и т.д.

Популярность диалогических песен объясняется тем, что детям, имеющим ограниченный словарный запас, ближе и понятнее лаконичная прямая речь, тем, что диалогический стих динамичен, действие в них развивается стремительно:

 

Иван, Иван,

Что ты делаешь?

Да-ли, гой-да!

Косы треплю

Да-ли, гой-да!

На что тебе косы?

Да-ли, гой - да

Сено косить... и т.д.

Кумулятивные песни — это незамысловатые сказки в стихах, или, по определению Можаровского, сказочные пе­сенки. Основным признаком этих песен является постепен­ное, даже замедленное развитие сюжета по мере накопления новых образов и многократного их повторения:

Было у вдовушки

Восемь дочерей.

Стала их вдовушка

Замуж отдавать:

Дает первой дочери

Быка да козла,

Доморощенные.

 

Повторяются пять первых стихов, и появляется очередное наращивание:

... Дает другой дочери

Два быка,

Два козла,

Доморощенные

Произведения этой группы имеют стройную компози­цию. Некоторые из них достигают внушительных размеров. Песня «Пошел козел за лыками» из сборника П.А.Бессонова, например, имеет 130 стихов. Они, как правило, заимствованы из материнских прибауток или скомороший. Детские ново­введения не подвергли эти произведения существенному из­менению. Переделка шла по пути замены непонятных слов, сложных предложений. Дети любят подражать крику (пению) птиц, животных, насекомых, звучанию музыкальных инстру­ментов (рожок, балалайка), дают своеобразную звуковую трактовку многим предметам и явлениям. Но у детей нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, отсюда стремление к повторам, к звукоподражаниям («ай-дуду-дуду», «туру-туру и пр.).

Песни с припевом — неоднородны. Иногда припев посмыслу связан с текстом песни:

Я поставлю кисель,

Дурен, дурен мой кисель,

На вчерашней, на воде:

Дурен, дурен, не хорош.

 

Во всем тексте без труда улавливается логически-смысловая связь припева с текстом, т.е. припев является лейтмотивом песни. Но нередко дети, перенимая от взрослых ту или иную песню, привносили в нее индифферентный по отношению к смыслу припев. Образец песни с таким припе­вом публикует А.Н.Соболев:

Посадил дед редьку

Дулась, дулась, перевернулась,

Ни часту, ни редьку.

Перевернулась передом:

У Анюты плохой дом.

Выросла редька,

Ни часта, ни редька...

Припев, и т.д.

Здесь поэтический каламбур, совершенно не связанный с текстом песни, имеющий другой размер, иную мелодию, ис­пользуется детьми в качестве припева. Распространен был при­пев, дающий звучную музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком и частями:

Рубить, казнить комара,

Комара, мара, мара...

Рубить, казнить комара,

Комара,

Комара.

Песенки — перегудки — имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания. В них наиболее полно проступают сатирические и юмористические элементы. Чет­кость ритма, звучность рифмы, богатство аллитераций при­сущи почти всем перегудкам:

Ти- та-та, ти-та-та,

Пожалуйте, решета.

Мучки насейте

Пирожки затейте,

Пирожки на дрожжах,

Не удержишь на вожжах

Положили гущи,

Они еще пуще,

Поставили на чело—

Не осталось ничего.

 

Большинство перегудок заимствовано из фольклора взрослых. Дети насытили песенки-перегудки звучными, близкими художественному детскому вкусу словосочетания­ми. Детские песни записывались П.А.Бессоновым,

 

П.В.Шейном, А.Можаровским, Х.Лопоревым, А.Марковым, И.Нечаевым и другими собирателями.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1199. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия