Студопедия — Философия эпохи Возрождения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия эпохи Возрождения.






Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к
Новому времени. Она охватывает приблизительно три века —
с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соот-
ветствующих новым социальным условиям, начавшись в Ита-
лии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичным горо-
дам-государствам Древней Греции, переносится затем во
Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духов-
ное брожение, охватившее европейские страны, стимулирует-
ся н, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения фео-
дальных порядков, становления национальных государств,
церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусст-
ва, первых шагов современного естествознания, новых поли-
тических и социальных концепций, социалистических утопий.
И хотя эпоха возрождения не оставила великих философских
систем, а философское творчество разворачивалось в основ-
ном в форме «осовременивающего воспоминания», она обос-
новала идею доверия к естественному человеческому разуму,
заложила основы философии, свободной от религиозно-миро-
воззренческих предпосылок.

На протяжении всего средневековья господствует пред-
ставление о том, что земная жизнь человека не имеет само-
стоятельной ценности, что она только подготовка к жизни
загробной, осуществляемая под руководством и водительст-
вом церкви. Такое суждение, покоющееся на противопо-
ставлении природного и божественного, отвечавшее массо-
вому чувству жизни людей поздней античности и средних


веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом
трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III)
«О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это
представление было подорвано творчеством двух великих
поэтов-мыслителей Италии — Данте и Петрарки, ставших
провозвестниками и инициаторами гуманистической мыс-
ли — одного из характернейших явлений данной эпохи.

В «Божественной комедии», Данте (1265-1321), кото-
рая представляет собой итог развития средневековой куль-
туры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его
статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не
отвергая учения о творении, используя неоплатонические
схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет
двоякую — смертную и бессмертную — природу, что он есть
среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет
двойное предназначение, «предопределяется к двум конеч-
ным целям». Одна из них достигается в здешней земной
жизни и заключается в проявлении собственной добродете-
ли, другая достигается лишь посмертно и при содействии
божественной воли. Двум целям отвечают два пути: путь
«философских наставлений» н путь «наставлений духов-
ных, превосходящих человеческий разум». Первый путь от-
крыт благодаря естественному разуму, и земное предназна-
чение человека осуществляется в гражданском обществе, по
наставлениям философии, под водительством земного госу-
даря. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он
основывается на вере в откровение, и к цели ведет церковь,
возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о
свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе лич-
ной ответственности за содеянное, определяющей достоин-
ство человека. Апеллируя к естественному разуму, он сле-
дует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого иск-
ренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного
разума необходимо направлять не столько на теологиче-
ские, сколько на этические проблемы.

Идеи Данте о двойном предназначении человека, о само-
ценности его земной жизни, о его достоинстве развивал
Петрарка (1304—1374). Он считает, что философия схола-
стического типа непригодна для жизненного наставления,
что естественный разум реализовался не только у Аристоте-
ля, к тому же превратно истолкованного из-за несовер-
шенств перевода, но и у других античных мыслителей, при~
чем не только философов, но и поэтов. Их труды нужно
искать, тщательно переводить, изучать, однако рассматри-
вать их не как абсолютные авторитеты, а как образцы для


подражания в процессе поиска жизненных наставлений.

Гуманистическая программа, намеченная Данте и Пет-
раркой, получила развитие и оформление у Салютати
(1331—1406), который был другом Петрарки и считал себя
продолжателем его дела. Главное для Салютати — воспитать
нового человека, обладающего humanitas — свойством, кото-
рое он толковал как способность совершать добродетельные
поступки. Humanitas не дана человеку от рождения, она вы-
рабатывается образованием и жизненным опытом, она есть
результат упорного труда, работы души, в том числе и в
процессе изучения гуманитарных дисциплин — studia
humanitatis. В их число входят: грамматика, которая долж-
на стать наукой о синтезе формы и содержания, о способах
выражения мысли; риторика — проводница мудрости и сама
мудрость — философия, центром которой является этика,
направляющая человека по пути совершенства. По мнению
Салютати, хотя земная жизни и дана людям богом, их соб-
ственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответ-
ствии с природными законами добра и справедливости.

Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни,
о возможности воспитания способности к добродетельным
поступкам, о роли философии в этом процессе развивалась
и углублялась в творчестве общественных и церковных дея-
телей,.эрудитов и мыслителей: Бруни (1370—1444), Лорен-
цо Балла (1407-1457), Фичино (1433-1499), Помпонацци
(1462-1525), Пикоделла Мирандола (1463-1494) и др. К
общей цели они шли разными путями. Обосновывая идею
свободы и достоинства человека, Бруни и Помпонацци при-
влекают по-новому — антисхоластически и антитомистски —
прочитанного Аристотеля, Лоренцо Балла, также как позд-
нее один из последних представителей Северного Возрож-
дения Гассенди (1592-1685) -Эпикура, Фичино, основа-
тель платоновской академии во Флоренции, — Платона, а
Пикоделла Мирандола — и Платона, и Аристотеля, и кабба-
лу (мистическое учение в иудаизме). Последняя, а также
герметизм, зороастризм, обосновывающие возможность ма-
гического воздействия на природу, тоже привлекали внима-
ние представителей гуманистической мысли. Тем самым
возрождалась не только античная философия, но и антич-
ная мистика.

На более глубоком уровне поиск метафизических осно-
ваний гуманистических воззрений вели Н. Кузанский
(1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600). Николай Кузан-
ский — кардинал католической церкви. Личное знакомство
с некоторыми гуманистами, увлечение античной литерату-


рой, побудившее его изучать греческий язык оказали влия-
ние на направление, метод и стиль его философствования.
Он не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мыш-
ления схоластов, ни риторическому искусству гуманистов,
хотя часто использует, как и гуманисты, форму возрожден-
ного ими диалога. Н. Кузанский использует метод, анало-
гичный математическому, который соответствует состоянию
ученого незнания. Ученое незнание, на его взгляд, есть
осознание структурной диспропорции между конечным, че-
ловеческим разумом и бесконечностью, в которую он вклю-
чен и к которой стремится. Конечный разум приближается
к бесконечному, к богу, постигая его как единство противо-
положностей. Конечные же вещи мы должны рассматривать
как связанные с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в
том числе и человек, выступает как содержащая в сверну-
том виде весь мир, как микрокосм. Но человек является
микрокосмом и на другом уровне. Обладая разумом и со-
знанием, он включает в себя образы всех вещей, как дейст-
вительных, так и возможных. Человек предназначен для
творчества.

Стремление найти предельные основания для признания
самоценности земной жизни человека приводило, как это
видно на примере творчества Н. Кузанского, к вопросу о
положении человека в космосе, о его физических и смысло-
вых связях с мировым целым. Пока мир оставался геоцент-
ричным, человек мыслился несомненным центром всех свя-
зей мирового целого. Положение меняется после выступле-
ния Н. Коперника (1473—1543), заменившего геоцентризм
гелиоцентризмом.

Джордано Бруно, принимая гелиоцентристскую кон-
цепцию Коперника, идет дальше, лишая и Солнце поло-
жения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его
понимании, имеет множество звезд, подобных нашему
Солнцу, вокруг которых вращается множество планет,
похожих на нашу Землю. По отношению к бесконечно-
сти нелепо спрашивать о центре. Он — нигде, и он — вез-
де. Бесконечная Вселенная есть порождение бесконечной
божественной мощи. Жизнь в той или иной форме при-
суща всем природным вещам. Разумная жизнь должна
быть не только на Земле.

Человек — конечное земное существо — обладает конечной
смертной душой. Только разумная безличная часть души мо-
жет быть бессмертна. Поэтому мы должны осознавать неиз-
бежность личной смерти. Однако в ожидании смерти, по мне-
нию Дж. Бруно, нельзя быть праздным, ибо мы предназначе-


ны для творческого созидания на основе познания. Высшая
ступень познания и высшая ступень человеческого совершен-
ствования — самоотверженность и подвижничество ради высо-
кой цели —есть состояние героического энтузиазма, к которо-
му и надо стремиться. Гимном разуму, способном, преодоле-
вая конечность его носителя, самостоятельно, без опоры на
откровение, постигать бесконечную Вселенную, завершается
эпоха Возрождения в Италии.

В странах к северу от Альп эпоха Возрождения пред-
ставлена мыслителями, творчество которых более непосред-
ственно связано с идеями Нового времени, нежели творче-
ство мыслителей Италии. Эразм Роттердамский (1469-
1536), следуя общему настрою гуманистической мысли,
выступил как непримиримый противник философии ари-
стотелевско-схоластического типа, сосредоточенной на про-
блемах логики, метафизики, физики. Для него филосо-
фия — это знание того типа, к которому стремился Сократ.
Это мудрое понимание жизни, т. е. практическое благоразу-
мие христианской жизни. Христианская мудрость, полагает
он, не имеет нужды быть усложненной силлогизмами, ее
можно почерпнуть из Евангелий и Посланий св. Павла. По-
этому необходимо вернуться к истокам христианства. Эразм
осуществляет перевод и критическое издание Нового заве-
та, публикует труды отцов церкви, критикует церковные
порядки, духовенство. Он жаждет великой религиозной ре-
формы, для чего нужно стряхнуть с себя все, что навязано
силой церковного авторитета. Путь земной жизни, указан-
ный Христом, прост: искренняя вера, милосердие без лице-
мерия и беспорочная надежда.

Критика Эразмом церкви и схоластической философии и
его призыв возродить первоначальное христианство, истолко-
ванное как философия земной жизни, имеющей самоцен-
ность, и не сводящейся только к подготовке к жизни загроб-
ной, предваряли, хотя и в смягченной форме, некоторые
взгляды Мартина Лютера (1483—1546), с которым он был
связан. Однако отрицание Лютером свободы воли, которую,
как и все мыслители-гуманисты, признавал Эразм, привело к
разрыву и к полемике между ними. В итоге Эразм остался
католиком, а Лютер стал вождем, протестантизма.

Под влиянием христианского гуманизма Эразма, идей и
практики церковной реформации находились крупнейшие
социальные мыслители этой эпохи: Томас Мор (1479—
1555), —основатель утопического социализма; теоретики ес-
тественного права Жак Воден (1530-1596), И. Альтрузий
(1577-1638), Гуга Гроций (1583-1645). Последние, не от-


вергая полностью учения о происхождении правовых норм
из божественных установлений, отделяют божественное
право от человеческого, возрождая восходящее к Аристоте-
лю и стоикам представление о естественном праве, вытека-
ющем из человеческой природы и постигаемом человече-
ским разумом, выступающем в многообразных исторически
обусловленных формах. Рассматривая важнейший для той
эпохи вопрос об отношении государства к религии, Воден н
Гроций считают, что государство может требовать от своих
подданных лишь признания общих религиозных идей.

Мысль о существовании общих религиозных идей выска-
зывалась уже в эпоху раннего итальянского Возрождения
представителями флорентийской платоновской академии. Ее
разделял сподвижник Лютера — «учитель Германии» Ф. Ме-
лахтон (1495-1560). Она получила развитие в форме учения
о постигаемой естественным разумом (без вмешательства, от-
кровения) естественной религии в работе Бодена «Диалог
семи человек». По его мнению', естественная религия - при-
знание существования бесконечного существа, Провидения —
может найти себе место в пределах всех религий.

Завершают эпоху Возрождения, непосредственно подго-
тавливая переход к новой философии, англичанин Ф. Бэ-
кон (1561-1626) и француз Мишель Монтень (1533-1592).

Фрэнсис Бэкон, рассматривавший познание природы и
использование полученного знания как основу социального
благополучия, попытавшийся представить «онаученное» об-
щество в работе «Новая Атлантида», настаивает на том, что
возрождать следует не те или иные учения древних, а дух
смелого поиска, присущий их создателям и особенно про-
явившийся в творчестве досократиков. Нужно возродить
сам естественный разум, природный свет которого— прони-
цательность— затемнен в настоящее время заблуждениями-
идолами. Разум, очищенный от заблуждений, опираясь на
специально проводимые эксперименты, используя разраба-
тываемые им правила индуктивного (от частного к общему)
вывода, способен дать полную и полезную практически кар-
тину мира. В широком смысле слова философия, по Бэко-
ну, это система всех опытно-рациональных познаний, до-
ступных разуму как особой способности человека (другой
способности— памяти— соответствует история, воображе-
нию— поэзия). В узком смысле слова философия— учение о
видах знания и их соотношении, учение о методе (органоне)
познания. Бэкон четко отличает религию от философии.
Первая покоится на сверхъестественном откровении, вто-
рая- на данных органов чувств. В философии даже основ-


ные начала подвергаются обсуждению и проверке, тогда
как в религии основные начала устанавливаются авторите-
том. Вместе с тем Бэкон утверждает, что возможна естест-
венная теология, соответствующая естественной религии,
поскольку устанавливаемая познанием связь природных яв-
лений указывает на существование божества.

М. Монтень утверждал, что религиозные споры, в част-
ности спор между католиками и протестантами, не может
быть решен разумными аргументами. Религия—обществен-
ное установление, необходимое для организации народной
жизни, но отнюдь не постигаемая разумом истина. Сомни-
тельна и возможность естественной теологии. Постижение
мира относительно. Наши знания, скорее, знания о незна-
нии, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Знание о
незнании— ученое незнание— есть стимул к сомнению во
всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску ис-
тины. Для Монтеня, как и для античного скептика Секста
Эмпирика, подлинный скептик -не тот, кто догматически ут-
верждает незнание, а тот, кто ищет знаний, не останавлива-
ясь на достигнутом, тот, для кого истина есть процесс.

При этом есть положения, полагает Монтень, которые
молено утверждать с очень высокой степенью вероятности.
К примеру, человек не является центром мира; земная
жизнь самодостаточна, ее цель—в ней самой. Подлинная
добродетель имеет своим путеводителем природу, а спутни-
ком— счастье и наслаждение. Лучше наше творение- жизнь
в согласии с разумом.

Таковы некоторые концепции, выдвигавшиеся фило-
софиями эпохи Возрождения. Однако решающее влия-
ние на последующую мысль имели не столько сами эти
концепции, сколько постепенно пробивавшая себе дорогу
идея автономной философии, свободной от религиозно-
мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт
и естественный разум, философии, обосновывающей зна-
ния о природе, естественные право и мораль, естествен-
ную религию. Такую- идею приняли и протестанты, и
многие католики. Лишь восточная церковь продолжает
до наших дней защищать идею христианской филосо-
фии, идею философствования в вере. Эпоха Возрожде-
ния не только завещала последующим векам убеждение в
силе естественного разума, способного обосновать само-
ценность земной жизни, но и посеяла сомнения в его
силе, выявив необходимость для разума самоисследова-
ния, т. е. исследования своих возможностей и границ.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1028. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия