Студопедия — Ф. И. Тютчев
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф. И. Тютчев







В области гносеологии это было общее утверждение о
примате христианского откровения, веры над рациональ-
ным знанием.

Антиномию веры и знания, известную и для философии
Запада, в российском (а не западноевропейском) варианте
стремится разрешить философия всеединства, основателем и
самым крупным представителем которой выступал В. С. Со-
ловьев
(1853—1900). Гносеологическим аспектом идеи все-
единства (т. е. полного взаимопроникновения и взаиморазгра-
ничения элементов множества) стала соловьевская теория
цельного знания, которую философ противопоставлял как ра-
ционализму западников, так и иррационализму славянофи-
лов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания»
в философии Вл. Соловьева — это не «теоретический» и не
«практический» разум немецкой классики. И даже не их
единство. Это — другое. «Цельность» у русского философа
- эта такая характеристика и свойство человеческой души,
которые самым существенным образом отличают человека —
высшее и совершеннейшее творение природы — от всех дру-
гих, даже по-своему смышленных животных. Цельность —
это не результат (точнее — не только результат) сложения,
интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от дру-
га в широком поле культуры форм и образований духа (нау-
ки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает по-
следнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его
состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знамени-
тых кантовских «способностей души» (познания, желания,
чувства удовольствия).

Это состояние, этот вектор — «сердце», Любовь. О
«Сердце и его значении в духовной жизни человека» пи-
сал учитель Вл. Соловьева — П. Д. Юркевич (1827—1874),
а в XVIII в.— прадед Вл. Соловьева — Г. С. Сковорода
(1722—1794). И, конечно, не только они. Святая (по опре-
делению Т. Манна) русская литература — и прежде всего
классическая наша литература «золотого» XIX в.— тему че-
ловека, тему любви и страдания (сострадания) сделала
главной, ведущей темой своего подвижнического творчест-
ва. В русской литературе, русском сознании Любовь — это
не Эрос древних и даже не альтруистический символ Фей-
ербаха. От последнего ее отличает то, что она носит явно не
чувственный, а преимущественно духовный характер.
Смысл любви, по Вл. Соловьеву, заключен в спасении в
человеке человеческого «через жертву эгоизма».

Но пожертвовать эгоизмом и означало пожертвовать, ос
новным механизмом того «прогресса», который избрал себе


Запад. Русская философия — в лице своих самых лучших
представителей — выдвинула л защищала иную систему
ценностей, иные цели и идеалы, нежели просвещенная, ци-
вилизованная Европа. Рациональному знанию и иррацио-
нальной воле (высшим, самым зрелым проявлением евро-
пейского духа) русская духовность противопоставила «не-
своевременные мысли» и «архаичные» понятия любви,
стыда, совести. В этом была безусловная «слабость», по и
величайшая сила мыслителей и художников, не устрашив-
шихся разлада со своим временем. Разлада потому, что со-
циально-экономическое развитие страны — π здесь были
правы марксисты — все больше и все определеннее вовлека-
ло ее в мировую систему западного, т. е. капиталистическо-
го, хозяйства.

В середине XIX в., после Крымской войны и в канун
Реформы, Россия уже была «приговорена» историей к ка-
питализму. В общественном сознании, даже на высших
уровнях его, объективный ход событий воспринимался и
оценивался неоднозначно, не всем хватало исторического
реализма. Даже в 80 — 90-е гг. сопротивление российской
духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было
все еще очень сильным. Именно в это время Россия начина-
ет знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский
марксизм — антипод и критик народничества — сам если
не теоретически, то организационно вырос из народническо-
го подполья, хотя привлек к себе поначалу и симпатии ле-
волибералыюй интеллигенции, увидевшей в философской и
экономической теории Маркса высшее достижение социаль-
ной мысли своего времени.

Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Г. В. Пле-
ханов
(1856—1918) — посвятил большинство своих трудов
историко-философскому, гносеологическому и социологиче-
скому аспектам материалистического понимания истории,
справедливо полагая, что именно в этом теоретическом по-
строении сосредоточено центральное ядро марксистского
учения в целом. Научный, материалистический взгляд на
историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм,
субъективизм как в теории, так и на практике (в политике).
Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвер-
галась долгие годы остракизму со стороны официальной
большевистской идеологии, а сам он понижен был ею до
ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

Вслед за Плехановым с критикой идей народничества вы-
ступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н. А. Бер-
дяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Настаивая на единстве


«трех составных частей» марксизма (философии, политиче-
ской экономии и социально-политической теории), Ленин
считал, вместе с тем, что философские проблемы приобрета-
ют особую актуальность не в годы подъема, а в период спада
революционного движения, когда перепроверки требуют ко-
ренные мировоззренческие принципы, на которые опирается
революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие
после поражения первой русской революции, выходит книга
Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В от-
личие от Плеханова, выступавшего в основном по социально-
историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своем
главном философском сочинении в центр внимания поставил
проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в
области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма
отдаленной от политики и социальных отношений сфере
культуры Ленин требует видеть столкновение партийных,
классовых интересов, оценивая любые проявления идеалисти-
ческой и религиозной мысли как выражение идеологической,
а в конечном счете — политической реакции.

«Легальные марксисты», выступая в конце 90-х гг.
тоже с критикой народничества, разошлись с Плехановым
(тем более с Лениным) уже в начале 900-х гг. (т. е. еще до
революции 1905 г.) — своим неприятием насильственных
средств борьбы, а в теории — -неприятием подавления лич-
ности обществом, несогласием с идеями «воинствующего»
материализма и атеизма.

Подобные разногласия (и весьма острые) не отменяют, од-
нако, одного важного вывода. Ни романтический (отрицаю-
щий капитализм), ни реалистический взгляд па будущее
(принимающий капитализм как данность) не был ни тогда,
ни после в русской культуре апологетикой новоявленного
мира делячества и грубоэгоистического расчета — признан-
ных и почитаемых добродетелей западной цивилизации.

Буржуа, торговец, предприниматель — отрицательный
тип в классической русской литературе XIX в. В 40-е гг.-
этот проходимец Чичиков, в 50-е — купец-самодур из
«Темного царства», к концу века — циничный, малокуль-
турный губитель «вишневого сада» и «дворянских гнезд».
Штольц из «Обломова», даже при всем желании автора
романа, не внушает симпатий читателю, да и вряд ли может
быть признан удачей в чисто художественном отношении.
Русские Маккар-Ругопы — это Артамоновы и Железновы,
Булычевы и Достигаевы. Не они, не заводчик Привалов (со
своими миллионами), а проклявший свои капиталы, взбун-
товавшийся против них Фома Гордеев — выразитель души


и характера русского человека. Неслучайно, что в русской
лирической поэзии «деловым людям» и самому их «делу»
просто не нашлось места — настолько непривлекательным,
невдохновляющим оно было в глазах образованной, высо-
кокультурной части общества.

Попытки разночинца Писарева защитить, поднять в гла-
зах общественного мнения «культурный капитализм» имели
лишь тот рациональный смысл, что талантливое слово пуб-
лициста пробудило у одаренной молодежи 60-х гг. любовь,
искренний интерес к науке (естествознанию). Но что такое
культурный капитализм — не знал никто, да и слишком да-
леко эти два слова стояли друг от друга*.

Антибуржуазный в целом дух русской классической фи-
лософии (и «золотого» и «серебряного» веков) не означал
и не означает, конечно, ее социалистического характера —
в марксистском, тем более марксистско-большевистском
смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакуни-
на не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.
Стократ это справедливо по отношению к автору «Бесов»,
которому одинаково претил как торгашеский мир буржуа,
так н «муравейник» тоталитарной диктатуры, насаждаемый
«лекарями-социалистами».

Сегодня у России уже другие «лекари» и другие «лекар-
ство» — Рынок. Лекарство горькое, однако отказываться от
него было бы не только неразумно, но и опасно для жизни.
Это ясно н без философии, хотя обращение к опыту и исто-
рии отечественной философской мысли тоже не бесполезно.
Как небесполезно для врача и фармаколога знать, что у ле-
карства есть не только целебное, но и противоположное, гу-
бительное свойство, если только пациент неправильно, не-
осторожно обращается с ним. И дело не только в «дозе» и
в правилах приема целебных средств. Еще более важно
знать, какое лекарство — от какой болезни: что для поддер-
жания плоти, а что — для здоровья и укрепления души.

Рынок нужен, как нужен хлеб. Но «не хлебом еди-
ным...», не рынком единым, не плотью единой жив чело-
век. Философская, художественная и нравственно-религи-
озная интуиция русских мыслителей не отрицала ни плоти,
ни хлеба. Она отвергала лишь превращение их из средства
жизни в цель и смысл ее. И она пророчествовала об обще-
стве, где бескорыстие любви будет цениться больше, чем

* Даже в советское время, (после введения нэпа), неологизм
«нэпман» наполнялся — и в художественной литературе, и в широком
сознании — отнюдь не положительным смыслом.


самый-ловкий расчет н самый крупный предприниматель-
ский успех гениев рынка.

Отстав от российской действительности, русская фило-
софия намного ее опередила. В программе Всеединства н
Цельного знания был прочертан путь, который мог н дол-
жен был пересечься с основной магистралью европейской
мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом
дуэте. Опыт такого пересечения уже был: русское шеллин-
гианство, русское гегельянство — это не просто лингвисти-
ческий перевод на русский язык немецких первоисточников
и не просто адаптация последних к новым, необычным для
них условиям культуры. Если это даже «перевод», то его
лучше сравнивать с переводом поэтическим, когда сохраня-
ется фабула оригинала, а тональность, образы, краски из-
бирает u изобретает переводчик.

Однако русская философия, со времени Чаадаева и Хо-
мякова, изобрела не только «краски», но н фабулу. По-
длинное сближение и подлинное взаимообогащение евро-
пейской и русской философии — впереди. Оно возможно и
оно необходимо как один из краеугольных камней «общеев-
ропейского дома», строительсво которого лишь начинается.
Разум и Воля — надежный материал для конструкции тако-
го здания. Но свет и тепло в нем могут быть только от Люб-
ви и Добра, оправданию которых посвятили свою жизнь ве-
ликие правдоискатели нашего отечества.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 709. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия