Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная статика и социальная динамика





Вся социология (до 1839 г. в терминологии О.Конта социальная физика) делилась им на две части – социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, в которой в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется О.Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

О.Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. "Только благодаря семейным обязанностям, - писал О.Конт, - человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности"1.

Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья – это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, из нее, именно из нее вырастают другие формы объединения людей – племена, народы и т.д.

Интересно отметить, что О.Конт не рассматривал экономическую функцию семьи, которая в его времена играла значительную роль. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, если учесть, что экономическая жизнь общества, начиная с производства, по существу не затрагивала его научных и личных интересов. Что волновало Конта, так это прежде всего проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.

Все рассуждения О.Конта о семье и особенно о женщине окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем, она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая О.Контом: "Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь".

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги "Дух позитивной философии" О.Конт назвал "Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий", и начинает он ее следующим образом: "Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная…"1.

По утверждению О.Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Первая – теологическая – отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая – метафизическая – является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная) стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все эти три стадии (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами во всех остальных областях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле.

Рассмотрим чуть подробнее каждую из трех стадий. Теологическая стадия в развитии сознания, а, следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки – древность и раннее средневековье. В рамках этой стадии выделялись три периода – фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшимся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в древней Греции и Риме, был связан с созданием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает О.Конт, материальная культура в древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога. Типичный пример – христианство.

Метафизическая стадия характеризовалась своей направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху средневековья. К упадку приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.

Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерными чертами позитивной эпохи являются: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не сказать о соотношении двух узловых понятий в социологии О.Конта – порядка и прогресса. Они являются двумя главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй – социальной динамике.

Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса О.Конт уделяет в “Системе позитивной политики”. Прежде всего он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается прежде всего развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя, по Конту, последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Другими словами, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования1.






Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 206. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия