Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологическое творчество Ф.Гиддингса





Франклин Гиддингс, также как и Л.Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейших представителей психологического направления в ней. Он был создателем первой кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, избирался президентом Американского социологического общества (1908). Главный труд первого периода творчества Ф.Гиддингса, рассматриваемого в этой главе, периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название "Принципы социологии"1. Им были написаны и другие работы: "Элементы социологии" (1898), "Индуктивная социология" (1901), "Описательная и историческая социология" (1904), "Исследования по теории человеческого общества" (1922), "Научное исследование человеческого общества" (1924), "Цивилизация и общество" (1933).

В соответствии с идеями Ф.Гиддингса, социология – это наука, которая стремится понять общество в целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин. В отличие от психологии, изучающей простые выражения индивидуального разума, социология касается более сложных его проявлений, наблюдаемых в объединениях людей друг с другом. Для Ф.Гиддингса не подлежит сомнению психологическое "происхождение" социологии. Точно также как психология выделилась из биологии, социология сделала это по отношению к психологии.

Но при этом он видит различия между ними. Если психология – это наука об элементах и происхождении умственных явлений, то социология является учением об умственных явлениях в их наиболее обширных осложнениях и реакциях и об искусственной эволюции социальной среды. "Социология является попыткой, - пишет Ф.Гиддингс, - объяснить возникновение, рост, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции"1.

Итак, социология исследует прежде всего процессы эволюции общества. Однако как наука она обладает и другими особенностями. По мнению Ф.Гиддингса, "истинная социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения. Она должна свести каждое из них через все социальные отношения"2. В связи с этим американский социолог говорит о трех главных задачах социолога, которые он должен попытаться решить: во-первых, открыть условия для агрегации и соединения людей; во-вторых, открыть "закон субъективного процесса" (который управляет социальным выбором); в-третьих, открыть "закон объективного процесса" (который управляет естественным отбором и осуществлением выборов)3. Основная же особенность социологии состоит в том, что ее представители объясняют социальные явления посредством использования причин психического характера. Как пишет американский социолог, "социология является истолкованием социальных явлений посредством психической деятельности, органического приспособления, естественного отбора и сохранения энергии”1.

Поскольку одно из основных понятий для социологии – общество, представляет интерес его трактовка Ф.Гиддингсом. Тем более, что характеристику предмета социологии как науки он связывает с пониманием общества, чему в значительной мере посвящается первая глава "Оснований социологии". Он прямо говорит об обществе как о психическом явлении, обусловленном физическим процессом2. Американский социолог утверждает, что общество в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь, которые он рассматривает как социальные факты, психические по своей природе3. Вместе с тем, "под обществом надо разуметь естественно развивающуюся группу сознательных существ, в которой агрегат переходит в определенные отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную организацию"4.

Один из вопросов, возникший под влиянием идей Г.Спенсера и заданный Ф.Гиддингсом в отношении общества: является ли оно организмом? Если общество есть организм, размышляет социолог, отвечая на поставленный вопрос, оно должно описываться как психофизическое явление – психический организм на физическом основании. Но общество есть нечто большее, чем организм, подобно тому как организм сложнее и выше, чем неорганическая материя. Значит, "общество есть организация, отчасти создание бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана. Организация есть комплекс из психических отношений. Однако подобно организму она может проходить через все фазы эволюции"5. Кроме того, общество выступает для Ф.Гиддингса как организация, союз различных взаимосвязанных групп и ассоциаций, благодаря чему производятся и воспроизводятся социальные отношения.

Центральная теоретическая идея Ф.Гиддингса – идея "себеподобного сознания" (родового сознания), то есть это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим. На этом базируется один из основных социологических постулатов, который Ф.Гиддингсом формулируется следующим образом: "…первичный и элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этим подразумеваю такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой"1.

Ф.Гиддингс полагал, что в процессе социальной эволюции действуют две силы – бессознательная и сознательная. К первой он относил природные, следовательно, объективные факторы. Ко второй – сознательной – силе он относил факторы субъективно-психологического характера. Причем последние он не сводил к личностным проявлениям, а считал ими прежде всего описанное выше "сознание рода", предопределяющее поведение индивидов.

Это понятие является одним из центральных и активно используемых Ф.Гиддингсом. "Сознание рода" или "социальный разум" означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого. Названное понятие выполняет в концепции Ф.Гиддингса, где приоритет в анализе любой социальной проблемы отдается психологическому фактору, цементирующую роль. Даже рассмотрение социальной и классовой структуры капиталистического общества несет на себе отпечаток наличия "сознания рода" ("социального разума") как показателя развитости чувства солидарности.

В самой же социальной структуре, весьма необычную трактовку которой предлагает Ф.Гиддингс, им выделяются три группы классов: "жизненные классы", которые различаются по срокам жизни, темпам смертности и рождаемости; "классы личностей", различающиеся по такому психологическому критерию как степень одаренности (здесь выделяются гениальные, талантливые, обычные, уродливые люди); "социальные классы".

В основу классификации последних положены не объективные признаки, а степень развитости чувства солидарности ("сознание рода"), которое скрепляет большие группы людей. Он различает, исходя из этого критерия, социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс и антисоциальный класс. К первому Ф.Гиддингс относит людей, активно защищающих свое общество, свой социальный строй и стремящихся его улучшить. Несоциальный класс представляют люди, равнодушные к делам общества и тяготеющие к индивидуалистическим проявлениям жизни. Псевдосоциальный класс составляют бедные люди, стремящиеся жить за счет общества. Наконец, к антисоциальному классу Ф.Гиддингс относит преступников – людей, относящихся с ненавистью к данному обществу и его институтам1.

В более поздних работах, написанных уже после Первой мировой войны, Ф.Гиддингс частично пересмотрел свои прежние позиции и начал заниматься несвойственными ему ранее проблемами. Он изучал возможности применения статистических методов в социологии, стал принимать участие в эмпирических исследованиях.

Современники Ф.Гиддингса отмечали его крайнюю теоретическую и даже идеологическую нетерпимость к противникам, говорили о его расизме, антисемитизме, антибольшевизме; при этом они подчеркивали большие административные возможности социолога и давление, которое он оказывал на коллег благодаря им.

Подводя краткий итог рассмотрению психологического эволюционизма в социологии (идеи Л.Уорда, Ф.Гиддингса), следует отметить, что его влияние на последующее развитие социологической мысли не было слишком значительным и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма. Это направление дополнило биолого - эволюционную схему, созданную Г.Спенсером, выявлением и изучением психологического фактора развития общества. Несмотря на внешнее "противостояние" Г.Спенсеру представителей психологического эволюционизма и его критику ими, реального разрыва с эволюционными идеями не произошло. Более того, они были усилены за счет использования в ходе анализа усложнения форм общественной жизни "сознательного начала", то есть фактора разумного управления социальными процессами.






Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 249. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия