Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение об идеальных типах





Как видно, понимание в социологии М.Вебера тесно связано с категорией идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип – это проявление своеобразного “интереса эпохи”, мыслительная конструкция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извлекается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно М.Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: “По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности”2.

Идеальный тип не встречается в самой повседневной действительности (например, капитализм, город, христианство, экономический человек и т.д.). Он создается ученым как инструмент для познания исторической реальности и современного мира. Для М.Вебера образование абстрактных идеальных типов выступает не как цель, а как средство научного познания и понимания. В этом отношении значительный интерес представляет следующее рассуждение немецкого социолога: “В исследовании идеально-типическое понятие – средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип – не “гипотеза”, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения”1.

Идеально-типические конструкции имеют особое значение для эмпирической науки, и это обстоятельство М.Вебер подчеркивает специально. Он указывает на необходимость отказаться от претензии идеального типа на выполнение функции долженствования, точно также как от этого отказывается эмпирическая социология. “Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить”2. Аналогичен подход М.Вебера к идеальному типу по вопросу о его значении для эмпирической социологии, который он поднимает в связи с трактовкой понятия капиталистической культуры. “Прежде всего следует подчеркнуть, - пишет М.Вебер, - что надо полностью отказаться от мысли, будто эти “идеальные” в чисто логическом смысле мысленные образования, которыми мы здесь занимаемся, в какой бы то ни было мере носят характер долженствования, “образца”. Речь идет о конструировании связей, которые представляются нашей фантазии достаточно мотивированными, следовательно, “объективно возможными” …”3.

Из сказанного выше становится понятной одна из причин того, почему идеальный тип нужно отличать от оценочных суждений. “Идеальный тип” в нашем понимании, - писал М.Вебер,- … есть нечто, в отличие от оценивающего суждения, совершенно индифферентное и не имеющее ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим “совершенством”4.

Конечно, М.Вебер понимал, что идеальный тип является определенным упрощением и идеализацией социальных явлений и процессов. Но он шел на это совершенно сознательно. Более того, он считал, что чем более абстрактным и нереалистичным является идеальный тип, тем лучше он способен выполнить свои методологические функции, тем полезнее использовать его в качестве средства классификации конкретных явлений и процессов как в историческом разрезе, так и в особенности в изучении актуального общества. М.Вебер писал: “Идеальный тип определенного общественного состояния, сконструированный посредством абстрагирования ряда характерных социальных явлений эпохи, может – и это действительно часто случается – представляться современникам практическим идеалом, к которому надлежит стремиться, или, во всяком случае, максимой, регулирующей определенные социальные связи”1.

М.Вебер на нескольких примерах и рассуждениях вокруг них стремится показать, как образуются, создаются и оказываются взаимосвязанными идеальные типы. Один из этих примеров соединяет три идеальных типа: “ремесло”, “капиталистическое хозяйство”, “капиталистическая культура”. Вначале создается в виде утопии “идея ремесла” за счет соединения определенных черт, диффузно встречающихся у ремесленников самых различных эпох и народов и доведенных до их полного логического предела в едином идеальном образе. “Далее, - рассуждает М.Вебер, - идеальному типу “ремесла” можно, абстрагируя определенные черты современной крупной промышленности, противопоставить в качестве антитезиса идеальный тип капиталистического хозяйства и вслед за тем попытаться нарисовать утопию “капиталистической” культуры, то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. В ней должны быть объединены отдельные, диффузно наличные черты материальной и духовной жизни в рамках современной культуры, доведенные в своем своеобразии до лишенного для нашего рассмотрения противоречий идеального образа. Это и было бы попыткой создать “идею” капиталистической культуры…”2. В ней отражены, продолжает свои рассуждения М.Вебер, известные, значимые в своей специфике черты культуры капитализма, взятые из действительности и объединенные в идеальном образе.

Одна из главных и противоречивых проблем веберовской социологии состоит в ответе на вопрос: как конструируется идеальный тип – из сознания или из эмпирической реальности? С одной стороны, М.Вебер говорит, что идеальный тип – это утопия, наша фантазия (в том смысле, что его нет в конкретном, индивидуальном виде; кто, например, видел капитализм в “натуральную величину”?). С другой стороны, идеальные типы берутся из самой действительности за счет выделения, усиления таких сторон, которые кажутся исследователю типическими. Так, К.Маркс, характеризуя капитализм, выделял в качестве его основных черт наличие эксплуатации, частной собственности на средства производства и др.

Чтобы разрешить противоречие, касающееся происхождения идеальных типов (из сознания или из реальности), М.Вебер вводит их разграничение на исторический и социологический. Первый имеет дело с живой историей, из которой и выводятся “идеально-типические” понятия, второй - социологический идеальный тип – означает выведение понятий в качестве теоретических конструкций непосредственно из мышления ученого.

Социологические идеальные типы М.Вебер называл чистыми социальными типами. Они имеют более общий, чем исторические типы, характер, являются инструментом социологического исследования. Чистые типы пригодны в исследовании тем больше, чем они “чище”, то есть чем дальше отстоят от действительных, эмпирически существующих явлений. Один из самых фундаментальных примеров, даже образцов чистого идеального типа – целерациональное действие. Как идеальный тип, оно в чистом виде редко встречается в действительности. Но это не эмпирически всеобщее явление.

Иное дело – исторические, или генетические идеальные типы. Вот лишь некоторые из них, рассматриваемые М.Вебером: средневековый город (но не город вообще, поскольку это – социологический идеальный тип), культура капитализма, ремесло, христианство, кальвинизм и др. Исторические идеальные типы образованы благодаря подчеркиванию, выделению одной из сторон эмпирически данных фактов. Эти идеальные типы служат средством раскрытия генетической связи исторических явлений.

Как видно, генетические идеальные типы отличаются от социологических (чистых) не только по природе, характеру происхождения, но и по степени общности. Генетический тип применяется локально во времени и пространстве, тогда как социологический имеет универсальную, а не локальную применимость; первый служит средством выявления связей, которые имели место разово или несколько раз, тогда как второй используется для выявления связей, существующих всегда.

Таким образом, можно сказать, что противоречия, возникшие у М.Вебера в связи с образованием идеально-типических понятий, связаны с различными функциями и различным происхождением идеальных типов в истории и социологии. В социологии идеальный тип выполняет функцию обнаружения типического, закономерного в явлениях и процессах.






Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 349. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия