Студопедия — Общество как система. Рассмотрим основные концепции В.Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество как система. Рассмотрим основные концепции В.Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки






Рассмотрим основные концепции В.Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Начнем с анализа взглядов социолога на общество, поскольку именно его интерпретация во многом определила все остальные взгляды, теории и суждения.

Для итальянского мыслителя общество - это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. “Общественный порядок, - писал он, - никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью”1.

Применяя понятие системы к обществу, В.Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные (точнее, не-природные) условия, внутрисистемные социальные условия.

Все элементы социальной системы у итальянского социолога взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована В.Парето из экономической теории Л.Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. При этом нужно учитывать, что В.Парето имеет в виду прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантных социальных факторов его изменения и эволюции.

Равновесие, о котором пишет социолог, - не статическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходившие в одной части системы, передавались немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, В.Парето “отказывает” ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между собой, имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что общество, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклами развития элиты, описанными им в широко известной социологическому сообществу концепции, ей посвященной.

Идеи В.Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. При этом требовался учет целого ряда переменных, функционально взаимодействующих между собой. На них исследователь обращал особое внимание.

Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь В.Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии (М.Панталеони, Л.Вальрас) и оставившим свой заметный след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению В.Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Именно здесь мы сталкиваемся с той логикой рассуждений и доказательств итальянского ученого, которая привела его от экономической науки к социологии, к системному подходу, к анализу действий и взаимодействий людей, базирующихся на их психических склонностях и предрасположенностях (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

Общество для В.Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.

В.Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О.Конта и Г.Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает В.Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует.

Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке – описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача - устанавливать функциональные зависимости между фактами. По мнению В.Парето, подлинное социологическое (он характеризовал его как логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Но эта детерминация, указывает социолог, оказывается не прямой, а опосредованной, через чувства человека.

Итак, психический склад индивида обусловливает его чувства, определяющие характер действий. Последние были названы В.Парето “нелогическими” (подробнее о них будет сказано ниже, в связи с разработанной ученым специальной концепцией), и именно они и составляют предмет социологического исследования. Поскольку общество представляет собой, с точки зрения В.Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, постольку социология выступает наукой прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств.

Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и исторической системы, В.Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: “Выражения чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся”. И далее: “…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет только хронику этих сочетаний”1.

Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом развитии, рассматривается как динамичная социальная система, вне зависимости от ее социально-экономической “начинки”. Это выглядит внешне странным, учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни В.Парето были посвящены занятиям экономической наукой, где он заметно преуспел. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности, - такова одна из основных особенностей социологии В.Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия