Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологические идеи П.Ф.Лилиенфельда





Идеи органицизма получили свое отражение также в работах П.Ф.Лилиенфельда, не только исследователя, но и видного государственного деятеля России (он был сенатором, вице-губернатором С.-Петербурга, губернатором Курляндии). Основная работа, опубликованная на русском языке, - “Мысли о социальной науке будущего” (1872).

Задачу социологии как науки П.Ф.Лилиенфельд видел в исследовании ею социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов. Он ставил цель изучить воздействие этих процессов на основные формы деятельности в обществе, которое он определял как прямое продолжение жизни природы в виде наиболее совершенного живого организма. Сами общественные явления, по его мнению, определяются психикой человека.

В работе “Мысли о социальной науке будущего” ее автор задавал вопрос: “… к какой области человеческого знания относится социология; наука ли она по преимуществу умозрительная или же реальная?”. Отвечая на него, П.Ф.Лилиенфельд писал: “Если человеческое общество входит в состав окружающей нас природы, то социальная наука должна составить часть естествознания и к ней должен быть применен метод индуктивно-опытный; если напротив того общество основано преимущественно на началах нравственно-духовных, то социальная наука должна быть причислена к наукам умозрительным и к ней должен быть применен метод дедуктивно-синтетический”1. Для социолога приемлемым оказывается первое “если”, а для социологии как науки применим лишь индуктивный метод.

Что нужно, чтобы общество стало предметом социологического изучения? “Для этого необходимо, - пишет П.Ф.Лилиенфельд, - чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию”2.

П.Ф.Лилиенфельд часто проводил прямые аналогии между обществом и живым организмом. Он утверждал, что общество состоит из клеток – человеческих индивидов – также, как из них (клеток) состоит любой живой организм. Между клетками существует “междуклеточная ткань”, которая представляет собой естественную среду (климат, почва, полезные ископаемые) и все то, что создали сами люди (мы могли бы назвать это “второй природой”).

Развитие общества характеризовалось П.Ф.Лилиенфельдом в рамках понятий, присущих живым организмам и типичных для них (рождение, рост, смерть, болезни и т.д.). Отдельные общественные структуры также имели аналогии с биологическими органами, например, правительство рассматривалось как мозг с точки зрения выполнения им своих основных функций, экономическая сфера оказывалась аналогичной системе кровообращения, право играло роль нервной системы. Экономическая и политическая деятельность в обществе отождествлялась с физиологической и морфологической деятельностью живого организма.

Говоря об органицизме П.Ф.Лилиенфельда, нужно иметь в виду “присвоение” им обществу всех основных черт организма: его целостности, единства и взаимосвязи органов, их специализации на выполнении отдельных функций, накопления запасов и потенциальных сил и т.д. Таким образом, органицистский подход у П.Ф.Лилиенфельда выглядел еще более выраженно, чем у Г.Спенсера (не говоря уже о А.И.Стронине). Вполне понятно, что при таком подходе социолог излагал теорию общества в понятиях “социальной физиологии”.

Поскольку социолога постоянно волновало состояние социального организма, он не мог не ставить вопросы о его социальном здоровье и социальных болезнях. И здесь мы встречаемся с постоянными аналогиями между обществом и организмом. Болезни общества сравнивались с состоянием людей, характеризующихся различными заболеваниями: больная экономика рассматривалась как слабоумие, больное правительство – как паралич, больное право – как бредовое состояние. В этом контексте основное внимание П.Ф.Лилиенфельд уделял проблемам предотвращения болезней, то есть терапевтическим мероприятиям, к которым необходимо постоянно прибегать обществу и власти.

Главное – не доводить дело до разложения и распадения частей (точь–в-точь как в организме), иначе наступит смерть. Поскольку разложение в обществе вызывается как внутренними, так и внешними факторами, требуется постоянное отслеживание и внимательное наблюдение за их действием. Здесь значительную роль играют степень организованности общества, его культура и образованность, знания, существующие в нем и являющиеся достоянием широких социальных слоев.

Как и все российские социологи, П.Ф.Лилиенфельд обращался к идее прогресса и его критериев. Главный среди них – мера свободы общества (даже не индивида!), под которой понималась и экономическая, и политическая, и правовая свобода действовать властям от его имени в целях укрепления социального организма.






Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 162. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия