Студопедия — Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Переоткрытие проблемы сознания в Новое время: идеалистическая философия






Предпосылки переосмысления проблемы сознания. В
главе «Бытие» мы уже показали, что Новое время вошло в
историю под знаком того события, которое Ницше выразил
в афоризме «Бог умер». В работе «Веселая наука» он, ори-
ентируясь на обычный человеческий способ восприятия,
предполагающий воспроизведение жизни в формах самой
жизни, так описал это событие: «Слышали ли вы о том бе-
зумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь,
выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу
Бога!». Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто
не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. «Он что, про-
пал?» — сказал один. «Он заблудился как ребенок», —
сказал другой... Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил
их своим взглядом. «Где Бог? — вокликнул он, — Я хочу
сказать вам это! Мы его убили — вы и я...» Наконец, он
бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребез-
ги и погас. «Я пришел слишком рано, — сказал он тогда, —
мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути
и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих
ушей... Деяниям нужно время, после того как они уже со-
вершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока
еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, — и все-
таки вы совершили его...»

Отметим в приведенном тексте два важных момента. Во-
первых, люди «убили Бога» каким-то странным образом,
ибо, совершив это деяние, они еще не знают о нем. Другими
словами, люди действовали бессознательным для самих
себя образом; никто из них не ставил перед собой созна-
тельную цель: отказаться от Бога, вывести саму идею Бога
из цивилизационной структуры. Хайдеггер впоследствии
назовет данный процесс онтологическим «ничтожествовани-
ем», «онтологическим нигилизмом», признав тем самым,
что отказ от Бога не есть результат каких-то учений, фило-
софских построений и т. д. Отказ от Бога, или нигилизм,


как его называл мыслитель, «это всемирно-историческое
движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу
влияния Нового времени... Точно так же нигилизм и не по-
рождение отдельных наций, чьи мыслители и литераторы
говорят о нигилизме». Более того, Хайдеггер считает, что
невозможно точно определить, назвать исток этого «злове-
щего н неприютного гостя». Во-вторых, безумец в тексте
Ницше называет отказ от Бога «страшным событием», а Хай-
деггер, как бы вторя ему, вводит для характеристики дан-
ного события определения типа «зловещий», «неприют-
ный». С чем связаны такие мрачные характеристики? Дело
в том, что идея Бога — это целая цивилизациониая струк-
тура, которая задавала меру объяснения мира в целом и
жизни отдельных людей, не давала людям погрузиться в
стихию инстинктов, требовала от людей строить свое бытие
по типу должного, т. е. выходить за рамки сиюминутных
материально-экономических интересов и потребностей. От-
каз от идеи Бога означал неизбежное изменение способа че-
ловеческой жизни, понимания содеянного, оценок и осмыс-
лений. Произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало
от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои
мысли, чувства и действия. Человек сам захотел стать богом
на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою инди-
видуальность в свой разум. Эту ситуацию и почувствовал
Ницше, выразив ее в словах безумца «вы убили Бога».

Для нас важно отметить, что отказ от Бога свидетельст-
вовал о формировании нового духовного опыта людей, в ко-
тором не оказалось места для того высшего его уровня, ко-
торый Плотин называл Божественной простотой,
отдохно-
вением в Божественном. А это значит, что прежний механизм
формирования сознания, его понимания и объяснения был
сломан, разрушен.
Если нет Бога и нет того уровня в духов-
ном опыте, воспоминания о котором и составляли содержание
н сущность сознания, то требовались какие-то иные объясни-
тельные принципы. Возникла необходимость переоткрыть со-
знание, по-новому его истолковать.

Итак, переоткрытие проблемы сознания происходило в
обстановке, когда человек освободился от власти и опеки
сверхчувственного, перестал признавать свою принадлеж-
ность двум мирам: земному и неземному,
стал объяснять
свое происхождение только через природную эволюцию, со-
гласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко-
торой человек произошел из животного царства. Русские
философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев - не признава-
ли такое ничтожество человеческого происхождения, тем


более, что в подобном признании, по их мнению, таилось
глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглаша-
ется со своим духовно-плебейским происхождением — от
обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристокра-
тизм в рамкчх всего живого, приписывает себе способность
сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого от-
казался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев за-
фиксировал это противоречие в следующих словах: люди
произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга.
Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из
обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь лю-
дей друг к другу. Так издевался русский философ над само-
надеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучны-
ми теориями происхождения человека.

Европейские философы и мыслители Нового времени в
основном приняли мировоззрение «онтологического ниги-
лизма» и попытались его выразить и обосновать. Человек
был объявлен началом и причиной всего, что с ним случает-
ся в мире. Нет ничего, кроме самого человека, что обеспе-
чивало бы ему возможность реализовать себя как человека.
Человек есть условие и возможность мира, но не мира вооб-
ще, а мира, который он: может понимать, что-то о нем знать,
действовать в нем и т. д. Человек сам, своей деятельностью
творит свой мир, в котором он что-то может делать и жить.
Единственной несомненной реальностью был признан инди-
вид и его сознание. Р. Декарт — основоположник новоев-
ропейской философии — объявил, что акт «я мыслю» яв-
ляется самым простым и самым очевидным основанием су-
ществования человека в мире, а также самого мира. Можно
сомневаться, существует ли объективный мир (Бог, приро-
да, люди, даже мое собственное тело), но нельзя сомневать-
ся в том, что я мыслю, чувствую, следовательно, существую
Прежде всего как это мыслящее, чувствующее существо.
Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала чело-
веческую деятельность и способности.

Русские мыслители конца XIX и начала XX в. назвали
такую философию метафизикой индивидуализма и эгоизма,
не признающей «никакого сверхиндивидуального самосоз-
нания и воли» (Л.. П. Карсавин). Они выступали против
абсолютизации индивидуальности, утверждая, что «я» не
является совершенным и самодостаточным сущим, ибо «я»
есть только «здесь» и «сейчас», т. е. в настоящем: его нет в
прошлом уже, а в будущем нет еще. В своем настоящем
бытии «я» живет маленькой минуткой между последним мо-
ментом прошлого и первым мигом будущего. Поэтому бе-


зумно строить философское мировоззрение на признании
«я» последним основанием бытия и единственной несовме-
стимой реальностью.

Метафора сознания в Новое время: мнимый возврат к
античности и мнимый разрыв со средневековьем.
Из ска-
занного выше совершенно очевидно, что в Новое время
средневековое понимание сознания остается невостребован-
ным, и более того, объявляется несоизмеримым с человече-
ским духовным опытом, в котором, - как мы уже говорили,
выделялось не три уровня, как это делал Плотин, а всего
два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств,
эмоций и инстинктов. В терминологии Плотина — это
средний и низший уровни духовного опыта. «Смерть Бога»
и трансформация структуры духовного опыта — явления
одного и того же порядка. «Смерть Бога» сопровождалась
появлением «новой» популяции людей, которые потеряли
способность мистического единения с Богом, испытывали
презрение ко всему спонтаннопепосредствешюму, боялись
мистификаций со стороны духовного, с энтузиазмом вос-
принимали любую рациональную конструкцию. Они объя-
вили средним векам культурный крестовый поход, а потому
стали искать опору для себя в классической древности.

Как мы помним, в античности образ сознания создавался
через сравнение его с «вощеной дощечкой». Античные мыс-
лители были уверены, что'образы предметов и явлений, на-
ходящиеся в нашем сознании, имеют реальные аналоги во
внешнем мире. Мир отпечатывается на доске ума-разума,
как печать на воске. Новоевропейская тенденция возвели-
чивания реальности «я», с одной стороны, не имела ничего
против такого толкования сознания, но с другой - начала
сомневаться в возможности подобного натуралистического
объяснения сущности сознания. Началась критика, антично-
го образа сознания. Аргументы были таковы: а что если от-
печаток в сознании есть просто галлюцинация? Кто даст
нам гарантию в том, что образ, имеющийся в сознании, со-
ответствует какому-то реальному объекту? Никто не оспа-
ривал тот факт, что в нас находятся образы предметов, од-
нако существование вне нас соответствующих реальных
аналогов было объявлено проблематичным. Сомнение в су-
ществовании строгой и адекватной корреляции между обра-
зом предмета в сознании и предметом вне сознания стало
исходным пунктом декартовской модели сознания. Он из-
менил сам подход к проблеме сознания по сравнению с ан-
тичным: единственным подлинным существованием вещей
было признано их существование в мысли.


В условиях отказа от связи с Божественным мысль интер-
претировалась только как состояние личности, субъекта.
Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает
и сама себя детерминирует. Акты мышления автономны и са-
модостаточны в силу автономности и самодостаточности ее
носителя — индивида. Отсюда, и новая метафора сознания:
оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы
реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и
образы до того, как оно включается в общение с миром. Ор-
тега-и-Гассет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не
входят в сознание извне, они содержатся в нем как идеи». В
истории философии такое учение было названо идеализмом, в
отличие от античности реализма.

Возврат к классической древности в понимании созна-
ния был одновременно и его преодолением: метафоры со-
знания античности и Нового времени имели противополож-
ные смыслы. Но в одном они совпадали: содержание созна-
ния сводились к предметному; ни античность, ни Новое
время не связывали сознание с тем пластом духовного
опыта, где совершалось таинство духовного единения с
Божественным.
Античность еще не знала об этом таинстве,
Новое время уже не принимало, отвергало его в своих раз-
мышлениях о природе сознания.

Но. как бы не отказывались от средневекового мировоз-
зрения мыслители Нового времени, они сохранили с ним
связь, так как воспроизвели навыки работы с внутренним
миром. Неработанное в средние века умение человека об-
ращать внимание на свой внутренний духовный мир стало
основой новоевропейской культуры.
Поэтому при объясне-
нии феномена сознания никто не сомневался в том, что оно
открыто только себе самому, что точку отсчета при его изу-
чении надо выбирать в нем же самом. Сознания нет без
самосознания - таков был вывод философов Нового вре-
мени. В акте самосознания сознание само себя знает, про-
ясняет свое содержание и структуру
.

Выше уже говорилось о том, что в Новое время появляет-
ся и новая структура духовности. Смысл ницшеанского афо-
ризма «Бог умер» был связан прежде всего с изменением
внутреннего мира людей. Произошел «распад души», когда
самопознание и самосознание уже не знают переживания как
субстанции, не знают вечности. Причем, это не вымысел пси-
хологов и писателей: происходит реальное изменение струк-
туры духовности. Внутреннее духовное пространство сжима-
ется как шагреневая кожа до предметно-логического содержа-
ния и переживаний, связанных с чувственностью. Поэтому


Декарт все своё внимание обращает на тот уровень духовной
жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и раз-
мышления. Бога в душе уже нет; на уровне рефлексии и раз-
мышления человек уже не вспоминает свои переживания, свя-
занные с Божественным; он занят проблемами внешнего объ-
ективного мира. · Не случайно Декарта интересует не
доказательство бытия Бога, а метафизическое обоснование
существования внешнего для человека мира. Сознание стало
средством обнаружения объективно-природного мира, сред-
ством доказательства его существования. Сознание в ак-
тах самосознания обращало внимание только на предмет-
ное содержание, т. е. такое содержание, которое было свя-
зано с характеристиками объективно-предметного мира.
И
в этом Новом времени повторило античное понимание созна-
ния. Таким образом, в новоевропейском сознании соедини-
лись античная установка на ценность предметного мира, на-
правленность внимания на него и средневековый навык рабо-
ты сознания с самим собой.

Античное, средневековое и новоевропейское понимать
сознания: сравнительный анализ.
Постулируя возврат к
античности в понимании сознания, новоевропейские мысли-
тели одновременно и преодолели такое понимание. В чем
это выразилось? Античные философы, будучи реалистами в
толковании сознания выделяли при его объяснении акт вос-
приятия, который и составлял основной смысл метафоры
«воск-отпечаток». Восприятие — это принятие воздейст-
вия внешнего мира на мир внутренний. В Новое время при
объяснении сознания мыслители сделали акцент на вообра-
жении. Когда сознание работает в режиме воображения, то
не предметы запечатлеваются в нем независимо от его воли,
а оно само вызывает их к жизни. С помощью воображения
сознание творит и конструирует предметы, разбирает их на
части, идеализирует их, соединяет и разъединяет. Содержа-
ние сознания приходит к нам не извне, это мы извлекали
его из собственных глубин.

Проблему сознания как воображения наиболее полно про-
работал немецкий философ И. Кант.· В сознании человека, с
его точки зрения, наличествуют особые, непосредственно дан-
ные знания о чем-то как о целом. Получить такого рода зна-
ния нельзя с помощью познавательных актов, совершаемых
индивидом даже в течение всей жизни. А они, эти знания
присутствуют в нас, и мы их обнаруживаем, как только начи-
наем сознавать себя. Значит, они нам даны до наших позна-
вательных усилий, т. е. даны априори (apriori — до опыта).
Мы обнаруживаем, что каким-то образом в нашем сознании


уже есть знание о том, что мир пространственен и временен,
причинно обусловлен, что в мире есть добро и зло и т. п. Эти
непосредственно существующие в нас знания составляют ус-
ловия возможности нашего познания как внешнего мира, так
и самих себя. Можно сказать иначе. Когда человек осознает
себя как «я», он имеет дело с уже каким-то содержанием сво-
его внутреннего мира: у него уже есть способности к логиче-
скому мышлению, к языку, умение воспринимать мир как
упорядоченный пространственно и временно, он может делать
выбор, чувствовать красоту и т. д.

Кант попытался философски обосновать основание на-
ших знаний. В качестве такового, по его мнению, выступает
форма сознания, или, как выражается профессиональная
философия, трансцендентальное единство апперцепции. Смысл
данного философского выражения прост: форма сознания
предшествует всем другим знаниям. А это значит, что до
философского выявления акта «я мыслю» в качестве перво-
знания (о чем заявил Декарт), на котором основано все че-
ловеческое знание, это «я мыслю» уже существует и рабо-
тает в структуре человеческого сознания. Работает до того,
как человек открыл акт «я мыслю».

Таким образом, признав, что «Бог умер», философия
пошла по пути понимания сознания как какого-то естествен-
ного процесса появления условий определения и понимания
человеком мира и себя самого. Например, мы видим мир
пространственно-временным, потому что в нас уже есть спо-
собность видеть его таким. Прежде чем изучать мир, к при-
меру, в физике, мы уже знаем, что он существует как вре-
менной процесс II сводим во все формулы время. Тем самым
с помощью сознания, как условия возможности познать
мир, мы творим мир на уровне явлений, т. е. на уровне его
какого-то определенного, зависящего от структур нашего
сознания, понимания. Изучая мир, мы вкладываем в содер-
жание проводимых с ним исследований какие-то парамет-
ры, которые принадлежат нашему сознанию. Сознание —
это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира
на уровне явления (того, что дано чувствам), он стал «ма-
леньким богом» (Лейбниц), верховным законодателем При-
роды (Кант). После Декарта и Канта была признана участ-
ность (от слова «участие») сознания в бытии.

Рассмотрим соотношение средневекового и новоевропей-
ского толкования феномена сознания. Как уже неоднократ-
но говорилось, мыслители Нового времени сохранили при
анализе сознания навык работы с внутренним миром. Но
при этом изменилось как понимание структуры этого мира,


так и технология «работы» с ним. Отметим несколько мо-
ментов такого изменения.

Для Плотина сознание есть воспоминание о чем-то, что
самое не есть сознание, а именно отражение того состояния,
которое возникало в духовном опыте единения с Божествен-
ным. Поэтому сознание выступало как нечто вторичное,
производное. Оно рассматривалось не как реальность, а как
воспоминание на уровне рефлексии и рассуждения о духов-
ной реальности.

Для Декарта (мы берем фигуры Плотина и Декарта как
персонализации мировоззренческих установок соответству-
ющих эпох) сознание есть единственная несомненная реаль-
ность, а уровень рефлексии и рассуждения рассматривался
им как основополагающий в структуре духовного опыта.

Для Плотина сознание есть соприкосновение с иррацио-
нальными, мистическими элементами духа, непрерывное
общение с мировой сущностью, единой космической волей.
Оно по исходу религиозно и если не полностью, то все же
обязательно содержит в себе элементы религиозности. Оно
по определению мистично.

В трактовке Декарта сознание имеет дело не с мистиче-
ски-иррациональным содержанием, а с характеристиками
предметного объективного мира. Оно утрачивает способ-
ность соприкасаться с мистическим, а если и сохраняет ее
частично, то в силу непросвещенности ума индивида. Чело-
веку неприлично теперь быть мистиком, он становится ра-
ционалистом-позитивистом.

Плотин трактует сознание как воспоминание о пережива-
нии блаженства души, пребывающей в состоянии Божествен-
ной простоты. Вспоминать о переживании и не переживать
при этом нельзя. Поэтому, сознание для него эмоционально
окрашено. Декарт не отождествляет сознание с мышлением,
логические процедуры которого всегда ориентированы на
очищение от эмоционально-личностных переживаний и эмо-
ций. Мышление претендует на бесстрастность.

Сознание в плотиновском толковании существует для
другого: для воспоминания о чем-то, где оно не присутство-
вало. Сознание-мышление в декартовской трактовке бытий-
ствует для себя, оно размышляет о себе, погружается в себя
как единственную и несомненную реальность. Мысль само-
порождает мысль, а потому она претендует на то, чтобы
быть исходным данным Универсума. Действительно, ни о
чем нельзя сказать, что достаточно мне о нем помыслить,
чтобы оно существовало. Напротив, достаточно мне помыс-
лить, что я мыслю о чем-то, как эта мысль существует. У


мышления есть особая способность: давать себе самому су-
ществование. Когда мы говорим о других вещах, то'мы
всегда различаем их существование и то, что мы о них ду-
маем. Но для того, чтобы существовала мысль, достаточно
просто помыслить. Когда я мыслю, я даю мысли существо-
вание. Это и дало возможность идеализму объявить созна-
ние единственной несомненной реальностью.

Плотин, признав сознание вторичным, не может даже
помыслить, чтобы начать философствование с признания
«я» и сознания чем-то основополагающим. Декарт, напро-
тив, именно так реализует акт филофствования. В этом и
проявляется дух новой культуры «без Бога»: исходной точ-
кой отсчета для понимания мира, истории становится чело-
век и его сознание. Все, что совершается и наблюдается в
мире и истории, связывается только с его творческой дея-
тельностью. Ничто, взятое помимо человеческой деятельно-
сти, не допускается в качестве утверждения о мире.

И наконец, по Плотину, сознание не занимает всю сферу
духовного опыта: выше него и первичнее него находится без-
молвная, не осознающая себя, т. е. бессознательная, жизнь
нашего «я» в Боге. Бессознательное пребывание души в еди-
нении с Божественным определяет содержание сознания и
сам факт его существования. Сознание есть как бы антенна,
подключенная к Космосу, Богу. Декарт не прибегает к помо-
щи бессознательного для объяснения сознания по той причи-
не, что для него сознание, отождествленное с рефлексией и
размышлением, способно прояснить, высветить все, даже са-
мые темные уголки духовного внутреннего мира человека, а
потому бессмысленно говорить о бессознательном. Сознатель-
ное преобладает в человеке над бессознательным; если учесть,
что в связке «сознание-бессознательное» под последним,
вплоть до Нового времени, понималось мистическое содержа-
ние духовного общения с Богом, то многие религиозные фи-
лософы Нового времени рассматривали в преобладании со-
знательного над бессознательным «признак близости конца
для человечества» (Эд. фон Гартман).

Признав сознание чисто интеллектуальной деятельностью
субъекта, философы Нового времени явно или неявно исхо-
дили из следующих допущений относительно природы созна-
ния. Во-первых, считалось, что к содержанию опыта сознания
относятся только такие данные, которые можно повторять,
воспроизводить бесконечное число раз. Например, простран-
ственно-временные формы созерцания, категории рассудка и
пр. остаются постоянными в любых повторах их использова-
ния. А так как содержание сознания сводилось к предметно-


му, то его можно преобразовывать, перестраивать, держа сам
этот процесс обработки данных сознания под контролем само-
го же сознания. Совершенно очевидно, что так обращаться с
содержанием сознания в плотиновском его понимании абсо-
лютно невозможно, ибо, как отмечалось ранее, состояния Бо-
жественной простоты не могут повторяться, воспроизводиться
по желанию бесконечное число р.чз с постоянным и одинаково
формализуемым содержанием.

Во-вторых, содержанием сознания признавалось только
такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюда-
емости: сознание должно «уметь» рационально воспроизвести
свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в. ка-
кую-то схему— структуру— образ, причем, при желании повто-
ра такой развертки, оно должно уметь это сделать без особых
затруднений. Вне всякого сомнения плотиновские состояния
откровения не являются такими состояниями, которые можно
наблюдать в рефлексии сколько угодно раз, сохраняя при
этом неизменной его форму и содержание.

Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания
и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и
мистические Компоненты опыта сознания были утеряны, в
нем восторжествовали правила логики,
а поскольку была
признана участность сознания в конструировании мира явле-
ний, то возникло убеждение, что весь мир и все вещи созданы
и существуют по правилам логики, хотя не всегда целесооб-
разно и полностью совпадая с ними* Отсюда и родилась на-
целенность сознания: переделать все, подправить, улучшить в
соответствии с этой логикой. Сознание перестали отличать от
познания. Люди создали образ мира, соответствующий струк-
туре их духовного опыта. Человек «принужден» был «жить в
тех категориях, в которых он мыслит» (Л. Шестов). Мыслит
же он в категориях не экзистенциальных, а логических. Чело-
век Нового времени воспринимал такой образ мира и такой
способ своей жизни как само собой разумеющееся, ибо каково
сознание, таково и бытие человека, и наоборот.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия